
2 Тим., 296 зач., III, 10-15.
10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, 11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодняшний день на языке нашего богослужения называется Неделей о Мытаре и фарисее, с этого дня начинаются подготовительные недели к Великому посту. А название — «Неделя о Мытаре и фарисее» — взято из соответствующей евангельской притчи, которая сегодня читается за литургией. Этому чтению непосредственно предшествует апостольское чтение. Вполне естественно, что оно также связано с основной темой сегодняшнего дня: с темой праведности. Что такое праведность? Как она реализуется на практике? Каковы видимые последствия праведности?
По мнению фарисеев, которых обличает евангельская притча Христа Спасителя, праведность состоит в скрупулёзном исполнении внешних религиозных предписаний: когда и как молиться, когда и чем питаться, какую одежду носить и так далее. Если человек тщательно исполняет эти предписания, то он может быть спокоен: Бог его благословит и устроит его жизнь самым наилучшим образом. Это просто, это понятно, это популярно. А если что-то в жизни человека идет не так, если он страдает, то значит, что он в чем-то виноват, что у него есть какие-то грехи, от которых необходимо очиститься. Надо с горечью признать: схожие воззрения весьма живучи, многие из христиан воспринимают христианство точно также — как способ достижения благоденствия здесь и сейчас. Впрочем, это неудивительно: мы плохо знаем Новый Завет и потому некоторые крайне важные слова Христа нам либо вовсе не знакомы, либо они ускользают от нашего внимания. Например, вот эти слова Христа из Евангелия от Иоанна: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Господь совершенно ясно говорит, что любой, кто решит пойти за Ним, будет жить в скорби. Апостолы пошли, проверили и, действительно, погрузились в скорбь, которая была выражена в виде самых разных испытаний. О чем и пишет в нынешнем отрывке апостол Павел. Здесь же он повторяет и пересказывает слова Христа: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Почему так происходит?
Во-первых, потому что любой христианин в таинстве крещения пи свидетелях декларирует свои намерения на борьбу со злом, но не с каким-то абстрактным злом, а со злом персонифицированным — с отцом лжи и греха диаволом. По сути, он вызывает это существо на бой. А существо откликается и принимает брошенный вызов.
Во-вторых, Бог нам ничего не должен. Он абсолютно свободен. К свободе же Он призывает и всех тех, кто найдет в себе мужество последовать за Ним. А разве свободна та любовь, которую нужно покупать? Пока человек находится в тех отношениях, которые выражены как «Ты — мне, я — Тебе», о свободе не может быть и речи.
Умница Кабир

Фото: PxHere
Когда-то давным-давно жили в дальнем ауле старик со старухой. У них был единственный сын Кабир. Родители хотели, чтобы он в жизни горя не знал и стал богатым торговцем. Однажды они дали мальчику сто рублей, велели идти в ближайший город и научиться торговать.
Но Кабир мечтал совсем о другом — получить знания в науках и искусстве.
Пришел мальчик в город, и вдруг услышал, как глашатай возвещает на улице:
— Кто хочет научиться хорошо писать, пусть идёт к учителю письма!
Кабир тут же отправился по указанному адресу и условился за сто рублей обучаться письму. Он научился писать прекрасным почерком и через год возвратился к родителям. Мать с отцом были очень огорчены, что их сын так и не научился торговать.
Набрали стрик со старухой ещё сто рублей, и опять отправили сына в город, чтобы тот узнал способы пускать деньги в оборот с выгодой.
— Кто хочет научиться играть на скрипке, пусть идёт к искусному скрипачу! — услышал Кабир на базарной площади. Мальчик отправился к учителю музыки, заплатил сто рублей и через год научился играть на скрипке так, что любой мог заслушаться.
Ох, и расстроились родители, узнав, что сын опять истратил деньги, как им казалось, на пустяки. Теперь они совсем стали бедняками.
— Я верну деньги, которые потратил на учёбу, — сказал Кабир, когда подрос.
Юноша отправился на заработки в столицу, и остановился переночевать в гостинице. Ночью ему не спалось, он вышел на улицу и обратил внимание, что в одном большом доме до сих пор горит свет.
— Там живёт правитель города. Он страдает бессонницей и не может заснуть, пока ему не сыграют на скрипке, — сказал ночной сторож. — Но городские музыканты только сердят его своей игрой...
Кабир отправился во дворец и попросил разрешения сыграть в спальных покоях правителя. Юноша играл так хорошо, что повелитель пришёл в прекрасное расположение духа и впервые за долгое время заснул с улыбкой на губах.
Наутро он позвал Кабира к себе и объявил:
— Я назначаю тебя придворным скрипачом. Мой писарь заболел, но уже завтра я продиктую указ, чтобы тебе назначили хорошее жалование, дали новую одежду и поселили во дворце.
— Благодарю, мой господин! Но зачем ждать завтрашнего дня? Я могу сам всё написать под вашу диктовку, — ответил юноша с вежливым поклоном.
— Откуда ты взялся, такой умница? — восхитился повелитель, когда увидел почерк Кабира и его начитанность. Вскоре он назначил его главным визирем.
Первым делом Кабир открыл в столице бесплатные школы для бедных детей и забрал во дворец родителей.
«Знания в науках и искусстве — вот главное богатство в жизни», — говорили старики соседям, покидая аул.
(по мотивам башкирской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Случай с продавцом груш

