
Сегодня 10 августа. В этот день в 1865 году родился русский композитор, дирижёр и педагог Александр Константинович Глазунов.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Мы вспоминаем явление на свет Божий великого русского композитора, дирижера, директора консерватории Московской, незаурядного педагога Александра Константиновича Глазунова, почившего в 1936 году на Западе, где он остался, выехав в Вену уже в советское время на торжества в честь композитора Шуберта.
Одной из причин его эмиграции было, конечно, разочарование в революции, которое пагубным образом повлияло на все стороны жизни человеческой, в том числе и на великую русскую культуру.
Мы с вами, вспоминая Александра Константиновича, вспомним и его великого учителя Мусоргского, который не жалел времени и сил, увидев в Александре незаурядное дарование, так что тот за два с половиной года изучил все теоретические музыкальные дисциплины, на которые обыкновенно требовалось 5–7 лет.
Самое известное произведение Глазунова — балет «Раймонда». Но не забудем и знаменитую оперу «Князь Игорь», которую дорабатывал Глазунов вместе с Римским-Корсаковым после кончины композитора Бородина.
Сегодня мы призваны изучать наследие наших великих композиторов, потому что оно является частью русского мира, той христианской культуры, без вхождения в которую человеку так трудно сегодня защитить себя от разрушительных ритмов века, именуемого постмодернизмом.
Все выпуски программы Актуальная тема
Брянск. Собор Воскресения Христова

В центре города Брянска, на проспекте Ленина, стоит собор Воскресения Христова. Издалека окрест виден тонкий высокий шпиль его двухъярусной колокольни. Здание было построено в середине восемнадцатого века, но история Воскресенского храма более древняя. Первая деревянная церковь появилась на этом месте ещё в пятнадцатом столетии. Она принадлежала женскому Воскресенскому монастырю. В 1706 году деревянный храм заменили на каменный. Но не прошло и двух месяцев, как его пришлось разобрать по указу царя Петра Первого. Шла Северная война, в Брянске строили укрепления на случай возможного вторжения шведов, и церковный камень использовали для оборонительных сооружений. Восстановили Воскресенский собор в середине восемнадцатого века. После упразднения монастыря в 1766 году храм стал приходским. При советской власти в начале двадцатого столетия церковь Воскресения Христова закрыли. А в годы Великой Отечественной войны под её сводами вновь зазвучала молитва. С тех пор Воскресенский собор, один из старейших в Брянске, остаётся действующим.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Псалом 134. Богослужебные чтения

Совсем недавно я понял для себя одну важную вещь про — не поверите! — искусственный интеллект и... языческие идолы. Причём эту связь мы поймём лучше, если послушаем 134-й псалом, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 134.
Аллилуия.
1 Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни,
2 стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего.
3 Хвалите Господа, ибо Господь благ; пойте имени Его, ибо это сладостно,
4 ибо Господь избрал Себе Иакова, Израиля в собственность Свою.
5 Я познал, что велик Господь, и Господь наш превыше всех богов.
6 Господь творит всё, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах;
7 возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих.
8 Он поразил первенцев Египта, от человека до скота,
9 послал знамения и чудеса среди тебя, Египет, на фараона и на всех рабов его,
10 поразил народы многие и истребил царей сильных:
11 Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского, и все царства Ханаанские;
12 и отдал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему.
13 Господи! имя Твоё вовек; Господи! память о Тебе в род и род.
14 Ибо Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится.
15 Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих:
16 есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;
17 есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их.
18 Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них.
19 Дом Израилев! благословите Господа. Дом Ааронов! благословите Господа.
20 Дом Левиин! Благословите Господа. Боящиеся Господа! благословите Господа.
21 Благословен Господь от Сиона, живущий в Иерусалиме! Аллилуия!
Прозвучавший сейчас псалом не только преисполнен восторгом и хвалой Давида, адресованной к Богу-Творцу, с доброй памятью о всех тех благодеяниях, которые в своей истории испытал еврейский народ. Очень важный пассаж в псалме — тонкая ирония по отношению к «альтернативной религии» — вере окружающих языческих народов, которые исповедовали идолослужение.
Смотрите, как тонко вскрывает Давид саму природу идолопоклонства: человек своими руками, из ценных материалов — золота и серебра — создаёт истукана, наделяя его своими, человеческими, свойствами — прежде всего, чувствами. Идол — это всегда проекция глубинного запроса человека на «Другого» — причём в принципиально более высоком статусе, чем сам человек. Так проявляется неосознаваемая тоска по Небесному Отцу, которую хочется заглушить хотя бы видимостью присутствия чего-то не от мира сего, сверхматериального, духовного. Давид иронизирует: смотрите-ка, да у идолов и губки есть — вот только печаль, говорить не умеют! И глазки тоже — только не смотрят! А уши, уши-то какие — вот беда, глуховаты. Может, зеркальце к устам поднести — вдруг дыхание жизни отразится? Ан нет, ничего и в помине от живого в идоле не сыскать! Идол — всего лишь вещь, предмет — и вся его «духовная сила», «грозная мощь» — только отражение всех тех «наброшенных» на него качеств, которые сами люди ему и отдали.
Вот мы и подошли к искусственному интеллекту. Сегодня, когда большие языковые модели всё активнее интегрируются в повседневную жизнь большинства, некоторые оказываются перед соблазном переключиться из реальных, живых отношений с людьми — в «дружбу», а то и — «любовь» с искусственным интеллектом. При всей абсурдности затеи преимущества кажутся вполне разумными: он, несомненно, умнее любого отдельного человека, вполне дружелюбен, всегда на твоей стороне, не требует ответного внимания и заботы, не спит, не ест, не устаёт, всегда с тобой в любое время дня и ночи. Понимая это, человеку очень трудно удержаться от соблазна «очеловечивания» этого инструмента, наделения его исконно человеческими свойствами — ровно то же самое, что и делал древний язычник с идолом. И, казалось бы, искусственный интеллект — это совсем иное: он ведь и слышит, и видит, и говорит — как нам кажется. Но в действительности он как был, так и остаётся такой же вещью, «бездушной железкой» — холодной, отчуждённой, а главное — и это самое подлое и ужасное! — лишь имитирующей способность любить, но никогда не готовый «отдать душу свою» за жизнь другого. Потому что её, живой души, — впрочем, как и живого тела — у него просто нет. И, похоже, не будет никогда.
Вот к каким размышлениям побудил меня сегодняшний 134-й псалом: не думать, что мы сильно устойчивы по сравнению с язычниками, и быть очень внимательными, чтобы ненароком не подменить веру в Живого Бога «очеловечиванием» неочеловечиваемого искусственного интеллекта!
Псалом 134. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 134. (Церковно-славянский перевод)
26 сентября. О верности Христу великомученицы Кетеван

Сегодня 26 сентября. День памяти великомученицы Кетеван, царицы Кахетинской, пострадавшей за Христа в 1624 году.
О её верности Христу — священник Стахий Колотвин.
Стойкость, мужество, готовность жертвовать собой у нас обычно как-то ассоциируется больше с мужчинами. Ну и, более того, конечно, множество святых на протяжении истории Церкви просияли и прославили Христа своим стойким исповеданием веры. Но когда мужчины слабеют, то вся задача по служению своему народу и, самое главное, служению Христу и истине Его падает на хрупкие женские плечи.
Так произошло и со святой благоверной мученицей царицей Кетеван. Кахетинская царица, царица восточно-грузинского царства, осколка того единого могучего грузинского царства, которое было под гнётом иноверцев, который, когда её муж погиб, когда брат её мужа, прозванный окаянным, стал царём и перешёл в ислам, отрёкся от Христа, чтобы приобрести власть, когда и он её предал, всё равно она от веры не отступила, хоть и была отдана в заключение персидскому шаху.
Тут, кажется, ситуация безнадёжная. Царь в Грузии — мусульманин, сын царицы Кетеван — заложник у шаха, воспитывает его при султанском дворе в иноверии, но, тем не менее, древо познаётся по плодам. И настоящее чудо, что когда царица Кетеван, пережив пытки, мучения даже до смерти, не отреклась от Христа, то Господь её сына сохранил в православии, и он стал первым грузинским царём, который обратился к царю русскому за поддержкой, которая убережёт Грузию от окончательного растворения в иноверном море.
Все выпуски программы Актуальная тема