В московском музее Юрия Никулина хранятся письма, которые приходили Юрию Владимировичу со всей России. Зрители восхищались, благодарили артиста. И часто обращались к нему с просьбами. Люди знали, что у великого актёра по-настоящему великая душа и доброе, отзывчивое сердце.
Он помогал всем, кто к нему обращался, и кто действительно нуждался в помощи. Слово «нет» Никулин говорил редко. Дверь в его кабинет с табличкой «Директор цирка» не закрывалась, телефоны не умолкали. Юрий Владимирович делал до пятидесяти звонков за день, доставал лекарства, помогал устраивать в больницы знакомых и незнакомых людей, пробивал квартиры, хлопотал о пенсиях. А сам при этом долго жил в коммуналке. Один из друзей Юрия Владимировича сказал, что если перечислить всех, кому он помог, список получился бы страниц на сто.
Едва возглавив цирк, Никулин договорился с руководством столичной кондитерской фабрики, чтобы печенье, вафли, конфеты привозились и бесплатно раздавались маленьким зрителям из детских домов. Как всякий большой цирковой артист, Никулин считал, что все дети мира – его дети. Однажды на гастролях в Мельбурне случилась такая история: фотограф одной из газет сделал снимок девочки, которая, закрыв лицо руками, рыдала из-за того, что не попала на представление. Никулин, увидев фото, попросил импресарио дать в газете объявление о том, что цирк приглашает к себе эту малышку. Откликнулось 20 девочек, родители которых уверяли, что плакали именно их дочери. По просьбе Юрия Владимировича всех желающих, включая мам и пап, пустили на представление.
Прошедший войну Никулин всю жизнь чувствовал ответственность перед теми, кто с фронта не вернулся. В 1990-х годах Юрий Владимирович стал председателем правления Московского Фонда мира, который помогал инвалидам войны, детям-сиротам и детям-инвалидам. Кстати, именно любовь Никулина к детям ускорила реконструкцию цирка на Цветном бульваре. Его, по сути, отстроили заново. И всего за четыре года.
Про Юрия Владимировича говорили, что стоило ему войти в кабинет высокого начальника, как тот сразу на всё соглашался. Таким было обаяние артиста, которым в личных целях он никогда не пользовался. Даже ради сына Максима. «Сыну я всегда успею помочь! А вот кто поможет этим людям, которым и обратиться больше не к кому, кроме как ко мне», - говорил Юрий Владимирович. К Максиму по сей день приходят те, кого когда-то выручил Никулин: «Спасибо, ваш отец спас нашу дочку, помог с больницей!» или «Спасибо, только благодаря вашему отцу мы получили квартиру!».
А о том, как трепетно Никулин относился к животным до сих пор ходят легенды. Например, в перестройку в цирке стало нечем кормить хищников. Никулин пришёл к Горбачёву и пригрозил, что через пару дней, когда тигры как следует проголодаются, он привезёт их в здание правительства и откроет клетки. Горбачёв знал: ради животных Никулин пойдёт на всё и спустя двое суток в цирк доставили мясо.
Никулин не любил вспоминать о войне. Но из всех наград – а их у него было больше 15-ти, одной из самых дорогих была медаль «За отвагу». И вторая – не менее любимая - медаль к 75-летнему юбилею от фонда помощи ветеранам цирка, который создал Никулин. У стариков-пенсионеров не было денег, но кто-то из них принёс серебряные ложки, кто-то серебряные кольца. Их переплавили и отлили медаль «За доброту и милосердие».
У цирка на Цветном бульваре стоит памятник Никулину. Деньги на него собирали всем миром. Это не удивительно. Люди щедро откликались на проект «Народный памятник народному артисту», потому что это был памятник щедрому человеку.
Читать или не читать — вот в чём вопрос

Фото: PxHere
Недавно услышала такую фразу: «Раньше дети были начитанными, а теперь они насмотренные». То есть современная молодёжь больше воспитывается на видеопродукции, чем на печатной. Однако, позвольте возвысить голос в пользу активного чтения.
Почему же книги так важны, ведь, казалось бы, любую историю можно преобразовать в видеоряд. Дело тут не только в сюжете произведения, но и в том, какими средствами он нам преподносится. Через видео трудно передать авторский стиль писателя, игру слов, скрытые смыслы, заложенные в тексте. Чтение развивает нашу умственную и эмоциональную сферу по-особенному.
В одном исследовательском институте провели эксперимент с использованием аппарата МРТ — магнитно-резонансной томографии, которая сканировала мозг и показывала активность разных его участков. Одна половина испытуемых читала художественный текст, а другая смотрела видео на смартфонах. Так вот, исследование выявило, что при чтении работало множество зон мозга, которые при просмотре смартфонов бездействовали.
В результате этого и других экспериментов учёные пришли к следующим выводам:
Во-первых, читая, мы расширяем кругозор понятий и чувств, тренируем рациональный и эмоциональный интеллект.
Во-вторых, художественный текст, в частности, поэзия содержит необычную, по сравнению с обыденной речью, лексику, ритмику, рифмы, строение фраз. И поэтому чтение вызывает повышенную активность нейронов — мозговых клеток.
В-третьих, регулярное свидание с книгой стимулирует такие процессы, как запоминание, образное мышление, моделирование, планирование. К тому же чтение развивает речь.
Итак, читать — полезно. И интересно. Научившись получать радость от чтения, мы всегда сможем занять свой досуг и будем готовы поддержать любой разговор.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«Притча о Страшном суде». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельском и историческом контексте притчи о Страшном суде и о том, какие смыслы в нее заложены.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед, посвященных отражению евангельских притч о блудном сыне и Страшном суде в литературе и жизни человека.
Первая беседа с о. Антонием Лакиревым была посвящена евангельскому и историческому контекстам притчи о блудном сыне.
Вторая беседа с протоиереем Павлом Карташевым была посвящена французской литературе XIX-XX веков в контексте притчи о блудном сыне.
Третья беседа с доктором филологических наук Татьяной Касаткиной была посвящена роману Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» в контексте евангельской притчи о блудном сыне.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Вадим Филатов

В новом выпуске «Светлого вечера» обсудили, как принципы христианской этики находят отражение в бизнесе. Гостем программы стал Вадим Филатов — предприниматель, совладелец и заместитель директора компании «ПЭК» («Первая экспедиционная компания»).
Беседа затронула вопросы ведения бизнеса по совести, ответственности перед коллективом и важности следовать моральным принципам. «Мы не пойдём на ту сделку, где будет затронута этика», — подчеркнул гость, объясняя, что в их компании приняты чёткие нравственные ориентиры.
Вадим Александрович отметил, что бизнес — это не только контракты и сделки, но и забота о людях. В компании работают около 12 тысяч человек, и за каждым сотрудником стоит семья, что накладывает большую ответственность. Он подчеркнул, что важно не только зарабатывать, но и создавать рабочие места, обеспечивать стабильность и поддерживать сотрудников.
Отдельное внимание уделили роли веры в принятии решений. «Если у тебя есть внутренняя опора, ты не будешь жертвовать принципами ради выгоды», — отметил предприниматель. Разговор напомнил о том, что профессиональный успех и христианские ценности не противоречат друг другу, а честный труд и этика в бизнесе способны приносить не только прибыль, но и пользу обществу.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер