«Значение школьного образования». Ольга Дмитриева - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Значение школьного образования». Ольга Дмитриева

* Поделиться

Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.

Гость Светлого вечера Ольга Дмитриева, директор Шуваловской школы № 1448.

В ходе нашей беседы мы обсудим важность школьного образования по сравнению с домашним обучением. Разберемся, как помочь ученикам раскрыть свой потенциал и выбрать подходящую профессию. Также мы не забудем напомнить родителям школьников о важных моментах, о которых необходимо помнить. Поговорим для чего изучать те предметы, которые могут не пригодиться в дальнейшей жизни.

Ведущая: Кира Лаврентьева


Кира Лаврентьева:

— Здравствуйте, дорогие друзья. Меня зовут Кира Лаврентьева. «Светлый вечер» на Радио ВЕРА приветствует вас. Сегодня мы будем говорить об образовании. Эти беседы мы организуем совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ, детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми, занимается их воспитанием. Сегодня у нас в гостях Ольга Александровна Дмитриева, директор Шуваловской школы 1448. Здравствуйте, Ольга Александровна.

Ольга Дмитриева:

— Здравствуйте.

Кира Лаврентьева:

— Мы всегда трепетно ждем вас в нашей студии, любим вас, очень рады, что вы к нам опять пришли.

Ольга Дмитриева:

— Спасибо. Мне очень приятно, это взаимно.

Кира Лаврентьева:

— Потому что разговаривать с вами это, действительно, большое счастье, вы человек, вовлеченный в процесс, вовлеченный в систему образования. Можно ее сколько угодно ругать, критиковать, можно сколько угодно о ней рассуждать, но все-таки, когда ты видишь человека, который, засучив рукава, занимается этой системой, занимается ее улучшением, ее развитием, то это стоит очень дорогого. Когда мы запускали этот проект образовательный, стояла повестка, какие главные вопросы мы могли бы ставить в этой программе. И вопрос, Ольга Александровна, вечный, один. С вами, как с человеком неравнодушным, человеком, вовлеченным в процесс, человеком, который развивает школу так, что она на слуху у людей, которые вообще там не учатся, хочется поговорить, зачем сейчас, фактически, если поставить вопросы ребром, в наше время, в век интернета, он-лайн платформ образования, дистанционного образования, домашнего обучения школа нужна? Зачем мы ходим и отправляем туда наших детей на 11 лет? Какие главные задачи для нынешней школы, для современной школы видите вы?

Ольга Дмитриева:

— Вопрос, конечно, глобальный, философский.

Кира Лаврентьева:

— Пусть.

Ольга Дмитриева:

— Очень такой спорный. Я, может быть, начну издалека. Правда, тема образования, куда ни придешь, даже если в магазине в очереди стою, соседки обсуждают, что было в школе. Я представляю, нас сейчас слушают мамы, папы, бабушки, дедушки, родственники. И все переживают за детей школьного возраста, за их отметки, за их отношения с учителями, за то, нашли ли они друзей, не обидели ли. Эти переживания, эти острые углы, это понятно, за то, что самое ценное для нас, постоянно вокруг нас в какой-то повестке. Мне как человеку, который часто идет на то, чтобы узнать обратную связь, даже если она неприглядная, даже если это критика, даже если есть какие-то проблемы, кажется важным, чтобы школа и вообще тема образования нас объединяла, а не разъединяла. Понятно, есть сложности, но давайте ее обсуждать, во-первых, с уважением друг к другу, и чтобы мы вместе находили пути решения. Самый мой важный посыл. Что касается самой школы, я не мыслю образование, воспитание и развитие — а этими тремя вещами мы занимаемся в школе — вне школьного формата. История школы тянется с древних времен, чтобы чему-то научить, передать опыт, передать знания, даже писать на глиняных табличках, для этого специально возводились определенные учреждения, школы. Какие бы ни были технологии, передать опыт... Учитель не передает только знания. Он передает ролевой опыт, он передает некие модели, он передает свое мировоззрение. Это невозможно сделать он-лайн, это невозможно сделать через ютюб лекции. То пространство, уклад, это не только уроки в школе, там очень много всего, начиная от общения друг с другом, с взрослыми, кружки, секции, где ты можешь выбирать, какая-то интересная школьная жизнь, традиции. Это невозможно сделать дома, в домашнем обучении. Я считаю, что школа это прекрасный опыт к будущей взрослой жизни. Именно школа готовит ребят к будущей взрослой жизни. А, так или иначе, эта взрослая жизнь настанет, ребенок не может всю жизнь находиться в квартире, взаперти. Ему надо выйти в социум, ему надо выйти в высшее учебное заведение или в колледж, на работу, где у него будет какой-то коллектив. У него должен быть опыт разных моделей общения, он должен знать, как действовать в той или иной ситуации. Это можно дать только в школе, я не вижу других равноценных форматов этому.

Кира Лаврентьева:

— Если ребенок учится на домашнем обучении, ходит, например, на секции, то секции этого не покроют.

Ольга Дмитриева:

— Нет, потому что школа это система, не просто ты делаешь набор уроков, набор секций, той атмосферы, той природы школьной жизни, которая существует, хорошей ли, плохой ли. Мне нравится высказывание моих старших коллег, которое я недавно слышала, что критиковать школу — все равно, что критиковать жизнь, критиковать общество. Я всегда считаю, что мы — зеркало общества, поэтому мы такие, какое общество, изменится общество, и мы будем немножко другими. Поэтому мы все-таки модель общества и повторить ее в домашних условиях невозможно просто набором какого-то конструктора, это гораздо больше. Школа это действительно большой кусок жизни, а теперь это от трех лет практически до восемнадцати, потому что дошколка это тоже ступень образования. И мы там и преемственность ведем, и профориентацию-то мы ведем, и воспитываем. У нас целая программа воспитания: мы стараемся ребят учить брать ответственность на себя, исправлять свои ошибки, и если у тебя есть какие-то сложности, все равно их преодолевать, и делать выборы, даже если они не правильные, такая возможность тоже есть, и коммуницировать с разными преподавателями, как в жизни, не обязательно все белые и пушистые. Я считаю, что часто можно слышать какие-то грустные воспоминания нашего поколения о школьной жизни, какие-то страшилки, как кого-то указкой по голове били или кого-то обидели в школе. Но мне очень понравилось высказывание в одной книге, недавно прочитала, что каждый имеет право на счастливое детство. А если посмотреть на школу через другую призму, может быть, многое у тебя получилось и благодаря и вопреки, может быть, эти испытания, которые ты прошел, тебя закалили, сделали тебя лучше. Мы учимся и преодолеваем себя не только через хорошее, но и через какие-то негативные ситуации, как сейчас говорят, кейсы. Поэтому я очень за школу, школы разные, и школы селекционные для одаренных детей, и школы массовые, есть школы маленькие частные, они разные, все имеет право на существование. У родителей есть право выбора и у ребенка. Но глобально люди, которые работают в системе образования, понимают вызовы современного дня, они стараются быть актуальными, помочь ребятам. Многие любят детей, я не говорю за всех, но могу говорить за свою школу, за свой коллектив. Да, у нас не все получается; да, мы делаем ошибки; да, мы живые люди, но мы их признаем. Сейчас, например, есть такие вопросы, на которые мы все вместе должны искать ответы, всем сообществом педагогическим. Например, работать с одаренными детьми, понятно как, но их маленькая группа детей. Одаренность это определенная группа детей. Но основная масса обычных прекрасных детей. Как с ними работать? Как им помогать? Как их учить? Притом, что гаджеты повлияли на то, что у ребят сейчас плохая память, современный ребенок не так запоминает, как мы с вами в школе, это реальная проблема. Ты его можешь спросить материал, что было неделю назад, он не знает. То есть он выучил, сдал, забыл. И мы с педагогами ищем ответы на эти вопросы. Мы ищем ответы на вопросы, как менять методику преподавания урока, чтобы перебить гаджет.

Кира Лаврентьева:

— Ольга Александровна, это ведь вообще проблема. Даже мы, которые читали книжки с фонариком под одеялом, сейчас на какое-то клиповое сознание перешли. Это пролистывание ленты, даже у людей читающих, это пагубная привычка. И ты уже с трудом концентрируешься на книгах, на тяжелом тексте, сложном, который нужно читать долго и вдумчиво. Это мы, которые не имели ни гаджетов, ни даже простых телефонов. Нам очень повезло, мы гуляли, ходили в походы, и все было классно с точки зрения нейропсихологии.

Ольга Дмитриева:

— Совершенно верно. Я бьюсь за то, чтобы учитель, который давно работает в школе, лет тридцать, это понял и немножко поменял подходы свои, методические приемы и пожалел ребенка. То есть он не потому не усваивает, что он вредный, ленивый, кривляется.

Кира Лаврентьева:

— Потому что он уже другой.

Ольга Дмитриева:

— Он а)другой и б)он реально утомился. Он, правда, устает. Ты можешь на него, конечно, злиться, но он устал, и тебе надо учитывать это в своей работе. Или у него есть какие-то другие проблемы в усвоении. Поэтому есть вещи, где нам надо себя перестроить, и мы стараемся искать приемы, методы. Я призываю родителей, правда, не сравнивать деток, и, правда, не стараться говорить слово «все», не обобщать. Вы не представляете, насколько все индивидуально, в каждой семье. Наверняка ученые скажут, что есть какая-то статистика, что передается по генетике, что не передается по генетике. Или пример родителей, среда, которая создана. Все настолько бывает по-разному. Бывает, что у прекрасных родителей, читающих, образованных, развивающихся, у деток не так получается совсем, и здесь ни среда и ни гены и не сработали. Бывает вообще какая-то другая ситуация. И я знаю такие примеры, условно, есть абсолютно простые родители, которые смотрят «Дом-2», без обид будет сказано, просто попытаюсь обрисовать картину, и у них рождается чудо-мальчик, который с малолетства так глубоко занимается историей, географией, что он всех поражает своими глубокими знаниями. Там не было ни среды, ни генетики. Ну, может быть, где-то в третьем поколении. Все очень индивидуально, поэтому я бы всегда смотрела на своего ребенка с вниманием, замечала нюансы и сама себе отвечала на вопросы: я хочу, чтобы он хорошо учился почему, моя цепочка? Хорошо учился, получил хорошее образование, равно хорошая работа, равно быть богатым, быть счастливым, и я за него буду спокойна. Наверное, так рассуждают все родители. Я бы с этой цепочкой поаккуратнее, потому что она не всегда так срабатывает. Не всегда богатые люди, и мы знаем с вами примеры...

Кира Лаврентьева:

— Равно счастливые.

Ольга Дмитриева:

— Да, равно счастливые. И очень многие люди занимаются не своим делом из-за денег и очень сильно страдают. Поэтому я бы шла за ребенком, я бы смотрела на интерес ребенка. Если вдруг он находит какой-то интерес, и отсюда идет мотивация в изучении того или иного предмета или области или профессии.

Кира Лаврентьева:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Дорогие друзья, мы сегодня говорим об образовании с Ольгой Александровной Дмитриевой, директором Шуваловской школы 1448. Меня зовут Кира Лаврентьева. Вы сказали сейчас такую классную вещь. Действительно, очень много людей не на своем месте, зато человека на своем месте всегда видно. Как говорят, получи профессию, которая созвучна с твоей душой, и ты не будешь работать никогда. Это очень здорово, и мне кажется, Ольга Александровна, как раз ваша история. Несмотря на то, что вы очень уставшая, простите, что я это сейчас говорю, но мне кажется, это надо говорить. Вы прекрасно выглядите, но вы очень уставшая. Этот невидимый потогонный труд, как у мамочек-домохозяек, их труд не виден и он потогонный, с утра до вечера, так и у вас. И вы говорите сейчас, что мы видим наши ошибки, мы стараемся их исправлять. Я думаю: Господи, да сколько можно говорить об ошибках? Я, например, столкнулась с вашей школой после опыта с частной школой. У меня нет никаких претензий к частной школе, но для нас разница колоссальная. Я тут и там встречаю родителей, которые без конца предъявляют претензии к учителям, к директору, к завучу. Это не тут прям я на кого-то жалуюсь, я это слышу от подруг, от коллег, что очень много в чатах родительских бесконечных вспышек эмоций по поводу совершенно несущественных мелочей, целые революции происходят. Ольга Александровна, мне, если честно, как человеку, который не видел этого в платной частной школе, как-то было все спокойно, смиренно, все были очень мирно настроены, мне это странно наблюдать. Когда я вижу массу плюсов и огромную работу, еще раз повторяю, невидимую вашу, вашего коллектива, ваших учителей, вообще всего образовательного состава, и вижу, с другой стороны, какие-то недовольства, мне это странно. Но вы как человек, который давно в этой истории, наверное, понимаете, отчего это происходит, отчего возникает и что это такое.

Ольга Дмитриева:

— Да, это такое веяние времени в определенных школах, практически во всех. Я недавно защищала учителя первого класса, очень сильного, очень талантливого, который знает свою профессию, который в ней очень-очень много лет и привык к уважению, привык к другому отношению. И вдруг родители первого класса устроили этому учителю суд. Я здесь вмешалась, встретилась с этими родителями, и вот одна мама заявляет: да, она ничему не научила наших детей.

Кира Лаврентьева:

— Два месяца прошло.

Ольга Дмитриева:

— Я говорю: подождите, два месяца прошло, у первоклассников адаптационный период. Вы на каком основании это заявляете? — Я вижу по своему ребенку. Я говорю: хорошо, у вас есть взгляд по своему ребенку, но, может быть, вам познакомиться еще с какой-то информацией. Как можно так голословно заявлять о том, о чем ты в принципе даже не видел. И такое часто. Почему-то некоторым родителям нравится учитель, которого они задавили, которым они управляют, который действует по их правилам, как горничная, как нянечка, полное подчинение учителя. Но я напоминаю мамам, что это сотрудник школы, у них есть другое подчинение, что родители это все-таки партнерство, а не вы давите на учителя и с него что-то... Отсутствует этикет по взаимодействию со школой. Ведь если бы мы все придерживались некоего этикета, и я призывала родителей к взаимоуважению, доверию... Немножечко подождите, сейчас будет собрание, у вас будет обратная связь. Мы их пригласили на открытый урок, чтобы они посмотрели. Еще меня всегда умиляют высказывания взрослых людей такие искренние, прямо с плакатом: я верю своему семилетнему ребенку, что учительница его ничему не научила. Нет, я верю своему семилетнему ребенку. Я говорю: никто не оспаривает, мы, конечно, верим своим детям во всем, но мы должны понимать, что семилетний ребенок оценивает жизнь других людей вокруг из призмы своего опыта семилетнего ребенка. Ты, сорокалетний человек, согласитесь, что это совсем другой взгляд на мир. Давайте мы будем делать суждения не только на основе слов семилетнего ребенка, но хотя бы проверим это со слов и взрослых. Не знаю, почему нам кажется, что если мы так тотально контролируем... или мы не готовы встретиться иногда с неудачами своего ребенка. Мы иногда это называем между собой «ярмарка тщеславия», у меня все идеально и ребенок у меня тоже идеальный, и как это так у него неровные буквы в прописи, как это так? Это что-то с вашей учительницей не так. Да нет, это абсолютно нормально, что не все дети хорошо усваивают, не все дети хорошо пишут. Наверное, нужно немножко поспокойнее воспринимать неудачи детей в учебе, у них есть очень разные причины, и в первую очередь, я искренне считаю, что воспитывают и дети нас родителей и иногда через свои неудачи тоже они привлекают и наше внимание, чтобы мы что-то в себе изменили, стимулируют нас к этому. Чаще всего, если мы хотим изменить ребенка, нам, правда, надо изменить себя или атмосферу дома или взаимоотношения с мужем/женой. Вы не представляете, как много у нас случаев, когда причины детской неуспешности в учебе кроются в домашних проблемах, скрытых проблемах, но ребенок все чувствует и таким образом реагирует на какие-то семейные вещи. Немножко, я думаю, что не надо и к отметкам... Понятно, что мы все хотим, чтобы дети были отличниками, мы об этом мечтаем, но мы все разные, и это еще ни о чем не говорит, если у ребенка на начальном этапе есть какие-то сложности. Это не значит, что он будет не счастливым, не успешным, как-то не состоится. Нет, это всего лишь говорит о том, что у него есть определенные трудности. У кого-то с памятью, у кого-то с мышлением, у кого-то с поведением, у кого-то с саморегуляцией, у кого-то с ленью элементарной, заставить себя. Я все-таки призываю вообще в жизни ко всему относиться взвешенно, не обвинять. С чем мы сталкиваемся? Во всех моих проблемах виноват учитель, если перевести, и мы все обрушились на нее, и мы все от нее что-то требуем. Ну, нет, давайте хотя бы как минимум пятьдесят на пятьдесят. С нашей стороны, семья, мы все сделали для того, чтобы помочь ребенку учиться. Некоторые мамы отправляют голодных детей в школу, и дети падают в обмороки. Ребенок говорит: мама спит, ее нельзя будить, и я пришел голодный. Твоя часть: режим дня выстроить, накормить, проконтролировать уроки, создать благоприятную обстановку дома, интересоваться ребенком, создать мотивирующую среду к развитию, к познанию, поговорить о чем-то, вот это интересно, а смотри какая картина. Пойдем погуляем, понаблюдаем за красивыми листиками осенними. Все равно важно, о чем говорят родители. Или у них общение только на уровне каких-то бытовых вопросов. Я всегда внимательно слушаю конструктивную критику со стороны родителей, с чем-то соглашаюсь, что-то я могу изменить, что-то нет. Я всегда счастлива, когда и родитель слышит нас, профессионалов, и что-то меняет в своем подходе и, конечно, мы тоже слышим родителей, все, что от нас зависит, пытаемся изменить.

Кира Лаврентьева:

— Я недавно слышала от авторитетного психолога такую теорию, что если мальчика мама воспитывает не правильно, то очень легко может его сломать. Довольно известная теория, все родители могут сломать детей, если будут делать постоянно ряд определенных действий. Но мамы мало, говорит он, если сюда еще добавить учительницу, точно так же не знающую подходы к ребенку, тогда ему точно не повезет, и будет очень тяжело потом перестраиваться. Так же точно это работает в обратной перспективе, тут уже комбинации разные. Если мама очень принимающая, понимающая, а учительница строгая, это ладно. Если мама не понимающая, замотанная, уставшая, а учительница как мама, они может спасти психику ребенка на много процентов. И меня это так удивило. Я сразу вспомнила свою первую учительницу и как-то внутренне с этим очень согласна. Все помнят своих первых учителей. Вы же имели опыт преподавания сами, вы знаете, как это изнутри. И когда вы набираете педагогов именно начальных классов, каких критериев придерживаетесь?

Ольга Дмитриева:

— Здесь конечно, профессионализм, то есть это хорошее знание своего предмета, методики, чтобы сильные были уроки, преподавание. Но в психологическом плане учителя делятся, конечно. Есть учителя требовательные, старой закалки: выстроились по стойке смирно. У них идеальная тишина. Плюсы в том, что у них очень хорошо ребята приучены учиться, приучены к дисциплине, к порядку, к самостоятельности.

Кира Лаврентьева:

— Это плюс.

Ольга Дмитриева:

— А минусы. Такие преподаватели не подходят тревожным детям, они начинают бояться, у них психосоматические проявления. Психологически просто не подходят. У нас есть другие учителя, достаточно мягкие, для них порядок и дисциплина вторичны. У этих учителей минусы в том, что ребята в пятый класс приходят немножко расхлябанные, имеют потом проблемы с поведением и с прилежанием. Но психологически все прекрасно, и с самооценкой все хорошо, им весело, двойка — не двойка, их не заботит. Честно, обычно попадается две-три семьи с тревожными детками, я перевожу от требовательных учителей и строгих к учителям помягче. Лучше перевести к учителям помягче. В данном случае мы сейчас ребенка не исправим, ему надо время закалиться, привыкнуть к тому, что требование учителя не равно ты плохая, нет никакой угрозы именно тебе, это просто некие правила. Но ребенку сложно, ему нужно время. Поэтому в начальной школе можно таким супертревожным детям подобрать учителя по психологическим признакам. Конечно, нам важно, чтобы учитель любил детей, понимал детей, но в ситуации, когда в классе много детей, в массовой школе это может не всегда получиться. Я не хочу иллюзию про идеальный индивидуальный подход. Учитель учитывает, старается, но это может не всегда получиться, деток много. Я все-таки, честно говоря, за дисциплину и за требовательность, это лучше помогает детям в будущем. Но к словам детских психологов, это же мода была детских травм, что-то мама сказала, ты такой, потому что тебе в шесть лет мама что-то сказала. Я в какой-то момент поняла, что это манипуляция, такое перекладывание ответственности, что я стала даже бороться с этим, и как-то своим двум дочкам, которые когда-то мне вспомнили, какое я им сделала замечание в детстве, сказала: значит, так мои дорогие...

Кира Лаврентьева:

— Лавочка прикрывается.

Ольга Дмитриева:

— Лавочка прикрыта, смотреть в прошлое вообще не продуктивно. У вас есть только настоящее, сейчас вы пишите книгу своей жизни, вы можете исправить все свои недостатки и пойти по прямой, не оглядываясь в детство, когда вам там что-то неприятное сказала какая-то Мария Ивановна. Это делает вас сильнее, относитесь к этому как к плюсу, поблагодарите эту прекрасную учительницу за то, что сделал замечание вашей юбке, вас очень обидела при всех. Но это сделало вас сильнее, научило вас не оглядываться на общественное мнение, на замечание Марии Ивановны, потому что мама вам десять раз сказала, какая у вас прекрасная юбка, как все прекрасно. Я считаю, что это опыт.

Кира Лаврентьева:

— В гостях у «Светлого вечера» Ольга Александровна Дмитриева, директор Шуваловской школы 1448. У микрофона Кира Лаврентьева. Мы вернемся через несколько секунд.

Кира Лаврентьева:

— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. С радостью напоминаю вам, что у нас в гостях Ольга Александровна Дмитриева, директор Шуваловской школы 1448. Меня зовут Кира Лаврентьева. Я с удовольствием продолжаю с Ольгой Александровной разговор об образовании. Мы проблемные темы подняли в первой части программы. Ольга Александровна, когда школьник приходит в ВУЗ, есть очень известная история, ему говорят: забудьте все, что говорили вам в школе. Когда приходит на работу, ему говорят: забудьте все, что говорили вам в ВУЗе. Понятно, что все это не так, это все на уровне шутки, потому что забыть это нельзя, с чем ты тогда придешь? С пустой головой? Но в целом понятно, о чем речь, что тебе придется всегда получать новый опыт. Новый опыт в ВУЗе, потом новый опыт на работе, прикладной какой-то, практический. Вы сказали о нравственной стороне школы, вы сказали о социальном взаимодействии, выстраивании ролей в школе, такие важные вещи о предназначении школы все-таки обозначили. Но чем там действительно занимается ребенок 11 лет, если он, например, гуманитарий, а физику, химию, математику, геометрию ему надо сдавать все равно на каком-то определенном уровне. Тут и там можно услышать от родителей: мы ушли из школы, потому что нам не нужны эти предметы, он очевидно развит в сторону литературы, русского. Мы ему лучше дадим больше литературы, русского, и он не будет тратить свое драгоценное время на изучение физики, химии, математики. Но тут же я услышала интервью нейропсихолога — сама спросила, сама отвечу — что вот эти нейронные связи, которые вырабатываются при изучении даже не нужных, казалось бы, предметов, очень в жизни выручают. Получается, что эти ненужные предметы тоже нужны.

Ольга Дмитриева:

— Да, я прямо хочу остановить родителей, чтобы они не делили предметы на нужные и ненужные, не зря слово «образование», потому что вообще в жизни нет отдельных предметов, вся картина мира — это взаимосвязь знаний из разных областей. Они все переплетены, поэтому изучение любого предмета, как сейчас говорит молодежь, прокачивает твои мозги и расширяет твои возможности. На самом деле ты можешь все. Ты можешь сдать базовую физику на четыре спокойно. Мы сейчас не говорим об углублении, мы сейчас говорим о базовой программе, которая принята во всех школах России для того, чтобы ты получил аттестат об основном общем образовании или о среднем. Есть программа, и любой здоровый ребенок — мы сейчас говорим об обычном ребенке, как специалисты говорят, норма — может взять спокойно эту программу, и математику базовую, и физику, химию, и биологию. Это все нужно, это безумно интересно. Были такие исследования в одной из зарубежных школ, которые показали, что повысились академические успехи у детей, когда им ввели искусство. У нас можно услышать от родителей в 7-м, 6-м классе: а зачем предмет технологии, зачем предмет искусство, зачем предмет музыки? Для общего развития.

Кира Лаврентьева:

— Конечно.

Ольга Дмитриева:

— Для того, чтобы ваши дети лучше усваивали математику, физику. А еще им обязательно надо двигаться, как говорят нейропсихологии, для того, чтобы хорошо усваивать любой предмет, обязательно нужна хотя бы элементарная зарядка и движения. Не будем делить детей на правополушарных, левополушарных, гуманитариев, не гуманитариев. Как мы много знаем историй, что физики, математики прекрасно разбираются в живописи, литературе, пишут стихи. И наоборот я по своему опыту скажу, я так себе в свое время внушила, тогда модно было, что я гуманитарий, а потом так сложилась, что мне пришлось получать экономическое образование, управленческий ВУЗ, там была и высшая математика и статистика и экономический анализ. Я через слезы, через дополнительные уроки, просто потом я поняла, что я все могу, оказывается. Эти ограничения, что ты гуманитарий, абсолютно потолочные, лишние. Дочка у меня тоже старшая, очень интересно, уже в институте изучала астрономию, как спецкурс, говорит: так интересно, почему мне в школе физика не давалась, оказывается, я могу, я все могу и химию и физику. Для образованности, для знаний о мире, как он устроен, для того, чтобы мы приняли опыт предыдущих поколений, а не изобретали велосипед, мы хотя бы знали, что в какой области уже известно, нам надо это изучить. Для картины мира, которая у нас сложилась, чтобы мы имели полное представление о том, где мы живем, среди чего мы живем. А дальше уже, конечно, если ты выбираешь для себя ту или иную специальность, если ты хочешь быть медиком, к этому базовому образованию мы тебе добавим углубленную химию и биологию. Но остальное ты сдаешь на базовом уровне для общего развития. Страшен медик безграмотный, который не знает других важных вещей, у него должно быть общее представление о мире, как и в любой другой профессии. Я думаю, если мы говорим об образовании, о чем мы с ребятами должны говорить. Это не цепочка элитности, какой-то избранности. Мы говорим о том, что ты выберешь свой путь, я призываю ребят учиться не для себя, в учебе и успехах отличников очень много эгоизма: для меня, чтобы я выбрал хороший институт, я был богатым. Меня немножко это коробит. Опять же, с одаренными детьми я спрашивала, какие у них в будущем цели. Одаренность ради чего? Я считаю, что она должна быть ради того, чтобы потом быть специалистом в своей стране и принести пользу людям, которые вокруг тебя. Если такой нацел на образование — это абсолютно верно. Если эгоистичный, он не сработает. Я своим детям говорила и нацеливала, что мы должны выбрать свой путь, дело твоей жизни, которое будет и тебе приносить радость и окружающим тебя людям пользу, но делать его надо не абы как, а делать свое дело надо хорошо. Ты можешь быть лучшим электриком в стране, быть очень востребованным специалистом. Это почетно, это здорово, и при этом ты будешь хорошо получать за эту работу, сейчас с руками не найти хорошего электрика. Главное, чтобы ты делал свою работу хорошо, тебе нужны знания, потому что, чтобы делать хорошо, надо постоянно развиваться и вкладываться в свою профессию. А когда люди говорят, забудьте в институте, что в школе, на работе забудьте, что в институте, кроме одного. Все ректоры ВУЗов согласятся чего забыть точно не надо, если ты этому научился — универсальные качества характера и умения. Например, быть собранным, быть ответственным, во время приходить надо и на урок и на лекцию и на работу, это везде надо.

Кира Лаврентьева:

— Уметь работать с информацией, с текстом.

Ольга Дмитриева:

— Совершенно верно, уметь работать с информацией. Понимать, что нельзя останавливаться, надо в любой профессии развиваться, уметь коммуницировать с людьми, выстраивать диалог везде надо. Все равно есть некие качества характера, мы говорили, ценностный стержень. Если мы его выстраиваем с детского сада, нанизываем и укрепляем, это везде нужно. А уже технологии, глубина информации, расширение ее — пожалуйста, это как конструктор, как пирамида, которую можно бесконечно. Но я за то, чтобы универсальные умения, универсальные качества характера закладывать, и они принесут тебе пользу.

Кира Лаврентьева:

— Ольга Александровна, как влияет на ребенка повышенная требовательность в отношении всех строчек, которые нужно отступать. Когда у меня дети пошли в первый класс, я думала, почему этому уделяется так много внимания. Абзацы, точечки, не поставил точечку, все, уже минус. Строчки отступать определенное количество, поля своя история. Все родители знают это. Казалось бы, ребенок творческий, зачем его загонять в эти рамки. А ведь это тоже как-то связано с мышлением, с организацией рабочего процесса. И, по-моему, если ты не успеешь это сделать в определенном возрасте, то потом ребенок будет во взрослом возрасте страдать от собственной...

Ольга Дмитриева:

— Мне так это нравится, мне хочется вас похвалить, вы и правда моя мама, но это не потому, что кукушка хвалит петуха. Я просто обожаю, сейчас хочу сказать слова благодарности всем думающим родителям, которые действительно ищут ответы на свои вопросы. Не только одно мнение мое и оно верное. Странно было бы, чтобы все учителя вдруг договорились и какой-то архаизм, считать эти клеточки, а это никому не надо, а они почему-то это требует. Спасибо большое, что вы, видимо, и нейропсихологов послушали, интервью какие-то последние и догадались.

Кира Лаврентьева:

— Я тоже думала, сначала, зачем это надо?

Ольга Дмитриева:

— Да, это, правда, невероятно полезно. Мы пишем в первом классе графические диктанты, чтобы получить красивую фигурку, ты говоришь, две клеточки вверх, три клеточки вправо, семь клеточек вниз. Потому что это и ориентация в пространстве, и внимательность, и счет клеточек, это развивает нейронные связи. И вообще есть такая поговорка: порядок в тетради, порядок в мозгу.

Кира Лаврентьева:

— В голове.

Ольга Дмитриева:

— В голове, да. И это связано с порядком мыслей, порядком на столе. Умение действовать по инструкции, отсчитывать, порядок соблюдать — очень полезно для развития, а в дальнейшем тоже. Очень многие работы, как и потом во взрослой жизни, оформляются по определенному шаблону. Заявления какие-то, даже если они делаются в электронном виде, все равно есть некая форма, ты ее должен внимательно заполнить. Иногда ошибка по твоей невнимательности, не собранности может быть достаточно тяжелой. Я считаю, что это развивает и в этом только плюс, не минус. То есть отказываться от этого не нужно.

Кира Лаврентьева:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Дорогие друзья, мы говорим об образовании, о его радостях и проблемах с Ольгой Александровной Дмитриевой, директором Шуваловской школы 1448. Вот что хочется спросить, Ольга Александровна, сейчас очень много разных курсов коучи ведут о целеполагании, о том, как достигать своих целей, о том, как не бросать на полпути. Мы, так или иначе, как мне кажется, все страдаем периодически слабой волей. Даже человеку очень сильному, у которого, казалось бы, по всем статьям порядок, приходится себя преодолевать иногда даже для того, чтобы пойти позаниматься спортом, чтобы спина не болела. То есть какие-то ключевые вопросы, которые важно делать системно и постоянно, нужно тоже в себе развивать. Может ли школа реально помочь в этом ребенку, и если может, то, как она это делает?

Ольга Дмитриева:

— Да, конечно, и должна помогать, и мы говорим об этом. Я психологов сейчас попросила разработать тренинг для ребят, которые пока этого не умеют в силу каких-то причин, учить их прямо с азов и цели ставить, и к своей цели идти маленькими шажочками. Нас иногда пугает большая цель, слона разделать, маленькими шажочками. Не бояться трудностей, у нас может быть так, я готовился-готовился, мне тройку поставил учитель, все, больше не буду, я бросаю это дело. Часто от ребят можно услышать или от родителей: Ольга Александровна, он потерял мотивацию, потому что ему учительница поставила тройку. Как не терять мотивацию, когда у тебя первая неудача? Я знаю, что в крупных компаниях делают ставку на людей, которые умеют проигрывать и вставать. Те, у кого все легко получается, это не очень ценно, любая серьезная ошибка, провал или тяжелый случай такого человека сломает, это уже доказано. Мне кажется, здесь тоже нужно без фанатизма, я думаю, надо и себе, родителю, и ребенку понимание, что мы живые люди, мы не роботы, у нас есть некие слабости. Конечно, есть слабости, с которыми нужно бороться, но у нас должно быть и время для ничегонеделания, если мы устали, ничего нет страшного, что мы поваляемся немножко на диване. Просто иногда у некоторых родителей есть страх, чтобы ни минуты свободной у ребенка не было, вдруг он сейчас сразу займется плохим. И они забивают его время так, что у него совсем нет времени просто посидеть в своих мыслях или просто каля-маля какие-то поделать.

Кира Лаврентьева:

— Ольга Александровна, хорошо, если это свои мысли или каля-маля. Это же гаджеты, ютюб и так далее.

Ольга Дмитриева:

— Телефон, я согласна, что есть такое. Но чаще всего, я думаю о том, послушав многих родителей, что совсем исключить из жизни уже не удастся, или если это исключать, а потом он во взрослой жизни в этом вдруг откроет для себя неведомые миры — это может быть страшновато. Бесконтрольное пользование этим — это правда, проблема, это серьезно, мы это видим сейчас. А ограниченное потребление, и какого-то умного контента. Я плохой специалист в этом, но я знаю, что есть умный контент в гаджетах и разумное его потребление, ограниченное по времени. И если есть некий договор с ребенком, хотя бы так.

Кира Лаврентьева:

— По-вашему, гаджеты нужны в образовательном процессе, в школе?

Ольга Дмитриева:

— Это сейчас такой вопрос...

Кира Лаврентьева:

— Да, идет разговор об этом.

Ольга Дмитриева:

— Уже просто не получится это вспять повернуть, они уже есть. Нужны — не нужны, уже бессмысленно об этом говорить, они уже появились, это уже инструмент, этим уже пользуются ребята. Помните, когда нам раньше нужно было принести книжку художественной литературы, например, Толстого, мы приносили из библиотеки или покупали или просили. Я сейчас вижу, что все ребята сидят или в больших гаджетах или в маленьких, у них все книги закачаны в телефон, и они этим пользуются на уроке. У многих бумажных книг и учебников нет совсем, они у них в электронном виде. Это уже так.

Кира Лаврентьева:

— Но это проблема.

Ольга Дмитриева:

— Это уже на сегодняшний день так. Теперь наша задача, что если это инструмент и он рабочий, сделать так, чтобы он приносил пользу, а не вред, как и с бензопилой, можно дрова, а можно...

Кира Лаврентьева:

— А как? Как ограничить это? Есть методики?

Ольга Дмитриева:

— Да, я работаю с этим тоже. Единственно, когда ребята на перемене в телефоне, мы их просим все-таки резиночки и мячики и настольные игры, но только не телефоны, чтобы они отдыхали. Конечно, нужно обязательно отвлекаться, отдыхать. Но технологии уже далеко вперед, это все работает, и, к сожалению или к счастью, я не знаю, может быть, я немножко старомодная в этом плане.

Кира Лаврентьева:

— Я вас понимаю.

Ольга Дмитриева:

— Я себя за это ругаю, я не очень продвинутый пользователь, я отстаю в этом в отличие от своих коллег, которые более молодцы в плане использования технологий. Как-то всегда я присматриваюсь, аккуратно к этому отношусь, главное не потерять человека во всем этом, человек, душа, больно одинаково. Мы сегодня говорили, когда тебя обидели, когда у тебя не получается. Люди они люди при любых технологиях. Вы правильно сказали, я, правда, пришла очень уставшая, я очень боялась, что это будет заметно в эфире.

Кира Лаврентьева:

— Нет, это не заметно.

Ольга Дмитриева:

— Все-таки в эфире нужна энергия, и я очень хотела преодолеть свою усталость, чтобы дать нашим слушателям. Я очень много сегодня отдала энергии, я разговаривала с детьми. Я стараюсь получать обратную связь и от родителей, какая бы она ни была и как бы я не переживала потом. И от учителей, безусловно, я слышу, и от детей. Мы же равные все участники образовательного процесса — такая формулировка есть в законе. И я им так сказала: ребята, давайте поговорим, мне очень интересно. Чтобы их разговорить, потому что они очень боятся говорить с директором поначалу, я говорю, это не жалобы, мне, правда, интересно, чем вы живете, что вас может расстроить, чем заполняется ваша жизнь вне школы? И потом, поговорив об их жизни, мы потихонечку вышли на школьные проблемы, на их обиды и на учителей, или им каких-то часов не хватает или что-то надо поправить в школе, добавить, дискотеку провести, какой-то праздник. Невероятно умные ребята, очень четко понимающие, что они хотят от школы. Мы с вами задаем вопросы, нужна ли школа. Я сегодня увидела очень четкое понимание, что им нужна школа и не просто школа. Им нужно, чтобы им очень хорошо объясняли, они не хотят тратить время впустую на уроках, они не хотят, чтобы их родители тратили деньги на репетиторов.

Кира Лаврентьева:

— Надо же.

Ольга Дмитриева:

— Я сегодня услышала такой разумный подход от ребят, меня это поразило, удивило, порадовало. Моя задача их не подвести. Я услышала сегодня их запрос, и он невероятно замечательный и взрослый и взвешенный, и я с ними согласна. Не подвести ребят, раз у них такой запрос. Бывает и другое, я тоже зашла в один класс, это класс был 8-й. Я говорю, давайте, мы сейчас поиграем, закройте глаза, мы сейчас на машине времени отправимся в ваше будущее. Представьте картинку, год, два, пять лет прошло. Представьте себя, где вы сейчас находитесь, вы на какой-то работе? Поднимите руки, кто там себя видит. Вы в каком-то институте учитесь? Поднимите руку, кто себя увидел в институте. И у меня на весь класс ни одной руки. Правда, бывает так, ребята не хотят.

Кира Лаврентьева:

— Не видят пока.

Ольга Дмитриева:

— Не видят в этом. В работе — кто-то поднял руку, кто-то хочет работать, и это хорошо, давайте дадим им возможность поработать, пойти в колледж, получить профессию. Я тоже всегда хвалила, родители приходили, какие-то бизнесмены, говорят: Ольга Александровна, представляете, мой сын захотел быть поваром. Я говорю: он будет счастливым человеком.

Кира Лаврентьева:

— Прекрасно, только хотела сказать.

Ольга Дмитриева:

— Говорю, можно я скажу вам большое спасибо, пожму вашу руку, что вы не стали его отговаривать, не стали говорить, будь бизнесмен, как я, не позорь отца. У другого, тоже достаточно влиятельного человека, сын захотел быть детским тренером, просто быть спортсменом, но быть счастливым, делать свое дело и делать его хорошо. Я тоже сказала, какой вы молодец, что вы здесь не пережали, не недожали и не сделали по-своему.

Кира Лаврентьева:

— А вот когда надо дожимать, а когда все-таки надо отойти?

Ольга Дмитриева:

— Да, здесь, надо очень внимательно. Иногда есть уход от трудностей и уход в лень. Тут надо дожимать, тут надо учить собираться все-таки, потому что в жизни так не получится, ты не сможешь быть ни ответственным родителем, ни ответственным сотрудником с такой позицией, тут надо дожимать. Еще обязательно надо дать попробовать. Кружки, секции, походил в спорт, не понравилось, не хочу, хочу другое — пожалуйста. В кружках, секциях можно пробовать, тебе за это ничего не будет. И, попробовав разное, ты можешь определить, я точно хочу в это. Ну и, конечно, попробовать это на практике, убедиться, что это твое, походить, посмотреть, побыть там вольнослушателем. У меня, когда дочка хотела вдруг резко побыть женщиной-режиссером, я говорю, здорово, дочунь, отлично, хорошо, давай сначала я найду друзей, и ты постоишь за кулисами театра или съемочной площадки, посмотри, как это изнутри. Одно дело твое представление об этой профессии, а другое дело изнутри. Если ребенок определился, то надо идти ему навстречу и помогать.

Кира Лаврентьева:

— Спасибо огромное за этот разговор. Напомню, что наши регулярные беседы об образовании мы организуем совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который собирает лучший, самый интересный опыт в области образования и воспитания. Узнать подробнее об этом проекте и стать его участником можно на сайте clever-lab.pro. А мы прощаемся с Ольгой Александровной Дмитриевой, директором Шуваловской школы 1448. Огромное спасибо, Ольга Александровна. Я, как всегда, большую радость получила от общения с вами. Успехов вам и сил.

Ольга Дмитриева:

— Спасибо большое, это взаимно. Мне кажется, у меня даже усталость прошла. Спасибо.

Кира Лаврентьева:

— Спасибо огромное.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем