
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Евр., 313 зач., VI, 9-12.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Можно ли создать идеальное общество? Христиане древней Иерусалимской церкви попытались это сделать. Их община представляла собой уникальное явление. Ранние христиане Палестины, бывшие свидетелями земной жизни Спасителя, были настолько воодушевлены Евангелием, что хотели уже здесь, на земле, создать некое преддверие Царства Небесного. Но потом пришло время испытаний. Удержать Иерусалимскую церковь от разрушения поспешил апостол Павел, направивший христианам Святой земли воодушевляющее послание. Отрывок из 6-й главы этого послания, названного «Посланием к Евреям», читается сегодня во время литургии. Давайте послушаем.
Глава 6.
9 Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так.
10 Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.
11 Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца,
12 дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.
Последователи Господа Иисуса построили в первом веке в Иерусалиме крепкую общину, отказались от частной собственности и всё своё время проводили в молитве и труде во благо ближних. Богатые христиане без сожаления жертвовали средства в пользу бедных. Вот как описывает состояние Иерусалимской Церкви книга Деяний святых апостолов: У христиан «было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее». Духовная идиллия, в которой пытались пребывать древние христиане Палестины, неоднократно подвергалась опасности. У учеников Спасителя были внутренние враги — люди, желавшие исказить учение Христа, а также враги внешние — фарисеи и саддукеи, не принявшие Иисуса Христа и Его Евангелие. Отправив Спасителя на крестную смерть, они поставили своей задачей уничтожить всех Его последователей.
Первой жертвой гонений стал святой диакон Стефан, за его смертью последовали иные. Апогеем преследований стала насильственная кончина святого Иакова Праведного, первого епископа, то есть главы, Иерусалимской церкви. Святой Иаков был сброшен фарисеями и саддукеями с крыши храма Соломона. Авторитет Иакова в Иерусалимской общине был чрезвычайно высок, найти ему замену сразу не представлялось возможным. Смерть святого Иакова была воспринята христианами Палестины как настоящая катастрофа, грозившая общине гибелью.
После убийства святого Иакова в 62 году фарисеи и саддукеи усилили свою разрушительную деятельность. Они с ещё большей жестокостью стали преследовать христиан. Параллельно они активно подогревали в народной среде революционные настроения против власти римлян. Результатом стал отказ от выплаты податей в казну империи, который привёл к осаде Иерусалима римскими легионерами. Христиане Палестины, послушав апостола Павла, не вступили в политическую борьбу своих соплеменников-иудеев. Горделивая позиция иудеев им была чужда. Поэтому христиане перебрались в небольшой город Пелла на другом берегу Иордана — иудеи, напротив, собрались в Иерусалим в надежде, что Бог защитит Свой святой город и не даст осквернить храм Соломона.
Но произошло страшное. Горделивая и самонадеянная позиция бунтовщиков привела к тому, что Иерусалим пал. Примечательно, что когда римский военачальник Тит вошёл в город и увидел все укрепления, огромные камни стен, бастионы — он в изумлении воскликнул: «Воистину, Бог был на нашей стороне в сражении, и Бог Сам низверг иудеев из этой крепости!» Иерусалим был разрушен. Напоминанием о былом величии Града Господня стала лишь западная стена храма Соломона, «стена плача», уцелевшая только лишь по воле Тита. После разрушения Храма Соломона евреи стали народом рассеяния, духовного, прежде всего. Исключением стали лишь те из них, кто принял веру во Христа. Новый духовный дом они обрели в Церкви, а дом физический в среде собратьев уже не по крови только, но по вере во Христа Спасителя.
Конечно же, описанный выше исторический контекст не является оправданием нелюбви к Родине, своему народу. Но важно правильно расставлять приоритеты. Человек, не ценящий свою землю, презирающий свой народ, вряд ли Бога сможет всем сердцем полюбить. Никак не смогут уместиться в сердце эти два чувства. Но ровно так же не останется места в том сердце, которое сделало страну или народ идолом. «Нельзя служить одновременно Богу и маммоне», — говорит нам Евангелие. Христиане древней Иерусалимской церкви, созидая идеальное общество, строили его на основании веры, а также искренней любви к Богу и людям. Вот и мы, если хотим, чтобы мир вокруг нас, общество вокруг нас процветали, должны в первую очередь заботиться о том, чтобы во главу всего был поставлен Господь Бог. Не на словах, не в формате громких лозунгов, а по существу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 107. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Нередко люди думают, что их молитва призвана изменить Бога. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в 107-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 107.
2 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё; буду петь и воспевать во славе моей.
3 Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
4 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
5 ибо превыше небес милость Твоя и до облаков истина Твоя.
6 Будь превознесён выше небес, Боже; над всею землёю да будет слава Твоя,
7 дабы избавились возлюбленные Твои: спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю;
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем — крепость главы Моей, Иуда — скипетр Мой,
10 Моав — умывальная чаша Моя, на Едома простру сапог Мой, над землёю Филистимскою восклицать буду».
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу: Он низложит врагов наших.
Говоря о просительной молитве, многие люди воспринимают её в контексте собственно человеческого опыта просьб и уговоров. Уже в детстве мы научаемся уговаривать старших позволить нам съесть лишнюю конфету, посмотреть лишний мультфильм или отменить наказание, которое кажется нам слишком суровым. У всех в детстве бывали ситуации, в которых за отказом могло последовать согласие, стоило лишь как следует попросить. Но так ли выстраиваются наши отношения с Богом? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется, и в своей полноте сокрыт от нас в тайне Божественной жизни. Пробуя ответить на него, всякий сталкивается с антиномией — в Священном Писании мы встречаем идею о неизменности Божией и в то же время видим Его отвечающим на просьбы людей и сменяющим гнев на милость. Кажется, что в Евангелии есть места, в которых Христос прямо указывает на необходимость упрашивать Бога, например, так и говорит: «Просите и дано будет вам». Конечно, в первую очередь Он говорит о спасении, чего люди обычно не понимают и пытаются вытребовать у Бога исполнения самых разных просьб. Но в данном случае важно другое: разве человек, который умоляет Бога о спасении, не меняется внутренне, разве при искренней просьбе его сердце не исполняется доверием к Богу и не оказывается способным воспринять Его любовь?
В псалме, который мы сегодня услышали, явно выделяются две части, первая взята из 56-го, а вторая из 59-го псалма. Можно сказать, что 107-й псалом составлен из двух цитат, причём составлен так, что оказывается не только молитвой, но и диалогом между псалмопевцем и Богом. Разговор начинается со слов Давида, который обращается к Богу с молитвой, исходящей из глубины сердца. Он и его народ в беде и просьба его — это просьба об избавлении от врагов. Примечательно, что истину Божию псалмопевец видит достигающей облаков, в то время как милость Его превыше небес. Отсюда ясна суть просьбы к Богу: «Будь превознесён выше небес», то есть вознесись над справедливостью, будь милостивым.
Ответ, который от лица Господнего даёт псалмопевец, являет верность Бога Своему народу. В удивительных образах Господь показывает молящемуся, что Его власть распространяется на всю землю, что вся она Его, с городами, странами и народами.
Но означает ли это, что Давид уговорил Бога? Очевидно, нет. Дело в другом. Давид правильно настроил своё сердце! Именно поэтому он, вопрошая о том, кто дарует ему победу, признаёт, что защита человеческая суетна и полагаться нужно только на Бога. У Давида, конечно, есть войска, и они, естественно, будут прилагать усилия, для того чтобы победить, но при этом они должны будут помнить, что окончание всех трудов и всех усилий человеческих — от Господа.
Псалом 107. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 107. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 107. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Давида.
2 Готово сердце мое, Боже, [готово сердце мое]; буду петь и воспевать во славе моей.
3 Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
4 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
5 ибо превыше небес милость Твоя и до облаков истина Твоя.
6 Будь превознесен выше небес, Боже; над всею землею да будет слава Твоя,
7 дабы избавились возлюбленные Твои: спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю;
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем - крепость главы Моей, Иуда - скипетр Мой,
10 Моав - умывальная чаша Моя, на Едома простру сапог Мой, над землею Филистимскою восклицать буду".
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу: Он низложит врагов наших.
15 мая. Об истории Путивльской иконы Богородицы

Сегодня 15 мая. Церковь чтит Путивльскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Андрей Ефанов.
Удивительно, как заступничество Пресвятой Богородицы христианскому роду может проявляться на протяжении многих поколений! 400 лет отделяют друг от друга два явления иконы Пресвятой Богородицы «Путивльская». Каждый раз это чудо было связано с тяжёлыми событиями в Путивле. В 30-х годах XIII века это было монголо-татарское нашествие, а в XVII веке — трагические события смутного времени. То, что перестаёт быть важным в жизни христиан, нередко ими утрачивается. Так случилось и с Путивльской иконой Пресвятой Богородицы, которая не сохранилась в огне богоборчества XX века. Лишь по иллюстрациям образ был заново написан. На иконе Спаситель держит в руках символ вседержавной власти, а у Царицы Небесная лестница, как знак того, что Христос, возводящий человечество на небеса и до ныне сохраняет для нас возможность духовно преобразиться и войти в Царство Небесного Отца.
Все выпуски программы Актуальная тема