«Земский собор 1613 года» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Земский собор 1613 года»

* Поделиться

Дмитрий Володихин

Вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о Земском соборе 1613 года, во время которого на царство был избран Михаил Романов.

Ведущий: Дмитрий Володихин


Д. Володихин

— Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Это Светлое радио, Радио ВЕРА, в эфире передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин, и вот я присматриваюсь к стульям вокруг себя, а гостя-то никакого нет. Получается так, что я с вами, можно сказать, в единоличной беседе, и я сегодня буду пытаться просвещать вас по поводу одного события, юбилей которого мы отмечаем в этом году. Юбилей довольно своеобразный — 410 лет... 410 лет Земскому собору 1613 года, который избрал династию Романовых на царство. И надо сказать, что мне немного жутко приступать к этой теме вот почему: наша передача записывается в декабрьской Москве, заснеженной, морозной, конечно. Но куда ни пойди, всюду предпраздничные огоньки, кафе, куда можно зайти, магазины открыты до позднего времени и если у тебя есть хотя бы немного денег, ты не пропадёшь. Вот из Москвы 2023 года я вглядываюсь в Москву поздней осени и зимы 1613 года, как в тёмную бездну — там ничего этого не было. За полтора года до начала Земского собора Москву сожгли, сожгли тотально. Подавляющее большинство домов города превратилось в головешки и пепел. И поскольку в Москве не восстановилась за эти годы нормальная жизнь, велись бои за столицу России, то, конечно же, не удалось все эти хоромы вновь возвести, все эти палаты поднять из пепла. Представьте себе огромные пустыри, печищи каменными пальцами своими указывают в небо. Что такое «печище»? Дом сгорел, печь осталась, труба указывает на облака, и жизни здесь нет. Когда-нибудь люди сюда вернутся и поставят новый дом, но пока ещё не вернулись и не поставили. Регион страшно разорён, в Москве хлеба нет, его везут из дальних краёв, и люди разбегаются. Ну, то есть, вот только что в 1612 году летом разбили гетмана Ходке́вича, который покушался на Москву, затем заставили поляков-литовцев, которые засели в Кремле, сдаться, капитулировать — ну что ж, это всё замечательные победы. Затем к Москве подходили отряды польско-литовских войск, посланные королём Сигизмундом III, и, в общем, отбились от них. Люди, которые тогда держали власть в Москве, чувствовали себя победителями. Было два земских ополчения: ополчение первое, которое возглавлял князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, и ополчение второе, которое возглавлял князь Дмитрий Михайлович Пожарский и выбранный человек из Нижнего Новгорода — Кузьма Минин. Они договорились между собой, собственно, создали общее правительство для того, чтобы решать всякие земские дела, представители двух ополчений встречались, как тогда говорили: «на трубе». Что за «труба»? А труба — это река Неглинная, заключённая в трубу для того, чтобы избавить столицу от её болотистых топких берегов. Но, несмотря на то, что видны все признаки постепенного выхода из состояния Смуты, дело движется медленно, тяжело, именно потому, что столица бедствует. Эти самые победители с большим трудом удерживаются в огромном пустом промороженном городе и имеют очень мало продовольствия. Дворяне, которые прибыли в Москву, чтобы сражаться за её освобождение от захватчиков, начинают разъезжаться домой, потому что им здесь нечем кормиться, им надо отправиться куда-то, к своему поместью, к своей вотчине, и, может быть, там для них найдут хлеба. Есть случаи смертей от голода, и умирают не простолюдины, умирают тоже дворяне или, иначе, как тогда говорили: «служилые люди» по Отечеству. Поэтому, знаете, вот ситуация, когда победа уже в руках, но только надо её реализовать и надо крепко постоять за то, чтобы не утратить её результаты, вот она как раз очень характерна для этих месяцев, которыми предваряется созыв Земского собора. Зима 1612-1613 года, когда, наконец, земское правительство решает: «мы должны определить судьбу страны», а определить судьбу страны — это избрать нового государя. Тогда и речи не шло о том, чтобы сменить монархический строй на республиканский. Идея, в общем, не касалась умов старомосковских жителей того времени, её признали бы, наверное, безумием, и оставалось, следовательно, избрать нового государя. Но попытаться назвать его из среды самих ополченцев или, может быть, из числа бояр московских было бы совершенно неправильно. Лидеры ополчения очень хорошо понимали: надо взять выборных людей со всей страны и обеспечить им возможность спорить, обсуждать кандидатуры, решать свободно, а значит, нужно призвать этих самых выборных людей из самых разных областей, в том числе и самых дальних. Я хотел бы, дорогие радиослушатели, чтобы вы представили, в каких условиях осуществлялся этот самый созыв, то есть, ну вот голод, холод, огромное количество людей только что сражалось и погибло в боях, их до сих пор оплакивают, и значительная часть страны не контролируется земскими ополчениями. Если взять Новгородскую землю, то она с 1611 года занята шведскими войсками, и шведские войска, они пытаются изо всех сил расширить сферу своего влияния, у них завидные по богатству цели, например, соседний город Псков, город Тихвин и так далее, и, конечно, в общем, оттуда поди вызови каких-нибудь выборных людей. Или город Смоленск, а также вся его округа, эти земли заняты польско-литовскими войсками точно с того же 1611 года. До Сибири далеко, а весь русский юг охвачен казачьей вольницей и для того, чтобы там навести порядок, потребуются годы и годы, и, в общем, вызов выборных людей оттуда также сопряжен с большим риском. И тем не менее, отовсюду, откуда только можно, этих людей вызывают, и они постепенно добираются до Москвы. Это дело сложное, понимаете, какая вещь: страна разорена, не одна Москва, для того, чтобы собраться и ехать куда-то, нужен своего рода героизм для того, чтобы оторваться от тягот повседневности, для того, чтобы преодолеть мысли о том, что хорошо бы жизнь сберечь, хорошо бы позаботиться о хлебе насущном и перейти к нуждам страны. Требуются очень серьезные усилия воли, и это в какой-то степени самопожертвование для тех, кто едет в Москву по небезопасным землям в условиях голодной зимы. Постепенно люди съезжаются в Москву, постепенно в городе собираются представители различных уездов, в том числе и достаточно дальних, и вот уже можно начинать работу Земского собора. Когда это произошло — это происходит в начале 1613 года, и Земский собор, который призван выбрать нового государя, заседает в течение нескольких месяцев. Это не было одномоментное мероприятие, скажем так, это был целый каскад совещаний, и многие из них наполнены были яростной борьбой мнений. Порой, наверное, для тех, кто организовал Земский собор, было трудно понять, а чем все это закончится, кто победит и придет ли вообще к чему-то здравому, к чему-то продуктивному это замечательное собрание выборных со всей страны, до того жаркими были споры. Ну, а мы с вами сейчас для того, чтобы освежить память Смуты, послушаем Модеста Петровича Мусоргского, отрывок из его оперы «Борис Годунов», и обратимся мы к этому для того, чтобы было понятно: проблема-то начала нарастать за десять лет до Земского собора, и десять лет со времен Бориса Годунова Смута девятым валом прокатывалась по России. Вот, наконец, она начинает прекращаться. Нужно еще одно усилие, еще один шаг, чтобы страна встала на ровный киль. Итак, «Борис Годунов».

Звучит музыкальный фрагмент

Д. Володихин

— Дорогие радиослушатели, напоминаю вам, что это Светлое радио, Радио ВЕРА, в эфире передача «Исторический час», с вами в студии я, Дмитрий Володихин, и мы беседуем с вами о Земском соборе 1613 года, которому исполняется 410 лет в этом году. Ну что ж, давайте теперь посмотрим на тех людей, которые приехали для того, чтобы участвовать в Соборе, для того, чтобы участвовать в жарких спорах, для того, чтобы решить участь России. Прежде всего, в тех условиях, в которых можно было тогда хоть кого-то созвать, это очень представительное собрание, и огромное количество людей: по самым, наверное, щедрым подсчетам за тысячу человек собралось, реально работало меньше, но все-таки счет шел на сотни и сотни представителей различных городов и областей России. Достаточно полное собрание для того, чтобы оно действительно имело право что-то решать. В социальном плане участвовала, конечно же, аристократия, конечно же, участвовало духовенство, в том числе высшее. И хотел бы напомнить, что никакой Земский собор в России не мыслим без представителей духовенства, прежде всего, высшего — архиереев и, конечно же, иноческого начальства, но в Земском соборе участвовали и священники-бельцы́. Помимо них — дворяне, те, что пониже родом, пониже кровью, чем аристократия, их было достаточно в земском ополчении, они прибыли выборными от разных городов. И помимо дворян, приехали еще во́инники, можно сказать, в социальном плане более низко стоящие, на ступенечку ниже, чем дворяне — это стрельцы, это казаки. Но вот о казаках особый сказ, дело в том, что в земских ополчениях, прежде всего, в первом было очень большое количество казаков, некоторые из них — бывшие служилые казаки, другие — бывшие вольные, ну а третьи раньше были крестьянами, дворянами, стрельцами, боевыми холопами. А потом, когда ураган Смуты завертел страну в смертельном вихре, все были сбиты со своих мест, все потеряли корни, оборвали связь с прежней своей землей и для того, чтобы выжить, надо было прибиться к кому-то, вот братство. Кто-то говорит «шайки», кто-то говорит «братства», тогда говорили «станицы казачьи», они в очень значительной степени пополнялись людьми, которые потеряли свое отечество, потеряли свою социальную привязку к обществу, бродили меж двор, были гультя́ями, которым никто не рад, и вот, вступив в казачье войско, они обрели судьбу казаков. Их было достаточно много в Москве, и не напрасно я сейчас о них говорю так подробно, поскольку в Земском соборе 1613 года казаки сыграют одну из определяющих ролей — запомните. И, наконец, были представители крестьянства. Мы не знаем, было ли крестьянство помещичье, но, во всяком случае, крестьяне, или, иначе говорили: «сельские люди», прибывшие из «чёрных» общин. Чёрные — это государственные, царские земли, не принадлежат кому-то из помещиков или вотчинников государя, впрягаются в тягло на имя самого великого государя, вот, собственно, о чем идет речь, и они также присутствовали на Соборе как представители своих уездов. То есть в социальном плане Земский собор тоже был представительным, тоже имел право решать судьбу России. И вот начались заседания. Ну, первые простейшие решения, которые лежали на поверхности, они сейчас же были осуществлены, это решения, которые касались иноземных претендентов на престол в России. Дело в том, что в годы Смуты довольно много представителей иностранных родов могли претендовать на царский престол в России, это, прежде всего, королевич Владислав, сын польского короля Сигизмунда III, в 1610 году его призвали на царство в Москву и даже выпустили монеты с его именем. Представьте себе, русская серебряная копеечка, с одной стороны, Георгий Победоносец на коне с копьем, а с другой стороны, царь и великий князь Владислав Жигимо́нтович, всея Руси. Но вот Владислав Жигимонтович вовремя в Москву не прибыл, православие не принял, отец его от Смоленска войска не отвел, это все были нарушения тех договоренностей, которые были приняты, когда русская аристократия, когда русское боярство решило призвать королевича Владислава на царство в столицу России. И Патриарх Гермоген уже восстал против того, чтобы поляки именем Владислава, уже фактически рукою Сигизмунда III, его отца, управляли бы Россией, земские ополчения также восстали против этого, поэтому, что бы там не хотели поляки, о чем бы не мечтал молодой человек Владислав, сын Сигизмунда, их уже в Москве не хотели. Таким образом, кто-то в России считал его царем с 1610 года, но вот прошло два с половиной года и Владислава с царей сместили, это был такой невидимый царь на невидимом троне, которого никто в Москве не видел, и, избавившись от его призрака, все, я думаю, вздохнули облегченно. Второй претендент был шведский принц, и речь шла о том, что, может быть, шведы защитят от поляков и от казачьей вольницы, кроме того, они уже заняли значительную часть России, они занимали, как я уже сказал, Новгородскую землю, Ижо́рскую землю — вся Нева у них была под контролем. И тем не менее, хорошенько подумав, и от шведского принца тоже отказались. Был крещеный чингизид Симеон Бекбула́тович, по сведениям источников того времени, был человеком «православнее православных», то есть он воспринял крещение христианское всерьез, но, знаете, после того, как Москва была освобождена, русские, занявшие город, а по преимуществу это были именно русские православные силы, хотели кого-то своего. Вот своего, из своих, это, знаете ли, справедливое желание. Но несколько сил боролись для того, чтобы выдвинуть своего претендента, то есть, иными словами, на Земском соборе не было единства. Изначально, на протяжении очень долгого времени, не было даже подобия единства, и выдвигалось огромное количество претендентов, и только в конце было достигнуто согласие. Собственно, командование земского ополчения было одной силой, которая участвовала в Соборе, и у которой были свои претенденты — военачальники, которые участвовали в освободительных боях. Конечно же, идея кого-то из руки ополчения посадить на престол была красивой и благородной, но ополченцы были не такими уж большими политиками, они дрались храбро и понимали, как очистить от врага столицу, а вот что касается хитросплетений политической интриги, это было не их. Кроме того, была Боярская дума. Боярская дума существовала без царя в Москве с лета 1610 года, своего царя Василия Шуйского она отдала полякам, эта Боярская дума. Там были люди трезвомыслящие, были патриоты, но вот беда: некоторые из них погибли, в частности, Василий Голицын, который оказался в плену у поляков и так и не вернулся назад домой. И, в общем, лучшие люди, которые были в этой самой Боярской думе, они вовсе не играли роль первой скрипки, когда эта Боярская дума стакнулась с поляками и когда она вместе с ними сидела в Кремле, осажденная земским ополчением. Ну и, наконец, существовало достаточно крупных, сильных, богатых родов в Москве для того, чтобы один из них, поднатужившись, мог выдать своего претендента на престол, при том достаточно сильного. Вот мне приходилось читать документы того времени, и, в частности, документы, свидетельствующие о том, что некий князь или боярин владел таким-то или вот таким-то количеством земли, и существовали законы Московского царства, по которым надо с определенного количества земли выставлять конного воина. Так вот, существовали аристократы, можно сказать, русские магнаты, которые могли выставить несколько сотен бойцов, 300 человек, 400 человек! Для нищей слабой Москвы того времени это ведь, согласитесь, сила, если кто-то введет в нее 300 свежих бойцов, это могло поколебать чашу весов. Но вот начались обсуждения. Прежде всего посмотрели, конечно, на самого знатного представителя боярской аристократии, на князя Мстиславского — и ужаснулись, и никто не захотел всерьез рассматривать его как государя. То есть, он как претендент был, конечно, назван и в момент, когда дела зашли совсем уж в непонятную сторону, и обсуждали даже возможность избрать царя с помощью жребия, он входил в короткий список, извините, не поворачивается язык сказать «шорт-лист претендентов на царство», но тем не менее, его откровенно не желали. В чем здесь причина? Причина очень серьезная: Мстиславского, в общем, поминали недобрым словом через одного, считая его предателем, считая его изменником. Он — столп царства по крови своей, по высоте положения, старший в Боярской думе, и что же он сделал в 1610 году? Ну, собственно, он отдал своего царя его врагам. Он пустил польские и литовские отряды в Кремль, в Китай-город, вообще открыл перед ними ворота Москвы и повел себя достаточно серви́льно. Он — главный виновник того, что Москва оказалась под поляками-литовцами. Не он один, разумеется, не он один, но тем не менее, Мстиславский был, повторяю, главным виновником. Вместе с поляками он сидел в Кремле, и когда польские солдаты зашли к нему, чтобы взять хлеба, а он воспротивился этому — ну как же, знатный боярин, великий человек, а тут какие-то простые солдаты — поляки показали ему свое истинное отношение к русским изменникам: один из них просто врезал Мстиславскому кирпичом по черепу. Все встало на свои места. Если ты хочешь служить иноземцу не за страх и за совесть, иноземец покажет тебе, до каких пределов службы ты, в конце концов, дойдешь. Ну, вот так. Поэтому, конечно, самый знатный, но вместе с тем не получилось у Мстиславского всерьез, по-настоящему выдвинуть свою кандидатуру на Земском соборе 1613 года, он выглядел человеком с крепко подмоченной репутацией. Дорогие радиослушатели, мы вскоре продолжим всю эту предвыборную борьбу, если переносить Земский собор 1613 года на почву современной терминологии. Ну, а сейчас мне хотелось бы напомнить вам, что это Светлое радио, Радио ВЕРА, в эфире передача «Исторический час», с вами в студии я, Дмитрий Володихин. Мы на минуту буквально покидаем вас, чтобы вскоре вновь встретиться в эфире.

Д. Володихин

— Дорогие радиослушатели, напоминаю вам, что это Светлое радио, Радио ВЕРА, в эфире передача «Исторический час», с вами в студии я, Дмитрий Володихин, и я рассказываю вам о судьбах русской государственности, которая проходила переломный момент на Земском соборе 1613 года. Следующим претендентом и, наверное, какое-то время фаворитом избрания был вождь первого земского ополчения, князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой. И многие сейчас удивляются, мне приходилось разговаривать со студентами, мне приходилось разговаривать с краеведами, которые так или иначе связаны с местами, где жил Дмитрий Михайлович Пожарский — почему же Пожарский-то не выглядел серьёзным претендентом? Почему Трубецкой его опережал? Ну, Пожарского тоже называли как претендента, но, по всей видимости, он особенно не старался занять престол, понимая одну важную вещь: знаете, он, Рюрикович, конечно, да, такой же, как Мстиславский формально, а неформально Пожарские — захудалый род. Ему не хватало знатности, и если бы Дмитрий Михайлович Пожарский оказался на престоле, очень много аристократических родов возмутились бы, и Смута продолжилась бы. Слава Богу, Пожарский не предпринял никаких боевых усилий для того, чтобы сломать ситуацию, для того, чтобы поставить тронное кресло под себя, и слава Богу. А вот Трубецкой — другое дело, Трубецкой был знатнее. Трубецкой был, ну, поменьше Мстиславского по знатности, но он находился, условно говоря, в той же категории, то есть в высшем классе русской аристократии, князь Гедеминович, боярин, правда, получивший боярский чин у Лжедмитрия II, но все же боярин какой-никакой. Кроме того, человек, за которым стоит две-три тысячи бойцов первого земского ополчения, он, в общем, ладил с казаками, и это свойство, редкое в среде русской аристократии, тоже давало ему определенные преимущества. Наконец, Трубецкой наладил подвоз продовольствия к Москве, и, собирая казаков, он давал им пиры! Представьте себе, голодная Москва, повторяю: голодная Москва! и трижды это подчеркиваю — и в хоромах Трубецкого тепло, жарко натопленные печи, столы ломятся от яств, казаки едят, пьют, возглашают здравицы Трубецкому, но в решающий момент казаки, именно те, на кого Трубецкой так надеялся, именно те, с кем он, в общем, как я уже сказал, ладил — не встанут за него, не вступятся за Трубецкого, окажутся на другой стороне. Для него это будет страшное разочарование. Всё подходило: сила, влияние, знатность, и вдруг казаки его подвели. Ну, и здесь еще одна очень важная вещь: казаков по большому счету интересовал не только хлеб, который раздавал Трубецкой, их интересовало их будущее, а вот этого Дмитрий Тимофеевич не догадался им обещать, это была его тяжелая ошибка, будущее обещали им совершенно другие люди, и казаки в конечном итоге от Трубецкого отступились. Еще одна вещь, которой не хватало Трубецкому — он не был ни по какой линии ни родственником, ни брачным свойственником московских Рюриковичей, он Гедеминович, и нигде никакой связи с Рюриковичами у него нет, то есть права на передачу престола Трубецкому не существует, это в чистом виде народное избрание, а по тем временам люди очень серьезно относились к вопросам крови, родства, и им хотелось бы, чтобы новый царь в какой-то степени имел отношение к старым царям, чтобы у него было хоть небольшое право на престол. Ну что ж, таким правом обладали, например, князья Черкасские. Собственно, почему? Черкасские были роднёй царя Ивана Грозного, Иван Грозный вторым браком женился на Кучене́й Темрюковне Черкасской, она приняла в крещении имя Мария, Мария Темрюковна, несколько лет она была супругой Ивана IV, и Черкасские — это родня Марии Темрюковны, которая таким образом стала брачными свойственниками, достаточно близкими русским царям Рюриковичам. Черкасские были родом с Северного Кавказа, с территории Кабарды́, но в России они крестились, и поэтому уже выглядели как свои, могли претендовать на престол, в общем, наравне с русской знатью. Они, тем не менее, в конечном итоге примут решение, что в этой предвыборной гонке они не участвуют, я потом расскажу почему. Были другие претенденты, поминали, что в плену у поляков находится истинный царь, возведенный на престол честно через обряд венчания на царство — Василий Шуйский, поминали, что в плену находится Василий Голицын, но, понимаете, когда эти претенденты далеко и непонятно, как их вызволить из плена, можно только назвать их, но привезти их на престол невозможно. Годуновых возвращать никто не хотел. Вспомнили о том, что существуют древние боярские рода, не княжеские, а именно боярские. Боярские рода — это Романовы и Шереметьевы, их младшая родня. Вспомнили о том, что существуют князья Рюриковичи-Про́нские, князья Рюриковичи-Вороты́нские, и всё это была высокая кровь. Не сказать, чтобы кто-то из представителей этих родов горел яркой звездой на небосклоне Смуты, отличился как великий полководец или великий радетель за народное дело. Ну, среди Шереметьевых были, но с Шереметьевыми была беда, они тоже, в общем, несколько уступали остальным претендентам на престол по знатности и понимали, что, в общем, им в одиночку не сдюжить, они не смогут пробиться к престолу. Как ни обидно, но надо отказываться, и они отказались, сделав иной выбор. Ну, а теперь то, что касается Романовых. Собственно, этот род несколько раз менял своё название, изначально Кобылины, потом Кошкины, Захарьины, Захарьины-Юрьевы, и всего два последних поколения этих самых Захарьиных-Юрьевых назывались Романовыми. Претендентов могло быть три, но на самом деле оказалось, что настоящий претендент всего один. Итак, из Романовых в живых к 1613 году оставались Филарет Никитич, бывший Фёдор Никитич, и ему престол ну никак не светил, поскольку когда-то в ходе придворной борьбы он был отправлен в опале в монастырь и принял иноческое звание, а иноку царём быть нельзя. Он вырос до архиерейского сана, сделался митрополитом, но в 1613 году он никак не мог помочь другим Романовым, поскольку пребывал в плену в Польше, и вернётся он только в 1619 году, чтобы стать Патриархом Московским и всея Руси. Ну, а как же остальные? Остальных было двое. Во-первых, это младший брат Филарета Никитича — Иван Никитич Романов по прозвищу «Каша», и он как раз был полководцем, который неплохо действовал по ходу Смуты, но он прилип, я извиняюсь, к тому самому боярскому правительству, которое сотрудничало с поляками, уже нехорошо. Ещё один важный момент: он был то ли пятым, то ли шестым сыном в семье Романовых и генеалогически, то есть по крови, он не очень подходил для того, чтобы зайти на престол. Он старался, он пытался всерьёз, по-настоящему выставляться, но не встретил сочувствия даже у собственной родни. Ну и претендент, который, в конце концов, победит — сын Филарета Никитича, Михаил Фёдорович.

Д. Володихин

— Дорогие радиослушатели, напоминаю вам, что это Светлое радио, Радио ВЕРА, в эфире передача «Исторический час», с вами в студии я, Дмитрий Володихин, и я рассказываю вам о Земском соборе 1613 года. Итак, претендент, который в конечном итоге оказался победителем, хотя изначально никто не воспринимал его всерьёз — Михаил Фёдорович из рода Романовых, сын Филарета Никитича Романова, который далеко, племянник Ивана Никитича Романова, который совершенно не расположен помогать своему молодому родственнику, он сам хотел бы сделаться царём и помогать стал, ну, только, можно сказать, из-под палки. И более того, Михаил Фёдорович — молодой человек, который не проходил политической школы, не имеет представления о том, как решать дела военные, административные, судебные, всё это высокое искусство управления державой прошло мимо него. Отец ему не мог дать такой науки, он постоянно отсутствовал, другая родня тоже, в общем, имела минимум таких возможностей. В военных походах Михаил Фёдорович не участвовал, в Боярской думе не сидел, приказами (это высшие административные учреждения того времени) он не управлял и ни в каких крепостях и городах воеводой не сиживал, абсолютно неопытный человек. И вместе с тем в этом заключалось определённое благо — он не осквернён был Смутой, он был чист, его не задевали страшные истории, которые были связаны с другими претендентами, не предавал, не убивал, не интриговал, не подличал, не отступал от чести и верности. И, наверное, для многих в царстве русском мысль о том, чтобы в сердце страны поместить чистого мальчика для того, чтобы ему сам Бог помогал больше, чем самым прожжённым интриганам и ловким авантюристам, которые сидели на престоле до него, эта мысль, она казалась привлекательной. С христианской точки зрения это ведь очень хорошая мысль — начать жизнь большой православной державы с чистого листа, с чистой души, с неосквернённой нравственности, попрощавшись с ужасами морального уродства Смуты. Красиво. Нет, действительно, очень красиво. Помимо этой идеи, за Михаила Фёдоровича были и некоторые другие обстоятельства: обстоятельства политические, генеалогические, экономические и так далее. Но прежде всего Романовы были брачными свойственниками московских Рюриковичей — Анастасия Захарьина-Юрьева была первой женой Ивана IV и матерью царя Фёдора Ивановича, который скончался в 1598 году. Ну и, кроме того, были Романовы в родстве и с князьями Шуйскими, то есть кровь государей, кровь Рюриковичей была им достаточно близка, у них как раз те самые права на престол по крови более или менее были, этого не признал бы только слепой, сумасшедший или человек, который намеренно не хочет этих прав видеть. Ну а теперь давайте посмотрим на то, как далеко раскинул род Романовых свои нити родства: Шереметьевы, младшая ветвь и, в общем, Шереметьевы как раз помогли, то есть в какой-то момент решили: «мы больше не идём к престолу, мы помогаем Михаилу Фёдоровичу». Салтыковы — сильный боярский род, связанный с Романовыми через жену Филарета Никитича, плюс рядом находятся Черкасские, которые тоже находятся в брачном свойстве с Романовыми, плюс блистательный полководец того времени Борис Михайлович Лы́ков-Оболе́нский, человек, который прошёл огонь и гром, несколько раз добивался блистательных побед, этот человек был очень полезен для Романовых, для их дела. Ну и, кроме того, с Романовыми были связаны боярские рода Москвы, так или иначе происходившие из одной общественной среды — это не титулованная знать, в жилах которой не было крови царей, но которая всегда стояла рядом с престолом. Несколько десятков сильных богатых семей, которые друг рядом с другом находятся в тесном соседстве и очень хорошо друг друга знают, почему бы им не помочь Романовым? И мы обнаруживаем несколько таких родов, которые были выше, ниже, и в частности, род Миха́лковых, от которого, в общем, ведёт корень своего родословия и нынешний знаменитый кинорежиссёр Никита Сергеевич Михалков. Ну что ж, значит, таким образом получается, что Романовы — это не просто юноша, это целый клан связанных родством и брачным свойством сильных богатых знатных семей, и вот они решили поставить на молодого человека. Но помимо этого существует и поддержка Церкви, а Романовых поддерживает Троице-Сергиева обитель, благословляя Михаила Фёдоровича, считая, что тот истинный наследник, и что Троице-Сергиева обитель, что представители боярских и дворянских родов, которые стоят за Михаила Фёдоровича, готовы, как бы сейчас сказали: «инвестировать» (слово дрянное, нехорошее не русское слово), готовы были вложиться всеми средствами, как бойцами, так и деньгами за эту кандидатуру. Политическая реальность, она далека от мистики и порой выглядит очень прозаично и где-то даже некрасиво, но не видеть её нельзя, и мы видим то, что эта коалиция пошла на ещё один важный шаг, она смогла сделать то, что не смог сделать Дмитрий Тимофеевич Трубецкой — она договорилась с казаками, она обещала казакам пожалования и, что ещё более важно, обещала им, как бы это правильно выразиться... трудоустроить после того, как все эти страшные обстоятельства времени, разлома времени, катастрофы сойдут на нет, она давала судьбу, она говорила, что казаки обретут землю, службу, и они смогут устроить свою жизнь на годы и годы вперёд, то есть давала широкие обещания, и казаки пошли тогда за всей этой придворной группой, пошли за Михаилом Фёдоровичем Романовым. Во время очередного каскада споров на заседаниях Земского собора казачьи атаманы, придя туда со своими ратниками, пригрозили саблями: «вот имя Михаила Фёдоровича, вот истинный претендент на престол, и мы готовы оружием своим его поддержать», а тогда в Москве были тысячи и тысячи казаков, пришло-то, может быть, десять или двадцать, но все понимали, что за этим десятком или двумя десятками стоят тысячи, грозная сила — пойди, ослушайся. И в конечном итоге, как бы к этому не относился Трубецкой, как бы к этому не относились люди Мстиславского и Воротынского, и Пронского, и так далее, Михаил Фёдорович был избран на царство, более того, единодушие Земского собора было настолько крепким, что ни одного мятежного человека, выступившего против Михаила Фёдоровича, не нашлось. Все поняли: с этой стороны и право, и сила, и, может быть, и Божья благодать, уж во всяком случае, благословение Церкви точно на стороне Михаила Фёдоровича. И вот после этого отправили Михаилу Фёдоровичу посольство, он жил в Костроме, в Ипатьевском монастыре, возглавляли это посольство боярин и архиерей, боярин был как раз из родни Романовых — Шереметьев, человек, который активно работал в пользу Романовых, как своего рода проекта, уговаривал тех, кто был против, даже Ивана Никитича Кашу уговорил за своего племянника встать, и он уговаривал уже теперь в Костроме самого Михаила Фёдоровича и его мать, инокиню Марфу, она же бывшая Ксения Шесто́ва. Поначалу ни мать, ни сам молодой человек не торопились изъявить согласие, понимаете, какая вещь, до того с царями поступали в России нехорошо: Фёдор Борисович, сын Бориса Годунова, был убит, Лжедмитрий был убит, Василий Шуйский был предан и продан, его отдали врагам, Владислав так и не пришёл в Москву, и, может быть, это спасло его от лютой смерти. Цари недолго жили на Русском престоле в эпоху Смуты, конечно, у матери были сомнения, но Шереметьев на то и родич, чтобы сказать: «а мы за него вступимся», то есть за сына твоего будет изрядная сила. И в конце концов Михаила Фёдоровича доставили в Москву, и он венчался на царство, долго собирали средства для того, чтобы всё это выглядело достойно, понимаете, какая вещь, торжества-то происходят не в мирное время, а в катастрофическое, не доставало всего, что только можно придумать, тем не менее, провели торжества, и более того, установился мир между теми разными силами, которые на Земском соборе боролись каждый за своего претендента. Вот так, например, достаточно высокие были пожалования и признания боярского чина у Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, боярином сделали Дмитрия Михайловича Пожарского, наградили множество людей, которые так или иначе поддержали Михаила Фёдоровича, но не обидели и тех, кто не поддерживал его ради того, чтобы сохранить общественный мир. И Россия постепенно, понемножечку, трудно, но тем не менее, стала выходить с дна тёмного моря Смуты. Выходить будет до 1619 года, ещё шесть лет будет выходить с боями и невзгодами, но тем не менее, выйдет. Знаете, я не только историк, я христианин, думаю, что выбор был правильный. Бог этому чистому юноше подал свою помощь, а помощь Божия сильнее любых вражеских воинств. Дорогие радиослушатели, время нашей передачи подходит к концу, мне остаётся поблагодарить вас за то, что вы внимательно меня слушали, и я надеюсь, эта история о том, что Михаил Фёдорович Романов взошёл на престол не случайно, а на то были веские причины, не оставила вас равнодушными. Ещё раз благодарю вас за внимание, до свидания.


Все выпуски программы Исторический час


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем