«XX кинофестиваль „Лучезарный Ангел“». Сергей Смирнов, священник Дмитрий Данилов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«XX кинофестиваль „Лучезарный Ангел“». Сергей Смирнов, священник Дмитрий Данилов

* Поделиться

У нас в гостях были генеральный директор фонда Социально-культурных инициатив Сергей Смирнов и клирик храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, член духовно-экспертного совета фестиваля «Лучезарный Ангел» священник Дмитрий Данилов.

Мы говорили с нашими гостями о том, как через фильмы можно доносить до зрителей важные духовные смыслы — и как этому способствует международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел».

Ведущий: Алексей Пичугин


А. Пичугин:

— Друзья, здравствуйте, это «Светлый вечер» на Светлом радио, я рад вас приветствовать! Меня зовут Алексей Пичугин и с удовольствием представляю наших гостей: ближайший час эту часть «Светлого вечера» в нашей студии проводит священник Дмитрий Данилов, клирик храма Софии Премудрости Божьей в Средних Садовниках и эксперт духовно-экспертного совета кинофестиваля «Лучезарный Ангел». Здравствуйте.

о. Дмитрий:

— Здравствуйте.

А. Пичугин:

— Сергей Алексеевич Смирнов, генеральный директор фонда Социально-культурных инициатив. Здравствуйте.

С. Смирнов:

— Здравствуйте.

А. Пичугин:

— Сегодня мы будем говорить про фестиваль «Лучезарный Ангел», уже добрая традиция сложилась, не первый год поддерживаем и с удовольствием о нём говорим и сегодня, тем более что открывающийся фестиваль, причём открывается он уже вот-вот, в ближайшее время, прямо-таки завтра, в кинотеатре «Октябрь» на Новом Арбате, фестиваль 20-й, правда 20-й?

о. Дмитрий:

— Юбилейный.

А. Пичугин:

— Это значит — двадцать лет или он когда-то прерывался, или по несколько фестивалей в год проходило, или вот так, двадцать лет без перерыва?

С. Смирнов:

— В 2003 году было два фестиваля, и так каждый год дальше фестиваль идёт, поэтому в этом году 20-й фестиваль.

А. Пичугин:

— Вкратце давайте напомним, тем более что наши слушатели тоже меняются, кто-то слышал предыдущие программы, кто-то к нам присоединяется, для кого-то мы напомним, для кого-то впервые расскажем, что же за фестиваль такой?

С. Смирнов:

— Фестиваль, который действительно зародился в лоне Церкви в 2003 году, и девиз фестиваля был «Доброе кино возвращается». Если вы помните, времена были непростые, и на самом деле, ни на экранах телевизоров, ни на экранах кинотеатров фильмов для детей, для семейного просмотра фактически не осталось. И вот как раз в этой общей, наверное, такой непростой атмосфере и зародилась идея, когда нужно искать доброе кино, снимать доброе кино и показывать его аудитории. И отец Дмитрий сейчас добавит, конечно, безусловно, потому что в 2006 году образовался духовно-экспертный совет, и мы называем его «стражниками», «стражники», а не «цензоры» в этом понимании его слова. Как раз благодаря духовно-экспертному совету, вот по крупиночке, начиная с трёх-четырёх фильмов, удалось сейчас, мы говорим о том, что ежегодно приходит заявок от 400 фильмов на показ в фестивале.

А. Пичугин:

— Это всё новые, снятые в течение года-двух последних?

С. Смирнов:

— Да, это, конечно, новые фильмы, и во многом благодаря совместной работе, нашему духовно-экспертному совету такое стало возможным. Ну и, конечно же, важно сказать, что духовным попечителем фестиваля является Святейший патриарх наш Кирилл, и оргкомитет кинофестиваля возглавляет президент фонда Социально-культурных инициатив Светлана Владимировна Медведева.

А. Пичугин:

— Сразу, я думаю, что у многих наших слушателей, особенно тех, кто в Москве или вот эти дни, ближайшую неделю собирается провести в Москве, вопрос: добрые фильмы — это же интересно, хочется прийти посмотреть, можно ли прийти в кинотеатр «Октябрь» свободно или купить билет, или какая вообще система пропуска зрителей?

С. Смирнов:

— Система очень простая, на самом деле: фестиваль с 1 по 7 ноября проводится в Москве, открытие пройдёт 1 ноября в киноцентре «Октябрь», закрытие — 7-го в храме Христа Спасителя в Зале Церковных Соборов, и это единственные два мероприятия, на которые раздаются пригласительные, все остальные показы, мастер-классы, в общем, вся программа кинофестиваля, она для зрителей совершенно бесплатна. Есть сайт, на котором можно предварительно забронировать билеты, сайт «Лучезарного Ангела», и вход совершенно бесплатный, с удовольствием всех ждём.

А. Пичугин:

— Luchangela.ru, такое несложное написание, но я думаю, что даже если так с голоса, со звука непонятно, можете в любом поисковике набрать фестиваль «Лучезарный ангел», и первая ссылка наверняка будет вести на официальный сайт фестиваля, и там вся информация о том, как попасть, куда прийти. Отец Дмитрий, вы связаны ли были с кино когда-то вот в своей жизни, до того, как попали в экспертный совет, или это всё вам тоже было в какой-то момент впервые?

о. Дмитрий:

— Вы знаете, никогда не был связан, я окончил МГТУ имени Баумана и связан был немножко с другими сферами. И когда меня пригласили в 2006 году, ну, понятно, что духовное образование — это неизбежная составляющая того, кто принимает участие в духовно-экспертном совете, и когда меня пригласили, я был несколько удивлён таким приглашением, есть несколько другие сферы, в которых, наверное, это было бы более эффективно, но от предложений не принято отказываться, от благословений тоже, тем паче, что состав экспертного совета, он тоже в своё время утверждался Патриархом. И эта работа была в новинку, но, вы знаете, она была на тот момент, как раз Сергей Алексеевич сказал, что это была середина 2000-х годов, и она была очень примитивной, я вам скажу, это была задача найти ложку мёда в бочке дёгтя.

А. Пичугин:

— А это вы про фильмы, которые присылали или в целом?

о. Дмитрий:

— Это про фильмы, которые присылали, конечно. Тогда просто я даже не помню, была ли отборочная комиссия такая, как сейчас, из выдающихся людей состоящая, которые очень хорошо ориентируются в современном кинематографе и могут предложить на выбор лучшее или худшее что-то такое из ассортимента, а тогда и предложить-то было толком нечего, и поэтому нам хотелось что-то показывать, и буквально, по-моему, в первый год это было 3-4 картины, потом 8-10 картин всего лишь, а сейчас это уже 60-70 картин — это те, которые только выходят в конкурс и в показ, и даже большее количество их.

А. Пичугин:

— То есть вам приходится в течение года отсматривать несколько сотен фильмов. Я даже представляю, что это может быть такой семейный вечерний просмотр, но далеко не всё из этого, наверное, высококачественное кино?

о. Дмитрий:

— Вы знаете, вот в те годы 2000-е это не мог быть семейный просмотр, потому что каждый раз оказывалось что-то, что было совершенно неприемлемо для детей, и причем, вы знаете, это так варьировалось, как я сказал, что если в середине 2000-х это была ложка мёда в бочке дёгтя, то потом стали как раз попадаться фильмы, которые скорее бочкой мёда были, но имели в своём составе такую ложку дёгтя, которая нивелировала их составляющую воспитательную, воодушевляющую просто на все 100 процентов, и это была ещё большая проблема на фоне безрадостности нашего кинематографа и всего того, что нас окружало.

А. Пичугин:

— Я думаю, что тут была очень простая достаточно история, когда режиссёры, понятно, что потратив какой-то невеликий капитал на съёмку фильма, просто рассылали его по всем абсолютно фестивалям, которые проходили: авось вот где-нибудь в программу попадёт, наверное, это было так. Для меня вдвойне сложно, так как я кино люблю, но вообще в нём никак не разбираюсь, ну разве что вот был у меня такой период, когда я интересовался и писал что-то про антирелигиозное кино хрущёвского периода, там не так много фильмов, но очень яркие попадаются, с очень разными образами церковными, это правда было очень интересно, но это уже история, и относиться к этому можно только как к истории, а вот это самое, что ни на есть — современность. А какие фильмы вот каждому из гостей наших сегодняшних запомнились за эти двадцать лет? Вот было несколько фильмов, которые, действительно... Возможно, они в широкий прокат и скорее всего, не попадали, но вдруг наши слушатели смогут их где-то найти, мы обязательно перейдём к программе нынешнего фестиваля, но вот, может быть, есть какие-то фильмы, которые действительно вот прямо в самое сердце, но их найти достаточно непросто, но авось где-то они есть?

С. Смирнов:

— Здесь у фестиваля вообще богатая история по фильмам, и вот сейчас батюшка сказал про то количество фильмов, которые приходится смотреть, я просто немножко к цифрам вернусь: ведь в этом году 395 фильмов из 20 стран поступило, и духовно-экспертным советом отобрано всего 152 из 8 стран. И действительно, огромный труд, который проводит духовно-экспертный совет и отборщики, и впереди работа жюри, и когда жюри выбирает фильмы, они уже всё-таки со своего профессионального взгляда смотрят, понимая, что эти фильмы уже духовно-экспертным советом отобраны. Для меня лично, например, и это вообще, наверное, был такой первый знаковый фильм для фестиваля — это «Остров», это был какой, батюшка, год: 2013 или 2003?

о. Дмитрий:

— Это 2008 или 2009 год.

А. Пичугин:

— Это 2009 год, если я не ошибаюсь.

С. Смирнов:

— Но тогда, я почему это помню — это срослось как раз уже со становлением фестиваля на ноги, первые уже такие системные шаги, и, соответственно, вот «Остров» тогда был и событием, и радостью, и гордостью, наверное, фестиваля. Есть фильмы каждый год, которые набирают всё большую популярность, это короткий метр. Вот мы обычно в голове всегда держим фильмы полнометражные, и они в основной своей массе всё-таки выходят на большие экраны, а когда мы говорим про короткий метр...

А. Пичугин:

— Короткий метр не выходит, к сожалению.

С. Смирнов:

— Он не выходит, но он настолько ёмко за эти 15, там 10, иногда 20 минут раскрывает тему и содержание! Мы говорим, что в основном наш короткий метр, он социальный, и пару лет назад несколько фильмов было пандемийных, но как раз показывающих немножко другую роль отца в этих условиях, и целое обсуждение было выстроено вот на эту тематику. Для ребят, которым нравятся фильмы, в рамках того же «Лучезарного Ангела» мы проводим целый проект во Всероссийском детском центре «Орлёнок», там запомнился «Мы с дедушкой» фильм.

о. Дмитрий:

— Я тоже как раз этот фильм очень запомнил, именно как тот, который направлен на связь поколений и детское восприятие, в том числе даже истории. Очень интересный фильм, я вот прямо не мог не перебить вас, Сергей Алексеевич, потому что на самом деле интересно. Да, это что-то напоминает, может быть, советское, но только напоминает, потому что, конечно, это новые условия, новая реальность, и новое восприятие этой реальности — здоровое восприятие, что самое главное.

А. Пичугин:

— А вы говорите: из нескольких десятков стран приходят заявки, приходят фильмы, в этом году в итоговую попадают фильмы из восьми стран, а интересно, откуда? Просто хотя бы какая-то общая география?

С. Смирнов:

— География на самом деле очень широкая, как ни странно, это и европейские страны, и Франция, и Италия, с Германией бывают фильмы, в последние годы очень мощно представлены, даже были победителями фильмы из Ирана.

А. Пичугин:

— Иранское кино, оно традиционно очень сильное и традиционно такое, знаете, фестивальное, наверняка в Иране оно попадает в широкий прокат, но у нас это всегда фестивальная история. Я почему-то запомнил, кстати, вот знаете, наверное, для «Лучезарного Ангела» это как раз в точку, был фильм, добрый-добрый фильм иранский, это была ретроспектива иранского кино в одном из кинотеатров Москвы много лет назад, но я прямо запомнил — «Цветок лотоса», кажется, он назывался, про родителей нездоровых, у них какое-то психическое небольшое отклонение было, и они очень любили своих детей, дети их немножко стеснялись, потому что они такие, и как вот в целом эта их жизнь с родителями развивалась, и в итоге там к чему-то светлому пришла. Чудесный совершенно фильм, я бы с удовольствием его еще раз посмотрел, но не знаю, где взять.

о. Дмитрий:

— Вы знаете, я в подтверждение хочу сказать, что действительно, в этом году короткого метра тоже программа иранская была широкая, и вот они как раз поднимают эти проблемы: взаимоотношения детей и родителей, взаимоотношения людей, если можно сказать вот в таком примитивном смысле — полноценных, то есть не имеющих никаких недостатков физических или ментальных, и людей, которые каким-то образом обделены, то есть являются инвалидами в той или иной степени, они очень интересно к этому подходят, очень этично, и подводят к мысли, что действительно, все мы должны быть вместе, иначе просто ни тем, ни другим полноценной жизни не видать и, пожалуй, это такая хорошая нравственная линейка в иранском кино, которая подкупает. Действительно, мы давали большие призы иранским фильмам, я не помню, было ли гран-при, но второе место уж точно занимали полнометражные фильмы, в этом году тоже один фильм из иранских находится у нас в конкурсе полнометражном и два или три, кажется, три находятся в коротком метре, будем смотреть, как жюри из уважаемых киноведов, кинокритиков и профессионалов режиссерского, актерского мастерства, оценивать эти фильмы, в этом году я тоже имею честь заседать в жюри короткого метра, и мне очень интересно, как сложится судьба тех или иных картин, потому что каждый имеет у себя в голове из членов жюри свой шорт-лист, и где схождение, но по опытам предыдущих лет, вы знаете, сходимость прямо очень близкая, потому что мы понимаем направление фестиваля, мы понимаем, чем дышит этот мир и чего не хватает его дыхательной системе, если можно так высокопарно выразиться.

А. Пичугин:

— Друзья, напомню, что в гостях у Светлого радио сегодня Сергей Смирнов, генеральный директор фонда Социально-культурных инициатив, и священник Дмитрий Данилов, клирик храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках и эксперт духовно-экспертного совета кинофестиваля «Лучезарный Ангел». Мы говорим про фестиваль, который уже завтра открывается в Москве в кинотеатре «Октябрь», как наши дорогие гости сказали: 1-го и 7-го, то есть в дни открытия и закрытия фестиваля, вход 1-го в кинотеатр «Октябрь», 7-го в храм Христа Спасителя в Зал Церковных Соборов по приглашениям, но вы можете посетить основную программу фестиваля, посмотреть кино, туда вход совершенно бесплатный. Где будет проходить показ? Напомните, пожалуйста.

С. Смирнов:

— Это всё в кинотеатре «Октябрь».

А. Пичугин:

— Всё в «Октябре», да? Всё в «Октябре» в ноябре (смеются), так что приходите. А вообще, кстати, это очень важный тоже вопрос: те фильмы, по крайней мере, лауреаты фестиваля, они потом где-то оказываются в открытом доступе, на сайте фестиваля или планируется ли их туда выкладывать? Каким образом люди, которые нас слушают во многих регионах России и за рубежом, как люди могли бы при желании эти фильмы посмотреть? Потому что мы говорим о фестивале, вы очень интересно рассказываете, очень хочется посмотреть, а как это сделать, не будучи в Москве или не имея времени для посещения кинотеатра «Октябрь», не очень понятно.

С. Смирнов:

— Здесь тоже история у каждого фильма разная. Например, тот фильм, который ещё находится в фестивальной стадии, и создатели продолжают представлять фильмы и на других фестивалях, на них нет пока ссылок, по которым можно было бы посмотреть на открытых ресурсах, и пока их ещё и в кинотеатрах нет. Но поскольку в любом случае за каждым фильмом стоит свой правообладатель, в общем, у каждого фильма своя история, и наша задача после того, как фильмы выйдут — всё-таки о них рассказать широкой аудитории, а дальше, по мере того, как фильм либо попадает в кинотеатры и идёт в прокате, либо, а в основном это касается всё-таки короткого метра и документального кино, правообладатели дают открытые ссылки, и эти фильмы всегда можно посмотреть в открытом доступе. А если мы фильмы используем в рамках нашего «Лучезарного Ангела» в различных городах России, «Света Лучезарного Ангела» — это как бы продолжение нашего фестиваля, то мы на эти показы всегда берём отдельные разрешения у правообладателей и, соответственно, они продолжают свою жизнь по территории страны в других городах.

А. Пичугин:

— Вы сказали, что основной принцип фестиваля «Лучезарный Ангел» — это показ доброго кино. Что такое доброе кино? Что должно укладываться в это понятие, чтобы соответствовать?

о. Дмитрий:

— Знаете, по примитивному такому принципу — воодушевляющее и не отравляющее, это достаточно широкие рамки и широкие ворота, в которые проходит сейчас уже достаточно много фильмов, как мы сказали, отсев наш, наверное, 50 процентов, но и то надо сказать, что в программу вот это «370 пришло, 150 попало», некоторые фильмы не проходят просто потому, что хронометраж программы, он тоже ограничен, мы не можем семь дней превратить в восемь или в девять, добавить количество сеансов, поэтому нельзя сказать, что здесь поработал духовно-экспертный совет и две трети фильмов съел, такого нет. Вы знаете, здесь, конечно, возрастная категория имеет значение, безусловно, потому что есть фильмы, которые содержат, как мы говорим, сцены насилия по формальному принципу, но это то самое добро, которое с кулаками. Да, и мы не можем отказать такому добру быть с кулаками, но пусть оно будет в той категории, когда кулаки применять можно осмысленно и адресно, и эффективно, во многих случаях это совершенно не так.

А. Пичугин:

— Я общался с издателями, книгоиздателями, которые вообще говорили о том, что вот эти маркировки, они настолько сложные, что чаще всего, видимо, из кино также — люди стараются перестраховаться и сразу на всё поставить 18 или 16+.

С. Смирнов:

— Ну, если на всё поставить «18+» или «16+», создатели прекрасно понимают, что будет ограничена и возможность для показа детской аудитории в том числе. Но вот то, что сейчас батюшка начал говорить — действительно, мы каждый год и на оргкомитете, и на тех встречах, которые идут в рамках фестиваля, всегда обсуждаем доброе кино, и Владимир Хотиненко даже в том году со сцены сказал, говорит: «Ну не считайте, что доброе кино — это какое-то добренькое и сладенькое, что это вот о какой-то супер счастливой жизни и так далее». Это фильмы, которые очень злободневные вопросы общественной жизни поднимают нашей, они непростые по содержанию, но они действительно призывают человека после просмотра к каким-то добрым поступкам, добрым делам, они несут в своём содержании, по сути, всё равно ту светлую дорогу и ощущение того, что какая бы сложная ситуация в фильме не разбиралась, не показывалась, обязательно остаётся тот свет, к которому можно идти, то добро. Поэтому, говоря о добром кино, почему даже девиз поменялся, мы сначала говорили «Доброе кино возвращается», сейчас девиз фестиваля просто «Доброе кино», потому что его достаточно много, но это, опять же, не значит, что всё стало хорошо, что вот и зрителям, и воспитателям, и родителям достаточно тех фильмов, которые мы можем смотреть в учебном процессе, дома в семье обсуждать — конечно, нет, этого крайне мало, но доброе понимание это вот в нашем понимании кино думающее и размышляющее.

о. Дмитрий:

— Мы с вами говорили о тех фильмах, которые были победителями, которые запомнились, вы знаете, на сайте «Лучезарного Ангела» есть рубрика, если не ошибаюсь, это в разделе «Новости», и там новости всех наших фестивалей, и на каждый фестиваль можно войти, это 19-й, 18-й, 17-й и так далее, по-моему, даже до самого первого, если не ошибаюсь, и можно посмотреть, там «День закрытия» обычно эта рубрика, какие фильмы были победителями в тех или иных номинациях: точно так же забить в поиске и посмотреть, а есть ли он в свободном доступе. Я думаю, что в половине случаев он будет в свободном доступе, потому что ему уже 8-10 лет, а мы его посмотрим, мы его обсудим и иногда что-то доброе, интересное, полезное, вдохновляющее для себя вынесем. Так что они не потерялись, они есть, но возможно, нуждаются в более акцентированном рекламировании и подобной информационной поддержке.

А. Пичугин:

— Я пример приведу, он не связан с фестивалем «Лучезарный Ангел», но связан с фильмом, о которым много говорили, мне казалось, меньше, но уже шесть лет назад — это фильм «Аритмия» Бориса Хлебникова, вот этот фильм как раз, на мой взгляд — доброе кино. Он тяжелый, он про очень тяжелые отношения, тяжелую работу, про больницу, про глубинку, все это соединяется в таком клубке разных смыслов, трагедий, но вот я вас слушаю и понимаю, что нашим дорогим слушателям будет очень характерный пример, потому что многие «Аритмию» смотрели, вот это вот, на мой взгляд, как раз...

С. Смирнов:

— Это так же, как фильм «Доктор» Артёма Темникова.

А. Пичугин:

— Да, это был следующий вопрос.

С. Смирнов:

— Да и вот духовно-экспертный совет тоже в силу и сложности сюжета, и очень непростого восприятия трагедий детских, которые рассматриваются, отбирал этот фильм, и духовно- экспертным советом принято решение, что это будет фильм «Открытие»...

о. Дмитрий:

— Ну, это жжет душу, прожигает, но не выжигает, именно до тех, наверное, струн души дотягивается, которые должны быть затронуты, которые нашей жизнью повседневной постоянно гасятся и не звучат просто-напросто, поэтому, конечно, мы такое решение приняли, что этот фильм должен и должен быть фильмом открытия, несмотря на какие-то, может быть, нюансы, которые по некоему ханжеству можно было бы посчитать не вполне уместными.

А. Пичугин:

— Это последний фильм Сергея Пускепалиса, как я понимаю, в котором он снимался?

о. Дмитрий:

— Да, к сожалению, так.

А. Пичугин:

— А про сам фильм расскажите, пожалуйста. Не думаю, что здесь будут какие-то спойлеры или что-то, что может потом, впоследствии повлиять на решение наших слушателей: идти или не идти, смотреть-не смотреть.

С. Смирнов:

— Сюжет фильма основан все-таки на реальных событиях, и это документальный роман Марии Ануфриевой «Доктор X и его дети», и это как раз вот, когда в одной палате лежат разные ребята, кто-то находится в виртуальной реальности от компьютерных игр, кто-то считает себя вообще другим существом, и это, опять же, имеет там семейное продолжение по вине отчима, кто-то из ребят увлечён идеями нацизма и так далее, ну и вот как достучаться до этих ребят, до сердец, найти первопричину, собственно говоря, вот и задача доктора, которого Сергей Пускепалис и сыграл, действительно, в своём последнем фильме. И там очень много знаковых вещей, о которых Артём рассказывал, в том числе и на пресс-конференции, про Сергея и последний кадр, который вот был, то есть какая-то такая даже мистическая немножко связь судьбы, актёра и того, что с ним произошло. Я думаю, что надо обязательно этот фильм посмотреть.

о. Дмитрий:

— Это фильм о самопожертвовании, которого в жизни не хватает, мы очень бережём себя, думаем, что бережём окружающих, на самом деле не бережём ни тех, ни других. И вот это самопожертвование, которое спасает, которое сродни самопожертвованию Христову, только совершенно в меньшем масштабе и меньшей глубины, оно в этом фильме звучит и, наверное, это один из самых сильных призывов, который должен сейчас звучать.

А. Пичугин:

— Напомним, друзья, что мы сегодня говорим про фестиваль «Лучезарный Ангел», который открывается 1 ноября в кинотеатре «Октябрь», продлится он неделю, 1-го числа — открытие в «Октябре», 7 ноября — закрытие в храме Христа Спасителя, в Зале Церковных Соборов, вот туда попасть сложно, потому что там всё по приглашениям, но вот несколько дней в промежутке, то есть основная программа фестиваля, она доступна в кинотеатре «Октябрь». Сейчас мы ещё про расписание чуть попозже поговорим, буквально через минуту с нашими гостями, это Сергей Смирнов, генеральный директор фонда Социально-культурных инициатив и священник Дмитрий Данилов, клирик храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, эксперт духовно-экспертного совета фестиваля «Лучезарный Ангел». Я Алексей Пичугин, буквально через минуту мы все в этой студии.

А. Пичугин:

— Возвращаемся в студию Светлого радио. Друзья, напомню, что мы сегодня говорим о фестивале «Лучезарный Ангел», и в гостях у нас клирик храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках и член духовно-экспертного совета фестиваля священник Дмитрий Данилов и Сергей Смирнов, генеральный директор фонда Социально-культурных инициатив. Я так понимаю, что именно ваш фонд фактически и проводит фестиваль, правильно?

С. Смирнов:

— Фонд, безусловно, это один из важнейших проектов комплексно-целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», которую Светлана Владимировна возглавляет вот уже на протяжении многих лет. Ну и, конечно, без Русской Православной Церкви, без АНО «Покров», который тоже в своё время стоял у истоков создания фестиваля, это было бы невозможно. То есть это вот за двадцать лет образовавшаяся такая команда, которая чётко понимает, в каком направлении действует каждый, но при этом, объединяя все эти усилия, получается такой, на наш взгляд, замечательный фестиваль.

А. Пичугин:

— Мы поговорили про фильм «Доктор», но есть ещё фильмы и художественные, и документальные, анимации у вас нет, правильно?

С. Смирнов:

— Есть и анимационные фильмы, и короткометражные.

А. Пичугин:

— Короткометражные, да, про короткометражные мы тоже вкратце поговорили. Можно подробнее о программе? То есть вот со 2 по 6 ноября в кинотеатре «Октябрь» (все время это путаница: «Октябрь», ноябрь) будут показы с утра до вечера ли, и как вообще всё это разделяется? На сайте всё это написано, вся программа выложена, что во сколько?

С. Смирнов:

— Безусловно, программа вся представлена и уже не просто перечислены 89 картин, которые будут показаны в рамках фестивальной программы, но и указано и конкретное время, и ещё раз напомню, что на сайте на каждый этот сеанс можно забронировать билет и совершенно бесплатно прийти на фестиваль. В этом году есть изюминка XX фестиваля — это «золотая коллекция» «Лучезарного Ангела», то есть также со 2-го по 6-е число в определённые часы 49 фильмов-победителей «Лучезарного Ангела» будут доступны, их можно будет увидеть в рамках фестиваля. Ну и, конечно же, новые показы, часть фильмов, особенно если это короткий метр, они объединены определёнными тематиками, и эти тематики тоже представляют фильмы и выступают в тематической программе и режиссёры, и актёры. Помимо кинопоказов пройдут и творческие встречи, в том числе вот с председателем жюри Владимиром Львовичем Машковым, с Нонной Гришаевой пройдёт клуб-дискуссия, который представляется студией «Фома Кино».

А. Пичугин:

— Да, мы поддерживаем их фильмы тоже, наши друзья.

С. Смирнов:

— Да, это тоже отдельно и правильно по содержанию выстроенная история, и всегда собирается много зрителей на эти показы. Безусловно, мультфильмы, анимация, они небольшие, они тоже показываются такими блоками, по пять, по шесть мультфильмов, если они совсем коротенькие. И когда ребята приходят на эти сеансы, в сетке показов можно увидеть достаточно большое количество мастер-классов, там по два как минимум в день, это ребята смогут принять участие в съёмке мультфильмов вместе со специалистом, с руководителем, могут принять участие в мастер-классе от Сергея Андрияки, от школы, могут принять мастер-класс по росписи матрёшки по прикладному искусству. Ну, в общем, вот такая программа, когда, действительно, с утра до вечера можно всей семьёй провести время на кинофестивале, хотя, если сетку показов посмотреть, основные показы начинаются, по-моему, с 12 или с 12.30, то есть не совсем с утра. Такая интересная достаточно программа, и там каждый на свой интерес, на своё увлечение обязательно может себе найти что-то полезное не только с точки зрения просмотра кино, но и вот каких-то таких правильных прикладных вещей.

А. Пичугин:

— Документальное кино — это очень важная тема, поскольку документальные фильмы — это то, что у нас, к сожалению, редко доходит до зрителя и чаще всего это фестивальные истории. Мы не берём документальные фильмы, которые снимаются телеканалами, потому что телеканалы их для себя производят, их можно смотреть по телевизору. Но часто очень документальные фильмы действительно поднимают острые темы и это то, что у нас всегда умели снимать, потому что на международных фестивалях российская документалка всегда получала призы, то есть, видимо, такая наша непростая жизнь талантливых людей, которые могут снимать, она подвигает это делать и поднимать, и раскрывать эти проблемы. Что в «Лучезарном Ангеле» будет представлено в этом году и что было представлено, какие темы поднимаются? Расскажите, пожалуйста.

С. Смирнов:

— Документальное кино — одно из самых таких недооценённых, наверное, вот с точки зрения вообще фестивальной истории, потому что так же, как и короткий метр, не имеет широкой дороги на экран, к большому сожалению. И здесь я отметил бы несколько моментов: очень такая правильная последние несколько лет приходит документалка, посвящённая истории Великой Отечественной войны, и мы даже в этом году одну из подтематик фестиваля назвали «От Великой Отечественной до наших дней. Усваиваем ли мы уроки истории?». И здесь как раз подготовлены специальные мероприятия и показы, посвящённые 80-летию победы в Курской битве, ну и, соответственно, сами фильмы. Очень небольшой, к сожалению, блок, если можно сказать, и мы всегда ждём эти фильмы, которые посвящены новомученикам или святым Русской Православной Церкви, наверное, из самых ярких таких фильмов был «Паисий Святогорец». Ну вот два я бы отметил таких направления из наиболее ярких фильмов, которые приходят, но у них есть проблемы тоже с хронометражом, это всегда целая история: сорок минут, которые нужно вместить в программу, и это во многом тоже, на самом деле, закрывает дорогу, в том числе и на широкие экраны.

о. Дмитрий:

— Я хотел бы сказать, что в этом году, к сожалению, по определённым причинам документальные фильмы я не отсматривал, но по предыдущим годам я скажу, что есть звёзды в области такой экологической тематики, в области национальной, когда о различных малых народах рассказывают очень красиво, очень интересно, когда фантастически показывают природу и обитателей того или иного края, это очень познавательные фильмы. Ну и действительно, экспертному совету в большинстве подавляющем случаев не к чему придраться в фильмах из разряда документалистики, и единственное, что останавливает от включения всех фильмов в кинофестиваль — это, пожалуй, разве что тот самый хронометраж, потому что да, фестиваль не резиновый и не растянешь его, и не сделаешь его фестивалем документальных фильмов.

А. Пичугин:

— Обычно превышают хронометраж.

о. Дмитрий:

— В разы, я бы сказал, в разы. Да, это боль каждого нашего года, когда, в первую очередь, конечно, отборщики, но и члены духовно-экспертного совета вынуждены из-за каких-то 25 минут лишних тот или иной фильм, который, например, 60 минут идёт, а такие фильмы тоже бывают, фантастической красоты, вынуждены не включать в программу показов, но тем не менее, конечно, здесь нет отрицательного какого-то отзыва.

А. Пичугин:

— На это есть искусство монтажа, но, правда, для любого автора это как ножом по сердцу.

о. Дмитрий:

— Наверное, тот, у кого фильм часовой получился, сделал его сначала трёхчасовым, поэтому это тоже нужно всем понимать.

А. Пичугин:

— Это уже выжимка, а дальше сокращать нечего просто.

о. Дмитрий:

— Да, скорее всего. Это выражение автора, которое уже не ужать.

А. Пичугин:

— Много лет назад мы писали программу, на другой совершенно радиостанции, я помню, и тогда, когда я очень возмущался таким монтажом своего творчества, я всё время ходил и говорил: «Ну, тебе же явно хирургом надо было родиться» режиссёру, который всё резал совершенно безоглядно, вот так вот, наотмашь. Хотя, видите, иногда, вот чтобы попасть в фестивальную программу, приходится прибегать к таким мерам. Документальное кино, доброе документальное кино, ведь оно тоже доброе документальное кино, вот оно как раз, вы сказали «добро с кулаками», я представляю большое количество фильмов, которые снимались на социальную тематику: о подростках, о социальных проблемах, о проблемах в регионах, конкретных каких-то вещах, и кто-то спросит, наверное: почему эти фильмы добрые, что в них такого доброго, когда они показывают просто безысходность, бездну каких-то проблем, ещё чего-то? Но ведь они поднимают как раз те вопросы, которые мало кто поднимает, о которых не любят говорить, и вот тем самым, наверное, они добрые, потому что они... Да, отец Дмитрий?

о. Дмитрий:

— Я скажу так, если мы с вами всё-таки о документальных говорим, то есть огромный выбор тех, которые не только поднимают проблемы, но и хотя бы в конце тоннеля показывают свет решения этой проблемы. Вот у нас в этом году был фильм «Пацаны Василия Великого» о перевоспитании таких сложных очень детей, и вы знаете, мы понимаем, что это возможно с Божьей помощью, с теми навыками педагогическими, которые направлены к добру, и, конечно, смотришь и ужасаешься, но когда понимаешь, что у них есть шанс, то как не показать то, что шанс есть у многих на самом деле, просто какие-то обстоятельства мешают реализоваться этим шансам. И вот, наверное, это доброе кино — это ещё о шансе, который имеет возможность реализованным быть.

А. Пичугин:

— Напомним, друзья, что сегодня мы говорим о кинофестивале «Лучезарный Ангел», и у нас в гостях священник Дмитрий Данилов, клирик храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках и член духовно-экспертного совета кинофестиваля, Сергей Смирнов, генеральный директор фонда Социально-культурных инициатив. Интересно, что фильмы, которые показаны и заявлены как полный метр, я вот вижу здесь в фотографиях, в стоп-кадрах, в трейлерах — известных актёров, и мне даже всегда было интересно: вот фильм, ещё неизвестно, выйдет он в широкий прокат или не выйдет, а актёры, которые очень востребованы, задействованы, ну, ты их видишь вот в фильмах, вышедших в течение 2021-22 года, у нас же, как и во всём мире, кстати, есть определённый набор актёров, которые уже настолько узнаваемы и переходят из фильма в фильм, что ты уже их воспринимаешь на экране как что-то обязательное, и в советском кино это было, персонажи меняются, но у тебя уже есть какой-то типаж, который этот человек представляет, и я вижу здесь в стоп-кадрах действительно известных актёров, интересно, что их привлекает в съёмках фильмов, прокатный успех, которых не гарантирован? Вот фильм «У самого Белого моря», я читаю описание, судя по всему, это прекрасный фильм, я бы его с удовольствием посмотрел, но не знаю, вот он, скорее всего, не выйдет в кинотеатр, а может, и выйдет, но его сняли, и там известные актёры.

о. Дмитрий:

— Вы знаете, мне кажется, что фильм «У самого Белого моря» имеет шансы на прокат, пусть, может быть, какой-то ограниченный, потому что это фильм как раз о социальной проблеме, о проблеме отчасти отцов и детей, внутрисемейных отношений и фантастическая природа, северная природа в этом фильме. Но, вы знаете, я ещё одно хочу сказать к началу сказанного вами о том, что даже, даже! — Сергей Безруков снимается даже в короткометражных картинах, одна из этих картин у нас как раз есть в нашем показе конкурсном в коротком метре. Я думаю, что эта история и про дружбу, про личные связи, конечно, и про тему, которая, может быть, затронула лично того или иного актёра, но мы за последние годы отметили, что действительно, нет такого снобизма, который мы могли бы предполагать в личности того или иного актёра, этого нет, и это очень приятно. И явно некоммерческие проекты, в которых играют люди известные, дают им, если не путёвку в жизнь, то очень хорошую такую поддержку рекламную, чтобы их посмотрело большее количество людей, вот надеюсь, что как раз «У Белого моря» это будет тот самый фильм, который всё-таки посмотрят, потому что действительно, проблема, действительно, драма, но эта драма имеет какое-то своё внутреннее разрешение, хотелось бы, чтобы большинство драм имели такое разрешение и такой выход, и никакого елея.

А. Пичугин:

— А что за программа с советскими фильмами и мультфильмами? Я смотрю, это в разделе «Мастер-класс», но тут и мультик «Антошка», который все помнят, что «пора копать картошку», и «Волшебное кольцо», «Не любо — не слушай», «Архангельские новеллы» и многое-многое другое, это 70-е, 80-е годы.

С. Смирнов:

— Это вторая часть «золотой коллекции» «Лучезарного Ангела», в этом году она представлена именно как коллекция «Лучезарного Ангела», а так просто у нас каждый фестиваль в рамках сотрудничества с «Союзмультфильмом», со студией «Мельница» коллекция лучших мультфильмов и фильмов всегда занимала свое место в фестивальной программе, это тоже своего рода «золотая коллекция», но здесь она еще и дополняется участием с обсуждением мультиков, мастер-классами и так далее, эти мультики того нашего золотого периода тоже на фестивале можно увидеть. То есть фестиваль старается более широко представить свою программу и не говорить только о том, что вот всё новое и ничего другое, но то, чем мы всегда гордились и гордимся, мы тоже стараемся обязательно этому уделять место в рамках фестивальной программы.

о. Дмитрий:

— Да, то, что имеет актуальный дидактический потенциал, почему это не использовать? И действительно, вот Сергей Алексеевич сказал: у нас каждый фестиваль, он имеет свою ретроспективную программу, будь то документалистика, будь то художественный кинематограф, будь то анимация. Каждый год это программа тематическая, посвященная той или иной дате в истории, но тем не менее, она всегда присутствует, и я не помню за последние десятилетия уж точно, чтобы мы обходились без той самой ретроспективы, иногда это фильмы 80-х, 70-х годов, иногда гораздо более старинные, но тем не менее, которые имеют прямое отношение к нашему времени.

С. Смирнов:

— И собирают аудиторию, самое главное.

о. Дмитрий:

— И собирают аудиторию, да, это очень приятно.

А. Пичугин:

— Я смотрю, в программе есть фильм, я слышал о нём, когда он снимался, вот он, видимо, вышел, и как раз он есть в программе вашего фестиваля — фильм «Чук и Гек». Я сразу думаю: это что-то из детства, это то, что многократно было там до школы и в ранней школе читано-перечитано, как и весь Гайдар. Помнит ли, сейчас вот фильм выйдет, вышел, вернее, кто-то посмотрит, для кого-то будет в новинку вообще вся история и мне кажется, что для ребят, которым сейчас по 10-12 лет, это вообще персонажи с другой планеты, они никогда про Чука и Гека не слышали. Достаточно странно, что люди Гайдара не знают, там «Тимура его команду», «Школу», «Чука и Гека», но «Чук и Гек» — это вот что-то, теперь совсем незнакомое, что-то, оставшееся в старом каком-то нашем детстве.

о. Дмитрий:

— И в коротком метре есть фильм «Честное слово», про мальчика-часового, и я тоже, когда начал смотреть, думаю: ну зачем, ну что это такое? Посмотрел — вы знаете, оживляет, и какие-то, может быть, нотки, которые привносит современное даже искусство, дают возможность ближе это прочувствовать и как-то понять, поэтому я, начиная смотреть со скепсисом, проникся к окончанию этого фильма. То есть ремейки, они действительно могут быть очень успешными и в своё время сработать не хуже, чем то, что было на экранах.

А. Пичугин:

— Ну, «Чука и Гек» первый, я не знаю, вот после фильма довоенного что-то выходило или нет? По-моему, нет. Вот книжка Гайдара и фильм, снятый вскоре после ее выхода. «Честное слово», вы вспомнили тоже, у меня книжка дома лежит чудесная совершенно, называется «Сказки ленинградских писателей», она довоенная, слегка послевоенные произведения от Хармса, собственно, до Пантелеева, который, «Честное слово», написал. И у меня сразу история вот этого небольшого совсем рассказика про мальчика-часового у Летнего сада, вот петербургские мотивы всплывают. Вот я бы с удовольствием посмотрел, да.

о. Дмитрий:

— В прошлом году у нас в этой, можно сказать, серии был фильм, чрезвычайно детский и при этом с огромным интересом я и мои дети его посмотрели — «Про Лёлю и Миньку», это Зощенко, и тоже это очень качественно снято, очень искренне, очень близко исторически, качественно и очень добро снятое кино, которое, я очень надеюсь, что оно будет тоже служить и воспитательным целям, и развлекательным, но в самом лучшем смысле этого слова. Поэтому есть такие обращения к темам, сто лет назад поднятым и радостно, что эти обращения могут быть качественными, потому что боязно больше всего, что это будет некое опошление пусть уже забытых идеалов и принижение того, что когда-то звучало гордо.

С. Смирнов:

— С одной стороны, вроде как тренды, мы говорим об этом, но с другой стороны, вот если мы оценивали фильмы, говорили «лучшие фильмы для детей и юношества», сейчас вот эти фильмы детско-взрослые, они как раз, мне кажется, более на семейную аудиторию, «Чебурашка» тот же, который и дети, и взрослые смотрят с удовольствием, сейчас «По щучьему велению» фильм возвращается, то есть вот те какие-то истории, которые были в те, в наши времена, наверное, какую-то новую жизнь, новое дыхание приобретают, и кто знает?..

о. Дмитрий:

— Видимо, потенциал был заложен достаточно могучий, который грех не использовать, как говорится.

С. Смирнов:

— С одной стороны, об этом меньше всего хочется думать, что люди пытаются на былой славе что-то своё выстроить.

о. Дмитрий:

— Сергей Алексеевич, но это нельзя назвать паразитированием, я скажу, это вполне себе своя слава может быть и зрители голосуют в том числе и рублём за эту славу, и это очень-очень приятно.

С. Смирнов:

— Может быть, и хорошо, что возвращаются к этой тематике, да.

А. Пичугин:

— Носова никто не снимает, я вот сижу, думаю, где «Мишкина каша», где вот эти все истории про Мишку?

о. Дмитрий:

— Что-то проскальзывало в коротком метре вот за последнее десятилетие, но не могу упомнить, мне кажется, раза два что-то было, но именно короткий метр, 8-15 минут, и чаще всего это работы — как раз выпускные работы ВГИКа, они к нам попадают, они проходят могучий отсев, потому что совершенно понятно, что у молодёжи совершенно разные интересы и темы, которые их интересуют, и они не совпадают с задачами фестиваля, но в общем и целом я скажу, что это работы очень качественные, очень цельные работы, где-то может страдать операторское мастерство, а что-то другое выходит на первый план, а где-то очень цельные, качественные труды, которые мы тоже не можем не оценить по заслугам. И вот, по-моему, среди таких работ что-то из Носова проскользнуло, одна точно была.

С. Смирнов:

— У меня-то большие надежды на тот указ Президента, который был — о поддержке кинематографа, и тех задач, которые были поставлены, не только о поддержке режиссёров по съёмке фильмов, но и о поддержке проката, ведь всегда же было сложно увидеть фильм в прокате. И сейчас, в связи с тем, что этому уделяется такое достаточно пристальное внимание, я надеюсь, что фильмов вот и по детской тематике и возвращением, может быть, как раз к лучшим авторам и писателям, и произойдёт, мы очень на это надеемся. Но пока вот нынешняя фестивальная программа особого такого всплеска не показала. Может быть, времени мало прошло, будем надеяться, что в будущем это даст свои результаты.

о. Дмитрий:

— Да, я тоже не нашёл какой-то особенной яркости, выпуклости. Действительно, мы вспоминаем добрым словом постковидную эпоху, вот как раз год 21-й, когда люди, лёжа на диване, сидя взаперти, действительно, обращались к темам, которые внутри, а не вне находятся, и острые социальные проблемы поднимали, и некоторые даже находили пути решения, это тоже интересно. А вот, говоря о фильмах, в частности, о коротком метре, которые мне особенно по душе, и каждый год я почти все фильмы эти отсматриваю по велению сердца и по технической необходимости, вы знаете, было бы вообще неплохо возвращение...Я помню советское детство, киножурналы, но можно было бы запускать альманахи из пары таких фильмов в десяти минутах, вместо той рекламы, которая сейчас гремит страшным образом в совершенно разной кинопродукции, и тоже занимает те же 20 минут.

А. Пичугин:

— Ну, об этом много говорят, говорят о возвращении «Фитиля» или какого-то его преемника. Про Носова, мне кажется, что-то проскакивало, кстати — «Витя Малеев в школе и дома», может быть, кто-то собирался экранизировать или экранизировал недавно?

о. Дмитрий:

— По-моему, экранизировал, да.

А. Пичугин:

— В новостях про «Витю Малеева» тут недавно проходило. Время наше потихоньку подходит к концу, давайте ещё раз напомним, что с 1 по 7 ноября будет проходить очередной, уже XX по счёту, кинофестиваль «Лучезарный Ангел». Его вы можете программу посмотреть со 2-го по 6-е число в «Октябре», есть сайт кинофестиваля, где вся программа выложена, там есть из чего выбрать. Если совсем нет времени, но вы живёте в Москве или будете в Москве в эти дни, вы можете посмотреть на сайте luchangela.ru, сайт фестиваля «Лучезарный Ангел», там вся программа выложена, и выбрать для себя, если есть такая возможность, на что сходить. Сегодня кинофестиваль в нашей студии представляли священник Дмитрий Данилов, клирик храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках и эксперт духовно-экспертного совета фестиваля, Сергей Алексеевич Смирнов, генеральный директор фонда Социально-культурных инициатив. И я также был в этой студии, Алексей Пичугин, прощаемся с вами, спасибо, всего доброго, до встречи.

о. Дмитрий:

— Всего доброго.

С. Смирнов:

— До свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем