«Журнал от 11.04.2025». Глафира Базурина, Тамара Захарова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Журнал от 11.04.2025». Глафира Базурина, Тамара Захарова

Журнал от 11.04.2025 (11.04.2025)
Поделиться Поделиться
Микрофон с наушниками на фоне студии

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.

В этот раз ведущие Анна Леонтьева и Константин Мацан, а также директор цифровых проектов журнала «Фома» Глафира Базурина и директор по развитию Радио ВЕРА Тамара Захарова вынесли на обсуждение темы:

— Святыни Вологодской земли;

— Выход в прокат фильма Юлии Бочаровой «Июньская полынь»;

— Фильмы о Великой отечественной войне и о положении Церкви в этот период;

— Какие фильмы смотреть с детьми, чтобы это было полезно?

— Материалы журнала «Фома» в цифровом пространстве на период Страстной седмицы (помощь в подготовке к Пасхе).

Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева


К. Мацан

— Здравствуйте, дорогие друзья. В эфире наш «Еженедельный журнал». Это программа, в которой четыре человека собираются в студии, чтобы обсудить то, что лежит на сердце, то, что случалось и случается вокруг нас — темы, о которых все говорят и мы тоже хотим поговорить или темы, о которых говорят только на планерках, на редакционных совещаниях Радио ВЕРА, и мы полагаем, что эти темы достойны того, чтобы вынести их на суд широкой общественности, то есть на наших слушателей. В эфире в программе сегодня ведущая Радио ВЕРА, как всегда, Анна Леонтьева. Привет.

А. Леонтьева

— Привет. Я Константин Мацан. И гости сегодняшнего «Журнала» — Глафира Базурина, директор цифровых проектов журнала «Фома». Добрый вечер.

Г. Базурина

— Добрый вечер, Костя.

К. Мацан

— И Тамара Захарова, директор по развитию Радио ВЕРА.

Т. Захарова

— Здравствуйте.

К. Мацан

— Привет. Ну вот с тебя, Тамара, и начнем. С какой темой ты сегодня в журнал пришла?

Т. Захарова

— Я пришла с двумя темами. Расскажу про одну, потом дам слово вам, передам слово вам. И, если потом позволите, еще про одну расскажу. Первая тема — это недавняя моя поездка в Вологодщину замечательная. Первая, ранее я там не была. А вторая тема — это недавнее посещение премьеры фильма «Июньская полынь» режиссера Юлии Бочаровой. Вот хотелось бы рассказать вам про Вологду, если позволите.

К. Мацан

— Так.

Т. Захарова

— Честно говоря, нахожусь под очень положительным впечатлением. Потому что как-то казалось, что где-то это так далеко, сложно, а оказалось очень легко, просто и близко. Путешествие было связано с рабочей командировкой, но, как мы любим, всегда совмещаем, стараемся совмещать полезное с приятным, поэтому в два дня поездки удалось вместить действительно очень много разных мероприятий. В частности, началась поездка с прибытия в Вологду, там ранним-ранним утром, полшестого утра, взяли машину и сразу поехали в Кирилло-Белозерский монастырь. Честно говоря, я про него читала, я не историк, ну так едешь, почитываешь в машине, чтобы еще раз обновить свои познания и понимать, куда ты едешь. Честно говоря, была вообще шокирована масштабами этого монастыря. Первые такие чувства, которые я испытала — это вот похожие чувства, при том, что я была везде в главных монастырях России, кроме Валаама, я испытала те же чувства, что на Соловецком архипелаге. Прямо вот такое же, чувство такое аскетизма, тихой молитвы, сурового Севера. Это еще был понедельник. Как вы знаете, Кирилло-Белозерский музейный заповедник занимает большую часть монастыря. А братия монастыря сегодня насчитывает всего девять насельников, и они занимают меньшую по площади территорию. И приехали ранним утром, понедельник — не рабочий день. И, конечно, так заранее ни с кем не договаривались, думали самостоятельно все посмотреть. Но нам очень повезло, и добрые друзья из Ростова-на-Дону поделились контактом монаха этого монастыря, и я ему позвонила, он пришел — такой замечательный, могучий монах, отец Диодор, и нам провел такую очень неформальную, очень интересную, с погружением в историю монастыря экскурсию. Готов был разговаривать с нами весь день, если бы у нас была такая тоже возможность. Поэтому, конечно, потрясло несколько вещей. Первое — что монастырь очень большой, огромный. Это самый большой монастырь в России. Больше только Киево-Печерская лавра, но она немножко как бы не в России находится. Второй момент, который потряс — конец XIV века дата основания, основана была Кириллом Белозерским, монах, который пришел туда в возрасте 60 лет. То есть в конце XIV века, дай Бог, вообще до 60 лет люди доживали. Они вместе с Ферапонтом пришли на этот север, они там поселились. Потом Ферапонт от него, так сказать, пошел с благословения обустраивать обитель, вот Ферапонтовский монастырь. Они прожили до глубокой старости, до 90 лет. Это в конце вот XIV века монастырь был образован. Это потрясает. Ну и, конечно, удивительные святыни, красивейшая архитектура, постройки — 11 храмов на территории, четыре из которых царские, если память мне не изменяет. И самое еще интересное, что при жизни Кирилла Белозерского была написана, ну как типа по тем временам картина, уже после того, как он почил, был приписан лик, и хранится эта икона в Третьяковской галерее. Любой человек может прийти и вот помолиться у этой иконы. И еще несколько чудотворных икон, которые были в монастыре, уже в советские годы забрал музей и в том числе поместил в Третьяковскую галерею. И, конечно, заехали, вот там еще рядом есть с этим местом монастырь, где содержалась, так сказать, неугодная четвертая жена Ивана Грозного — туда, к сожалению, не успевали заехать, но заехали в Ферапонтовский монастырь, где находится знаменитый храм с росписью. Это самая большая, единственная дошедшая до нашей дней роспись Дионисия. И храм является тоже музейным объединением, был закрыт в наш понедельник. Но опять вот это пути Господни, чудеса — как-то повстречалась по дороге директор добрый, и нам открыли и показали. И знаете, удивительно, вот мы помолились вот у мощей преподобного, и вот здесь, в Ферапонтово, потом еще Вологде вот Спасо-Прилуцский, и Божией милостью вот и поездка сложилась достаточно. Слава Богу. И масса впечатлений, и вообще замечательный регион, потрясающая инфраструктура, прекрасные дороги, никаких проблем вообще. То есть все для и туриста, и человека, который и паломник, и не паломник, абсолютно все условия для того, чтобы вот обогатиться духовно, укрепиться. Поэтому я туда уже запланировала даже следующую поездку, но уже в летнее время.

А. Леонтьева

— Потрясающее путешествие, и ты так много всего успеваешь посетить. Мы все с завистью на тебя посмотрели.

К. Мацан

— А «Июльская полынь»?

Т. Захарова

— А «Июльская полынь», да, сразу тоже рассказывать? Вы знаете, вообще «Июльская полынь» — это удивительный фильм. Есть у меня такой близкий друг, Юлия Бочарова, режиссер. Она вообще большой друг Радио ВЕРА.

К. Мацан

— Она была у нас в эфире не раз. Мне кажется, у всех ведущих в программе Юля побывала, это прекрасно.

Т. Захарова

— Да, и Юлечка несколько лет назад познакомилась с Виктором Георгиевичем Гладышевым, который во времена Великой Отечественной войны был такой ребенок войны. Он жил в деревне, которая попала, так сказать, была оккупирована, и он попал в плен. И эта история его, с кровавыми такими, страшными подробностями легла в книгу «Прощание славянки». Но Юлия не читала книгу. Она сначала промыслительно познакомилась с Виктором Георгиевичем, узнала его историю, и у нее зародилась мечта снять фильм. Ведь перед этим мы все видели ее прекрасный документальный фильм «Ласточки Христовы», и она загорелась идеей снять фильм про Виктора Георгиевича, а книгу, напомню, не читала. Это важный нюанс. И, конечно, любой фильм сопровождается бюджетированием, финансированием, искали средства там и так далее. Божией милостью фильм удалось снять, и в прокат он выходит немножко позже, чем должен был, но тоже все промыслительно. В этом году у нас 80 лет Великой Победы, он 10 апреля выходит в прокат, а 5 апреля в кинотеатре «Октябрь» в Москве мы с вами могли видеть премьеру фильма. Любой человек мог попасть, это не было закрытое мероприятие, то есть приобрести билет мог любой. Ну понятно, там приглашали людей и так далее. И вообще вот я лично знакома тоже с Виктором Георгиевичем. Фильм еще уникален тем, что главный герой, это такая художественно-документальная драма — то есть нам Виктор Георгиевич с экрана телевизора и с экрана в кинотеатре рассказывает свою историю, и вот эти воспоминания его, которыми с нами делятся, сопровождаются художественным оформлением, уже художественными кадрами, которые снимались в наши дни. Очень необычный жанр, мы к такому не совсем привыкшие. При этом легко смотрится, воспринимается, возникает чувство, что вы находитесь, вы как бы курсируете между сегодня и тогда. Вы понимаете, что это абсолютно реальная история. И это, как правильно говорили со сцены кинотеатра «Октябрь», что вот этот ручеек памяти, благодаря этому фильму, памяти о том, какой кошмар пережили наши с вами прадеды, он сейчас начинает опять вот расширяться в большую реку благодаря такому фильму. И все эти дети, подрастающее поколение, и молодежь на самом деле там, тридцатилетние, ну что они, много знают? Конечно, нет. Они, в их умах, в их сердцах, в их душах забурлит и заиграет, и они начнут об этом больше думать и больше вспоминать, и делать все, чтобы, главное, не забыть. Из спойлеров, я расскажу только один, но фильм, конечно, потрясает. Есть там момент один в фильме, который меня... Во-первых, я не видела ни одного человека, который бы не плакал и не прослезился, когда фильм смотрел. Есть момент в фильме, когда показывается эпизод, когда Виктор Георгиевич, будучи маленьким — не помню, там 8−10 лет, не буду врать, находится, как бы их немцы, значит, всех ведут, и они находятся в храме там в Боровске или под Боровском. И каждую ночь люди там — это зима, храм не отапливается, естественно, еды нет, и люди все, кто там находятся, пленные умирают от голода, от холода и так далее. И там находится женщина с грудным ребенком, который каждую ночь там кричит. И Виктор Георгиевич вспоминает, что он все время молился. Он молился, хотя, понятно, какая тогда вера была, молился Богу, чтобы этот ребенок закричал — так он понимал, что ребенок жив. И потом, спустя много лет, после того как он уже там учился, работал, он познакомился с девушкой, она его супруга замечательная, Анна Николаевна. Замечательная Анна Николаевна, 62 года в браке они. И он узнает, что это та самая девочка.

А. Леонтьева

— Ничего себе.

К. Мацан

— Потрясающе.

Т. Захарова

— Вы знаете, я даже говорю — у меня мурашки по коже. Та самая девочка. Это уже в самом конце фильма, и надо обязательно читать текст, который будет показан после. И, вы знаете, я недавно была в гостях у четы Гладышевых, мы так с ними подружились, вот поеду к ним в ближайшее время, повезу радио в подарок, потому что Радио ВЕРА они не могут слушать, а очень хотят. И я, Анне Николаевна, говорю: «Анна Николаевна, пожалуйста, поделитесь секретом успеха ваших таких продолжительных отношений». Она говорит: «Ой, Тамарочка моя хорошая, всякое у нас было. Ну, правда, всякое, и расходиться думали». Я говорю: «Так, ну и чего, и что? — Так некуда было деваться».

А. Леонтьева

— Вот он секрет-то весь.

Т. Захарова

— Да. Но она говорит, это было вот чисто по молодости, по глупости, а потом —все. И в какой-то момент вот такое единство. Вы знаете, потрясающие у них отношения. И такой меня поразил порядок в доме. Вообще потрясающе.

А. Леонтьева

— Сколько им лет сейчас?

Т. Захарова

— Вот у них 91 получается Георгиевичу. И она его младше на пять, на шесть лет. Не буду обманывать, но разница есть.

К. Мацан

— В эфире наш «Еженедельный журнал». В студии ведущие Радио ВЕРА — Анна Леонтьева, я Константин Мацан. Гости сегодняшнего «Журнала» — Тамара Захарова, директор по развитию Радио ВЕРА и Глафира Базурина, директор цифровых проектов журнала «Фома». Я на секунду хочу к Вологде вернуться, меня искренне волнует вопрос: там поют песню?

Где же моя темноглазая, где

В Вологде-где-где-где в Вологде-где

В доме, где резной палисад...

А. Леонтьева

— В монастыре, наверное, точно не поют.

Т. Захарова

— Вы знаете, в монастыре вот отец Диодор, он донской казак, и он знает уже многие утраченные эти песни древние, да, донские, казачьи.

К. Мацан

— Ну это же не древняя песня. Это же советская песня, советская эстрада.

Т. Захарова

— Ну они не древние. Но как таковой традиции вот у нас здесь это вообще, как бы никто не знает.

К. Мацан

— Почему никто не знает?

Т. Захарова

— Но вот если очень попросить, очень если попросить, он вам споет.

К. Мацан

— Я почему спрашиваю. Потому что я помню, я был в командировке в Самаре, и спросил у наших тоже коллег, у которых фонд «Вера» в Самаре, и вообще которые наши большие друзья, которые вот ближайшие соратники ради «Веры», по сути, наши коллеги. Я говорю, у вас на Самарской земле вот песня: «Самара, городок, беспокойная я» это что? Это такой китч, это такой вот ширпотреб, который только туристы завозят? Или вы поете сами? Они говорят: «Да вот Патриарх приезжал, ему пели. Это наше достояние местное, мы это любим и ценим».

Т. Захарова

— Ну у нас специально не пели.

К. Мацан

— Интересно. Вот про дом, где резной палисад песню, которая бабушка моя пела, я так ее помню хорошо.

А. Леонтьева

— Бабушка пела, да?

К. Мацан

— Потому что где ты, моя черноглазая, где?

Т. Захарова

— У меня, честно, ассоциация: Вологда ассоциируется со сливочным маслом.

А. Леонтьева

— Точно.

Т. Захарова

— У меня была цель непременно привезти сливочного масла. И я это, да, сделала.

Г. Базурина

— Я слушаю и чувствую, что мне точно надо доехать. У меня вот муж, который год пытается меня довезти, потому что он ездит в поездки по возрождению храмов Севера деревянных, участвует. И каждый раз он проезжает через Вологду и говорит: «Глаша, тебе надо со мной съездить». А я, как не любитель житья в палатке, никак с ним не съезжу. Но чувствую, что мне пора таки.

Т. Захарова

— Там старая часть города очень напоминает Суздаль. Там такое все, прямо эти усадьбы купеческие, дома, так все, прямо палисады — ой, шикарно просто.

К. Мацан

— Я мечтаю попасть в эти места. Особенно вот ты так интересно про Кирилло-Белозерский монастырь рассказываешь и про Ферапонтов. Особенно как-то сразу я вот вспоминаю роман «Лавр» Водолазкина, и все эти вот места там описаны. И не случайно, кстати, Водолазкин же доктор филологических наук и, собственно, занимается русской словесностью средневековой. Это все тот период. И мы вот так говорим: Кирилл Белозерский, великий подвижник. Вообще-то, Кирилл Белозерский — это часть истории русского исихазма ни много ни мало, то есть это такая вот, с Афона идущая традиция умного делания, мы обычно ее традиционно связываем с Григорием Паламой, вот с греческой традицией. Но в России был свой исихазм, это особенный такой лик его. И без Сергея Радонежского, как представителя русского исихазма, без Кирилла Белозерского история Русской Церкви, русской святости непредставима. И еще поэтому интересно вот к этим камням прикоснуться и на них постоять.

Т. Захарова

— Тут про Иисусову молитву, кстати, читала на днях книгу очень интересную, Оптинского издательства, так и называется — «Иисусова молитва». Просто потрясающая книга. Рассказывают про то, как в разных местах в разное время творилась, и каких видов, и как, и что, и прямо вот матчасть. Очень интересно. Если не видели, посмотрите.

К. Мацан

— И, наверное, фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре, конечно.

Т. Захарова

— Потрясающе.

К. Мацан

— Своими глазами хоть раз в жизни посмотреть.

Т. Захарова

— Потрясающе. Это же 800 квадратных метров в храме дошедшие. Причем уникально то, что это начало самое XVI века, и эти фрески были написаны, то есть храм был расписан за одно лето.

А. Леонтьева

— Ничего себе.

А. Леонтьева

— За одно лето. То есть вот три факта, да? Очень. То есть вот ты там находишься, и как будто ты не понимаешь, на земле ты или на небе.

А. Леонтьева

— Я хотела еще спросить, прости, пожалуйста, вот про фильм Юлин. Как ты говоришь, он называется?

Т. Захарова

— «Июньская полынь».

А. Леонтьева

— «Июньская полынь». Где его снова можно посмотреть?

Г. Базурина

— Вот да, читатели «Фомы» уже вовсю спрашивают.

Т. Захарова

— А он выходит во всех кинотеатрах страны. Я видела географию проката — ну то есть я сказала, в Москве. Россия, да, во всех кинотеатрах России.

А. Леонтьева

— То есть можно будет прямо пойти и посмотреть?

Т. Захарова

— Конечно, то есть любой человек в своем городе может пойти. То есть все большие города и очень много маленьких, и там разные-разные кинотеатры — сетевые, такие, сякие, то есть я видела там огромное количество кинотеатров, что называется, было бы желание. У «Июньской полыни» есть Телеграм-канал, ВК — везде можно там посмотреть, сайт есть. И вообще, как бы заходим в поисковик, пишем...

Г. Базурина

— Ну вот по нашим комментариям видим, что многие люди читали книжку «Прощание славянки», то есть в какой-то степени им эта история известна, и они прямо сразу загорелись.

К. Мацан

— А чья это книжка? Натальи Юрьевны Сухининой.

Т. Захарова

— Да, Наталья Сухинина. Но я повторюсь, Юлия книгу прочитала после того, как был написан сценарий.

К. Мацан

— И в фильме «Июньская полынь» есть обширный фрагмент интервью, снятого специально как часть этого фильма, с Натальей Сухининой.

Т. Захарова

— Да, есть. Конечно, потому что она вот как раз тем самым довнесла, дополнила эту историю. И нас в том числе тут как бы помогла нам больше понять. Потому что они же много лет знакомы, и книга давно была написана. Там она уже разошлась, там сколько, 65 тысяч тираж за все эти годы.

К. Мацан

— Слушайте, а вот я обычно свою тему, с которой в «Журнал» пришел, приберегаю до конца программы, такая уж у нас традиция. Но я все-таки сейчас нарушу традицию. Потому что я, собственно, хотел тоже сегодня с вами поговорить — особенно хорошо, что вот я, так получилось, сегодня единственный представитель слабого пола мужского. У меня тут три дамы прекрасных, представители из сильного пола в студии, и все мамы.

А. Леонтьева

— Обозвал нас.

К. Мацан

— И все мамы. Это вот мой учитель из МГИМО, Юрий Павлович Вяземский, всегда говорил: нет, мужчины слабый пол. Сильный пол — это женщины на самом деле. Вот предложить тоже вам, о чем поразмышлять — это очень связано и с кино, и с войной. У меня сын в пятом классе, и сейчас год 80-летия победы, и я очень ценю за это нашу школу, и я люблю ее, что они предлагают детям разные мероприятия, типа там вот какие-то просмотры, обсуждения, в общем, некие такие культурные погружения в эту тему. И нам, родителям, прислали список кино, которые нужно с детьми посмотреть. Я список прочитал и просто возрадовался. Потому что мне теперь нужно по заданию от школы с ребенком посмотреть «Женя, Женечка и Катюша», «Семнадцать мгновений весны», «Иваново детство», «В бой идут одни старики» ну и так далее. То есть вы понимаете, вот уровень запросов и масштабы, и какой кайф ждет родителя, которому нужно эти фильмы пересмотреть и вообще-то вот этим любимым поделиться. С одной стороны. А с другой стороны, вот мы еще не начали смотреть, хотя как бы мои дети к советскому кино приучены, и мушкетеров с гардемаринами любят — ну к российскому кино такому старому, нашему любимому, приучены. Но я вот при этом все-таки не могу как бы избавиться от думы, насколько сегодняшнему пятикласснику этот киноязык подойдет, насколько какие-то эмоции. Вообще, как вообще эти фильмы смогут какие-то эмоции породить. Я помню, меня поразил рассказ, когда у нас было очередное интервью на Радио ВЕРА с Владимиром Романовичем Легойдой, он рассказывал, как он студентам — это студенты, даже более старший возраст, — показывал «Калину красную» Шукшина, один из его любимых фильмов. И вот он сам, как некую такую важную обратную связь, пересказывает, что одна студентка сказала: я смотрю этот финал, где вот супруга главного героя бежит к нему, чтобы вот его там, его вот только что убили, он при смерти. Вот она там, такая вот сцена, в общем-то, которая должна вызывать какое-то сочувствие, когда должен комок к горлу подступать, в общем-то. И вот студентка молодая говорит: я смотрю, но я ничего не чувствую. Ну вот меня это ну не трогает. Ну, вот сейчас я вижу, как это гениально снято, но меня это не трогает. Хотя Владимир Романович рассказал, что потом она там второй раз посмотрела, как-то вообще она переосмыслила это отношение, может быть, там через год или как-то, в общем, поняла, в чем же была, что так все восхищаются. Но вот, родители, как вы думаете, классика советского кинематографа, а не только советского, российского в целом, о войне, насколько тронет современного школьника?

А. Леонтьева

— По очереди, да? По часовой стрелке?

Г. Базурина

— Мне кажется, здесь не должно быть иллюзий, что вот она стопроцентно должна тронуть. Потому что по своим детям я вижу, что, конечно, ритм жизни, скорость восприятия кадров в минуту, она совсем другая. И когда мне удавалось показать и как-то вдумчиво, и с пользой, с их отдачей, как я видела, какое-то старое советское кино, в особенности если оно черно-белое — это вот я прямо вижу, что это барьер, черно-белое кино, будь то советское или какое-то другое. Нужно было создавать специальные условия, вырывать их как будто из этой скорости.

А. Леонтьева

— Точно.

Г. Базурина

— Создавать какое-то замкнутое пространство, что вот сейчас мы садимся, смотрим. Я так помню, как я с младшей дочерью, которой сейчас двенадцать, тогда ей было где-то около восьми, и мы с ней посмотрели «Посторонним вход воспрещен». И я помню, что 15 минут это было борьбы, вот у нее переламывания себя, что тут вообще такое происходит на экране, и вообще непонятно, как это можно смотреть. А спустя 15 минут она уже смотрела, открыв рот, до конца фильма. Но 15 минут надо было перебороть и переключиться на другую скорость восприятия. То есть как бы мне кажется, много это делать не получится, по крайней мере у меня нет таких ресурсов, это получается делать как-то точечно. Меня сейчас, например, очень порадовало, что я услышала, что часть советских фильмов о войне будет идти в кино. Их будут где-то с апреля, будут в мае потом показывать.

К. Мацан

— Ну здорово. А я не слышал. Надо будет сходить.

Г. Базурина

— И это вот для меня это прямо шанс показать какие-то фильмы. То есть я понимаю, например, что если младшую я еще могу поймать, посадить с собой на диване и сказать: сиди со мной, смотри, — и как-то ей комментировать, и как-то ее вовлекать, то старшего 18-летнего, например, мне очень сложно.

А. Леонтьева

— А младшей сколько лет?

Г. Базурина

— Младшей двенадцать.

Т. Захарова

— Двенадцать.

К. Мацан

— Слушайте, как это будет круто — «Летят журавли» посмотреть.

Г. Базурина

— Да, это моя мечта.

Т. Захарова

— Ты сейчас реально лайфхаком поделилась. У меня такой же лайфхак. Моей старшей дочери будет девятнадцать, младшей будет семнадцать. Сейчас, конечно, мы уже вместе кино не смотрим, но всегда вот этот самый действенный инструмент сказать: смотрим 15 минут, не нравится — выключаем. Через 15 минут уже все забывали. Так они у меня там очень много черно-белых. Про Дона Камилло я помню, мы смотрели. Потрясающие комедии про итальянского священника с Фернанделем, вообще невероятно смешные. И советские фильмы разные. Ну все что успели, посмотрели.

Г. Базурина

— У нас тут лайфхак изобрел муж со средней дочерью. То есть с каждым ребенком есть свои приколы какие-то. Значит, со средней они сошлись на том, что они оба любят скрэббл. Они сидят, играют... Ну или «Эрудит» как эта еще игра называется. И когда они сидят — это довольно долгая игра, которая тихая игра, люди сидят, буковки выбирают...

А. Леонтьева

— Слова составлять.

Г. Базурина

— Да, и в это время включается кино. И в итоге как раз проходят эти золотые 15 минут, и ребенок втягивается в просмотр.

К. Мацан

— Мы вернемся к нашему «Журналу» после небольшой паузы. Дорогие друзья, не переключайтесь.

К. Мацан

— «Еженедельный журнал» на Радио ВЕРА. В студии ведущая Радио ВЕРА, моя дорогая коллега, Анна Леонтьева, я Константин Мацан. И гости сегодняшнего выпуска — Глафира Базурина, директор цифровых проектов журнала «Фома» и Тамара Захарова, директор по развитию Радио ВЕРА. Ну вот, Аня, еще только от тебя лайфхака по советскому кино военному мы пока не услышали.

А. Леонтьева

— Да, слушайте, мой муж говорил, что какой-то из пап — не вот этот, сегодняшний, а какой-то предыдущий папа говорил своей пастве смотреть советские мультики. И на самом деле вот дети выросли на советских мультиках. И лайфхак, как вот посмотреть кино — это, конечно, вот правильно Глафира сказала, создать атмосферу и сесть посмотреть с ними. Потому что вот сесть, посмотреть с ними — это на самом деле главное условие. Потому что мы как бы, наше присутствие, оно не такое вот у них навязчивое, как хотелось бы. Поэтому мои смотрели, смотрели с удовольствием. Потому что они вот как-то на этом выросли. Я думаю, что у них что-то останется в голове и в душе от этого всего, потому что это потрясающие фильмы. И, кстати, я как раз хотела про то же, про кино. Удивительно мы перекликаемся сегодня.

К. Мацан

— Давай.

А. Леонтьева

— Смотрите, значит, я в одной из программ рассказывала, как я в фильме Скорсезе «Молчание» — про миссию там вот этих вот португальских монахов-иезуитов в Японии, встретилась там с романом, который я прочитала очень много лет назад, даже не скажу сколько, японского писателя про миссионера вот в Японии. Очень жестокий такой роман.

Т. Захарова

— Да, я читала его, очень жестокий.

А. Леонтьева

— Ты читала его тоже, да?

Т. Захарова

— Я читала, да, очень жестокий.

А. Леонтьева

— Потрясающе. И потом я пересмотрела фильм, о котором спорят, о его историчности — фильм «Поп», который вы тоже все знаете, с главным героем Маковецким, да? Вот. И я была поражена, на самом деле, насколько он богат. То есть Скорсезе, по сравнению с «Попом», просто нервно курит в сторонке, как говорят сейчас, да? Но дело в том, что «Поп», он затрагивает такую удивительную тему, о которой я никогда не задумывалась. Вот эти ножницы между сталинскими репрессиями Русской Православной Церкви и как фашистами, которые якобы возрождали вот эту вот духовную жизнь в России. Вы знаете, что вот мы про детей заговорили — я просто ужасаюсь, что я вижу очень большую часть молодежи нашей, которая убеждена, что реально фашисты возрождали духовную жизнь вот в годы Великой Отечественной войны.

К. Мацан

— На оккупированных территориях.

А. Леонтьева

— На оккупированных территориях, да. И этот фильм на самом деле — опять же спорят об его историчности, я думаю, что он основан на изучении реальных событий.

К. Мацан

— Насколько, кстати, я знаю — маленькая заметка на полях, что действительно, я сейчас не помню, кому впервые пришла идея такого фильма, но сначала появился роман. По-моему, Александр Сегень, который написал.

А. Леонтьева

— Сегень, да.

К. Мацан

— То есть специально, когда уже была идея фильма, сначала решили написать книгу, в которой можно будет подробнее изложить какие-то вещи, которые в кино неизбежно потеряются за счет просто хронометража. И потом уже Владимир Хотиненко стал снимать фильм.

А. Леонтьева

— Да, Владимир Хотиненко фильм. Гениальный совершенно фильм. Кто не смотрел, я вам завидую. Посмотрите, поплачьте, порадуйтесь. Во-первых, удачной вообще режиссерской работе этого фильма. И, наконец, знаете, вот эти последние кадры, которые (я просто вот боюсь даже проговориться, потому что в этом тоже какая-то эссенция фильма) я посмотрела восемь раз. Вот я реально вот эти последние две минуты посмотрела восемь раз, потому что это так удачно, это так прямо вот совпадает все. И, конечно, вот герой, Маковецкий, собственно, поп, он очень сложный. Вот был у меня режиссер в программе, Андрей Горбатый, который, кстати, вот раз уж мы упомянули, время от времени идет его по Лескову спектакль, тоже удивительный спектакль...

К. Мацан

— «Соборяне», да, прекрасный спектакль.

А. Леонтьева

— Да, и он состоит из актеров, которые как благотворительность играют в этом спектакле, поэтому он идет нерегулярно на разных площадках, вот когда они могут. И вот Андрей сказал, что очень сложно сыграть батюшку.

К. Мацан

— Интересно, а почему?

А. Леонтьева

— Вот, интересная мысль. Потому что батюшку либо переигрывает актер, и начинает так: о-о-о, батюшка, о-о-о...

Т. Захарова

— Да, очень часто. И в чем секрет успеха?

А. Леонтьева

— Не знаю. Вот он говорит, что это какой-то вот, у него замечательный батюшка в этом спектакле, ты прямо веришь, что это батюшка. А это просто актер. И в чем секрет Маковецкого в этом фильме, я тоже не понимаю. Может быть, он верующий человек, вот я не исследовала этого вопроса.

Т. Захарова

— Наверное, неверующему точно будет сложно батюшку сыграть, да?

А. Леонтьева

— Вот интересно. Может быть, радиослушатели знают об этом. Но он сыграл потрясающе, он не переиграл, настолько столько боли в его этом образе.

К. Мацан

— Я помню, когда фильм выходил...

А. Леонтьева

— 2004 год.

К. Мацан

— Было интервью с Сергеем Маковецким, по-моему, оно выходило в журнале «Нескучный сад», и он представлял фильм на фестивале «Лучезарный ангел». Я не могу так сейчас сходу как-то обрисовать, что называется, религиозный бэкграунд Сергея Маковецкого. Но то, что эта тема ему не чужда в личном плане, совершенно точно. А уж какая глубина погружения, это уже Господь знает.

А. Леонтьева

— Ну да, этот фильм полезен еще с точки зрения, вот о чем я вначале сказала, да, что вот, дескать, немцы на оккупированных территориях возрождали духовную жизнь. Вот посмотрите фильм и посмотрите, как они ее возрождали.

К. Мацан

— Потрясающая сцена, которую я, правда, не могу ее забыть, когда, помнишь, ему нужно, герою нужно решить, отпевать ли полицаев, то есть коллаборантов, русских, которые пошли на службу к немецким войскам и стали вот полицейскими надзирателями. И партизаны их убили, и вот к нему приходят, к попу, соответственно, местные власти, коллаборационистские, говорят: ну вот надо отпеть. Я сейчас точно не помню, как он эту проблему решает. Но это потрясающее место, когда, по-моему, ему супруга говорит: ну а что ты не отпоешь, ты же священник. Он говорит: что, я над ними буду сейчас петь «со святыми упокой»?

А. Леонтьева

— Да, да, да...

К. Мацан

— Как я эти слова над ними, над коллаборантами, произнесу? И причем это же не вопрос как бы... Вот нет ответа на этот вопрос.

А. Леонтьева

— Нет ответа.

К. Мацан

— Вот он как священник должен это сделать, не различая как бы чинов и званий. А как человек — у него есть проблема. Вот конфликт. И это не потому, что... То есть речь не о том, что он прав, что он этого не делает или, наоборот, что он не прав, что он этого не делает. Как жизнь трагична, как она не укладывается в простые схемы.

А. Леонтьева

— Но это, если угодно, еще и вообще более даже глубокая проблема, чем поставлено в фильме. Потому что каждый священник... Вот мне рассказывал батюшка знакомый. Каждый священник встает, вот ему приносят как бы покойника — он не знает вообще о нем ничего. И вот отпевание человека, который неизвестно чем занимался, это на самом деле очень такая серьезная тема. Но это, конечно, не нам обсуждать ее.

К. Мацан

— А я все время вспоминаю там еще смешной эпизод, когда, помнишь, дочка, приемная дочка, которую играет Лиза Арзамасова, говорит героине Нины Усатовой, что там, маменька как-то, мама, вы это, как-то уж на Херувимской потише пойте, а то вы так выводите, как бы вы всех сбиваете. И как героиня возмущается: да ты что, без году неделя в христианстве, еще мне, попадье, будет говорить, как мне Херувимскую петь.

А. Леонтьева

— Да, пересмотреть обязательно все.

Т. Захарова

— Вчера, не вчера, там на днях на службе была, вообще Херувимскую очень громко пел весь храм.

К. Мацан

— Я вот каждый раз вспоминаю этот эпизод. Маменька, вы уж как-то на Херувимской там поаккуратнее, а то как затянете...

А. Леонтьева

— И вообще очень, на самом деле, интересная тема — священники, как они участвовали в Великой Отечественной войне. Хотя тогда священство было полностью, ну как сказать, в загоне, да, тайно образующее. Вот я, кстати, в журнале «Фома» сейчас открыла и узнала, что протоиерей Глеб Каледа — это 2020 года выпуск, — кавалер орденов Красного Знамени, Отечественной войны, медали «За отвагу». Вот тут восемь священников — героев войны. Но они, правда, во время войны, видимо, не были еще священниками, просто...

Г. Базурина

— Многие, да. Многие известные потом монахи там, отец Кирилл (Павлов), они были...

К. Мацан

— Фронтовики все.

Г. Базурина

— Фронтовики, да.

К. Мацан

— Кстати, вот книгу еще, наверное, тоже имеет смысл иметь в виду «Поп», потому что в ней больше материала вот этого именно исторического. Я вот, если правильно помню, в кино, там же есть фигура епископа на этой земле, да, оккупированной. И он такой, очень эпизодическая роль, ну вот некий просто вот епископ. А в книге там он тоже показан как человек. С одной стороны, епископ на вот оккупированных территориях, с другой стороны, он помогает партизанам, он чуть ли не какой-то — ну сейчас я боюсь там нафантазировать, но чуть ли не связной какой-то между вот советскими войсками и вот там партизанами, то есть он на самом деле очень позицию патриотическую занимает гражданскую. Но при этом как епископ и не может и как бы не участвовать в деле все-таки возрождения духовной жизни, церковной жизни, пускай даже под оккупационными властями.

А. Леонтьева

— Ну да. Там же есть сцена, когда как бы вот этот герой фильма, поп, он видит, как он благословляет человека, одетого в нацистскую форму, который вот тоже участвует в этой миссии. И вообще, знаете, этот фильм затрагивает трагичнейшую судьбу священников, которые становятся таким образом, если немцы возрождают, так сказать, православие, они становятся чужими и для своих, и для не своих. И там как раз вот эта вот трагедия поставлена в полном объеме. В общем, вот накануне 80-летия Победы очень полезно посмотреть этот фильм.

К. Мацан

— Да, там потрясающие слова героя Маковецкого, по-моему, да, когда какой-то допрос — я сейчас уже так не в деталях фильм помню, но когда ему говорят, что так вот если мы уйдем, вот оккупационная власть немецкая, что с тобой сделают твои вот, советская власть?

А. Леонтьева

— Да, а он говорит, что...

К. Мацан

— И он говорит, что нет, ну что же они со мной сделают? Это же мои как бы, это же там моя родина, это же как бы наши люди, свои, да? А потом свои с ним такое сделали, вот, что, в общем, дальше вся жизнь, в общем-то, после этого. Поэтому заканчивает ну так, как заканчивает свою жизнь. Не будем рассказывать, да, но это надо смотреть.

А. Леонтьева

— Нет, не спойлери. Потому что, да, там безумно классный конец. Вот, надо смотреть с начала до конца.

Г. Базурина

— Кстати, немножко все же проспойлерим. В финале же там звучит песня, да, «Бони М».

А. Леонтьева

— Да, и песня подобрана замечательно.

Г. Базурина

— Да, начинается она с... Фильм начинается с «Набукко», да, тоже этот же вариант песни, просто в классическом варианте. Вот, и в интервью...

К. Мацан

— «На реках Вавилонских».

Т. Захарова

— Да, «На реках Вавилонских».

Г. Базурина

— Псалом известный, который пелся как раз сейчас вот, в начале поста. Да, и в интервью «Фоме» Хотиненко в свое время говорил, что он даже фильм изначально хотел назвать «На реках Вавилонских», но потом просто, видимо, пришло понимание, что для фильма это не самое подходящее название. Но мотив был этот.

А. Леонтьева

— Ну да, у нас вокруг кино прямо разговор как-то завелся.

Т. Захарова

— Так это прекрасно. Слава Богу, что в кино есть что посмотреть.

А. Леонтьева

— Очень интересно, вот кто пойдет смотреть наше старое кино в кинотеатры. Это прямо вот...

К. Мацан

— Вот четыре человека уже есть.

А. Леонтьева

— Четыре есть, да.

Г. Базурина

— Я мечтала об этом и возрадовалась, когда узнала.

Т. Захарова

— Кость, ты вот вопрос задал, надо ли детям видеть и отложится ли это. У меня вообще подход всегда был такой: если из 100% хотя бы 0,5% отложится — уже не зря.

А. Леонтьева

— Конечно.

К. Мацан

— В эфире наш еженедельный «Журнал». В студии ведущие Радио ВЕРА — Анна Леонтьева, я Константин Мацан. Гости сегодняшнего выпуска — Тамара Захарова, директор по развитию Радио ВЕРА, и Глафира Базурина, директор цифровых проектов журнала «Фома». И мы вот к теме Глафиры переходим. Она как-то у нас неслучайно оказалась хедлайнером сегодняшней программы, потому что мы так прекрасно...

А. Леонтьева

— Хедлайнером. Ой, тот прекрасный русский выговор.

К. Мацан

— Старое русское слово — хедлайнер программы. Гвоздем. Хорошо, гвоздем программы, которая выступает в конце концерта. Вот так переведем, да, слово. Потому что мы вот прекрасно всю программу говорим о кино замечательном, а вообще-то Великий пост и следующая неделя Страстная. И я, насколько понимаю...

А. Леонтьева

— Мы говорим о постном кино.

К. Мацан

— Главное, чтобы не с постным лицом, и не на постном масле. Глаш, какая твоя тема?

Г. Базурина

— Да, я пришла как раз с рассказом о том, что ждет читателей и зрителей журнала «Фома» на Страстной неделе. И с каким-то своим личным ощущением от этого периода. Потому что когда я пережила свою первую Страстную неделю, уже работая на сайте «Фомы», тогда еще простым верстальщиком сайта, я поняла, как я люблю свою работу, что вот действительно это та работа, о которой я мечтала. Начиналась она с разного. Когда-то Костя был одним из моих первых редакторов, мы делали тюремную вкладку тогда.

К. Мацан

— Ой, было дело, да.

Г. Базурина

— Вот с этого начиналась моя работа в «Фоме». Потом довольно быстро я начала работать с сайтом вместе с нашим директором, Алексеем, и тогда для себя я выделила этот период Страстной как самый ценный для меня в моей работе. Потому что мне повезло с детства вырасти в церковной среде. И, к своему великому счастью, я хорошо знаю, какая она особенная, эта неделя — какие это особенные службы, какие это особенные песнопения. Но не то чтобы я как бы умела всегда об этом рассказывать до того, как оказалась в «Фоме». «Фома» мне дал эту прекрасную возможность, поэтому хочется этим сейчас поделиться. Начну с небольшого рассказа о прошлогоднем одном материале. Мы много писали всякого серьезного, мы много писали разборов богослужений, чтобы люди проходили подготовленными на службы, но в том году мы сделали один короткий материал — это такое про свое, про женское сейчас будет, — в котором мы в коротких карточках рассказали, как все успеть на Страстной. Это была просто короткая инструкция, что вот в понедельник вы там домываете окна, если вам так принципиально помыть их перед Пасхой. Но в четверг вы их уже не моете, идете на службу. Куличи можно не печь в субботу, а можно испечь заранее, чтобы опять же-таки не пропустить самое главное богослужение. И этот материал получил какое-то колоссальный отклик, колоссальное количество репостов. Потому что людям оказалось, что важна такая подсказка для людей, которые вот на стадии воцерковления, на стадии вхождения в церковную жизнь. На этой неделе мы тоже хотим так провести в этом году наших читателей, поддерживая их каждый день каким-то материалом, какими-то подсказками. В этом году это будет несколько циклов. Первый цикл будет посвящен песнопениям Страстной. Наш замечательный редактор церковного направления, отец Евгений Мурзин, он подготовил нам такие материалы. Каждый день Страстной мы будем рассказывать об одном особенном песнопении этого дня заранее, чтобы люди, приходя на богослужение, могли его узнать и воспринять в полной мере. Потом будет еще один очень глубокий цикл, посвященный изречениям Христа на кресте. Есть семь изречений, о которых мы читаем в Библии, и каждое из которых мы отдельно разобрали. Это будут отдельные материалы, которые помогут как бы поддерживать это настроение Страстной, не выпадать из него, если, например, начинать день с чтения этого материала и дальше жить в каком-то ощущении этого текста. Ну и как бы традиционно мы, конечно, будем подсказывать, давать тексты богослужений — как всегда, можно посмотреть их у нас в Телеграме. Если неудобно искать где-то там по разным площадкам, можно подписаться, например, на наш Телеграм, журнала «Фома», и иметь эти подсказки каждый день под рукой, не отвлекаясь на что-то другое. Либо мы знаем, что многие наши читатели, такие особенно следящие за постом, они отказываются от соцсетей на Великий пост, в особенности на Страстную неделю. Для них мы сделали возможность подписки на email-рассылку специально великопостной, где можно будет получить все те же самые материалы. Вот если вы хотите закрыться, так сказать, от внешнего шума. Вот как бы я не могу закрыться от Телеграмма, в силу работы, у меня все время где-то что-то пиликает и на Страстной тоже. Вот для тех людей, которые имеют такую счастливую возможность, можно не читать Телеграм, все выключить. Только получать письма от «Фомы» и прожить с ними Страстную неделю, чтобы подойти к Пасхе с ощущением подготовки к празднику.

Т. Захарова

— Мы в прошлом году делали серию коротких роликов, Кость, если помнишь. А на Страстную неделю такая была пилотная история про Великий понедельник, да?

К. Мацан

— Я помню, да.

Т. Захарова

— Именно про значение дня и что происходит в храме. Но думали про светскую тему. В общем, это такая бесконечная история. Вообще здорово, замечательно.

К. Мацан

— Я в прошлом году, по твоему, Тамара, поручению, попытался написать текст этих коротких роликов, которые мы потом бы предложили священникам — ну там зачитать, не зачитать, но как-то, в общем, произнести. И я так понимаю, что большинство отказались читать то, что я написал.

А. Леонтьева

— Почему?

Т. Захарова

— Как раз неправда. Таки многие, большинство, наоборот...

К. Мацан

— Видимо, какую-то ересь написал.

Т. Захарова

— Нет, ты написал все прекрасно, и все читали.

А. Леонтьева

— Вот теперь уже захотелось почитать.

Т. Захарова

— Нет, все есть. Мы хотим просто в этом году, чтобы они продолжали вируситься. В «Фоме» каждый раз новый материал выходит...

Г. Базурина

— Да, но мы старые тоже, конечно, повторяем.

Т. Захарова

— Мы готовим сюрпризик один, пока это секрет.

Г. Базурина

— Какие-то основополагающие материалы, как раз вот что в этот день в храме, чему он посвящен, каждый год, конечно, люди их читают. Или, там, не знаю, у нас есть сотрудничество с порталом «Объясняем.рф» — такой как бы тоже большой медиапроект, который рассказывает обо всем на свете. Но как выяснилось, что у их аудитории есть тоже довольно большой запрос на какую-то церковную тематику, такую вот разъяснительную, самых азов. И наши такие материалы там тоже пользуются большой популярностью. Мы для них их делаем.

К. Мацан

— Ну тогда я тоже сейчас сделаю анонс, потому что на следующей неделе на Страстной будет в часе с восьми до девяти, как всегда, с некоторых пор у нас в «Светлом вечере», выходить цикл программ, цикл бесед из пяти программ, посвященных какой-то определенной теме. И вот я напомню, что мы в этих циклах ротируемся как ведущие с моими дорогими коллегами — Аллой Митрофановой, Алексеем Пичугиным, то есть раз в три недели у каждого из нас такой цикл выходит. Вот моя неделя пришлась именно, моя как это, не страда, а как это...

А. Леонтьева

— Смена.

К. Мацан

— Да, моя смена пришлась на вот Страстную. И будет пять бесед, и чему они еще могут быть посвящены, как не темам Страстной седмицы, которые традиционно до нас церковные предания в эти дни доносят. Поэтому в понедельник Страстной седмицы мы будем говорить об истории ветхозаветного праведника Иосифа с отцом Александром Сатомским. Во вторник мы поговорим про притчу о десяти девах и притчу о талантах со священником, с отцом Максимом Первозванским. В среду поговорим, само собой, про предательство Иуды и про женщину, которая приступила ко Христу с алавастровым сосудом с миром и помазала Спасителя — с отцом Андреем Щенниковым. В четверг, само собой, про Евхаристию и про Тайную Вечерю поговорим с отцом Геннадием (Войтишко). И в пятницу, конечно же, про Голгофу поговорим с отцом Игорем Фоминым. Так что, дорогие друзья, подключайтесь к основным смыслам Страстной седмицы.

А. Леонтьева

— Потрясающе. Я уже подключаюсь мысленно, очень люблю этот цикл.

Т. Захарова

— Мы уже мысленно там.

Г. Базурина

— Да, я тогда, наверное, дополню, что помимо основного проекта журнала «Фома» и всевозможных его площадок, у нас есть всякие еще разные проекты, так или иначе с нами связанные. И есть проект «Что будем делать?», посвященный темам семьи, отношений, психологии в какой-то степени. И там весь Великий пост сейчас идет свой календарь постный. Но, в отличие от фомовского такого, посвященного больше богослужениям, смыслам песнопений, текстов евангельских, тут больше про церковную практику и про быт в семье во время поста и Пасхи. Если кому-то интересно, то он будет продолжаться аж до конца Светлой. В том числе со всякими лайфхаками для семей — как там прожить Страстную с детьми, как сохранить настроение Пасхи после Пасхи и тому подобным материалом.

К. Мацан

— Я помню, была такая возможность сравнить две позиции, два мироощущения двух священников. Один мне говорил, вот тоже у нас в программе, один говорил, что для него есть какая-то его внутренняя грусть от того, что в Великую субботу, в день тишины, когда «да молчит всякая плоть», в храме самая суета, освящение куличей. И вот это парадоксальное такое вторжение жизни в, казалось бы, желание тихой и уединенной молитвы, как-то доставляло ему какой-то такой повод для думы этому священнику. А другой священник на ту же тему говорит: да, это суета, это тяжело, и это отвлекает, но понимаешь, что и в ней милость Божия. Потому что без Бога ты бы, наверное, не смог бы, просто у тебя сил бы не хватило пройти пост и дожить чисто физически до этой Великой субботы, чтобы все в ней сделать то, что ты как священник должен в ней сделать. Поэтому и в таком ощущении как бы алкания тишины, которой нет, и в погруженности в эту «суету» — в кавычки это слово беру, — все равно присутствие Божие. Вот и там, и там Господь одинаково раскрывается.

А. Леонтьева

— Я хочу сказать, знаете, что вот эта вот служба Великой субботы утренняя, на которой действительно очень много таких людей, которые просто пришли что-то освятить, смотрят, служба идет, и заодно и заходят, то есть такая и есть суетища. Но очень много людей, которые стараются выспаться перед ночной службой с субботы на воскресенье. Но эта служба абсолютно удивительнейшая, она уникальная, неповторимая. Если удастся на нее попасть, то вы получите просто огромную, там, красивейшие паремии, которые там читают. Вы больше нигде не услышите.

Г. Базурина

— Она одна такая в году.

А. Леонтьева

— Да, вот это все никогда не услышите.

Г. Базурина

— Я прямо помню, как я была на ней первый раз. Мне было что-то около 14 лет, и я решила, что я на нее поеду.

А. Леонтьева

— Везет...

Г. Базурина

— Да, ну в силу моего, так сказать, воцерковленного детства. И до этого не возили никогда освящать куличи в храм, потому что отец мой священник, и освящал он их всегда дома. Как бы мама пользовалась такой возможностью...

К. Мацан

— Служебной возможностью.

Г. Базурина

— Да, чтобы многодетная мать, имея мужа-священника, не возит освящать, а ей освящают на дому. А тут я решила, что я поеду, что я повезу. И я взяла эту традиционную корзиночку, значит, мне прямо было важно, чтобы это было видно, что это не пакет какой-то, сложила в нее эти куличи и яйца. Папа, естественно, ехал сильно раньше или, может быть, вообще ночевал в храме. Я сама, значит, встала и поехала в метро с этой корзиночкой. И пробыла всю эту службу. Конечно, для подростка это довольно сложная и длинная служба, но выйдя с нее я поняла, что я хочу быть на ней каждый год. Ну вот потому что невозможно.

А. Леонтьева

— Потрясающая история. Человек в 14 лет выстаивает Великую субботу. Милость Божия.

К. Мацан

— Да, такая служба, которая, по-моему, вообще не проходит без какого-то мини-откровения внутреннего тебе каждый раз. Потому что вот Христос, вот Он распят, вот Он сегодня сходит в ад.

А. Леонтьева

— Как бы между мирами такая служба, да, между вот этим миром погребения Плащаницы и Воскресением.

К. Мацан

— Ты знаешь, что близится Воскресение, которое еще не начало случаться здесь, вот в земном времени, но которое вечно есть, и вечно уже свершилось.

Т. Захарова

— Я еще стараюсь на Страстной седмице, по возможности, фильм смотреть Мэла Гибсона «Страсти Христовы», тоже так он настраивает, в правильное такое состояние вводит.

Г. Базурина

— С Великой субботы еще песнопения. Вот я как-то еще, поскольку погрузилась в свое время, там проучившись немножко в школе духовного пения, в церковную музыку, песнопения, наверное, особенное влияние имеют. «И да молчит всякая плоть» — какое-то для меня это, я бы сказала, высшей степени торжественности песнопения. То есть, с одной стороны, это такая тихая суббота, с другой стороны, оно какое-то максимально торжественное.

К. Мацан

— Ну что ж, дорогие друзья, спасибо огромное за этот разговор. Пускай он будет таким для нас, если угодно, трамплином или не трамплином, входной дверью в грядущую Страстную. А Страстная вот уже входом в где-то там уже, на горизонте, начинающее светить нам Светлое Христово Воскресение. Ну и благодаря нашему разговору мы еще на час стали к нему ближе. Спасибо огромное гостям сегодняшнего выпуска. Глафира Базурина, директор цифровых проектов журнала «Фома», Тамара Захарова, директор по развитию Радио ВЕРА, и ведущие Радио ВЕРА — моя дорогая коллега Анна Леонтьева и я, Константин Мацан, были сегодня в программе «Журнал». Ровно через неделю в это же время, в пятницу, в шесть вечера мы продолжим листать наш «Еженедельный журнал» на Радио ВЕРА. Дорогие друзья, оставайтесь с нами. До свидания.

А. Леонтьева

— Спасибо. До свидания.

Т. Захарова

— Спасибо. До свидания.


Все выпуски программы Журнал

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем