
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Евр., 313 зач., VI, 9-12.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Можно ли создать идеальное общество? Христиане древней Иерусалимской церкви попытались это сделать. Их община представляла собой уникальное явление. Ранние христиане Палестины, бывшие свидетелями земной жизни Спасителя, были настолько воодушевлены Евангелием, что хотели уже здесь, на земле, создать некое преддверие Царства Небесного. Но потом пришло время испытаний. Удержать Иерусалимскую церковь от разрушения поспешил апостол Павел, направивший христианам Святой земли воодушевляющее послание. Отрывок из 6-й главы этого послания, названного «Посланием к Евреям», читается сегодня во время литургии. Давайте послушаем.
Глава 6.
9 Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так.
10 Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.
11 Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца,
12 дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.
Последователи Господа Иисуса построили в первом веке в Иерусалиме крепкую общину, отказались от частной собственности и всё своё время проводили в молитве и труде во благо ближних. Богатые христиане без сожаления жертвовали средства в пользу бедных. Вот как описывает состояние Иерусалимской Церкви книга Деяний святых апостолов: У христиан «было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее». Духовная идиллия, в которой пытались пребывать древние христиане Палестины, неоднократно подвергалась опасности. У учеников Спасителя были внутренние враги — люди, желавшие исказить учение Христа, а также враги внешние — фарисеи и саддукеи, не принявшие Иисуса Христа и Его Евангелие. Отправив Спасителя на крестную смерть, они поставили своей задачей уничтожить всех Его последователей.
Первой жертвой гонений стал святой диакон Стефан, за его смертью последовали иные. Апогеем преследований стала насильственная кончина святого Иакова Праведного, первого епископа, то есть главы, Иерусалимской церкви. Святой Иаков был сброшен фарисеями и саддукеями с крыши храма Соломона. Авторитет Иакова в Иерусалимской общине был чрезвычайно высок, найти ему замену сразу не представлялось возможным. Смерть святого Иакова была воспринята христианами Палестины как настоящая катастрофа, грозившая общине гибелью.
После убийства святого Иакова в 62 году фарисеи и саддукеи усилили свою разрушительную деятельность. Они с ещё большей жестокостью стали преследовать христиан. Параллельно они активно подогревали в народной среде революционные настроения против власти римлян. Результатом стал отказ от выплаты податей в казну империи, который привёл к осаде Иерусалима римскими легионерами. Христиане Палестины, послушав апостола Павла, не вступили в политическую борьбу своих соплеменников-иудеев. Горделивая позиция иудеев им была чужда. Поэтому христиане перебрались в небольшой город Пелла на другом берегу Иордана — иудеи, напротив, собрались в Иерусалим в надежде, что Бог защитит Свой святой город и не даст осквернить храм Соломона.
Но произошло страшное. Горделивая и самонадеянная позиция бунтовщиков привела к тому, что Иерусалим пал. Примечательно, что когда римский военачальник Тит вошёл в город и увидел все укрепления, огромные камни стен, бастионы — он в изумлении воскликнул: «Воистину, Бог был на нашей стороне в сражении, и Бог Сам низверг иудеев из этой крепости!» Иерусалим был разрушен. Напоминанием о былом величии Града Господня стала лишь западная стена храма Соломона, «стена плача», уцелевшая только лишь по воле Тита. После разрушения Храма Соломона евреи стали народом рассеяния, духовного, прежде всего. Исключением стали лишь те из них, кто принял веру во Христа. Новый духовный дом они обрели в Церкви, а дом физический в среде собратьев уже не по крови только, но по вере во Христа Спасителя.
Конечно же, описанный выше исторический контекст не является оправданием нелюбви к Родине, своему народу. Но важно правильно расставлять приоритеты. Человек, не ценящий свою землю, презирающий свой народ, вряд ли Бога сможет всем сердцем полюбить. Никак не смогут уместиться в сердце эти два чувства. Но ровно так же не останется места в том сердце, которое сделало страну или народ идолом. «Нельзя служить одновременно Богу и маммоне», — говорит нам Евангелие. Христиане древней Иерусалимской церкви, созидая идеальное общество, строили его на основании веры, а также искренней любви к Богу и людям. Вот и мы, если хотим, чтобы мир вокруг нас, общество вокруг нас процветали, должны в первую очередь заботиться о том, чтобы во главу всего был поставлен Господь Бог. Не на словах, не в формате громких лозунгов, а по существу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Стать волонтёром проекта «Альфа — Поддержка» и помогать участникам СВО

Андрея, участника специальной военной операции, волонтёры благотворительного проекта «Альфа — Поддержка» повстречали в одном из госпиталей Москвы прошлой весной. После тяжёлого ранения молодой мужчина остался без ног и руки. Узнав историю Андрея, добровольцы захотели поддержать мужчину и его семью. У Андрея есть жена и четверо детей. В госпитале супруга одна, как могла, ухаживала за Андреем, и волонтёры поспешили ей на подмогу. Они обеспечили мужчине нужный уход и придумали, как решить проблему с его передвижением — собрали средства и купили современную, удобную инвалидную коляску, которой можно управлять одной рукой. На помощь мужчине откликнулось множество людей. У семьи Андрея в силу определённых причин на тот момент не было возможности её приобрести. В день выписки мужчины волонтёры благотворительного проекта «Альфа — Поддержка» доставили коляску прямо в больницу. Теперь Андрей передвигается сам, участвует в домашних делах и проводит время с близкими.
Команда проекта продолжает сопровождать Андрея на пути возвращения к обычной жизни. В августе прошлого года он впервые встал на протезы. Впереди ещё много работы, но важно, что уже сейчас Андрей не чувствует себя беспомощным.
Проект «Альфа — Поддержка» помогает бойцам, участникам специальной военной операции: навещает их в госпиталях Москвы и Подмосковья, организует автосопровождение, консультации с юристами и психологами. Кроме этого, команда проекта участвует в отправках гуманитарной помощи в зону боевых действий. Если вы хотите присоединиться к этим добрым делам, заполните форму волонтёра на сайте проекта «Альфа — Поддержка». Кроме того, помогать можно финансово или информационно.
Более подробно о том, как помогать:
1. Руками:
- Если у вас есть навыки шитья, вы можете помочь в создании специальных изделий или перешиве одежды для тех, кто в этом нуждается.
- Участвовать в организации сбора гуманитарной помощи для раненых и нуждающихся.
- Если у вас есть автомобиль, вы можете стать автоволонтером и помогать доставлять гуманитарную помощь или транспортировать раненых.
- Принять участие в уходе за раненными в госпиталях, предоставляя им необходимую поддержку и заботу.
- Если у вас есть психологическое образование, можете проводить занятия по арт-терапии для раненых.
- Если вы юрист, можете проводить бесплатные юридические консультации для подопечных.
2. Финансами:
- Вы можете участвовать в сборах и переводя средства на приобретение товаров для раненых. Также вы можете самостоятельно заказывать необходимые товары на маркетплейсах.
3. Информационно:
- Помогите донести информацию о проекте до большего числа людей! Распространяйте информацию на своих страницах в социальных сетях и других площадках.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Прославление святителя Тихона Московского». Диакон Михаил Гар

У нас в студии был старший специалист отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета диакон Михаил Гар.
Разговор шел об отношении к личности и служению Патриарха Тихона после его кончины, а также о том, как состоялось прославление его в лике святых и о чудесной истории обретения его мощей.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных жизни и служению святителя Тихона Московского.
Первая беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена детству и юности святителя Тихона (эфир 19.05.2025)
Вторая беседа с сотрудником историко-культурного и просветительского центра «Соборная палата» Андреем Ивановым была посвящена служению святителя Тихона в Америке (эфир 20.05.2025)
Третья беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена истории избрания Патриарха Тихона (21.05.2025)
Четвертая беседа со священником Сергием Ивановым была посвящена периоду патриаршества святителя Тихона (эфир 22.05.2025)
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Роль и служение Патриарха в Русской Православной Церкви;
— Встреча Президента В.В. Путина с волонтерами в Курской области;
— Как раскрывается человек, в том числе христианин, во время интервью;
— Ф.М. Достоевский — актуальность в современном мире.
Все выпуски программы Светлый вечер