Когда я читаю Евангелие, мне невольно хочется защитить некоторых персонажей, к которым, по моему ощущению, несколько несправедливо относятся толкователи.
Вот, например старший брат из притчи про блудного сына. Ведь ему на самом деле ужасно обидно, что отец ни разу не проявил по отношению к нему радости и благодарности за его верность, любовь и преданность. Ни разу не устроил праздника, не дал ему повеселиться с друзьями, держал его в черном теле практически. А как только появился его непутёвый братец, родитель сразу обрадовался так, как никогда не радовался своему первенцу. Разве это не обидно? Разве такое несправедливое отношение не омрачает радости от возвращения брата в родной дом?
Или вот к примеру Марфа, сестра праведного Лазаря, которого воскресил Христос. Разве просто смириться с тем, что на неё погрузили все заботы и хлопоты, что сестра её сидит без дела, внимая словам Христа? Может быть, Марфе тоже очень хотелось послушать Спасителя, но она не могла, потому что было необходимо накрыть на стол, разобраться с угощением и посудой, распорядиться по поводу того, как будут рассажены гости... Да мало ли хлопот в виду надвигающегося пира! Кто будет этим заниматься, если все сядут около ног Христа и будут лишь слушать и внимать?
Вместе с тем, я понимаю, что есть у этих персонажей общий порок, который мешает им жить и духовно расти. Это зависть. Они оба сравнивают свой удел с уделом родных, и остаются недовольны тем, что получают. Именно зависть к младшему брату толкает старшего на горькие упреки отцу, а Марфу -- на предъявление претензий Самому Спасителю.
Вообще завистливость может испортить душу самого доброго и незлобивого человека. Одна моя знакомая ни в чем не могла найти себе покоя, потому что все время сравнивала себя со своей сестрой. У сестры была лучше профессия, успешнее муж, умнее и послушнее дети.. И от этого нелицеприятного в свою пользу сравнения женщина просто сходила с ума.
Святитель Василий Великий считал зависть - печаль о благополучии ближнего -- самой опасной и пагубной страстью, зарождающейся в душе человека. Не зря самые страшные преступления совершались из зависти: сатана соблазнил первых людей, Каин убил родного брата. И если вовремя не отследить это зарождение, не убить зависть в самом зародыше, она начнёт как червь точить душу смутной печалью и тоской, поскольку любое благополучие и успехи другого человека будешь воспринимать как обиду и свой неуспех.
Именно из-за зарождающейся зависти Христос вразумил Марфу (а отец в притче - своего старшего сына). Христос сказал ей в сущности о свободе выбора: Марфа сама выбрала занятие для себя, и пресекать ее – значит пресекать ее же свободу воли. Выбор же Марии был другим, но также благ, и не может у нее отняться. Главное - не смотреть на другого, не рассуждать о его выборе со своей "колокольни", потому что в таком случае из-за нашего эгоизма нам будет казаться его выбор легче, его удел проще и лучше. Занимайся своим делом: "делай что должно и будь что будет". И не смотри на других.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер