
Апостол Пётр
2 Пет., 66 зач., I, 20 — II, 9.
Глава 1.
20 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.
21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
Глава 2.
1 Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.
2 И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.
3 И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.
4 Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;
5 и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;
6 и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам,
7 а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил
8 (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные)
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Какие грозные слова сегодня мы слышим из уст апостола Петра! И как больно бьют они по так называемому «лайт-православию»! Конечно, современному человеку куда более привлекателен образ Бога нестрогого, милующего, всепрощающего — чем тот образ, который столь красочно описывает нам апостол Пётр! Образ Бога, который буквально «не щадит», «наказывает», «уготавливает суд», «направляет в погибель». Но как же это контрастирует с другими однозначными утверждениями Писания — что «Бог есть любовь?» Что Христос пришёл «не губить, но спасать?» Что ради одного заблудшего Пастырь оставляет 99 праведных овец и отправляется за одной? Разве нет здесь явного противоречия?
Чтобы разрешить это недоумение, необходимо прочитать немного далее и узнать, чем оканчивается сегодняшний отрывок. Вот эти слова: «а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших». Можно ли каким-то одним словом обозначить весь этот список пороков? Конечно, и в русском языке для этого есть отличное понятие: наглость.
Чем прежде всего отличается наглый человек? Двумя базовыми качествами: бесстыдством и беспринципностью. Он с лёгкостью переступает любые общественные, религиозные, личные рамки ради достижения своих целей. Чувство стыда у него атрофировано, совесть — выжжена, и его сердце не откликается болью, позором или хотя бы смущением при совершении откровенного беззакония. Конечно, никакого страха Божия у такого человека нет и в помине: он — сам для себя и Господь, и Бог. Ни о каком уважении, тем более подчинении любому внешнему авторитету и речи быть не может. Предельно афористично такое состояние души выразил Ницше словами Заратустры: «Если бы боги существовали, как бы вынес я, что я не бог?»
Вот, оказывается, кто и является адресатом всех страшных слов апостола Петра о суровом, неумолимом, категоричном Боге — наглецы! Эдакие «сами-себе-боги», которые настолько вжились в этот образ, что вырвать из него может только острейшая боль прикосновения к реальности бытия того, что ими однозначно исключается — а именно реальности Бога как Истины и Жизни.
И цель этих хлёстких слов апостола — отрезвить, заставить остановиться, побудить задуматься самодостаточного в своём нечестии человека. Да, именно для этого и приводит апостол исторические факты — гибель допотопного человечества, разрушение Содома и Гоморры — факты, которые невозможно ни игнорировать, ни перетолковывать иначе, чем прямое наказание Божие за бесстыдное, постоянное, нераскаянное жительство в преступлениях. Утверждение неумолимой строгости Бога по отношению к упорствующим в своих злых делах грешникам — абсолютное условие проявления Божьей милости к грешникам раскаивающимся. В противном случае обессмысливалась бы сама ценность свободы человека — если даже жаждущего застрять в своём грехе Бог всё равно бы прощал и спасал.
Да, иногда каждому из нас полезно вдумываться в эти жёсткие слова апостола. Возможно, мы и не являемся откровенными наглецами — но разве наши привычные, «обыденные» грехи не произрастают из того же самого корня самости — что и вышеупомянутая наглость? Помоги же нам, Господи, научиться распознавать её в самом зародыше — и вырывать напрочь молитвой, искренним раскаянием и предпочтением блага другого своему собственному!..
«Тихая осень»

Фото: Tony Zohari / Pexels
Незаметно подкралась тихая осень, не слышно её лёгкого дыхания. Холодные рассветы, ковры багряной листвы — хочется сесть и смотреть часами на эту красоту. А жизнь убегает стремительной кинолентой, не успеваешь уследить за кадром, понять, принять, проанализировать. А Ты, Боже мой, вчера и сегодня Тот же. И я вновь стремлюсь к Тебе.
Текст Сестры Ольги Н. читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
9 апреля. Патриаршая проповедь к 100-летию со дня кончины Патриарха Московского и всея России Тихона

6 апреля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского монастыря в Москве.
В связи со 100-летем со дня блаженной кончины Патриарха Московского и всея России Тихона Предстоятель обратился к пастве Русской православной Церкви.
В условиях гражданской войны и разрухи, ненависти и вражды, крушения прежних устоев и утраты нравственных ориентиров особенно остро ощущалась насущная потребность в объединяющей силе, в появлении духовного лидера, который бы смог стать авторитетом не только для верующих людей, но и сплотить вокруг себя разобщенные слои общества. Промыслом Божиим такой жребий пал на святителя Тихона. До патриаршества владыка Тихон прошел непростой путь, связанный со служением в Польше, проповедью православия среди униатов, а затем и в Соединенных Штатах Америки, где реализовалась его способность к миссионерству и как организатора. Уже тогда он, учитывая характер североамериканской паствы, старался, по слову апостола Павла, стать всем для всех, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых. Таланты и душевные дарования святителя в еще большей мере раскрылись, когда во время страшных революционных событий гражданского противостояния он возглавил Русскую Православную Церковь. Неся ответственность за Церковь, Патриарх принимал мудрые решения. В некоторых вопросах, не имеющих принципиального значения, он готов был пойти на определенный компромисс со светской властью. Призывал не мстить гонителям, молился о примирении враждующих сторон. Все это давало возможность, по мере сил, сохранять церковную жизнь. Патриарх Тихон, ставший кормчим Церкви в то время, когда под угрозой было само ее существование, сумел пройти царским путем. Несомненно, сам Господь, основатель и глава Церкви, помогал ему безбоязненно и непреткновенно идти этой стезей, поддерживая первосвятителя и наставляя его на всякую истину. Бескровным мученичеством, исповедничеством и верностью Христу даже до смерти святитель Тихон навсегда вписал свое имя в летопись нашей Церкви и страны.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 апреля. О хранении уст

В 21-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою».
О хранении уст — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Святой апостол Иаков вторя премудрому Соломону говорит об отношении к словам: «Если кто из вас думает, что он благочестив и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие». Апостол называет язык огнем, прекрасой неправды. «Язык, — говорит брат Господень, — укротить никто из людей не может. Это неудержимое зло. Он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братья мои, всему так быть». Поэтому святые отцы вслед за учителями церкви наставляли нас очень внимательно относиться к хранению уст. Так Ава Исайя говорил: «Храни язык твой, да просветится сердце твое. Воздержание языка означает человека мудрого. Храните язык ваш, чтобы безрассудно не произносить слов и не оскорблять других». Святой Отец оставил нам и средства для этого, сказав: «Приучи язык свой к словам Божьим, и ложь отбежит от тебя». Таким образом, если мы будем больше читать Священное Писание, Слово Божье и молиться, то можем быстрее научиться управлять своими чувствами и языком.
Все выпуски программы Актуальная тема