Фото: PxHere
Жил в одной деревне богатый крестьянин. У него был огромный сад, и фрукты его славились на всю округу. Но этот человек был таким жадным, что даже его жена и дети не знали, каков вкус яблок, персиков или груш. А уж соседям скряга и сморщенной вишенки не давал.
Однажды привёз крестьянин на базар целую тачку груш, которые продавал по самой высокой цене.
Вдруг к тачке подошёл нищий с протянутой рукой. Жадный торговец отвернулся и сделал вид, что не замечает просителя в лохмотьях, но тот заговорил.
— Добрый господин, я — бродячий актёр, пришёл в ваш город издалека. По дороге меня ограбили разбойники, и я два дня ничего не ел. Вы же не обеднеете, если дадите мне одну грушу.
— Ступай клянчить у других! — закричал сердито торговец. — Я даром никому ничего не даю.
— Но в вашей тачке лежат сотни груш, я же прошу только одну, и не обязательно лучшую. Стоит ли сердиться из-за такого пустяка? — удивился незнакомец.
— Из-за пустяка?!! — закричал скряга. — Да я за каждую грушу получаю деньги!
Он так раскричался, что на шум прибежал народ со всего базара.
—Дайте бедному человеку самую лучшую грушу, я заплачу за неё, — сказала сердобольная женщина из толпы.
Торговец взял деньги, и протянул нищему большую грушу. Тот её взял и сказал, обращаясь к народу:
— В этом городе живут добрые люди. Прошу вас, не расходитесь. Мне тоже хочется вас угостить.
Незнакомец быстро съел грушу, аккуратно собрав в ладонь её семена. Потом он выкопал посохом ямку, бросил в неё семена, засыпал землёй и полил водой из фляжки.
В толпе раздались удивлённые возгласы: в тот же миг из земли показался маленький росток, который на глазах становился выше. Минута — и растение превратилось в большое грушевое дерево, ещё одна — дерево зацвело и тут же покрылось сочными, крупными плодами.
Странник начал срывать груши и раздавать их людям. Сколько же у всех было радости!
Открыв рот от удивления, смотрел торговец на такие чудеса. Вот бы ему сад с такими деревьями! Тогда он стал бы самым богатым человеком в округе. Правда, тогда вместо тачки придётся завести большую телегу...
Но когда торговец оглянулся на свою тачку, он увидел, что в ней нет ни одной груши! Только тогда догадался скряга, что бродячий артист был фокусником, и при помощи своего искусства переместил на чудесное дерево все его груши.
Торговец бросился догонять нищего, но не нашёл его в толпе. Чудесное дерево тоже исчезло, и от него осталась лишь маленькая лунка в земле.
Впервые торговец вернулся домой без барышей, и, хотя он угостил людей грушами не по своей воле, настроение у него было непривычно приподнятое, а на душе светло.
Оказывается, отдавать даром и делать подарки тоже очень приятно.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
«Никодим Святогорец о доверии Богу». Архимандрит Симеон Томачинский
 
                                    
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе фрагментов из книги преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань» говорили о том, как научиться полагаться на Бога больше, чем на себя.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов



 
 



