
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Евр., 313 зач., VI, 9-12.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Можно ли создать идеальное общество? Христиане древней Иерусалимской церкви попытались это сделать. Их община представляла собой уникальное явление. Ранние христиане Палестины, бывшие свидетелями земной жизни Спасителя, были настолько воодушевлены Евангелием, что хотели уже здесь, на земле, создать некое преддверие Царства Небесного. Но потом пришло время испытаний. Удержать Иерусалимскую церковь от разрушения поспешил апостол Павел, направивший христианам Святой земли воодушевляющее послание. Отрывок из 6-й главы этого послания, названного «Посланием к Евреям», читается сегодня во время литургии. Давайте послушаем.
Глава 6.
9 Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так.
10 Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.
11 Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца,
12 дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.
Последователи Господа Иисуса построили в первом веке в Иерусалиме крепкую общину, отказались от частной собственности и всё своё время проводили в молитве и труде во благо ближних. Богатые христиане без сожаления жертвовали средства в пользу бедных. Вот как описывает состояние Иерусалимской Церкви книга Деяний святых апостолов: У христиан «было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее». Духовная идиллия, в которой пытались пребывать древние христиане Палестины, неоднократно подвергалась опасности. У учеников Спасителя были внутренние враги — люди, желавшие исказить учение Христа, а также враги внешние — фарисеи и саддукеи, не принявшие Иисуса Христа и Его Евангелие. Отправив Спасителя на крестную смерть, они поставили своей задачей уничтожить всех Его последователей.
Первой жертвой гонений стал святой диакон Стефан, за его смертью последовали иные. Апогеем преследований стала насильственная кончина святого Иакова Праведного, первого епископа, то есть главы, Иерусалимской церкви. Святой Иаков был сброшен фарисеями и саддукеями с крыши храма Соломона. Авторитет Иакова в Иерусалимской общине был чрезвычайно высок, найти ему замену сразу не представлялось возможным. Смерть святого Иакова была воспринята христианами Палестины как настоящая катастрофа, грозившая общине гибелью.
После убийства святого Иакова в 62 году фарисеи и саддукеи усилили свою разрушительную деятельность. Они с ещё большей жестокостью стали преследовать христиан. Параллельно они активно подогревали в народной среде революционные настроения против власти римлян. Результатом стал отказ от выплаты податей в казну империи, который привёл к осаде Иерусалима римскими легионерами. Христиане Палестины, послушав апостола Павла, не вступили в политическую борьбу своих соплеменников-иудеев. Горделивая позиция иудеев им была чужда. Поэтому христиане перебрались в небольшой город Пелла на другом берегу Иордана — иудеи, напротив, собрались в Иерусалим в надежде, что Бог защитит Свой святой город и не даст осквернить храм Соломона.
Но произошло страшное. Горделивая и самонадеянная позиция бунтовщиков привела к тому, что Иерусалим пал. Примечательно, что когда римский военачальник Тит вошёл в город и увидел все укрепления, огромные камни стен, бастионы — он в изумлении воскликнул: «Воистину, Бог был на нашей стороне в сражении, и Бог Сам низверг иудеев из этой крепости!» Иерусалим был разрушен. Напоминанием о былом величии Града Господня стала лишь западная стена храма Соломона, «стена плача», уцелевшая только лишь по воле Тита. После разрушения Храма Соломона евреи стали народом рассеяния, духовного, прежде всего. Исключением стали лишь те из них, кто принял веру во Христа. Новый духовный дом они обрели в Церкви, а дом физический в среде собратьев уже не по крови только, но по вере во Христа Спасителя.
Конечно же, описанный выше исторический контекст не является оправданием нелюбви к Родине, своему народу. Но важно правильно расставлять приоритеты. Человек, не ценящий свою землю, презирающий свой народ, вряд ли Бога сможет всем сердцем полюбить. Никак не смогут уместиться в сердце эти два чувства. Но ровно так же не останется места в том сердце, которое сделало страну или народ идолом. «Нельзя служить одновременно Богу и маммоне», — говорит нам Евангелие. Христиане древней Иерусалимской церкви, созидая идеальное общество, строили его на основании веры, а также искренней любви к Богу и людям. Вот и мы, если хотим, чтобы мир вокруг нас, общество вокруг нас процветали, должны в первую очередь заботиться о том, чтобы во главу всего был поставлен Господь Бог. Не на словах, не в формате громких лозунгов, а по существу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем медсестре из Карелии восстановиться после аварии

Врачи, медсёстры, фельдшеры и другие специалисты ежедневно стоят на страже здоровья людей. Нередко они приходят на помощь в самых сложных ситуациях и условиях. Однако бывают моменты, когда и самим медикам требуется поддержка.
Как раз для таких случаев 10 лет назад был создан фонд «ВБлагодарность». Его история началась с помощи травматологу Михаилу Абросимову, который пострадал при пожаре, спасая сына. Тогда несколько врачей объединились и открыли сбор на лечение для коллеги. Впоследствии они решили помогать и другим медикам, попавшим в беду. Так и образовался благотворительный фонд «ВБлагодарность». С 2015 года его поддержку получили 77 человек.
Недавно в фонд обратилась Анастасия Кузина, медсестра из Карелии. Медицина и помощь другим для неё — смысл жизни. Анастасия работала в инфекционной больнице, затем в отделении реанимации, а в пандемию трудилась в «красной зоне» ковидного госпиталя. Получив второе образование фельдшера, женщина планировала переехать в деревню к родителям и работать там. Но год назад она попала в аварию. Травмы оказались очень серьёзными.
Сегодня Анастасия передвигается на инвалидной коляске и всеми силами старается восстановиться. Недавно она прошла курс реабилитации и теперь может сидеть без поддержки и пересаживаться с дивана в коляску. Для дальнейшего восстановления Анастасии Кузиной необходим ещё один курс занятий в медицинском центре.
Фонд помощи медикам «ВБлагодарность» открыл сбор на реабилитацию для медсестры из Карелии. Поддержать её и познакомиться с историями других подопечных вы можете на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизненный путь Н.В. Гоголя». Вера Викулова

У нас в студии была директор Московского дома Гоголя Вера Викулова.
Накануне дня рождения Николая Васильевича Гоголя мы говорили о его жизни, об основных этапах творчества и о том, как вера и христианство нашли отражение в его произведениях.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Мария Якунчикова-Вебер. «Колокола. Саввин Звенигородский монастырь»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Маргарита Константиновна, благодать-то какая! Я так давно не была в Саввино-Сторожевском монастыре... Хорошо здесь, на внутреннем дворе!
— Да, чудесно. И службы такие неспешные... Люблю тут бывать. И знаешь, Наташенька, эта благодатная атмосфера чувствуется даже на картинах, на которых изображён Саввино-Сторожевский монастырь. У нас в Третьяковской галерее есть несколько работ ему посвящённых. Например, полотна художницы Марии Якунчиковой-Вебер.
— Что-то никогда не слышала имени этой художницы. Покажете что-то из её работ?
— Да, вот уже нашла для тебя фотографию одной из них в своём телефоне. Посмотри, пожалуйста. Картина называется «Колокола. Саввин Звенигородский монастырь». Художница создала её в 1891 году.
— На полотне изображены несколько колоколов монастырской звонницы разной величины. Слева — крупный колокол. Он написан так, что мы видим на изображении только его половину, а вторая часть будто находится за пределами картины.
— Так художница подчёркивает его необъятный размер. Звенигородские колокола всегда славились особым благостным звучанием. В конце XIX века ансамбль Саввино-Сторожевской звонницы состоял из 19 колоколов. Главный из них назывался Большой Благовестный колокол, он весил 35 тонн и был украшен изображениями святых — преподобных Саввы Сторожевского и Сергия Радонежского, святителя Николая...
— На картине мы видим лишь небольшую часть звонницы, но благодаря близкому ракурсу возникает ощущение мощи колокольного ансамбля! Кажется, вот-вот польётся с башни его радостный звон.
— А посмотри, какие дали открываются с колокольни! Это родные и любимые места художницы Марии Якунчиковой-Вебер.
— Она родилась где-то в окрестностях Звенигорода?
— Нет, она родилась в Германии. А здесь неподалёку, в родительской усадьбе Введенское прошли детство и юность художницы. Уже взрослой, она с теплотой вспоминала годы, прожитые в этих прекрасных местах. Как девчонкой гуляла по бескрайним лугам, как с подружками бежали сюда, в Саввино-Сторожевский монастырь на службу под радостный звон, разносящийся по окрестностям с колокольни.
— Это беззаботное счастье можно испытать, пожалуй, только в юности. И похоже, Марии Васильевне удалось передать это чувство через свою картину «Колокола. Саввин Звенигородский монастырь».
— Да, Наташа. С помощью переливающихся, нежных, перламутровых штрихов пастели, мягких и тонких линий художница передаёт трепетное отношение, переживание и глубокую привязанность к тому, что ей дорого: к просторам родной земли, по которой она тосковала... К небу над обителью...
— Небо на картине Мария Васильевна изобразила изумительно. Нежно голубые, бежевые и золотистые переливы красок, пушистые облака, а ближе к горизонту — яркие всполохи заката. Посмотрите, Маргарита Константиновна, и у нас с вами сейчас как раз солнце уходит за горизонт. Вспыхнули облака над землёй...Вот и день подходит к концу...
— А значит, нам с тобой пора возвращаться домой...
— Уедем — и увезём с собой в сердце благодать этого чудесного места — обители преподобного Саввы Сторожевского. Которую так тонко передала художница Мария Якунчикова-Вебер.
— Наташа, хочешь посмотреть оригинал её картины «Колокола. Саввин Звенигородский монастырь»? Приезжай к нам в Третьяковскую галерею через пару дней, я как раз буду работать. И мы ещё раз вместе насладимся дивными образами этой древней обители.
Все выпуски программы Свидание с шедевром