«Запретный плод сладок». Так говорят о чем-то очень желанном, но недозволенном. И недоступность делает желание обладания чем-либо еще более сильным.
Первоисточником образа является Библия. Позже он появляется в сочинениях древнеримского поэта Овидия.
Из Книги Бытия мы знаем, что первые люди – Адам и Ева жили в саду Едемском или, как следует из греческих и славянских текстов, – в «раю сладости». Райский сад – место жизни прародителей, в котором всё вокруг было красиво, а что произрастало и плодоносило – питало их. Но росли здесь и особенные деревья – древо жизни, и древо познания добра и зла. С этим последним и была связана главная заповедь Бога Адаму:
«От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь».
Бог выбрал это дерево, росшее посреди рая, чтобы испытать веру и любовь Адама, для чего и сказал не вкушать от плодов его. Это была особая заповедь, выполнение которой означало бы повиновение Богу, а нарушение служило бы неблагодарностью.
Но как мы знаем запрет был нарушен. Ева польстилась на слова змея: «в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Она увидела, что дерево подходит для пищи, что оно приятно выглядит, но главное – оно даст знание, о котором говорит змей: «и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел».
Адам и Ева, нарушив главную и единственную тогда для первых людей заповедь Бога, пали и были изгнаны из рая.
«Запретный плод», который в изобразительном искусстве принято обозначать яблоком, хотя по мнению многих исследователей, на его роль более подходит инжир, означает что-то привлекательное и желанное. А сладким его делает недоступность.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница