
Апостол Иоанн Богослов
2 Ин., 75 зач., I, 1-13.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Иногда люди нецерковные интересуются, должны ли христиане любить всех или только собратьев по вере? Для того, кто внимательно читал Евангелие, ответ будет очевиден, ведь Христос призывал любить даже врагов... Но означает ли любовь, что относиться ко всем мы призваны совершенно одинаково? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы второго соборного послания апостола Иоанна Богослова, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Старец — избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину,
2 ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек.
3 Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви.
4 Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца.
5 И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга.
6 Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.
7 Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист.
8 Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.
9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.
10 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.
11 Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.
12 Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.
13 Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь.
Лет десять назад я познакомился с одним верующим человеком, который стремился жить максимально благочестиво: причащалася практически каждый день, много молился, читал духовную литературу... И надо сказать был очень светлым и радостным человеком. Просто светился каким-то тихим светом. Недавно я его встретил и узнал совсем не сразу. Суровый, сосредоточенный, смотрящий куда-то за собеседника... И практически ни с кем не здоровающийся. Это последнее обстоятельство меня сильно озадачило. Казалось бы, мало ли, может быть, у человека упало зрение, очков он ещё не приобрёл, но лица уже различает плохо. Случается такое. Мы разговорились и как-то вышли на эту тему... Оказалось, что он перестал здороваться с людьми, прочитав как раз сегодняшний отрывок. Мой собеседник мне так и сказал: «Если я буду приветствовать того, кто ошибается, я буду разделять с ним его ошибки и участвовать в его злых делах, как и сказал Апостол, вы что, батюшка, не читали?». Читать-то я читал, но понял этот текст совсем по-другому. Долго поговорить не получилось и переубедить его мне не удалось. Не знаю, поздоровается ли он со мной в следующий раз, но знаю, что его подход противоречит живому опыту Церкви. Уже после нашего разговора с тем человеком я вспомнил историю, которая произошла с преподобным Макарием Великим и его учеником. Встретив на пути языческого жреца, послушник обозвал его демоном, за что был им избит чуть ли не до полусмерти. Через время с тем же жрецом встретился Макарий, приветствовал его добрым словом, чем очень его удивил. Преподобный поговорил с ним так, что языческий жрец покаялся и захотел стать монахом.
Можно было вспомнить и массу других историй, в которых христиане относились к язычникам по-доброму. Но если так, как же понимать слова апостола Иоанна, о том, чтобы не принимать приходящего, который неверно учит о Христе, и даже не приветствовать его? Учитывая евангельский призыв к миссии, понимать их дословно никак нельзя. Апостол пишет ученикам в общину, находящуюся в другом месте, и желает, чтобы его собеседники остались верны истине. В то время по дорогам Римской империи ходило много проповедников самого разного толка: христиан, язычников, гностиков... И под приходящим апостол явно имел в виду не любого встречного, но человека, приходящего с проповедью. Приветствовать его не просто как человека, но как проповедника действительно означало бы согласиться с ним. Но значит ли это, что ему, например, нельзя было бы помочь, если он оказался в беде. Конечно, не значит. Разве можем мы представить себе, что милосердный самарянин из притчи Христа, перед тем как помочь избитому, интересуется у него безошибочностью его веры.
Итак, христиане призваны ко всем относиться с любовью, со всеми призваны быть дружелюбными, но принимать в качестве учителей могут только тех, кто верен Христу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел
1 Кор., 146 зач., X, 23-28.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Что является основанием христианского поведения, знание правил или любовь? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 10-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
26 ибо Господня земля, и что наполняет ее.
27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.
Недавно один близкий человек сказал мне: «Я уверен, что постоянное стремление к своему спасению для человека неправильно». Сначала я опешил. Эта мысль совершенно очевидно противоречила всему, о чём мы постоянно слышим, думаем сами и говорим. А ведь передо мной был единомышленник, человек с богословским образованием, в вере и церковности которого я не сомневался. Но как же так, ведь в Евангелии довольно много говорится о спасении. Это может быть сформулировано в разных выражениях, например «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его и всё остальное приложится вам». Уже из этих слов очевидно, что вся мирская деятельность воспринимается как работа на понижение. Понятное дело, что, когда мы, работая, сосредоточены на решении конкретной бытовой или научной задачи, мы, конечно, о ней думаем и, как кажется, не думаем о спасении. Но это не так, потому что мысль о спасении глубже, чем сиюминутные задачи. Многое, в том числе и бытовое, мы делаем, всё равно учитывая спасение, хотя бы тогда, когда ограничиваем себя в том, что спасению мешает. Так или иначе, слушая своего собеседника, я уже был готов сказать, что совершенно не согласен, как вдруг понял, что он мог иметь в виду. Если человек всё время думает о своём спасении, он совершенно перестаёт думать о спасении другого, как будто бы на этом пути действует правило: «каждый сам за себя».
В сегодняшнем отрывке апостол призывает нас задуматься над правильностью подобного подхода. С самого начала Павел говорит о границах того, что дозволено христианину. Отойдя от фарисейского формализма, он понимает, что многие правила носят условный характер. Одно дело — заповедь, нарушение которой искажает самую суть жизни, а другое дело — дисциплинарное постановление, которое в качестве тренажёра воли оказывается важно, но может быть отложено из-за каких-то обстоятельств. Но что же это за обстоятельства? Апостол пишет: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого». Кажется, где же здесь по обстоятельства? Но апостол сознательно говорит очень широко, чтобы каждый мог рассудить сам, перед лицом своей совести. Главное, что должен понять верующий: цель всего, что мы делаем — не столько наша польза, сколько польза другого. И в первую очередь польза духовная. В случае коринфян, к которым обращался апостол Павел, польза заключалась в том, чтобы просвещённый и знающий человек не смутил своим поведением того, кто знает меньше. Ведь иногда люди делают акцент на чём-то незначительном, но для них важном и дорогом, и надо иметь такт и рассуждение в том, чтобы, не пренебрегая их доброй волей, их настроем, найти возможности к тому, чтобы переориентировать их усилия на главное.
Духовная цель Великого поста, в преддверии которого звучит сегодняшнее чтение, в том, чтобы через усиленное внимание к собственной духовной жизни, через покаяние, через совершение добрых дел, приготовиться к Пасхе и внутренне обновиться. Но формы, через которые люди это делают, обычно вполне внешние. Сами по себе они верны и важны, но подходить к ним надо с рассуждением, чтобы не навредить другому. Ведь неумеренной строгостью можно прийти к обратному эффекту, так что ближние — дети, подростки, люди с меньшими силами, просто возненавидят все эти правила. Стремясь к собственному спасению, но не обращая внимания на другого, мы можем буквально катком проехать по его физическому и духовному состоянию. Стремиться надо не только к личному, но и к общему спасению, вдумчиво относясь к нуждам и духовным силам каждого.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Василий Великий о зависти». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные зависти, из книги святителя Василия Великого «Симфония по творениям святителя Василия Великого».
«Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. Поэтому у завистливого никогда нет недостатка в печалях и огорчениях. Урожай ли на поле у ближнего? дом ли изобилует всеми житейскими потребностями? или нет у него недостатка в радостях? — все это — пища болезни и приращение скорби для завистливого. Поэтому нимало не разнится он с человеком, который ничем не покрыт, и в которого все мечут стрелы. Крепок ли кто или здоров? — это поражает завистливого. Красив ли другой лицом это — новый удар завистнику. Такой-то превосходит многих душевными преимуществами, обращает на себя взоры и возбуждает соревнование своим благоразумием и силою слова; другой богат, славится щедростию подаяний и общительностию с нуждающимися и получает много похвал от облагодетельствованных. Все это — удары и раны, наносимые в самое сердце завистника».
С этой цитаты святителя Василия Великого началось обсуждение. Разговор шел о том, каковы корни зависти, что о ней известно из Священного Писания, какие выводы можно сделать современным христианам из ветхозаветной истории Каина и Авеля, почему привычка завидовать другим может формироваться с раннего детства и какую роль играют родители в этом, а также в чем зависть может проявляться, как влияет на душу человека, каким образом она может врачеваться и о чем стоит помнить при общении с завистливым человеком.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Помощь семье священника из города Йошкар-Ола

Большая и дружная семья священника Алексия Кирюшкина живёт в городе Йошкар-Ола. Батюшка служит в местном храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». И вместе с супругой Екатериной воспитывает шестерых ребятишек. Младшая дочка, 5-летняя Маша, родилась с особенностями развития — у неё синдром Дауна, а ещё порок сердца. Родители много сил и времени посвящают заботе о здоровье дочери. Отец Алексий отказался от предложения стать настоятелем храма, чтобы больше заботиться о Маше и других детях, поддерживать матушку в повседневных делах. Однако и о служении другим людям батюшка не забывает, относится к своей пастве в храме с большой любовью и преданностью, помогает находить утешение и духовную опору в трудные моменты жизни.
Зарплата отца Алексия хоть и скромная, но позволяет закрыть все базовые потребности семьи. Правда недавно появились такие трудности, с которыми в одиночку Кирюшкины справится всё же не в силах. У отца Алексия сломалась старенькая машина. На ней родители возили Машу на лечение и реабилитации, а других детей в школу и детский сад. Коме того, на машине батюшка добирался до храма, в котором служит.
Обходиться без личного транспорта большой семье с особенным ребёнком крайне непросто. На помощь священнику Алексию пришла православная служба «Милосердие Казань». Проект помогает тем, кто попал в беду. За четыре года работы поддержку получили сотни людей, не только из Татарстана, но и со всей России. Сейчас на сайте службы открыт сбор для семьи священника из города Йошкар-Ола, и вы можете поучаствовать в этом добром деле.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов