— Игорь Николаевич, я передумала... я не могу так, Игорь Николаевич.
— Да помолчите, делаю добро, только и всего.
— У вас свидетели есть?
— А зачем? Свидетели, понятые, если преступление, а мы женимся!
— Ладно, я спрошу.
— Ээээ, куда? Назад! Да перестаньте дёргаться. Ну, перестаньте дёргаться, я вам сказал. Не помирать же вам в этом городе.
— Игорь, Николаевич, я не могу!
— Так. Встаньте на место. Ждите. Слушайте, товарищи, дорогие, нельзя ускорить это радостное событие?
Странные молодожёны явились в ЗАГС Ташкента осенью военного 1942-го. Невеста — худенькая, бледная, несмотря на жару, укутана в ватник, голова обвязана старым шерстяным платком. Жених, наоборот, энергичен и одет как щёголь — пиджак, светлые брюки, белые туфли и модная кепка. Он неспроста поторапливает работников дворца бракосочетания — невеста того и гляди убежит. Её сомнения можно понять: с женихом они знакомы всего пару дней и сочетаться браком собираются отнюдь не из-за нежных чувств. Брак фиктивный; на нём настоял мужчина, потому что от того, состоится ли эта свадьба, в буквальном смысле зависит жизнь невесты. Необычные новобрачные — герои киноленты «Законный брак». Картина, которую снял режиссёр Альберт Мкртчан, вышла на экраны в 1985-м, и по версии журнала «Советский экран» стала лучшим фильмом того же года.
Итак, герои киноленты — едва знакомые жених и невеста, Игорь и Ольга. Сразу хочется отметить, насколько органично сложился здесь актёрский дуэт Игоря Костолевского и Наталии Белохвостиковой. Общего между молодыми супругами — только то, что оба в Ташкенте в эвакуации. Игорь — актёр одного из московских драматических театров. Ольга — тоже москвичка, до войны работала учительницей музыки, а перед самой эвакуацией — медсестрой в госпитале. Однажды Игорь шёл за керосином, и увидел её лежащей на ступенях какого-то здания. Помог подняться и добраться до жилья. Оказалось, у девушки запущенная малярия. И в Ташкенте, где с лекарствами и медициной дела, мягко говоря, обстоят не очень, ей не поправиться. Надо домой, в Москву, и как можно скорее. Но в столицу, которую русские солдаты с боем отстояли у фашистов, въезд — только по спецпропускам. У Оли такого, конечно же, нет. И Игорь решает помочь больной девушке. На днях театр должен возвращаться в столицу. Если Ольга станет его женой, ей тоже можно будет въехать. И это сейчас — единственный для неё способ поправиться. В Ташкентском ЗАГСе Игорь и Ольга заключают брак. С уговором — когда приедут в Москву, сразу же разведутся.
Поначалу историю в фильме «Законный брак» режиссёр представляет в довольно ироничном ключе. Но вдруг сквозь комические сцены начинает просматриваться что-то большее, искреннее и всеобъемлющее. Вот, например, герои возвращаются домой на поезде. В дороге Игорь острит, подшучивает над молодой женой. На одной из станций выходит купить дыни. И не успевает зайти обратно. Поезд трогается. И вдруг на ходу, прямо на насыпь, из вагона выпрыгивает Ольга! Казалось бы — зачем? Ведь, в сущности, Игорь — чужой ей человек. Разобрался бы как-нибудь сам. А она бы ехала дальше. Прыгая, девушка подвернула ногу. И всю дорогу до ближайшей станции, до которой — полдня пути, Игорь нёс Олю на спине.
Но вот, наконец, новоиспечённые супруги в Москве. Вроде бы, можно и разводиться. Только оказалось, что дома у Ольги больше нет. Его разбомбили фашисты. Игорь уговаривает девушку поселиться в его комнате — по праву законной жены. Сам же уходит жить к сестре, на окраину Москвы. Иногда он приезжает навестить Олю, узнать, не нужна ли помощь. Тема развода постоянно витает в воздухе. Но почему-то у героев всё никак не получается это сделать. Игорю некогда — он всеми силами добивается, чтобы с него сняли бронь от мобилизации и отправили на фронт. А возможно, дело в чём-то ещё? Однажды Игорь, кажется, проговаривается об одной из причин его нежелания разводиться, когда в очередной раз приходит проведать Ольгу. За чаем, в комнате, где девушка навела уют, неожиданно завязывается тёплая беседа:
— А у тебя что, книги на других языках?
— Это папины. Он у меня знал европейские языки, ещё арабский.
А у меня дед ведь тоже был очень даже ничего. Он читал лекции по философии в университете, давно, до революции ещё. Ну вот, разговорилась... Надоела?
— Нисколько.
— Ты знаешь, у меня такое чувство, как будто я домой возвратился. Колесил по каким-то неотложным, ненужным делам, и вот, дома.
Казалось бы — Игорь и так дома, в своей комнате. Но явственно слышится в этой его фразе иной смысл. Ну, а то, что произойдёт с героями дальше, сложно описать словами. Примечательно, что супруга актёра Игоря Костолевского, французская актриса Консуэло де Авилан, в одном из интервью призналась: для неё картина «Законный брак» — самый пронзительный, драматичный и в то же время невероятно светлый фильм о любви и жертвенности, после которого она многое поняла о сути брака. Посмотрев необыкновенный фильм Альберта Мкртчана, возможно, поймём это и мы.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 333 зач., XII, 25-26; XIII, 22-25.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У каждого апостольского послания есть своя цель, иногда этих целей несколько, и все их легко определить. Нет того послания, которое было бы написано не ради устранения той или иной проблемы в ранней Церкви, а ради самого себя. Конечно же, Послание апостола Павла к Евреям — не исключение, его цель — подчеркнуть роль Личности Господа Иисуса Христа как Воплощённого Бога, выше Которого не может быть никого. Послание к Евреям делает это через многочисленные отсылки к Ветхому Завету, ведь именно Ветхий Завет был основной мировоззрения адресатов послания. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 12-й и 13-й глав Послания апостола Павла к Евреям. Давайте послушаем эти не теряющие своей актуальности слова.
Глава 12.
25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,
26 Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.
Глава 13.
22 Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.
23 Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.
24 Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.
25 Благодать со всеми вами. Аминь.
В библейской книге Исход, а также в следующей за ней книге Чисел немало довольно печальных жестоких эпизодов. В качестве примера такого рода можно вспомнить рассказ из 16-й главы книги Чисел, в котором идёт речь о преступлении некоторых израильтян, суть этого преступления заключалась в сомнениях относительно источника власти Моисея и его брата Аарона. Претензии восставших звучали, как кажется, вполне обосновано: «Полно вам; всё общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Числ. 16:3). Иными словами, эти люди не понимали, почему священство принадлежит лишь Аарону и его потомкам, а не всем израильтянам. Моисей не стал спорить, он предложил провести своего рода эксперимент: подойти с кадильницами к жертвеннику, и Господь Сам определит, чьё служение Он приемлет — Аароново или же тех, кто решил присвоить себе священство, не имея на то оснований. Закончилось всё печально, но очень поучительно: земля поглотила восставших, однако перед этим явился Господь, явно давший понять, что Его воля была явлена через Моисея.
Это не единственная подобная история. В ней, и в других схожих случаях мы видим одну и ту же схему: Бог говорит с народом через Моисея, а те, кто пренебрегает словами Моисея, несут тяжёлое наказание, иногда дело доходит и до смерти.
В только что нами услышанном отрывке Послания к Евреям апостол обращался к людям, которые прекрасно знали Ветхий Завет, значит, они знали и об ответственности за неисполнение слов Моисея. Однако, Моисей — пусть и избранник Божий, но он человек, да, он глашатай воли Божией, но глашатай никогда не равен тому, чью волю он возвещает. Эту мысль Послание к Евреям использовало для того, чтобы указать на принципиальное отличие Евангелия Христова от всего того, что было сказано ранее. В Ветхом Завете мы найдём слова Бога лишь в пересказе — неважно, Моисея, пророков, Давида или же других авторов книг Священного Писания, в Новом — Воплощённый Бог говорит с человеком лицом к лицу, без каких бы то ни было посредников, а потому Послание к Евреям и приходит к очевидному выводу: если не проявлявшие должного послушания Моисею подвергались неизбежному наказанию, то неужели смогут избежать ответственности те, кто игнорирует слово Христа?
Да, Господь милостив, да, Он прощает наши грехи, более того, Он на Кресте освободил нас от греховного рабства, а потому мы можем жить так, как повелевает Спаситель. Если же мы сознательно уклоняемся от такой жизни, то нам не стоит погружаться в иллюзорные представления о Боге как о всепрощающем беспринципном абстрактном добряке, нет, Бог не таков, и об этом явно свидетельствует Священное Писание Нового и Ветхого Заветов.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Виталику оплатили лекарство, и он выздоровел! Теперь помощь нужна Вике
Больше года назад в нашей программе звучала история 11-летнего Виталия Шарахметова из города Воронежа, подопечного фонда «ДоброСвет». Долгое время он проходил лечение в онкологическом отделении городской больницы — мужественно пытался побороть рак крови. С поддержкой фонда и многих неравнодушных людей у него всё получилось! Виталику оплатили дорогостоящий курс лекарственной терапии, благодаря чему он выздоровел. И этим летом подростка выписали домой.
В онкоотделении воронежской больницы существует добрая традиция — когда ребёнок успешно завершает лечение, ему в присутствии врачей и родных торжественно вручают медаль «За волю к победе». А после ребёнок вешает на специально-установленное в больнице «дерево здоровья» игрушечное яблоко со своим именем. На этом дереве уже много плодов, в том числе есть и яблоко Виталика Шарахметова. И дай Бог, чтобы таких историй становилось только больше!
Виталий вернулся к прежней жизни — учится в школе, мастерит разные поделки из подручных средств и в будущем мечтает конструировать машины. Пусть у него всё получится!
Сегодня в поддержке нуждается Вика Варнавская. Чтобы выздороветь, ей, как и Виталику когда-то, необходимо дорогостоящее лекарство. Узнать историю девочки и помочь вы можете на сайте воронежского фонда «ДоброСвет».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Четвероевангелие». Священник Антоний Лакирев
Мы беседовали с клириком храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священником Антонием Лакиревым.
Разговор шел о том, как появились тексты Евангелий и почему каноническими признаны только четыре.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер