В ноябре 1818 года на территорию Аляски приехал новый губернатор - капитан второго ранга, морской офицер Семён Иванович Яновский. Молодой, полный сил и надежд, он несколько дней совершал объезд русских колоний, изучал географию местности, знакомился с населением, записывал отчет о путешествии в дневнике - словом, честно исполнял свой долг.
Накануне ему передали письмо от руководителя духовной миссии в Русской Америке – отца Германа, на которого губернатор получил множество доносов. Кляузники утверждали, будто бы отец Герман подговаривал кадьякских алеутов выступить против местных властей. Семен Иванович решил нанести визит священнику и лично разобраться в том, что в доносах было клеветой, а что правдой. Яновский добрался до церкви, там ему сказали, что отец Герман пошел навестить одну алеутскую семью. Губернатора проводили к маленькой хижине. Там он увидел старца, несущего на спине хворост…
Семён Иванович:
Благословите, отец! Имею честь говорить с руководителем Православной духовной миссии, отцом Германом?
Отец Герман:
Бог благословит! Да, ваше превосходительство! А Вы, верно, наш новый губернатор? Семен Иванович?
Семён Иванович:
Совершенно верно. Я пришел поговорить с Вами. Но позвольте, почему Вы несете хворост? Разве больше некому это делать?
Отец Герман:
Я семейство навещал, вот в этой хижине, отец у них заболел: горячка. Семеро детей – мал мала меньше – да жена, которая за мужем ухаживает, детей кормит, а в хижине не топлено. Я и пошел после молитвы им хвороста принести.
Семён Иванович:
Я прикажу своим людям помочь им. Прошу Вас, оставьте, Вам не по сану!
Отец Герман:
Что Вы, что Вы, Семен Иванович, как же не по сану? Я ведь нижайший слуга им! Я нянька здешних народов! А как же иначе? Ведь младенцы они совсем, новорожденные!
Семён Иванович:
Для Вас главное – грамоте их научить, приобщить к русской культуре! А хворостом другие займутся!
Отец Герман:
Да ведь и это важно! Вот, господин губернатор, Господь изволил дать нам этот край. Посмотрите, у этих людей ни сил нет, ни смысла, и им не только покровительство и просвещение нужны, но и самая простая человеческая поддержка! По духу и по уму они, конечно, младенцы! Но ведь таковых есть Царствие Небесное!
Семён Иванович:
Отец Герман, я пришел поговорить по чрезвычайно важному делу. Речь пойдет о вашем будущем здесь, в Русской Америке… Прошу Вас, пойдемте со мной, мои люди займутся этой семьей. Я сейчас отдам приказ.
Отец Герман:
Что ж, пойдемте раз так. А потом можем сразу и на вечерню, в церковь нашу!
Семён Иванович:
Простите, отец Герман, на службу не смогу. Дела! Я хотел поговорить с Вами…
Отец Герман:
А причащались Вы давно?
Семён Иванович:
Давненько.
Отец Герман:
Ах, как нехорошо, Ваше Превосходительство! Плохо, очень плохо! Как же я здешних алеутов к Причастию подводить буду, если даже наши соотечественники гнушаются Телом и Кровью Христовыми? Вы что же, неверующий?
Семён Иванович:
Не совсем…Я деист, отец Герман. Но я хотел…
Отец Герман:
Ах, деист! Значит, единого Бога признаёте, но ни в какую церковь молиться не ходите! Но ведь деизм уже не в моде, Ваше Превосходительство! Вы ведь в Морском корпусе воспитывались? Видно, начитались сочинений Вольтера-вольнодумца? Или других каких философов XVIII века? Много читали, это я о вас слышал, в науках разбираетесь, а вот науку из наук - Закон Божий, небось, и не знаете толком. Так, теоретически! Прав я?
Семён Иванович:
Отец Герман, я… Да, вероятно. Я не хочу с Вами спорить на тему религии, я пришел говорить о другом… Про Вас писали…
Отец Герман:
Думаете, образования у меня не хватит убедить Вас?
Семён Иванович:
Это будет чрезвычайно сложно, отец Герман!
Отец Герман:
А вдруг смогу? Душа у Вас не черствая, и ум открытый.
Отец Герман и Семен Иванович Яновский стали видеться каждый день. Как вспоминал потом губернатор, «отец Герман, вдохновляемый благодатью, так умно, сильно и убедительно говорил и доказывал, что никакая ученость и земная мудрость не могла устоять». В 1864 году губернатор Русской Америки Яновский удаляется в Тихонову пустынь в Калужской губернии, приняв монашество с именем Сергий. Его письма стали основой для жизнеописания преподобного Германа Аляскинского.
Мирское имя отца Германа в точности не сохранилось. Известно то, что происходил он из купеческой семьи и уже в шестнадцать лет нес послушание в Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом. А в 1778-ом, пожелав полного уединения и безмолвия, он удалился в знаменитый Валаамский монастырь, где и принял монашеский постриг. По преданию, именно в этот год преподобный Серафим пришел в Саровскую обитель. Отца Германа, как и святого Серафима Саровского, отличал могучий подвижнический дух, жажда подвигов во имя Христа и удивительное смирение. В 1793 году отец Герман вошёл в Кадьякскую духовную миссию, созданную для проповеди Евангелия среди «диких» языческих народов Аляски и прилегающих островов. Миссионер мужественно нёс послушание в тяжёлых, иногда совершенно невыносимых условиях. В 1807 году он был назначен главой миссии. Благодаря отцу Герману христианство распространилась по всей Русской Америке. Десятки тысяч местных жителей, видя его самоотверженность и искреннюю веру, принимали крещение. Современники вспоминали светлый ум, доброту и отзывчивость отца Германа, отмечали быстроту и отчётливость его суждений, силу и мудрость его слов. В 1970 году отец Герман Аляскинский был прославлен Русской Православной Церковью в лике преподобных.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер