
На средневековых картинах с изображением сюжетов о жизни европейских монархов часто можно увидеть фигуры мальчиков, облачённых в нарядные одежды. Зачастую они поддерживают царскую мантию, поводья королевского скакуна или даже несут часть военного снаряжения. В средневековой Европе таких мальчиков называли пажами. Они были отпрысками дворянских семей и состояли на службе у знатных и королевских особ, чтобы в будущем стать рыцарями. Наблюдая за высшим сословием, мальчики обучались необходимым манерам и правилам той среды, в которой им предстояло провести жизнь.
В России пажи появились при императоре Петре I в качестве придворных слуг, а уже в 1759 году дочь Петра — императрица Елизавета — учредила специальный Пажеский корпус для подготовки молодых людей к службе при дворе. Корпус располагался в Санкт-Петербурге в доме № 6 по набережной реки Фонтанки. Там пажей готовили к деятельности на гражданском и военном поприще. Параллельно с обучением в корпусе мальчики поступали на службу к царскому двору и выполняли определённые придворные функции: принимали участие в праздничных церемониях и приёмах, исполняли поручения членов монаршей фамилии и служили за царским столом.
При императрице Екатерине II Пажеский корпус стал элитарным учебным заведением: в него уже не могли попасть отпрыски любых дворянских чинов, а только дети генералов и наследники самых знатных фамилий. Исключение составляли лишь зачисленные в корпус по личному указу монарха родственники погибших на войне героев или выслужившихся военных.
В корпусе мальчики изучали чистописание, историю, Закон Божий, иностранные языки и фортификацию. В XIX веке при императоре Александре I корпус стал привилегированным военным учебным заведением. Теперь пажам преподавали больше точных и военных дисциплин: физику, артиллерию, статистику и высшую геометрию. Это было необходимо для того, чтобы придворную службу исполняли хорошо обученные военные, а не гражданские чины, одетые в военную форму.
В 1810 году корпус стал располагаться в здании бывшего Воронцовского дворца в Петербурге. Лучшие ученики становились камер-пажами и дежурили при императорском дворе. Существовал интересный обычай посвящения в камер-пажи: юноша, словно рыцарь, преклонял колено перед монархом, после чего тот дотрагивался рукой до его щеки и вручал шпагу. Служба императору считалась почётной среди учеников корпуса и исполнялась с большим воодушевлением.
Молодые люди стремились не только к учебным успехам, но и к нравственному росту. У пажей даже был свой девиз: «Ты будешь твёрд, как сталь, и чист, как золото».
Воспитанники корпуса продолжали службу Отечеству на военном и гражданском поприще. Среди выпускников Пажеского корпуса — писатель Александр Радищев, военачальник Алексей Брусилов и внук императора Александра II — князь Владимир Палей.
Пажеский корпус просуществовал до революции и был закрыт в 1918 году. После Великой Отечественной войны в здании Воронцовского дворца долгое время располагалось Суворовское училище, созданное по образцу дореволюционных кадетских корпусов. Там, в старинном здании Пажеского корпуса молодых людей вновь готовили к службе Отечеству.
Все выпуски программы Открываем историю
17 июня. О почитании Святителя Митрофана, епископа Византийского

Сегодня 17 июня. День памяти Святителя Митрофана, епископа Византийского, жившего в начале четвёртого века.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 86 зач., IV, 4-12.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Поступая правильно, люди могут делать это по разным причинам. Например, кто-нибудь уважительно говорит с другим человеком, потому что от его решения зависит нечто значимое, или может быть щедрым, надеясь на какие-то выгоды в будущем. В данном случае мы как будто бы на рынке, покупаем у других ответное добро. Подобный подход настолько распространён, что обычно люди не видят в этом ничего особенного. Но как выстраиваются наши отношения с Богом? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
Большинство людей на земле имеют опыт родительской любви. Более того, даже те, кто не имеют этого опыта или имеют искажённый опыт, обычно знают, каким должен быть правильный. И хотя современные стратегии родительских отношений явным образом отличаются от того, что мы знаем о подобных отношениях в XX или XIX и прежних веках, всё же одно в них было очевидно всегда: родители любят своих детей не за что-то, а просто по факту того, что они есть. Очевидно, что поведение детей на эту любовь влияет, строптивость и эгоистичность ребёнка, естественно, усложняет эмоциональную сторону отношений. Но первичность родительской любви неоспорима, мы так устроены. При этом нельзя не видеть, что рыночная модель отношений довольно быстро улавливается детьми, и они могут вести себя так, чтобы родителям нравилось, преследуя свои интересы. Но означает ли это, что родительская любовь такими вещами определяется?
В сегодняшнем чтении из послания к Римлянам апостол Павел ставит похожие вопросы, рассуждая о Боге и человеке. Хотя о том, что Бог есть любовь писал Евангелист Иоанн, для Павла это тоже было очевидно. Господь и мир-то сотворил только лишь по Своей любви, совершенно в нём не нуждаясь. Привлекая иудеев к праведной жизни, Бог нередко формулировал заповеди так, что им казалось, что Его любовь к ним зависит от их поведения. Но дело было не в Его любви, а в несовершенстве людей, которые жили в окружении языческих народов, про любовь Божию вообще ничего не знавших. Иными словами, как и иудеи, так и язычники, верили, что любовь Божию надо заслужить и только в таком случае Он посчитает человека праведным. Апостол Павел, несомненно, был согласен с тем, что праведность нужна, но также он знал, что с неё невозможно начать, так как праведным сам по себе человек быть не может. Учитывая же, что спасение необходимо всем, Бог заранее всех готов простить, и соблюдавших закон и не соблюдавших, всем готов позволить начать сначала.
Но, если Бог готов не вменять нам грехов и принимает нас в Своё общение даром, означает ли это, что можно вовсе обойтись без дел праведности, просто сославшись на Его любовь? Конечно, нет. Потому что общение с Богом, как общение с любым личностным существом, не может быт односторонним. Родитель может любить ребёнка сколько угодно, но пока ребёнок не полюбит его в ответ, подлинно глубокого общения не состоится. Подобным образом и в наших отношениям с Богом, своими добрыми делами мы не заслуживаем Его любовь, но подтверждаем свою собственную любовь к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим Дом, где живут особенные люди

8 лет назад в городе Омске священник Антоний Хмелёв создал Дом для людей с инвалидностью, которые остались без попечения близких. Располагается он при храме Рождества Христова в микрорайоне Крутая горка. Со временем проект получил название «Дом, который очень нужен». Здесь вместе с отцом Антонием о подопечных заботятся сёстры милосердия и добровольцы. Людям помогают решать бытовые задачи, приучают к самостоятельности, дают возможность заниматься творчеством и учиться.
Ксения и Александр почти ровесники. По паспорту им обоим чуть больше 40 лет, а по развитию они совсем, как дети. У каждого была семья и дом, но после смерти близких заботиться о них стало некому. Ксению и Сашу должны были отправить в психоневрологический интернат. Тогда бы не о какой свободной и радостной жизни — не было бы и речи. К счастью, про особенных мужчину и женщину узнал священник Антоний, так они и оказались в «Доме, который очень нужен». Условия в этом церковном приюте максимально приближены к домашним. Здесь подопечные готовят, ухаживают за садом во дворе, свободно общаются, играют в спортивные игры и не только.

Кроме Ксении и Саши в приюте при храме Рождества Христова находятся ещё 9 человек с инвалидностью. Они тоже, как могут, ведут самостоятельную жизнь и даже участвуют в делах местной службы милосердия — развозят вместе с волонтёрами гуманитарную помощь нуждающимся.
Сегодня Дому, где живут люди с ментальными и физическими нарушениями, необходима поддержка. Помогайте финансово, становитесь добровольцами или просто рассказывайте другим об этом добром проекте из Омска. Узнать о нём больше можно на сайте Православной службы «Милосердие. Крутая горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов