В ноябре 1818 года на территорию Аляски приехал новый губернатор - капитан второго ранга, морской офицер Семён Иванович Яновский. Молодой, полный сил и надежд, он несколько дней совершал объезд русских колоний, изучал географию местности, знакомился с населением, записывал отчет о путешествии в дневнике - словом, честно исполнял свой долг.
Накануне ему передали письмо от руководителя духовной миссии в Русской Америке – отца Германа, на которого губернатор получил множество доносов. Кляузники утверждали, будто бы отец Герман подговаривал кадьякских алеутов выступить против местных властей. Семен Иванович решил нанести визит священнику и лично разобраться в том, что в доносах было клеветой, а что правдой. Яновский добрался до церкви, там ему сказали, что отец Герман пошел навестить одну алеутскую семью. Губернатора проводили к маленькой хижине. Там он увидел старца, несущего на спине хворост…
Семён Иванович:
Благословите, отец! Имею честь говорить с руководителем Православной духовной миссии, отцом Германом?
Отец Герман:
Бог благословит! Да, ваше превосходительство! А Вы, верно, наш новый губернатор? Семен Иванович?
Семён Иванович:
Совершенно верно. Я пришел поговорить с Вами. Но позвольте, почему Вы несете хворост? Разве больше некому это делать?
Отец Герман:
Я семейство навещал, вот в этой хижине, отец у них заболел: горячка. Семеро детей – мал мала меньше – да жена, которая за мужем ухаживает, детей кормит, а в хижине не топлено. Я и пошел после молитвы им хвороста принести.
Семён Иванович:
Я прикажу своим людям помочь им. Прошу Вас, оставьте, Вам не по сану!
Отец Герман:
Что Вы, что Вы, Семен Иванович, как же не по сану? Я ведь нижайший слуга им! Я нянька здешних народов! А как же иначе? Ведь младенцы они совсем, новорожденные!
Семён Иванович:
Для Вас главное – грамоте их научить, приобщить к русской культуре! А хворостом другие займутся!
Отец Герман:
Да ведь и это важно! Вот, господин губернатор, Господь изволил дать нам этот край. Посмотрите, у этих людей ни сил нет, ни смысла, и им не только покровительство и просвещение нужны, но и самая простая человеческая поддержка! По духу и по уму они, конечно, младенцы! Но ведь таковых есть Царствие Небесное!
Семён Иванович:
Отец Герман, я пришел поговорить по чрезвычайно важному делу. Речь пойдет о вашем будущем здесь, в Русской Америке… Прошу Вас, пойдемте со мной, мои люди займутся этой семьей. Я сейчас отдам приказ.
Отец Герман:
Что ж, пойдемте раз так. А потом можем сразу и на вечерню, в церковь нашу!
Семён Иванович:
Простите, отец Герман, на службу не смогу. Дела! Я хотел поговорить с Вами…
Отец Герман:
А причащались Вы давно?
Семён Иванович:
Давненько.
Отец Герман:
Ах, как нехорошо, Ваше Превосходительство! Плохо, очень плохо! Как же я здешних алеутов к Причастию подводить буду, если даже наши соотечественники гнушаются Телом и Кровью Христовыми? Вы что же, неверующий?
Семён Иванович:
Не совсем…Я деист, отец Герман. Но я хотел…
Отец Герман:
Ах, деист! Значит, единого Бога признаёте, но ни в какую церковь молиться не ходите! Но ведь деизм уже не в моде, Ваше Превосходительство! Вы ведь в Морском корпусе воспитывались? Видно, начитались сочинений Вольтера-вольнодумца? Или других каких философов XVIII века? Много читали, это я о вас слышал, в науках разбираетесь, а вот науку из наук - Закон Божий, небось, и не знаете толком. Так, теоретически! Прав я?
Семён Иванович:
Отец Герман, я… Да, вероятно. Я не хочу с Вами спорить на тему религии, я пришел говорить о другом… Про Вас писали…
Отец Герман:
Думаете, образования у меня не хватит убедить Вас?
Семён Иванович:
Это будет чрезвычайно сложно, отец Герман!
Отец Герман:
А вдруг смогу? Душа у Вас не черствая, и ум открытый.
Отец Герман и Семен Иванович Яновский стали видеться каждый день. Как вспоминал потом губернатор, «отец Герман, вдохновляемый благодатью, так умно, сильно и убедительно говорил и доказывал, что никакая ученость и земная мудрость не могла устоять». В 1864 году губернатор Русской Америки Яновский удаляется в Тихонову пустынь в Калужской губернии, приняв монашество с именем Сергий. Его письма стали основой для жизнеописания преподобного Германа Аляскинского.
Мирское имя отца Германа в точности не сохранилось. Известно то, что происходил он из купеческой семьи и уже в шестнадцать лет нес послушание в Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом. А в 1778-ом, пожелав полного уединения и безмолвия, он удалился в знаменитый Валаамский монастырь, где и принял монашеский постриг. По преданию, именно в этот год преподобный Серафим пришел в Саровскую обитель. Отца Германа, как и святого Серафима Саровского, отличал могучий подвижнический дух, жажда подвигов во имя Христа и удивительное смирение. В 1793 году отец Герман вошёл в Кадьякскую духовную миссию, созданную для проповеди Евангелия среди «диких» языческих народов Аляски и прилегающих островов. Миссионер мужественно нёс послушание в тяжёлых, иногда совершенно невыносимых условиях. В 1807 году он был назначен главой миссии. Благодаря отцу Герману христианство распространилась по всей Русской Америке. Десятки тысяч местных жителей, видя его самоотверженность и искреннюю веру, принимали крещение. Современники вспоминали светлый ум, доброту и отзывчивость отца Германа, отмечали быстроту и отчётливость его суждений, силу и мудрость его слов. В 1970 году отец Герман Аляскинский был прославлен Русской Православной Церковью в лике преподобных.
7 мая. О тех, кто приходит ко Христу

В 6-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Приходящего ко Мне не изгоню вон».
О тех, кто приходит ко Христу, — священник Алексий Долгов.
Эти слова являются продолжением беседы Христа с народом «О хлебе небесном, сшедшем с небес». Те, кто спрашивал Господа, не верили ни Ему, ни в Него. Но это не могло нарушить замысел Бога о спасении человека. В соответствии с Ним, всякий желающий может получить жизнь вечную, то есть хлеб небесный, о котором говорил Христос. Именно для этого на землю пришел Сын Божий, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. А прийти к источнику жизни вечной, Богу Отцу, можно только через Его Сына, и никак иначе. Вот почему Господь говорит, что приходящего к Нему Он не изгонит вон, потому что верующие приходят через Него к Отцу. Таких людей Христос принимает с радостью, и именно такие люди будут желанными чадами в Царстве Небесном. С одной стороны, эти слова Христа стали обличением фарисеев и книжников, которые не хотели верить Христу, а потому не могли прийти и к Отцу, и по сути были людьми неверующими. С другой, они стали словами надежды для язычников, многие из которых пришли впоследствии в Церковь Христову. Конечно, Господь принимает каждого человека и заботится о спасении каждого, кто пришел в этот мир, до последнего вздоха и удара сердца, потому что такова воля Божия, чтобы все спаслись. Но поскольку вера в Бога — это осознанный выбор, то только человек решает, хочет ли он верить Сыну Божию, и хочет ли он прийти к Отцу. И того, кто пришел к Нему, Бог не отвергает и не прогоняет, но делает все, чтобы такой человек был чадом Божиим и наследником Небесного Иерусалима.
7 мая. О воздействии музыки Чайковского на слушателя

Сегодня 7 мая. В этот день в 1840 году родился русский композитор Пётр Ильич Чайковский.
О воздействии музыки Чайковского на слушателя — протоиерей Артемий Владимиров.
Благодарение Господу, такие меценаты, как госпожа фон Мекк, взявшая на себя финансирование всех нужд композитора, что обеспечило ему, как некогда Микеланджело покровительству ему Лоренцо Великолепным, возможность творить балеты, оперы, «Времена года», произведения малого жанра, знаменитые симфонии являются и поныне произведениями, которые несут слушателям всей планеты вдохновение, успокоение, снимают стресс и приобщают к глубинам бездонного человеческого сердца. И сегодня хочется помолиться об упокоении раба Божьего Петра, его благочестивых родителей, маменьки, которая вымолила в своё время мальчика из когтей смертельной болезни, предстоя фамильному образу Владимирской иконы Богородицы, и выразить уверенность, что имя Петра Ильича Чайковского — это имя самой России. И покуда шестая часть света, Россия, распространяет своё духовное и нравственное миротворческое влияние посреди всех народов, будет звучать музыка Чайковского, которая нас воспитывает, облагораживает и учит восходить умом во области заочной, дабы мы, слыша произведение Чайковского, славили Святую Троицу. Она является источником жизни и всякого подлинного творчества.
7 мая. О радио как инструменте проповеди Евангелия

Сегодня 7 мая. День радио.
О радио как инструменте проповеди Евангелия — священник Дионисий Сакович.
День радио, отмечаемый 7 мая, является праздником работников всех отраслей связи. Однако для русской православной церкви радио имеет особое значение. Это мощный инструмент проповеди Евангелия, катехизации и трансляции христианской культуры. С момента появления радиовещания Церковь активно использовала его для распространения Слова Божия, наставления верующих и ответа на вызовы времени. Изобретение радио связано с именем Александра Попова, который 7 мая по новому стилю 1895 года продемонстрировал первый радиоприемник. Однако широкое использование радио началось лишь в 20 веке. Первые опыты православного радиовещания относятся к 20-м годам 20-го века, когда в эмиграции появились религиозные передачи. В Советском Союзе же проповедь по радио была практически невозможной из-за гонения на Церковь. Однако в годы Великой Отечественной войны государство смягчило свою политику, и в 45-м году на радио выступил Патриарх Алексей I. В Советском Союзе первая официальная православная радиопередача вышла в 1957 году на Всесоюзном радио. Это был Рождественский молебен. Однако систематическое вещание началось лишь в 90-е годы. После распада СССР в России появились десятки православных радиостанций. Среди наиболее известных — радио «Радонеж», «Град Петров» и наша любимая Радио ВЕРА.