Когда я читаю Евангелие, мне невольно хочется защитить некоторых персонажей, к которым, по моему ощущению, несколько несправедливо относятся толкователи.
Вот, например старший брат из притчи про блудного сына. Ведь ему на самом деле ужасно обидно, что отец ни разу не проявил по отношению к нему радости и благодарности за его верность, любовь и преданность. Ни разу не устроил праздника, не дал ему повеселиться с друзьями, держал его в черном теле практически. А как только появился его непутёвый братец, родитель сразу обрадовался так, как никогда не радовался своему первенцу. Разве это не обидно? Разве такое несправедливое отношение не омрачает радости от возвращения брата в родной дом?
Или вот к примеру Марфа, сестра праведного Лазаря, которого воскресил Христос. Разве просто смириться с тем, что на неё погрузили все заботы и хлопоты, что сестра её сидит без дела, внимая словам Христа? Может быть, Марфе тоже очень хотелось послушать Спасителя, но она не могла, потому что было необходимо накрыть на стол, разобраться с угощением и посудой, распорядиться по поводу того, как будут рассажены гости... Да мало ли хлопот в виду надвигающегося пира! Кто будет этим заниматься, если все сядут около ног Христа и будут лишь слушать и внимать?
Вместе с тем, я понимаю, что есть у этих персонажей общий порок, который мешает им жить и духовно расти. Это зависть. Они оба сравнивают свой удел с уделом родных, и остаются недовольны тем, что получают. Именно зависть к младшему брату толкает старшего на горькие упреки отцу, а Марфу -- на предъявление претензий Самому Спасителю.
Вообще завистливость может испортить душу самого доброго и незлобивого человека. Одна моя знакомая ни в чем не могла найти себе покоя, потому что все время сравнивала себя со своей сестрой. У сестры была лучше профессия, успешнее муж, умнее и послушнее дети.. И от этого нелицеприятного в свою пользу сравнения женщина просто сходила с ума.
Святитель Василий Великий считал зависть - печаль о благополучии ближнего -- самой опасной и пагубной страстью, зарождающейся в душе человека. Не зря самые страшные преступления совершались из зависти: сатана соблазнил первых людей, Каин убил родного брата. И если вовремя не отследить это зарождение, не убить зависть в самом зародыше, она начнёт как червь точить душу смутной печалью и тоской, поскольку любое благополучие и успехи другого человека будешь воспринимать как обиду и свой неуспех.
Именно из-за зарождающейся зависти Христос вразумил Марфу (а отец в притче - своего старшего сына). Христос сказал ей в сущности о свободе выбора: Марфа сама выбрала занятие для себя, и пресекать ее – значит пресекать ее же свободу воли. Выбор же Марии был другим, но также благ, и не может у нее отняться. Главное - не смотреть на другого, не рассуждать о его выборе со своей "колокольни", потому что в таком случае из-за нашего эгоизма нам будет казаться его выбор легче, его удел проще и лучше. Занимайся своим делом: "делай что должно и будь что будет". И не смотри на других.
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема