
Сегодня 10 августа. В этот день в 1895 году родился писатель Михаил Зощенко.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Андрей Ефанов.
Молодость Михаила Михайловича Зощенко пришлась на трагические для России события революций и последующего за ними полного переустройства общества, которое стали именовать советским.
Михаил Михайлович, ранее избравший для себя карьеру военного, потеряв здоровье на полях Первой мировой войны, становится писателем-сатириком, что было небезопасно в годы непрерывно меняющейся генеральной линии Коммунистической партии Советского Союза.
Именно потому, что почти невозможно всегда придерживаться актуальной повестки политического строя, Зощенко то получал государственные награды, то был исключен из Союза писателей.
Быть сатириком очень непросто. Чтобы на этом поприще не навредить себе и читателю, нужно иметь в душе глубочайшую любовь как к человеку в частности, так и к человечеству в целом.
К сожалению, в творчестве Зощенко ярко проявилась та мизантропия, которой страдал писатель. Его талант, — а Михаил Михайлович был, без сомнения, талантлив, — проявился в форме жёсткой критики практически всего, что окружало автора.
Не могло это не сказаться и на духовных поисках Зощенко, в которых он дошёл до призыва заменить старую религию новыми идеями.
Печальный итог жизни Зощенко подтверждает то, что человек, потерявший себя, теряет и смысл всей своей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 августа. О трудах святого Питирима

Сегодня 10 августа. День памяти Святителя Питирима, епископа Тамбовского и Козловского. В этом году исполняется 111 лет со дня его прославления.
О трудах святого — протоиерей Виктор Лисюнин.
10 августа — День памяти святителя Питирима, Тамбовского чудотворца, который в конце XVII века управлял новосозданной Тамбовской епархией. По сути, он стал родоначальником многих духовных и общественно-культурных традиций региона.
Он первым в городе Тамбове организовал строительство из кирпича. Возведение каменного кафедрального собора объединило местное население. Созданные святителем Питиримом монастыри стали особыми центрами, которые укрепляли общество вокруг традиций милосердия.
Святитель Питирим вместе со своим духовным сподвижником, святителем Митрофаном Воронежским, поддержал императора Петра I в реализации планов по строительству флота и созданию империи.
Символично, что канонизация святителя Питирима совпала с началом Первой мировой войны в 1914 году, накануне гибели империи, когда духовно нужно было укрепить верующих людей перед лицом испытаний.
В год празднования Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году состоялось второе обретение святых мощей святителя Питирима, которые теперь вновь почивают в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 августа. О личности и творчестве Александра Глазунова

Сегодня 10 августа. В этот день в 1865 году родился русский композитор, дирижёр и педагог Александр Константинович Глазунов.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Мы вспоминаем явление на свет Божий великого русского композитора, дирижера, директора консерватории Московской, незаурядного педагога Александра Константиновича Глазунова, почившего в 1936 году на Западе, где он остался, выехав в Вену уже в советское время на торжества в честь композитора Шуберта.
Одной из причин его эмиграции было, конечно, разочарование в революции, которое пагубным образом повлияло на все стороны жизни человеческой, в том числе и на великую русскую культуру.
Мы с вами, вспоминая Александра Константиновича, вспомним и его великого учителя Мусоргского, который не жалел времени и сил, увидев в Александре незаурядное дарование, так что тот за два с половиной года изучил все теоретические музыкальные дисциплины, на которые обыкновенно требовалось 5–7 лет.
Самое известное произведение Глазунова — балет «Раймонда». Но не забудем и знаменитую оперу «Князь Игорь», которую дорабатывал Глазунов вместе с Римским-Корсаковым после кончины композитора Бородина.
Сегодня мы призваны изучать наследие наших великих композиторов, потому что оно является частью русского мира, той христианской культуры, без вхождения в которую человеку так трудно сегодня защитить себя от разрушительных ритмов века, именуемого постмодернизмом.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 128 зач., III, 9-17.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который приходит в церковь не как в здание, но как в сообщество людей, который включается в христианскую жизнь, общается с братьями и сёстрами, может заметить, что существует то, что можно было бы назвать разными стилями церковности, которые сосуществуют в рамках общей церковной жизни. Но что должно быть общим при всей разности стилей и форм? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
9 Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.
10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.
11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,
13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.
16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.
Если человеку, который потихоньку ходит себе в свой храм, различные течения и подходы незаметны, то тому, кто смотрит внимательно, довольно быстро становится ясно, что быть верующим можно по-разному. Из режимов или форм религиозности первое, что может прийти в голову, — это разная частота посещения богослужения. Например, есть те, кто ходит в храм регулярно по воскресным и праздничным дням, кто исповедуется у знакомого священника и, причащаясь, знает по именам тех, с кем стоит у Евхаристической чаши. Напротив, есть те, кто бывает на службах, только приезжая в монастыри в качестве паломников: незнакомые священники, незнакомые люди вокруг, но вместе с тем необычные впечатления и новые эмоции. Однако при всей разности этих форм, они во многом носят внешний характер. В то же время люди, даже очень часто бывающие на богослужении, исповедующиеся и причащающиеся, могут по-разному осмыслять саму основу своей веры и своей церковности.
В отрывке из послания к Коринфянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел рассуждает о разных стратегиях пастырской деятельности. Павел проповедует в Коринфе одним из первых и в качестве основы веры указывает ученикам на Господа Иисуса Христа. Мы вверяем себя Отцу именно потому, что видим во Христе — воплотившемся Сыне Божием — проявление Его любви, освящающей и спасающей мир. Нет никого другого, кто мог бы привести нас ко Отцу, никого другого, кто совершил бы наше спасение. При этом Павел признаёт, что дальше на этом основании можно строить здания из самых разных строительных материалов, которые могу быть хуже или лучше по своему качеству. Например, кто-то, называя себя христианином, может ставить в центр своей проповеди не Евангелие и Спасителя, но всякого рода апокрифические и полусказочные истории, которыми его ученики будут интересоваться больше, чем Новым Заветом. Один будет слишком строгим и христианство его учеников будет исполнено надрывом, другой будет во всём потакать, лишь бы угодить людям, и в итоге они не будут нести никакого труда и подвига. Иногда бывает непонятно, как вообще люди из таких «строительных материалов» строят свою духовную жизнь.
В течение жизни вера любого христианина так или иначе подвергается испытаниям и результат этих испытаний может быть очень разным. Одни пройдут испытания вполне достойно. Другие, искренне заблуждаясь, потерпят урон, но будут спасены, как бы из огня. Те же, кто сознательно вносил разделение в общины, будут наказаны... Где окажется каждый из нас? Это известно лишь Богу, но со своей стороны мы призваны быть верными Христу и при всей разнице наших подходов полагать общение с Ним в центр своей религиозной жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов