«Земля — дар Божий человеку». Священник Николай Катан - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Земля — дар Божий человеку». Священник Николай Катан

* Поделиться
Александр Ананьев и Алла Митрофанова

У нас в гостях был клирик московского храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском священник Николай Катан.

Разговор шел о том, что Земля — наш дом, данный человеку Богом, как заботиться о нем, чтобы передать детям и как научить детей, чтобы забота о Земле была для них важна.


Александр Ананьев:

— Добрый вечер, дорогие друзья, в очередной раз здесь, за семейным столом собрались те, кто готов поговорить о самом насущном в семейной жизни. С вами сегодня Алла Митрофанова...

Алла Митрофанова:

— Александр Ананьев.

Александр Ананьев:

— И наш дорогой собеседник священник Николай Катан клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском, отец Николай, добрый вечер.

Священник Николай Катан:

— Добрый вечер.

Александр Ананьев:

— Я к вам сразу с неожиданным вопросом. Каково ваше отношение ко всякого рода экологическим движениям? Вы считали какую-то лёгкую иронию в моём голосе?

Священник Николай Катан:

— Я это и хотел сказать, что, судя по вашим вопросам, здесь заложено некоторое такое отношение.

Александр Ананьев:

— Конечно, конечно.

Священник Николай Катан:

— А те, кто рос в селе, в деревне они особенно относились к окружающему их миру. К ним отношусь и я. Поэтому всё, что касается экологии, это не разговоры по телевизору для меня, а в первую очередь, забота о том, где ты живёшь. Потому что ты пойдёшь на речку купаться, я что-то не то говорю?

Александр Ананьев:

— Нет, нет, все правильно, я сейчас пытаюсь нарисовать себе эту картину. Я могу представить себе деревенских жителей, да, отец Николай, вот деревенские жители и борьба за экологию — это, знаете, две абсолютно разные вещи. Я могу представить девицу на площади Таймс-сквер в Нью-Йорке, которая борется за экологию, ну как-то очень легко.

Священник Николай Катан:

— Ну вот для меня экологией было то, чтобы вокруг меня была чистая речка и так далее. Не сказать, что мы там сильно боролись за это всё, но мы старались это все соблюдать, потому что мы там жили.

Александр Ананьев:

— То есть старались не мусорить элементарно?

Священник Николай Катан:

— Да, я хотел именно в этом направлении.

Александр Ананьев:

— А помнишь, Алечка, мы с тобой снимали программу про замечательную семью, глава, которой реально выезжал на своей машине на дорогу...

Алла Митрофанова:

— Артист Александр Ильин прекрасный.

Александр Ананьев:

— Да, выезжал на своей машине на дорогу, доставал из багажника огромные пластиковые мешки и просто ходил по обочине и собирал мусор.

Алла Митрофанова:

— И по лесу ходил и собирал.

Александр Ананьев:

— На удивление всем местным жителям. Он делал так год, два, а на третий год к нему стали присоединяться местные жители и тоже собирать мусор.

Алла Митрофанова:

— И мусора стало меньше. Во всяком случае местные жители перестали его производить в каких-то гигантских масштабах. Должна вам сказать, как человек, выросший практически в сельской местности, ну посёлок городского типа, на прекрасной реке Угре, вблизи Угорского национального парка. У нас в школе наша гениальная учительница биологии, она гениальный преподаватель биологии, она гениальный педагог, человек просто масштабный и какой-то невероятный, очень человечный. Она организовала экологический отряд, который как раз в Угорский национальный парк ходил, они там изучали какие-то растения, природу и прочее, а подготовительным этапом к такой вылазке была как раз уборка на берегу, где стоял наш посёлок. Должна вам сказать, что вот этот экологический отряд был единственным, кто там хоть какую-то уборку производил. А для местных жителей тогда было в порядке вещей, я не знаю, кто именно были эти люди, потому что среди моих друзей не было тех, кто мусорил, но, когда мы приходили на Угру поплавать, побегать по вот этим заливным лугам, мы стабильно натыкались на всякий мусор. И, в общем-то, это были местные. Поэтому бывает по-разному, очень по-разному. И надеюсь, что сейчас всё-таки иначе. Все чаще вижу людей, которые промахиваясь фантиком мимо урны, бегут за этим фантиком, который ещё ветром уносит, догоняют его, возвращаются, кидают в урну. По-моему, это нормально.

Александр Ананьев:

— С одной стороны, да, но с другой, в этом так много каких-то перегибов, каких-то проявлений гордыни, наверное. Или глупости.

Алла Митрофанова:

— В каком смысле? Про фантики?

Александр Ананьев:

— Я даже не про фантики, я про какие-то проявления борьбы за эту экологию. Я сразу вспоминаю фразу из истории Валентины Семилет, которые мы используем, которые мы играем в нашем спектакле «12 придуманных историй»: «Морду кабана со стены снимать или нет? Она там не защитница экологии? Чтобы, не дай Бог, не обидеть?»

Алла Митрофанова:

— Надо понимать, здесь речь идёт о жилище такого коренного охотника, грузина, вернее, он не охотник, он земледелец, винодел, но у него в семье все охотились, он этот дом получил по наследству и соответственно да, действительно висит голова кабана. Как трофей кого-то его отца или деда. Были времена, когда было принято вот такое с охоты приносить. И он, да, чтобы не обидеть гостью, на всякий случай выясняет.

Александр Ананьев:

— Вот об этом я и говорю. Слушайте, друзья, прошу сразу прощения, сегодня я буду в некой оппозиции, отчасти для того, чтобы сохранить какой-то драматизм нашей беседы, отчасти и потому, что я правда не все понимаю в вопросах вот этого экологического движения. Тема нашей сегодняшней программы, которую предложил нам наш замечательный продюсер, наш дорогой друг: «Земля — наш общий дом. Как заботиться о природе, своей земле, об экологии, чтобы передать все это нашим детям? И как научить детей, чтобы забота о земле была для них важна?» Отец Николай, вопрос ребром: вы каким-то образом представляете себе воспитание детей в этом ключе? Именно в борьбе за чистоту природы?

Священник Николай Катан:

— Да, если можно, я бы сразу хотел сказать, что для меня, когда мы говорим о чистоте природы, об экологии, для меня это кажется показатель и общий уровень культуры человека. И уважения непосредственно к самому себе. К тому месту, где ты живёшь. И понимание того, что ты пришел в это место не первый, до тебя здесь кто-то жил, тебе передали эту землю, это место. Плохо ли, хорошо, но в целом ты пришел для того, чтобы сделать эту землю лучше. Поэтому, когда мы говорим о воспитании детей и об экологии, для меня вот это встаёт на первый план. Не просто выходить на площадь с транспарантами: «Защитим землю». А в первую очередь, встаёт вопрос: а что я могу сделать, чтобы это было полезным? В первую очередь, как мы с вами сказали, это убраться за собой. А потом уже об этом заявлять. Мы знаем, что любую вещь можно довести до полного абсурда.

Александр Ананьев:

— Например?

Священник Николай Катан:

— Например, молитва.

Александр Ананьев:

— Молитва же как разговор с Богом, и сколько людей, столько и способов общения с Богом. До тех пор, пока это разговор, на том языке, который тебе доступен, а мы все просто на разном уровне развития, и кто-то может так, кто-то может этак, кто-то не может никак, но хотя бы старается. Здесь, что называется, все средства хороши, как раз вот тут я не думал, что здесь есть какой-то абсурд.

Священник Николай Катан:

— Например, когда превращается в вычитывание и боязнь того, что я что-то там не довычитывал.

Неважно, внимательно, невнимательно.

Александр Ананьев:

— Ну это уже не разговор, это монолог.

Священник Николай Катан:

— Даже я сам не помню уже, что читал. Но я должен это все прочитать в правильным или неправильным состоянии. Поэтому тут с экологией то же самое, любую вещь можно довести до такого состояния, что всем вокруг уже будет плохо.

Александр Ананьев:

— Как? Вот что вы имеете в виду, когда начинается абсурд в борьбе за чистоту природы?

Священник Николай Катан:

— Когда это идёт вразрез с каким-то здравым смыслом. И требование только борьбы за чистоту, допустим, мы говорим, что нужно уменьшить выбросы в атмосферу, давайте тут же это сделаем. И тогда встанут все города, встанут все заводы, станет ли нам от этого хорошо? Или мы будем плавно и постепенно идти к этому? Тогда это действительно будет мудро. Когда это всё с таким рвением...

Александр Ананьев:

— Минутка правды на Радио ВЕРА. Могу ли я — Александр — уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу? Правильный ответ — нет.

Алла Митрофанова:

— Можешь. Ну у тебя машина экологичная, собственно прямые выбросы в атмосферу — это выхлопные газы из автомобилей. У тебя экологичная машина.

Священник Николай Катан:

— Пересесть на велосипед?

Алла Митрофанова:

— У нас не получится, у нас 240 км, которые нужно проезжать.

Александр Ананьев:

— Просто мы регулярно сжигаем бак бензина, чтобы доехать из точки А в точку Б. Вот она борьба за экологию. Понимаете, к чему я это говорю? Получается, что мы не выбрасываем фантик, но сжигаем 40 л бензина, чтобы доехать из точки А в точку Б. И где здесь борьба за экологию? Понимаешь, о чем я говорю? Вот меня что смущает. То есть мы едем вдоль бетонного забора каких-то там ТЭЦ, заводов, фабрик где-нибудь в Южном Бутово, например, ничего не имею против Южного Бутово, но у меня вот такой образ возник такой промокраины Москвы. И при этом я собираю пластиковые крышечки от бутылок. Это такая капля в море, возможно, может быть, даже не капля, а микрокапля в море, с которым я ничего не могу сделать.

Священник Николай Катан:

— Алла сегодня сказала, что они начинали как единственный класс, который начал собирать мусор.

Алла Митрофанова:

— Это не я собиралась, это у нашей классной руководительницы, у неё был экологический отряд, я туда не входила. Я почётно туда не входила. Это они молодцы.

Священник Николай Катан:

— Они начинали как единица, хороший пример бывает заразен. А другие, посмотрев на это, скажут: а почему бы нам не присоединиться? То есть мы начинаем делать лучше для окружающего мира с того, что мы можем сделать.

Александр Ананьев:

— «Семейный час» на Радио ВЕРА, Алла Митрофанова, Александр Ананьев и клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском священник Николая Катан. У нас сегодня тема непростая, но очень интересная: «Земля — наш дом. Как заботиться о ней, чтобы передать её нашим детям? Как научить детей, чтобы забота о земле была для них важна?» Я уже слышу, как кто-то из слушателей Радио ВЕРА отвечает радиоприемнику: «Кто бы обо мне позаботился, о земле они заботятся, понимаешь ли». И это тоже правда, потому что людям сейчас нужна помощь не меньше, а то и больше, чем экологии. Сейчас на первый план выходят вещи абсолютно другого порядка. И в этом смысле забота о чистоте окружающей среды и выбросов вредных в атмосферу ...

Алла Митрофанова:

— Ну да, для начала выжить бы.

Александр Ананьев:

— Ну да, то есть понимаете, о чем я говорю? Вот есть такой момент. Вот не является ли это проявлением какой-то гордыни что ли? Недалёкости что ли? Именно с точки зрения не директора фабрики, которая перерабатывают пластик, отходы, сбрасывают какие-то ядовитые удобрения в деревенскую речку, нет, а именно с точки зрения обычных людей.

Священник Николай Катан:

— То есть вообще разговор об этом в наше время не является ли это каким-то лишним?

Александр Ананьев:

— Ну вообще вот этот вектор, скорее, да.

Священник Николай Катан:

— Опять же я уже говорил в начале, что разговоры об экологии — это в первую очередь, для нас разговор о нашем уровне культуры. А когда мы говорим о том, что идут какие-то глобальные перемены, в мире идут боевые действия, и вы правильно сказали: выжить бы.

Эту ситуацию вряд ли можно назвать уровнем высокой культуры, поэтому для того, чтобы уже задумываться об этом, для того чтобы начать заботиться об экологии в глобальном смысле, нужно сначала подняться, выпрямиться, встать, а потом уже заботиться об окружающем мире.

Александр Ананьев:

— А потом уже собирать отдельно мусор.

Священник Николай Катан:

— Хотя с другой стороны я приду сейчас домой, в меня, слава Богу, никто не стреляет, у меня есть возможность тот же раздельный мусор, продолжать это делать. То есть мы можем утрировать это — все кругом пропало, все кончено, и так далее. Бери от жизни всё, а вдруг я завтра умру? Поэтому можно впасть в другую тоже крайность.

Александр Ананьев:

— Я помню вот это свое ощущение, Алечка, относительно недавно, когда было очень-очень грустно, страшно, тревожно из-за всех поступивших новостей. Мы как раз пошли гулять с собакой, и я традиционно взял с собой пакет, чтобы убрать за собакой. И собака пошла, сделала ответственно все свои дела, а я смотрю и думаю: ну вот какой смысл убирать за собакой? Тут такое творится, а я вот за собакой убираю. А потом вдруг до меня дошло: всё хорошее, человеческая жизнь, вот такая, какую я хочу, начинается не с каких-то правильных, на мой взгляд, заголовков новостей, и не с каких-то правильных решений в верхних эшелонах власти, а человеческая жизнь начинается с того, чтобы кто-то достал пакет и убрал за своей собакой. Да, наверное, с точки зрения мировой, глобальной мало что изменится, да ничего не изменится, если я уберу за своей собакой, но для меня изменится многое. Для меня изменится многое, если я не уберу, вот в чем штука. Если я не уберу, изменится многое, именно для меня, а значит, и для моей жены, а значит, и для наших соседей. Дальше — больше, круги по воде.

Алла Митрофанова:

— Понимаешь, какая штука, вот эта картинка, которую очень любим мы со студентами вспоминать из «Маленького принца» Экзюпери. «Дети, берегитесь баобабов». Помните? Такой астероид Б 612, и из него в три стороны торчат огромные баобабы, которые вот-вот его своими корнями разнесут. Экзюпери объясняет, почему Маленький принц каждое утро вставал и шел убирать свою планету. Он жил там один на этой планете, ему ни перед кем не надо было красоваться, места было не то чтобы много, но, в принципе, достаточно. Но каждое утро он ходил и приводил в порядок свою планету. И пропалывал вот эти самые ростки баобабов. Потому что маленькое семечко попало в почву астероида, потом оно проросло, ну что такого? Ну подумаешь, пророс вот этот баобаб, но если ты не будешь следить за экологией на своей планете, в итоге у тебя будет такая картинка, когда маленький совсем уже крошечный астероид, который корнями в хлам разносит в разные стороны эти баобабы. Начинается всегда все с малого, вот с этого малого ростка. А дальше мы перестаем замечать.

Александр Ананьев:

— Но, кстати, у Экзюпери это не образ загрязнение окружающей среды.

Алла Митрофанова:

— Это образ греха.

Александр Ананьев:

— Это образ греха.

Алла Митрофанова:

— Это страсти, которые попадают в человеческую душу, если ты её вовремя не заметишь, не отрефлексируешь, и вовремя не отработаешь.

Александр Ананьев:

— Те самые баобабы, которые проросли на других планетах.

Алла Митрофанова:

— Конечно, конечно. Но понимаешь, ведь мы же не духи какие-то бестелесные. У нас есть телесная оболочка, и мы в физическом мире живём, в материальном мире живём. Поэтому, мне кажется, что здесь все взаимосвязаны.

Александр Ананьев:

— Кстати, по поводу греха, отец Николай, вопрос к вам как к священнику. Вот мы сейчас так легко жонглируем определениями: экология, грех, экология. Не убрал за собакой — грех, а с чего ты это взял? Разве в Священном Писании где-нибудь говорится о том, что пионер, береги природу. Напротив, Спаситель подходит к смоковнице, которая не принесла плода, и вместо того, чтобы беречь экологию, говорит: «Ты не нужна, до свидания». И, в общем, там нет: «Рыбаки, не ловите рыбу, нам надо соблюдать экологию, нам надо как-то вылов рыбы регулировать». Нет. Он делает так, что сети рвутся от пойманной рыбы. Я сейчас утрирую.

Алла Митрофанова:

— Ну тогда добыча рыб велась не в таких масштабах, как сейчас. Не в промышленных.

Александр Ананьев:

— Я понимаю, что я сейчас так немножко перегибаю. Но в Священном Писании разве где-нибудь говорится о важности беречь окружающую среду?

Священник Николай Катан:

— С самых первых строк Библии сказано, что Господь поместил Адама в раю, для того, чтобы он его возделывал, потом подвёл к нему животных, чтобы посмотреть, как он назовёт их, то есть Господь ставит человека в сотрудники свои, в соработники здесь на земле. То есть Я вот сотворил, а ты будь Мне помощником. Ты возделывай эту землю, ты береги её. Как в притче о виноградарях, Господь насадил виноградник и оставил своим сотрудникам, которые должны были возделывать его. В Библии, конечно, наряду с тем, что мы привели, есть даже наиболее точные места, которые нам указывают на то, что мы должны заботиться о том, что мы получили, то, что мы не сами создали, а получили в дар от Бога.

Александр Ананьев:

— Ну вот Господь ставит человека во главе природы. Но о том, чтобы он заботился о ней, не говорит.

Священник Николай Катан:

— Ну может быть, возделывание и есть забота?

Алла Митрофанова:

— Конечно.

Александр Ананьев:

— Но не пользоваться?

Священник Николай Катан:

— Можно пользоваться, но он поставил ещё и дерево познания добра и зла и сказал, от этого дерева не вкушать. Я, когда готовился к сегодняшней встрече, я тоже подумал: а почему бы не воспринять в данном контексте эту заповедь, как это, такой некоторый пост с христианской точки зрения в потреблении. Иногда в чем-то ограничивать себя.

Алла Митрофанова:

— Тут, понимаешь, какая штука. Господь же не сказал Адаму: живи и ни в чем себе не отказывай. Вот тебе всё, оно будет расти само, ешь, всё, что хочешь. Нет, он говорит: «Возделывай этот сад и питайся от его плодов». Это взаимодействие человека, который не только забирает, но и отдает. Отдает свои силы этой земле, а она в ответ его кормит. Вот это, мне кажется, конечно, очень правильный баланс. Думаю, в эту заботу можно включить, в эту форму, нынешнее наше представление заботы об экологии. Отец Николай, а вы дома, я правильно поняла, делите мусор?

Священник Николай Катан:

— Да, я не ожидал, но я об этом рассказал.

Алла Митрофанова:

— Да, но это же здорово.

Священник Николай Катан:

— Это получилось внезапно. Просто я начал делить мусор и не знал, как отнесётся супруга. К моей радости, когда она увидела это, не стала препятствовать. А потом она поддержала. Теперь у нас раздельный пластик, бумага и то, что, скорее всего, не может разложиться, и отходы еды идут отдельно. Это просто для нас. Можно сказать: «Да ладно, мы видели, как это все вместе скидывается». Но для меня это стало очень важно. Все, что я могу сделать, я попытаюсь сделать. Если это поможет — я буду рад.

Алла Митрофанова:

— Кстати, страны, где высокий уровень жизни, обращала внимание, когда там бывала, есть график выноса мусора. У нас такого нет даже близко. У нас сейчас вот только, вот Саша прав, когда скептически говорит о вопросах, связанных с дальнейшей переработкой раздельно собранного мусора. Я сегодня правда своими глазами видела машину, которая ездила по Москве и собирала только пластик.

Александр Ананьев:

— А ты когда-нибудь заглядывала в синий контейнер рядом с нашим домом?

Алла Митрофанова:

— Да, к сожалению, заглядывала, там бывает мешанина. Но это вопрос к нам. А машина-то приезжает и собирает только пластик. То есть в этом смысле во всяком случае в Москве, я понимаю, что в регионах — это уровень, к которому стоит стремиться. Но есть ещё более крутой уровень, когда люди по определённым дням недели выносят тот или иной тип мусора и оставляют его в положенном месте. Причём в определённые часы. Что у нас сегодня? Вторник? Сегодня мы выносим, допустим, стекло. У них может накопиться очень много стекла, но они его не вынесут раньше вторника ни в какой-то мусорный контейнер. Понимаете, какая штука? Они будут осознавать свою ответственность. Что да, это какая-то тара, какие-то банки, что-то ещё, которые накопились от нашей семьи, поэтому мы не можем соседям докучать тем, что они будут во внеурочное время где-то там стоять или где-то в контейнере звенеть. Поэтому они будут у нас дома. Пока не наступит вторник. Наступил вторник — отлично. Пошли с утреца вынесли. Потом в положенное время приехала машина и все это собрала. Мне очень нравится такая практика. И это один из ответов на вопрос, почему в некоторых странах сияют улицы. Уровень самосознания такой.

Александр Ананьев:

— Но я очень надеюсь, что усилиями одного конкретного человека можно хотя бы немножко изменить ситуацию. Хотя я в этом сомневаюсь. Знаешь, буквально, пару дней назад, у меня бывает такое, что называется, залип на спутниковой карте округи, а потом дальше по миру листал что-то, и я листал леса Владимирской области. Ну просто мне было любопытно смотреть фотографии домов, озёр каких-то, ты знаешь, я так расстроился, я смотрел на эти леса и понимал, что передо мной лоскутное одеяло. 50% лесов, мы, когда на машине проезжаем этого не видим.

Алла Митрофанова:

— Конечно, потому что вдоль дороги оставляют.

Александр Ананьев:

— А когда сверху смотришь, вырублена половина лесов во Владимирской области, я не знаю, как. Я с ужасом представляю, что у нас происходит там в тайге где-то, где меньше кто-то следит. Но даже в сердце России вырублена половина лесов. Кто это делает? Мы это делаем, люди. Жители центральной части России. И тут мы такие с пакетиком, с пластиковыми бутылками. Вот где смысл?

Священник Николай Катан:

— Но мы приходим на радио и начинаем об этом говорить, много людей слышат об этом.

Александр Ананьев:

— Думаете, слышат? Нет, то, что слышит, я знаю, услышат ли? Те, кто приезжает на этих огромных машинах, с этими огромными лесовозами и вырубают прекрасные леса Владимирской области? Думаете, слышат? Я думаю, нет. У них есть желание элементарно заработать на природе, над которой их поставил, по нашему мнению, Господь. Вот и всё. Они пришли и сказали: «Чьё? Ничьё? Моё. Забираю. Вот и всё».

Алла Митрофанова:

— Но это не та забота, о которой сказано в Священном Писании. Там-то ответственность подразумевается, а здесь браконьерство, поэтому здесь про другое, конечно.

Александр Ананьев:

— Человек грешен. И в силу его грешной природы, я вот примерно себе допускаю, человек считает себя вправе совершать то, что он совершает. Ну просто потому что он грешный. В силу его поломанной сущности. Имеет ли смысл делать то, что не имеет смысла? Отец Николай?

Алла Митрофанова:

— Конечно, имеет.

Священник Николай Катан:

— Имеет смысл, потому что все зависит ещё от того, как мы относимся к природе. Мы же с вами говорим только о том, что это либо потребление, либо просто заповедь Божья, я, например, читаю Библию и встречаю такие слова, что через рассматривание окружающего мира, я перефразирую, можно узнать о Боге. Оказывается. И вообще, мне кажется, когда мы просто удивляемся красотой природы — это уже моё личное мнение — это уже есть молитва, молитва хвалы. Как красиво, какой красивый закат, какой лес, какая речка и так далее. И мне кажется, что это уже молитва хвалы Создателю, Который это всё создал. И когда я отношусь к этому как к книге, через которую я могу что-то новое узнать, я могу узнать не просто новое, а узнать о Боге. И у блаженного Августина есть такая цитата, мне понравилась, он говорит, что мир — это книга, и кто не путешествовал по нему, прочитал только одну страницу. Поэтому можно завершить наш разговор тем, что все плохо, вырезают леса, я ничего не хочу знать об этом, я закрою интернет, чтобы больше не видеть, как все плохо, а можно об этом пытаться говорить, пытаться донести до людей эту информацию, что Господь нам дал в пользование этот мир, и обязательно мы должны пытаться его сохранить, приукрашать и передавать дальше.

Александр Ананьев:

— Сейчас мы прервемся на минуту, у нас полезная информация на Радио ВЕРА, через минуту вернёмся к непростому, но важному разговору на Радио ВЕРА. Не переключайтесь.

Клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском священник Николай Катан, я Александр Ананьев и Алла Митрофанова сегодня в программе «Семейный час» говорим о том, что земля — это наш дом, что земля требует заботы нашей, что мы должны передать эту землю, это природу, эти леса, озёра, деревья, этот воздух нашим детям. О том, как это важно, и о том, как научить детей, чтобы забота земле для них тоже была важна, как для нас? Вы знаете, я сейчас понял, отец Николай, то, что мы с вами говорим: сборка крышечек, раздельный мусор, убрать за собакой, не ломать ветки на праздник, как часто бывает.

Алла Митрофанова:

— Или сирени.

Священник Николай Катан:

— На Вербное воскресенье.

Александр Ананьев:

— Да, на Вербное воскресенье там просто экскаватором проходят.

Священник Николай Катан:

— Ну слава Богу, у нас не так проходит, экскаватором никто не срезает, но действительно много бывает веток, но опять же человек мудрый, и он должен быть мудрым. Он должен знать где, когда и как. Более того вам любой лесничий скажет, что если не сохранять человеку этот баланс, то будет больше оленей или будет больше валков в лесу. И это тоже очень опасно, если волков не будет, вы, наверное, слышали такую историю, что стали пропадать не только с исчезновением в данной местности, в некоторой локации, волков стали и деревья погибать, потому что там развелось очень много оленей, и они стали как-то влиять на эту кору деревьев, и деревья стали погибать. Я не совсем дословно рассказал эту историю, но сохранение человеком этого баланса в природе тоже ответственность тоже лежит на нём. И понимает он это или нет — это факт.

Александр Ананьев:

— Ну не знаю, как я лично могу повлиять на популяцию волков в той же самой Владимирской области.

Священник Николай Катан:

— Не стрелять в них.

Александр Ананьев:

— Господи!

Священник Николай Катан:

— Вы можете не стрелять.

Александр Ананьев:

— Нет, слушайте, я никогда не стрелял ни в одно живое существо, не стану говорить, что не стрелял вовсе, и даже не стану говорить, что у меня не было фантазии, в которой я получаю лицензию и покупаю гладкоствол, который хранится у меня дома, Естественно, я бы ни в коем случае не стал стрелять в зайца. Я однажды прочитал, что раненые зайцы плачут как ребёнок. Я понял, что никогда в жизни не смогу выстрелить даже в зайца. Не говоря уже о ком-нибудь более крупном, с глазами как у человека. Или как у нашей собаки. Но я понимаю, что есть вещи, которые я могу сделать. И есть инициативы, частью которых я могу стать. Не вот уже я совсем безрукий, безногий, безынициативный. Я знаю, что благодаря нацпроекту «Экология» по всей стране, например, реабилитируются реки, озёра, пруды, всякие водные объекты. Некоторые из них имеют особое значение в историческом контексте, в культурный, духовной жизни человека. Во Владимирской области есть много исторически важнейших озёр, и сейчас, кстати, ведётся речь о том, чтобы сохранить их от застройки коттеджной вокруг этих озёр. Я недавно изучал судьбу пары озёр, там все очень непросто, но борьба ведётся. Причём каждый может внести личный вклад, стать добровольцем национального проекта, и тогда таких направлений, связанных с экологией, будет много. Можно стать активным участником, волонтером, членом какой-то команды. И подробнее о том, как присоединиться к различным акциям, можно узнать на сайте национальные проекты. РФ в разделе «экология». Это очень полезно, потому что быть рядом с единомышленниками и с людьми, близкими по духу, а как правило, люди, которые занимаются такими вещами, они очень интересные, они очень активные, они очень неравнодушные, и даже общение с ними идёт на благо вашей внутренней экологии, вашей персональной экологии. Это очень хорошо.

Алла Митрофанова:

— Слушайте, а вот что касается детей. Я вспоминаю когда себя. Любая какая-то инициатива или плакат, написанные на стене: дети, берегите природу. Они вызывали, ну как сказать? Мы и так знали, что природу надо беречь. Но вот плакаты такого рода они вызывали у нас: ну ёлки! Ну что вы опять? Какие-то...

Священник Николай Катан:

— Замыливаются эти фразы уже.

Алла Митрофанова:

— Банальности, какие-то уже банальности.

Александр Ананьев:

— Слава КПСС и берегите природу! Примерно на одном уровне.

Алла Митрофанова:

— Да, наверное. Наша крутейшая учительница биологии, она делала гораздо больше, чем все вот эти правильные слова и правильные мероприятия, правильные лозунги вместе взятые. Она просто нас собирала. Но я не входила вот в этот экологический отряд, у меня мои подруги туда ездили. И они с таким удовольствием вот эти все ручьи чистили, червей копали, что-то ещё, мусор собирали. Я прямо на них смотрела и думала: вау. Ну вот они были такие экологи самые настоящие. И им это было безумно интересно, и мне кажется, потому что наша Наталья Васильевна своим личным примером вот так их потрясающе заряжала. Что в этом смысле можно сделать внутри семьи? Когда родители понимают, важно ребёнку передать навык заботы об окружающем пространстве? При этом никакие разговоры не помогут, это не сработает. Это надо делать как-то личной включённостью. Вот что здесь можно сделать?

Священник Николай Катан:

— Ну, например, у меня такой образ встаёт. Любой отец мечтает сходить на рыбалку со своим сыном. И когда ты ловишь рыбу, очень важно отделять её. Когда рыба маленькая, она ещё должна подрасти, ты можешь её отпустить назад. Это такой, казалось бы, незначительный шаг, но он тоже воспитывает в человеке некоторое понимание того, что все, что я сейчас должен поймать я ещё должен отсеять, а не просто так выловить.

Александр Ананьев:

— В отношении меня это делает рыбалку бессмысленной, потому что поскольку я ловлю только маленькую рыбу, я всегда её отпускаю и возвращаюсь довольный, но без рыбы.

Священник Николай Катан:

— Но вы тогда самый настоящий эколог.

Алла Митрофанова:

— Ты же удовольствие получаешь в процессе. Какая разница, что там за рыба? Нам, слава Богу, можно и в магазин съездить и там купить каких-нибудь рыб.

Александр Ананьев:

— Ага, на ловленных промышленным способом. Рыбу, на которой кто-то очень хорошо заработал, выловив её всю в Баренцевом море.

Алла Митрофанова:

— Нет, ну слушай, если рыбзавод, то значит это не всю рыбу, я надеюсь, что там за этим следят. Мы же не у браконьеров покупаем. А у официальных поставщиков.

Священник Николай Катан:

— Нам ещё это сложно, с одной стороны, потому что мы люди, которые живём в городах, одна дилемма порождает другую. Был опыт, мы с матушкой, супругой, жили два года в Якутии. И там каждый второй, буквально, он рыбак и охотник. И они это делают не только для развлечения, а потому что очень тяжелая жизнь. И человеку просто для того, чтобы полноценно питаться, нужно ходить на рыбалку и охотиться. И многие люди живут в отдалённых посёлках, и это просто жизненно необходимо. Я думаю, что у них в этом плане очень сильные традиции, которые они стараются передавать своим детям, как это правильно делать, поэтому, когда мы говорим о том, как передать сыну то или иное отношение, это же не только с охотой связано. Например, элементарно и всем известная поговорка, что должен сделать мужчина — посадить дерево. Один из пунктов. Что мешает на дачном участке вместе с сыном или дочерью посадить дерево? Когда-то человек уйдёт в землю, а дерево будет стоять и напоминать об этом сыну, что вот мы с папой посадили дерево. А, может быть, я ещё одно дерево посажу? И вот так тем самым мы будем хоть как-то восполнять, хотя бы какой-то процент. Есть известная история в интернете, я прочитал как-то, есть фотографии- подтверждение этому. Чета — муж с женой, уже так в возрасте, они тоже решили заняться экологией. И на некотором участке был срубленный лес, там, где они жили. И они каким-то образом договорились, что туда стали свозить корки от апельсинов, которые являются хорошим удобрением. И они стали там сажать деревья, завозить тоннами эти корки от апельсинов. И через некоторое время лес сгенерировался, просто огромные площади территории они восстановили. Не крича на телевидение или радио об этом, они просто стали делать дело. Вот то, что, мне кажется, очень важно. Как в деревне говорили: глаза боятся, а руки работают.

Алла Митрофанова:

— Это правда. А кстати, вы сказали про Якутию, я вспомнила замечательный эпизод, мне рассказывал тогдашний владыка Якутский и Ленский Зосима. Это где-то в середине или в конце двухтысячных годов, да, Царствие Небесное ему, замечательный, удивительный человек. И он мне когда рассказывал о жизни в Якутии, он же сам тоже не оттуда, он когда приехал, на многие вещи обращал внимание. Они его поражали. И вот он говорит: якуты, да, они действительно могут охотиться, могут рыбачить, потому что им это необходимо для жизни. И вот как пример ответственного и включённого отношения к окружающей среде. В Якутии же −50 зимой, ну −40 — 50 — это нормальная температура. Она такая среднестатистическая. Мы туда приезжаем, коленки звенят и хлоп, и все в обморок от этого ужаса. А для них это привычная история. И вот к примеру, когда такой мороз и, допустим, по Якутску идут люди, они, в принципе, привычные к тому, что у них прямо перед носом может упасть птица, которая обмёрзла, она упала с ветки. Что они делают? Они привычным жестом эту птицу хватают и суют в карман. И спустя какое-то время птица в кармане приходит в себя, начинает оживать, они могут её даже чем-то подкормить, когда она жила, и всё, и дальше она может спокойно лететь. То есть, если видишь, что упала птица, хватаешь и кладёшь в карман. И мне так это понравилось, вот эта включённость. То есть там не только человека на улице не оставят, там птицу не оставят.

Александр Ананьев:

— Это так здорово, но это не борьба за экологию. Это проявление любви.

Алла Митрофанова:

— Это включённость и проявление ответственности за свою землю. За ту природу, которую тебе Господь дал, над которой он тебя поставил.

Священник Николай Катан:

— Я ещё могу в пример привести Герасима Иорданского. Он же тоже помог льву достать из лапы занозу, он потом служил ему. Потом я знаю, наши святые русские, которые настолько жили с природой в гармонии, скажем так, если они знали это слово. Но факт есть факт, Серафим Саровский, который не боялся, дикий медведь приходил к нему, или Сергий Радонежский.

Все эти истории говорят нам о том, что природа не просто на миске выложенное какое-то блюдо, которое ты можешь сегодня вот это возьму, а завтра это выберу, это какое-то живое, живой организм, который существует рядом с нами, дан нам Богом в дар и заботу, в первую очередь. Потому что Господь хочет, чтобы мы были похожи на Него, чтобы мы были похожи на Него, Он сотворил этот мир. Он проявляет заботу, 103-й псалом самый такой известный, что Он дает пищу всем живым и хочет, чтобы человек тоже заботился и был похож на Господа в проявлении заботы о мире.

Александр Ананьев:

— А в стремлении разрушить мы идём против воли Бога. Вот сейчас даже я понял. Вот сейчас было очень убедительно, спасибо вам, отец Николай.

Александр Ананьев:

— «Семейный час» на Радио ВЕРА, сегодня мы беседуем клириком храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском священником Николаем Катаном, я Александр Ананьев и вместе со мной «Семейный час» ведёт Алла Митрофанова.

Алла Митрофанова:

— Возвращаясь к вопросам передачи детям этого опыта. Достаточно ли просто что-то делать самим, чтобы дети смотрели и учились, и вот они автоматически точно так же будут мусор делить и всё такое?

Священник Николай Катан:

— Иногда происходит так, что дети сами начинают помимо родителей. И родители даже смотрят на это с легкой иронией. Подумаешь, палочку или фантик подобрал. Иногда не только от родителей идёт этот пример заботы. Вспомните доброе детское сердце, когда нам хочется каждую кошечку, каждую собачку, которая ранена, принести домой, поухаживать за ней, иногда родители бывают очень даже против. Поэтому не только родительский пример бывает иногда таким способом научить детей. Иногда любовь, которая заложена в человеке, такая доброта, сочувствие, она сама подталкивает. Я не задумываюсь: я делаю сейчас что-то, забочусь об экологии или просто хочу помочь бедной собачке, которая поранила лапку.

Александр Ананьев:

— Кстати, действительно. Вот это стремление заботиться, любить и беречь, оно заложено Богом в человеке, а потом мы это бетонируем в нашей цивилизации, и уже потом никакой цветок не прорастёт. Хотя иногда прорастает через этот асфальт. Прорастают какие-то цветы в нашей душе, и мы начинаем собирать крышечки, делать кормушки для синичек. Кстати. Мы так и не сделали пока кормушку для синичек, обязательно надо сделать кормушку для синичек.

Алла Митрофанова:

— Сделаем обязательно. Хорошо. А меня знаете, что ещё радует? Всё-таки сейчас, в наше время в больших городах появляются группы волонтеров, которые заботятся о бездомных животных. Понятно, что гораздо важнее заботиться о бездомных людях, однако, ну я не знаю, по крайней мере, в Москве есть группы добровольцев, волонтеров, которые заботятся о бездомных людях, и есть те, кто сознательно занимается устройством в семьи бездомных животных. Ну вот наша собака, например, она из приюта. Причём это целая сеть людей из разных городов, которые в контакте друг с другом и которые более того пристраивают этих животных не только по России, но и в другие страны. У них собаки улетают в Европу, в Америку, в Австралию. Причём там с удовольствием берут животных, которые безногие или, допустим, ослепшие, без глаз. Собаки с диабетом или собака, у которой удалены глаза, в силу какого-то обращения с ней. Глаза повредили, и их пришлось удалить. И вот эта слепая, настрадавшийся в этой жизни так, что просто, когда читала, я ревела, вот сейчас она счастливо живёт с какой-то невероятно красивой девушкой-спортсменкой где-то, по-моему, в Штатах. Она её с удовольствием взяла, оплатила её перелёт. И мне кажется, что можно, конечно, встать на табуретку и сказать: тут с детьми как обращаются, о детях бы в первую очередь подумали, а уж о собаках... Мне кажется, здесь каждый находит что-то очень свое. И вот не зря животные нас учат быть человечнее, когда мы к ним человечность начинаем проявлять, мне кажется, у нас есть больше шансов научиться человечности по отношению к человеку.

Александр Ананьев:

— С одной стороны, да, но с другой стороны, здесь есть ещё один замечательный урок. Помнишь, огромное количество, прямо скажем, опасных бродячих собак в том же городе Донской Тульской области? Просто огромное количество бродячих собак, которые реально представляют опасность для человека. И если с этим ничего не делать, по сути, не защищать экологию, не заботиться о природе, то собаки из источника любви, я вот собачник, я очень люблю собак, и для меня собаки — это источник любви, преданности, дружбы, они из источника любви становятся источником опасности. Вот и всё. Хочешь любовь или хочешь опасность? Если хочешь опасность — ничего не делай, если хочешь любовь — вкладываешься. Но есть ещё один нюанс. Кто-то из комиков, по-моему, Карлин, не помню, как его зовут, но меня зацепила эта его мысль, рассуждая о борцах за экологию, сказал то ли в шутку, то ли всерьёз, но заставил меня над этим задуматься. Вот вы все ругаете полиэтилен, полиэтилен то, полиэтилен сё, он не разлагается, вы поймите, ничто не появляется в мире просто так. Если что-то появляется, значит оно для чего-то надо. И если вдруг в мире появляется так много полиэтилена, ну вот он сказал, значит земля, природа так сделала, чтобы появилось много полиэтилена, он ей для чего-то нужен.

Алла Митрофанова:

— Не знаю. Это примерно, как говорить, что, если все сотворил Бог, значит зло тоже сотворил Бог. Но это же не так.

Александр Ананьев:

— А я не знаю.

Священник Николай Катан:

— В мире появилось много шнурков для обуви, значит земля дала нам? Это же не прямой какой-то продукт, полиэтилен, который мы добыли из земли? Это продукты, которые создает человек промышленным способом. Поэтому говорить о том, что земля родила или...

Александр Ананьев:

— Но земля родила человека, человек родил полиэтилен, казалось бы, всё логично.

Алла Митрофанова:

— Все мне позволительно, но не все полезно. Понимаешь? Неполезные вещи иногда человек производит. Человек вообще много чего неполезного производит. Всякие...

Священник Николай Катан:

— Вавилонскую башню. Тоже, получается, логично.

Александр Ананьев:

— Я недавно узнал, что, оказывается, борщевик — это тоже дело рук человека. Тот самый ядовитый, прекрасный, огромный полудерево, полутрава.

Священник Николай Катан:

— Он вовсе не прекрасный.

Александр Ананьев:

— Я просто восхищаюсь им — там трубки такие красивые. Я когда был маленький, и когда взрослый был, меня всегда тянуло эти трубки взять, сделать из них плевательницу какую-нибудь. Или ружьё.

Алла Митрофанова:

— Мы только этим и занимались в детстве. Мы все сосали этот борщевик, и никто не знал, что это нельзя делать.

Александр Ананьев:

— А выяснилось, что это, оказывается, тоже дело рук человека, потому что однажды почему-то решили, что этим борщевиком прекрасно кормить домашний скот и начали его высаживать. Потом как-то быстро сообразили, что это не очень съедобно, но борщевика стало уже много. И говорят, что лет через 15 — 20 борщевиком зарастет вся Россия, и мы не сможем здесь жить.

Священник Николай Катан:

— Может быть, это какая-то специальная акция?

Алла Митрофанова:

— Страшилка.

Священник Николай Катан:

— Очередное оружие тайное.

Алла Митрофанова:

— Мы сами против себя такое оружие, что нам никакого не надо. Мы сами себя угробим.

Александр Ананьев:

— Да, да. Я сейчас представил себе отряды пионеров, которые с мачете идут рубить борщевик направо и налево, борцы за экологию, которые разрушают природу. В завершение нашей программы. Дети и борьба за чистоту окружающей среды. Надо ли делать что-то специально или надо просто самому спокойно заниматься тем, чем ты занимаешься, как говорится, не мусорить там, где ты живёшь, делать кормушки для синичек, собирать крышечки и пластиковые бутылки с сомнительным смыслом складывать отдельно стекло, отдельно пластик, потом выбрасывать это в разного цвета контейнеры, неизвестно, что потом с ними будет. Или же надо как-то...?

Алла Митрофанова:

— Ну ты делай хотя бы то, что от тебя зависит. Если даже кто-то, я действительно не знаю, как сейчас это устроено, некоторое время назад действительно мусор весь попадал в одну и ту же переработку. Ну или частично в одну и ту же. А как сейчас, я не знаю. Давайте делать хотя бы то, что зависит от нас. Мы можем отдельно собрать вот это и это? Можем, так давайте хотя бы вот это будем делать. А если каждый будет в своей зоне ответственности делать то, что он может, мне кажется, что мы существенно продвинемся.

Священник Николай Катан:

— Так любой может сказать, чиновник, который отвечает за вывоз мусора, он скажет: а на меня давит начальство, начальство, которое давит на него: мне нужно сроки исполнять, лучше я сэкономлю на чем-то, и так далее. Оно просто идёт по цепочке. Поэтому мы не должны создавать прецедент, чтобы кто-то мог этим воспользоваться. Вот люди не делят мусор, зачем мне это? Зачем я буду стараться? Но опять же есть хорошие слова у пророка Иезекиля в 34 главе, там, конечно, скорее всего, иносказание, но тем не менее строки звучат так: «Сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому». То есть Господь тоже говорит, конечно же, о людях через эту притчу, но тем не менее он выбрал именно этот образ, понятный, что человек должен за каждую овечку переживать, заботиться о ней. Если каждый будет так относиться к своему делу спустя рукава, мы уже говорили об этом сегодня вечером, но повторю ещё эту мысль, что есть заповедь, и мы как христиане должны для нашего Отца Небесного быть хорошими детьми, для того, чтобы наши дети услышали нас как родителей.

Александр Ананьев:

— Есть ещё один момент, который мне очень нравится, мне недавно сказали: зачем люди выращивают сады, выращивают домашние растения на подоконниках, розы какие-то вдоль домов высаживают, потом за ними ухаживают? На самом деле, всё это даже не тоска по раю, а желание вернуться в рай. Воссоздать его. И по большому счёту вот всё то, о чем мы сегодня говорили, это маленькими шажками мы можем идти в сторону рая или в сторону противоположную раю, и вот направление выбираем мы сами? Да да, получается? Хороший финал. Друзья, смотрите, завершая программу «Семейный час», я обращаюсь сейчас к слушателям Радио ВЕРА, вам могло показаться, что мы сейчас глупостями занимались, мол сейчас такие актуальные темы, такие переживания, такие заголовки, а вы о какой-то экологии. Ну вот скажу образно, как мне кажется, самые большие трагедии начинаются с того, что ты не убрал за своей собакой, когда погулял.

Алла Митрофанова:

— Ну это как профессор Преображенский, помнишь, «разруха начинается в головах». И когда чувствуешь, что начинаешь себе позволять натоптать где-нибудь или не убрать за собакой, или что-то ещё, это значит, разруха какая-то пошла в голове. Это значит потом будет больше, сейчас пресеки.

Александр Ананьев:

— Совершенно верно. Спасибо вам большое, отец Николай. Непростая тема, но разговор с вами доставил большое удовольствие. Клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском священник Николай Катан сегодня был вместе с нами в студии, спасибо вам.

Священник Николай Катан:

— И вам спасибо, дорогие собеседники.

Александр Ананьев:

— С вами была Алла Митрофанова.

Алла Митрофанова:

— И Александр Ананьев.

Александр Ананьев:

— Прощаемся ровно на неделю, слушайте Радио ВЕРА в эфире и на сайте радиовера.ru. Всего доброго.

Алла Митрофанова:

— До свидания.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем