
Фото: PxHere
Четвёртого декабря Церковь отмечает праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это торжество приходится на начало Рождественского поста. Он подводит верующих к чуду Боговоплощения — радостному событию Рождества Христова. Так и песнопения Введения, прославляющие Богородицу, возвещают о скорой встрече мира со своим Спасителем.
В тропаре праздника, то есть песнопении, кратко рассказывающем о сути торжества, говорится:
«Ныне день благоволения Божия и предвестие о спасении людей: Дева торжественно является в храме Божием и предвозвещает всем о Христе. К Ней и взываем мы во весь голос: радуйся, исполнение промышления о нас Создателя».
Церковь призывает нас не пассивно ожидать празднования прихода в мир Спасителя, но деятельно готовиться к нему. На службе праздника Введения начинают звучать рождественские песнопения-ирмосы и уже первый из них содержит такой призыв: «Христос рождается, — славьте! Христос с небес, — идите ему навстречу! Христос на земле, — возноситесь! Пой Господу, вся земля, и с веселием воспойте, люди: ибо Он прославился».
Это — стихотворное переложение восторженной проповеди святого Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, жившего в четвёртом веке. Горожанам полюбились эти слова, полные ликования, радости и нетерпения от ожидания встречи. Вскоре было сложено песнопение, которое стало предварять праздник.
«Идите навстречу Христу!», - убеждает Григорий Богослов. Потому, что именно этого ждёт от нас Господь. Но с чем и как выйдем мы навстречу Спасителю? Что человек может дать Богу?
В сорок девятом псалме говорится: напрасно человек хочет обрадовать Бога лампадами и свечами, ибо Ему принадлежит каждое светило на небе и все жертвы, которые приносит человек. Но в Писании Господь даёт ответ на этот вопрос: «Сыне, даждь мне сердце твоё!». То есть единственный дар, который действительно Господу радостен и нужен — это наша ответная любовь к Нему. Не из страха, не по принуждению, а любовь - как следствие свободы воли и выбора человека.
Родители Девы Марии много лет были бесплодны. Для них было предельно ясно, что рождение дочери — это дар Господень. И из любви к Богу они посвятили ему то лучшее, что у них было — своего ребёнка. Точно так же Дева Мария, переступив порог Иерусалимского храма, посвятила Господу всю себя, для того, чтобы потом Сын Божий отдал свою жизнь за всех людей.
Митрополит Сурожский Антоний считал, что осмысление события праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы поможет глубже и полнее подготовиться к Рождеству: «Не напрасно этот праздник поставлен как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству Христову, воплощению Слова Божия. И нам надлежит так приготовиться, так углубиться, так очистить своё сердце, освятить свою мысль, обновить свою волю, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы и в нас родиться».
«Музыка и вера». Алексей Ефимов, Жанна Попова
У нас в гостях были певица, педагог, обладатель Гран-при фестиваля «Святая Русь» Жанна Попова и гармонист «Золотой десятки» России Алексей Ефимов.
Мы говорили о музыке, вере и о христианских темах как в народной, так и в современной музыке.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Через боль к свету»
В этом выпуске своими историями о том, как через какие-то сложные испытания человек пришел к вере или переосмыслению жизни, поделились ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин.
Все выпуски программы Светлые истории
Псалом 26. Богослужебные чтения

Не сомневаюсь, что вам приходилось слышать цитату: «Кто знает, „зачем“ жить, может вынести любое „как“». 26-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением, очень ярко и я бы сказал — зажигательно! — раскрывает суть приведённой цитаты.
Псалом 26.
Псалом Давида. [Прежде помазания].
1 Господь — свет мой и спасение моё: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце моё; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаённом месте селения Своего, вознёс бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принёс бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внЕмли мне.
8 Сердце моё говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твоё, и надейся на Господа.
Перед нами — очень эмоциональная картина скорбей и напастей, выпавших на долю Давида — но которые не низвергают его в уныние, или тем более отчаяние. Напротив, чем крепче усиливается внешнее давление на него со стороны противостоящих ему — тем сильнее он ощущает потребность в переживании своей близости к Богу.
И здесь лежит чёткая граница между мирским, секулярным пониманием смысла и цели человеческой жизни — и религиозным. Если первое нацелено прежде всего на достижение счастья — как бы оно ни понималось, то религиозный, прежде всего, христианский подход — и тут, наверное, слушатель предвкушает, как я начну апологию страданий и мученичества, правда ведь?..
А вот и нет! Дело в том, что сама тема «счастья — несчастья» в христианской оптике видится совершенно в другом измерении. Что такое «с-частье»? Это же всё — если следовать логике Гесиода — отголоски Мойр, трёх сестер, древнегреческих распорядительниц судьбы — которые проникли и в наш язык в виде понятия «доля». «Благая доля», «обездоленный» — и другие однокоренные слова — всё об одном и том же. Одному — счастье, другому — несчастье. И ничего тут не поделать!
Но глаза Давида — а вместе с ним и наши — смотрят совершенно иначе! Для него важен и значим только Бог — Который, в отличие от капризных, своенравных и непредсказуемых богинь судьбы, — обращён навстречу человеку. Бог открыт для общения, разговора в молитве; к Нему кричит Давид в своей беде — и от Него же получает ответы. Наличие этой — как сегодня бы мы сказали — «продуктивной коммуникации» — вселяет в сердце Давида восторг, от которого становятся смешными любые самые жуткие страхи и опасения. И правда — чего бояться-то, когда за тебя — Сам Бог?..