
Фото: PxHere
Лучшими войсками российской армии долгое время считались гусарские полки. О подвигах бравых и отважных гусар слагали стихи, песни и романы, снимали кино. Однако не менее, чем художественные произведения о гусарах, интересен исторический взгляд на возникновение гусарства в России.
Родиной гусар считается Венгрия — именно там в XV-м веке появились первые подразделения лёгкой кавалерии, которая выполняла функции, схожие с деятельностью современного спецназа. Гусары устраивали разведывательные рейды, проводили спецоперации в тылу врага. По одной из версий, слово «гусар» происходит от венгерского числительного «гус», что означает «двадцать», поскольку в гусарские подразделения брали каждого 20-го дворянина. Некоторые же исследователи считают, что корень названия следует искать в латинском слове «курсус», которое переводится как «набег». Так или иначе, гусары считались одной из самых грозных сил европейских армий.
По западному примеру, гусарские «шкадроны» появились и на Руси. Это произошло в годы правления царя Михаила Фёдоровича, которое пришлось на первую половину XVII-го столетия. Гусарские формирования русской армии входили в число так называемых «полков иноземного строя», поскольку набирались из наёмников-иностранцев, преимущественно — немцев и поляков. Первые гусары храбро проявили себя в таких важных кампаниях, как, например, Смоленская война. В мае 1654-го года царь Алексей Михайлович провёл торжественный парад Государева полка. В нём приняли участие и гусары. Свидетели этого события оставили красочное описание прохода гусарских подразделений: «Полковник Рыльский вёл тысячу гусар, обмундированных по польскому образцу, с барабанами и свирелями».
В годы правления Петра Великого гусарские полки были упразднены. И только в 1723-м году, после Персидского похода первого русского императора, гусары вновь вернулись в состав русской армии. Полки по-прежнему набирались из иностранцев — сербов, венгров, молдаван. При Петре Первом был создан и Грузинский гусарский полк, в который вошли грузинские князья-переселенцы. Лишь ко второй половине XVIII-го столетия, при Екатерине Второй, в гусарские подразделения стали набирать русских воинов. За время своего существования в России — вплоть до революции и Гражданской войны — гусары принимали участие во всех ключевых кампаниях. Особенной самоотверженностью и отвагой, как известно, отличились эти армейские подразделения в Отечественную войну 1812-го года. Интересно, что именно из гусар вышли многие наши писатели и поэты — например, Денис Давыдов, Михаил Лермонтов, Александр Грибоедов.
С развитием и совершенствованием оружия необходимость в лёгкой кавалерии постепенно сошла на нет. В 1882-м году Александр III упразднил все гусарские полки, за исключением Первого Лейб-гвардейского, который продолжил выполнять свои охранные и парадные функции. Интересно, что уже в ХХ-м веке гусарские подразделения, как продолжение старых русских воинских традиций, восстановил последний русский император Николай II. И хотя в современной Российской армии гусар уже нет, пример этих храбрых воинов прошлого по-прежнему вдохновляет русских солдат.
Все выпуски программы Открываем историю
- Морской Никольский собор в Кронштадте
- Дорога жизни блокадного Ленинграда
- Всероссийская промышленная выставка 1896 года
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Слово Патриарха Кирилла на церемонии открытия V съезда Общества русской словесности и Международного педагогического конгресса «Слово исторической правды»;
— «Историческая правда» и «историческая память»;
— VIII Молодежный международный форум-конгресс «Будущее»;
— Образы священников в кино;
— Образование и искусственный интеллект
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Развитие проекта «Крохино». Анор Тукаева
- «Святые предприниматели». Надежда Смирнова
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 28.11.2025». Глафира Базурина, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алексей Пичугин и Алла Митрофанова, а также директор цифровых проектов журнала «Фома» Глафира Базурина и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Запомнившиеся программы из эфира Радио ВЕРА;
— Экранизация романа Е.Г. Водолазкина «Авиатор»;
— Адвент-календарь на сайте журнала «Фома»;
— Проповедь священников в интернете.
Ведущие: Алексей Пичугин, Алла Митрофанова
Все выпуски программы Журнал
Морской Никольский собор в Кронштадте

Фото: Михаил Крамор / Pexels
В 1896 году вице-адмирал Николай Казнаков обратился к императору Николаю II с прошением открыть благотворительный сбор на постройку морского собора в Кронштадте — главной военно-морской базе Балтийского флота. В ходатайстве флотоводец писал о том, что новый храм должен стать местом молитвы и памяти о погибших моряках русского флота. Император Николай II одобрил идею строительства нового храма и выделил средства на его возведение. Эту идею поддержал и настоятель Андреевского собора Кронштадта, будущий святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он пожертвовал сумму на строительство и опубликовал призыв к сбору средств в газете «Котлин». Слова протоиерея Иоанна о возведении морского собора сохранились в письме к контр-адмиралу Владимиру Верховскому: «Надо спешить строить храм, как вы спешите строить военные суда. Церковь — тот же корабль, которым управляет Сам Господь со Отцом и Духом Святым и лучше всяких военных судов может сохранять не только флот, но и всё воинство, и всю Россию».
Возведение собора началось в 1903 году по проекту архитектора Василия Косякова. По его замыслу храм во многом повторял архитектурный план собора Святой Софии в Константинополе, но превосходил свой прообраз по высоте. Крест и купол морского собора должны были видеть с морских судов за десятки километров. В куполе было сделано 32 окна по числу делений-румбов на морском компасе. Для оформления храма использовались морские мотивы, а на полу собора изобразили подводных жителей: рыб, медуз и крабов. Роспись храма произвёл коллектив художников под руководством живописца Михаила Васильева.
На стенах были расположены черные и белые мраморные доски. Черные — с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга. На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священников, служивших на военно-морских судах и погибших в море.
Собор был торжественно освящён во имя святителя Николая Чудотворца в 1913 году в присутствии императора и его семьи. Но уже спустя 14 лет службы в нём прекратились. После революции советская власть закрыла собор. Сначала в его стенах разместили кинотеатр, потом матросский клуб и дом офицеров. Росписи были заштукатурены, а памятные таблички сняты и разбиты. В годы Великой Отечественной войны здание пострадало от обстрелов. Вражеский снаряд пробил купол храма, где находился артиллерийский наблюдательный пункт.
Первозданный облик морского собора удалось восстановить уже в современной России. С 2002 года на протяжении одиннадцати лет реставраторы трудились над его возрождением. Они восстановили росписи и воссозда́ли таблички с именами погибших воинов морского флота и священнослужителей. Сейчас в соборе вновь совершаются богослужения, где каждый может взглянуть на чудесную архитектуру и помолиться о тех, кто отдал жизнь за Веру и Отечество.
Все выпуски программы Открываем историю











