Былинный князь Владимир Красно Солнышко, владыка Киева и русских земель, Креститель Руси и Равноапостольный святой – всё это один человек. Единый герой былин и летописей, который однажды и навсегда повернул Русь к свету христианства. Однако судьба с рождения послала князю Владимиру столько испытаний, что изначально о киевском престоле и речи не шло.
Владимир появился на свет во владениях древлян. Сюда грозная княгиня Ольга сослала его мать – древлянскую княжну Малушу, за то, что она приглянулась князю Святославу. Разгневанная Ольга считала невозможным брак своей «ключницы» и пленницы со своим сыном, наследником великого Киевского княжества.
Владимира воспитывала сама княгиня Ольга, прививая ему христианские истины. Но его отец Святослав от Христовой веры наотрез отказался. Так и рос Владимир, склоняясь то к христианской истине, то вслед за отцом совершая языческие обряды на кумирнях. Увы, язычество в сердце юного Владимира взяло верх.
Князь Владимир выстоял в жестокой борьбе за власть после смерти отца, князя Святослава. Старший брат Ярополк, правивший в Киеве, расправился с братом Олегом. Владимир, скрываясь от злой воли брата, ушёл к варягам и вернулся спустя три года с дружиной. В сражении за Киев Ярополк пал от варяжского меча, и тогда Владимир воцарился на Киевском престоле. Он много воевал, без жалости и сомнений приносил жертвы языческим идолам. Кровь лилась рекой, в том числе кровь людская.
Но однажды князь Владимир дрогнул. В тот день князь, жрецы и народ киевский собрались на жертвенном холме, чтобы вознести славу богам за очередную победу.
Крики из толпы:
Слава тебе, князь Владимир! Слава Перуну! Жрец, скажи, какова будет жертва?!
Жрец:
Тише! Слушайте жители Киева! Велика нынешняя победа, велика будет и жертва! Мы, жрецы, бросим жребий на отроков и девиц, на кого падёт, того и принесём в жертву богам. Согласен ли ты князь?
Князь Владимир:
Согласен! Как боги решат, так и будет.
Жрец:
Жребий решил… Жребий выбрал…
Крик из толпы:
Жрец, да не тяни ты, говори!
Жрец:
Жребий выбрал юного Иоанна, сына варяга Фёдора!
Князь Владимир:
Нет!
Жрец:
Не спорь, великий княже, с волей богов! Иначе не будет тебе победы.
Князь Владимир:
С волей богов говоришь, старый колдун?! А не твоя ли тут воля, что ты на друга моего Фёдора замахнулся? Его вера христианская тебе покоя не даёт, не так ли?
Жрец:
Забываешься, князь! Негоже тебе покрывать христиан. От них один раздор и сомнения…
Федор:
Как же так, княже! Я же за тебя жизнь готов отдать, а ты жизнь сына моего забираешь?! Не отдам! Слышишь?! Пока меч держу в руках, не отдам сына бесам деревянным!
Жрец:
Да как ты смеешь, Фёдор, воле богов перечить!
Федор:
Да не боги это, а просто дерево — нынче есть, а завтра сгниёт! Не едят они, не пьют, не говорят и сделаны людскими руками из дерева. Бог же истинный один! Он и мир это создал, и небо, и землю…
Жрец:
Замолчи! Не смей проповедовать! Заткните его!
Жрец:
Вот и свершилась жертва!
Варяг Фёдор и его сын Иоанн в тот день погибли - были растерзаны толпой. Князь Владимир не смог остановить расправу. Но тяжёлые сомнения поселились в душе князя. Вспомнил он христианские наставления бабки, княгини Ольги. Языческая необузданность страстей стала уступать место душевной глубине, мудрости, сердечной доброте.
В 983 году погибли христианские мученики Фёдор и Иоанн, а через пять лет князь Владимир принял крещение, избрав имя Василий. Он вышел из крестильной купели со словами: «Теперь я познал истинного Бога!». Как говорят летописи, прозрел после постигшей его слепоты. Со всей присущей ему страстью князь Владимир крушил ненавистные ему кумирни и сбрасывал идолов в Днепр. Здесь же в водах Днепра он крестил и всех жителей Киева – от стариков до грудных младенцев. Крестил князь Владимир и двенадцать своих сыновей в источнике, получившем с тех пор название Крещатик.
По воле князя Владимира, Христова вера быстро пошла по Руси – крестились Новгород, Псков, Ростов, Суздаль. Всюду, на местах языческих капищ, на высоких холмах и в излучинах рек, строились новые церкви. А русская земля стала называться Святая Русь.
19 сентября. О ложных страхах и помощи Божьей
В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Ободритесь; это Я, не бойтесь».
О ложных страхах и помощи Божьей — священник Захарий Савельев.
Эти слова, сказанные Спасителем, связаны с пребыванием апостолов в лодке во время шторма. В нашей жизни случаются разные ненастья, действительно похожие на шторм. Одно время наша жизнь уподобляется тихому озеру, тихой воде, когда никаких угроз не предвидится. В другое же время наша жизнь наводняется ненастьями и исключительными обстоятельствами.
В эти секунды Господь явным образом зачастую себя проявляет в нашей жизни. И этот евангельский эпизод говорит нам о том, что каждому человеку, когда он видит Спасителя, нужно отбросить собственные страхи, суеверия и недоумения, потому что, как мыс вами знаем, евангелисты-синоптики, описываясобытия, говорят, что апостолы испугались самого Спасителя, приняв Его за призрака.
Но это был сам Господь, Который усмирил бурю, Который перед этим накормил множество людей. Что сделал Господь в этом евангельском событии? Онне оставил своих учеников во время шторма. Также и в нашей жизни, людей, которые живут в XXI веке,Господь не оставляет ни на секунду, ни на мгновение в периоды разных испытаний.
Господь каждому из нас идёт навстречу подобно тому, как шёл навстречу своим ученикам, находящимся во время шторма.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. Об опасениях апостола Павла
В 4-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас».
Об опасениях апостола — игумен Лука Степанов.
Апостол Павел ставит под сомнение плодотворность своей проповеди среди галатов из-за того, что они продолжают увлекаться теми расчетами и исполнительностью, которые были присущи ветхозаветным порядкам благочестивой жизни. Наблюдение новомесячий, определённых дней, неделание, годов, которые также чередовались, и на седьмой год не должно было делать то, что делалось предыдущие шесть, — всё это оставляло Его учеников, учеников Христовых, в неисправимости.
Поскольку теперь следование этим формальным установлениям оказывалось практически язычеством и идолопоклонством, поскольку за исполнением этих формальных требований и наблюдений не стоял ни дух, ни вера во Христа, ни сила Божья. Это было желание формально отделаться от божественного призвания, от предоставления Господу не своего, но самих себя.
Потому для новопризванных христиан эти ветхозаветные атавизмы, эта инерция ветхозаветных установлений отражала холодность души ко Христу, отсутствие любви к Нему, жизни по Христу, а следовательно, и верности Духу Святому.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. О духовном смысле праздника чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех

Сегодня 19 сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех в четвёртом веке.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Колоссы, или Хоны, когда-то были большим городом. К общине христиан этого города даже обратил одно из своих посланий святой апостол Павел. Но в 64 году от Рождества Христова сильное землетрясение разрушило город, и он больше никогда не восстановился в прежнем величии.
Храм архистратига Божия Михаила и источник при нём существовали в храме с древних времен. О его появлении пророчествовали жителям этого и соседнего города Иераполя святые апостолы Иоанн Богослов и Филипп. Пророчество исполнилось, и от источника люди обильно получали исцеление по своей вере.
Предание сохранило историю исцеления в водах источника немой дочери грека, который в благодарность воздвиг архистратигу Михаилу прекрасный храм. Известно и житие блаженного Архиппа, который поселился при храме через 90 лет после его возведения и всю жизнь подвизался, служа Богу.
Чудо явления архистратига Михаила связано с попыткой язычников уничтожить святой источник и погубить блаженного Архиппа. Много дней трудились нечестивцы, сооружая запруду выше храма и наполняя её водой. Все эти дни блаженный молился о заступничестве небесному покровителю храма. И архангел Божий явился блаженному Архиппу, рассёк скалу и отвёл воды рек от святого места.
Небесные покровители наших храмов и есть их настоящие хозяева и заступники. Они оберегают места молитвы и поклонения Богу, освящённые в их честь и память. И из своей практики могу подтвердить, что не раз именно заступничество небесной покровительницы нашего храма, святой равноапостольной Ольги, помогало общине в сложных ситуациях.
Господь, Божия Матерь, ангелы и святые заботятся о храмах, которые мы им посвящаем. Будем же всегда помнить об их незримом, но реальном присутствии, когда приходим помолиться.
Все выпуски программы Актуальная тема