Выдающиеся филологи Юрий Лотман и Зара Минц всю жизнь работали в одном университете, вместе учили студентов, вместе писали книги и издавали сочинения русских классиков. Науке они отдавали силы, здоровье и время, но никогда не жертвовали семьёй, детьми и своей взаимной любовью.
Юрий и Зара в конце 1940-х учились на филологическом факультете Ленинградского государственного университета. Лотман всё своё время посвящал науке, а на жизнь зарабатывал тем, что писал портреты вождей для советских учреждений. Однажды Зара, занимавшаяся подготовкой научной конференции памяти Маяковского, предложила молодому человеку поучаствовать в художественном оформлении мероприятия. Лотман решительно отказался, сославшись на то, что бесплатно работать не будет. Зара в слезах удалилась. Таким было первое знакомство. Но скоро отношения потеплели. Зара вместе с подругами готовилась к экзамену по русской литературе. Накануне сдачи они пригласили Юру Лотмана, чтобы он помог им подготовиться. Экзамен прошёл успешно, Юрий и Зара стали часто встречаться и вскоре полюбили друг друга.
Молодые люди окончили университет в тот период, когда антисемитизм был частью государственной политики, и потому не смогли ни остаться в аспирантуре, ни найти работу в Ленинграде. К счастью Юрия пригласили на должность старшего преподавателя в Тартусский пединститут. Вскоре он перевёз в Эстонию Зару. В Тарту молодые люди поженились. У них родилось трое детей.
В 1954 году Юрий и Зара перевелись в Тартусский университет, в котором и проработали до конца жизни. Юрий Михайлович занимался теорией литературы. Зара Григорьевна посвятила себя изучению Александра Блока. Супруги ежегодно устраивали летние семинары на эстонском курорте Кяэрику, из которой выросла Московско-тартусская научная школа семиотики, науки о знаковых системах.
В университете вокруг супругов сформировалось тесное сообщество единомышленников. По вечерам в их квартире можно было встретить многих профессоров, и целый сонм студентов. Проводив гостей, уложив детей спать, Юрий Михайлович и Зара Григорьевна садились за работу. Они засиживались допоздна: спорили, обсуждали, критиковали друг друга, вносили правки в рукописи. В этом совместном творчестве, в соработничестве было их счастье. Многие коллеги и друзья Лотманов подмечают: в разговоре Юрий Михайлович и Зара Григорьевна, о чём бы ни шла речь, постоянно вспоминают друг друга. Даже письма они писали вместе: в конце почти каждого послания Лотмана приписка от супруги.
Супругами не раз интересовалось КГБ, поскольку супруги контактировали с эстонскими и российскими диссидентами. В их доме даже устроили обыск. Юрий Михайлович вспоминает, как во время него Зара сидела за столом и спокойно читала корректуру очередной статьи. «Я в восхищении смотрел на неё тогда, она была бесстрашным человеком», — вспоминал Лотман.
В конце 1980-х супруги пришли к вере. Зара Григорьевна крестилась, это случилось совсем незадолго до её смерти. Юрий Михайлович, который всеми силами старался поверить в Бога, ежедневно вспоминал свою любимую супругу. Он думал о встрече с Зарой в будущей жизни.
В архиве Юрия Михайловича, среди рукописей и конспектов лекций, множество маленьких листочков со смешными рисунками и подписями. Вот повернувшаяся спиной женская фигурка и слова: «Зара с распущенными волосами, купите ей сто заколок». А вот плачущий зайчик и под ним: «Зара, рассматривающая аттестат своего сына». Сколько нежности в этих рисунках, сколько любви, как и во всей жизни Лотманов.
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.