Это было чтение из рассказа Антона Павловича Чехова «Студент», одного из самых поэтических произведений классической русской прозы, написанного в 1894-м году, ровно за десять лет до кончины писателя.
Читал народный артист России Алексей Петренко.
Небольшая, казалось бы, миниатюра, – о возвращающемся домой студенте духовной академии Иване Великопольском уже более ста лет тревожит всякое неравнодушное сердце, волнует любого отзывчивого человека, прочитавшего эти три с половиной книжных странички.
О чем они? Вроде бы ни о чем особенном: вот, юноша встречает у костра двух тихих знакомых поселянок – мать и дочь, отогревается и размышляет вслух о Страстной пятнице, рассказывает об аресте Христа и отречении Петра, говорит, волнуясь о Гефсиманском саде, о горьких рыданиях верного ученика Спасителя.
И – уходит, попрощавшись. И вроде поначалу ничего не меняется, всё те же потёмки, тот же острый ветер, и – цитирую – «не похоже, что послезавтра Пасха».
Но вдруг – как откровение, как вспышка в сердце – прихлынувшее ожидание какого-то таинственного счастья, чувство непрерывности всего и вся и сопричастности этой непрерывности.
«…очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра. И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, – думал он, – связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».
И далее – невероятный финал, уподобленный ликующему песнопению, нарастающему «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ…»
«Студента» Чехов считал своим лучшим произведением. «…Какой я “пессимист”? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ – “Студент”…» – вспоминал его слова Иван Бунин.
Так ведь и мой самый любимый, мой – неоднократного читателя этого музыкальнейшего из сочинений, да и – многих из нас. Потому что если мы и не бывали в Страстные дни такими вот студентами, то, по крайней мере мечтали –хоть на мгновение им оказаться.
Чтобы и из нашего сердца вылетел вослед чеховскому нарастающему крещендо – подобный ликующий аккорд.
Выдающийся искусствовед Нина Дмитриева, автор книги «Послание Чехова» написала, что сей рассказ – редкий для Чехова случай слияния голосов автора и героя, вывела скрытую аналогию всего строя рассказа с церковной службой Страстной недели, символически воссоздающей смерть и воскресение Сына Человеческого. И – напомнила, что образ Петра у Чехова – только человеческий. Он близок сердцу обыкновенного человека, близок и неспокойному уму, пробивающемуся к истине через подъёмы и падения, через страдания и ошибки.
27 июня. О детях Божьих

В 9-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя».
О детях Божьих — священник Алексий Дудин.
Живя в этом мире, мы часто видим примеры того, что успеха достигают те люди, которые имеют определённые ресурсы, которые имеют определённые связи.
Но когда мы имеем дело с Господом, то тут все люди становятся равны. Это непонятно для нас, но Господь предупреждает, что не по плотским заслугам, не по каким-то внешним дарованиям человек достигает духовного успеха.
А духовного успеха достигает только тот человек, который всем своим сердцем, всем своим естеством, всем своим произволением искренне, честно трудится Христу, отдавая Ему все силы, все своё произволение.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О чудесах Пророка Елисея

Сегодня 27 июня. День памяти Пророка Елисея, жившего в девятом веке до Рождества Христова.
О его чудесах — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророк Елисей творит множество чудес: чудесный переход Иордана буквально после вознесения пророка Илии, исцеление больных. Елисей воскрешает сына гостеприимной жены сонамитянки. Елей умножается в доме бедной вдовы, хлеб появляется также. Обо всём этом мы читаем в IV книге Царств.
И даже по смерти пророка Елисея совершается на его могиле воскрешение человека. Похоронная процессия встречается с враждебным войском, и покойника бросают в пещеру, где погребен Елисей, и покойный воскресает.
О чем это нам говорит? О том, что пророк Елисей всю жизнь борется с язычеством, как и его учитель, и чудеса, которые он творит, говорят о том, что, как и Илья, сам Елисей проповедует Бога истинного.
А чудеса воскрешения умерших говорят нам о том, что все мы воскреснем, о чём мы всегда молимся и о чём поём в Символе веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О жизни и творчестве Ирины Одоевцевой

Сегодня 27 июня. В этот день в 1895 году родилась поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева.
О её жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Знала она и голод, и нищету, ведь многие представители русской эмиграции бедствовали, оказавшись далеко от России. Время не пощадило имение её отца в Биаррице, где она жила с мужем. В Париже после Второй мировой войны её квартира была разграблена. Завершала свою жизнь она в старческом доме.
Однако приняла судьбоносное решение вернуться в 1987 году на родину, уже столь не похожую на императорскую Россию, некогда её породившую. Замечательно, что в те перестроечные годы Ирина Одоевцева стала знакомой миллионам людей, её показывали по телевидению. Переизданные ею мемуары разошлись тиражом более двухсот тысяч экземпляров.
Любители литературы не упустят возможностипознакомиться с её мемуарами. Ирина Одоевцева — прекрасный стилист, слово её ясно и прекрасно, а личные воспоминания о знаменитых деятелях русской культуры настолько выпуклые и образные, что доносят до нас аромат той исчезнувшей, но оставившей по себе память эпохи Серебряного века.
Все выпуски программы Актуальная тема