
2 Тим., 296 зач., III, 10-15.
10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, 11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодняшний день на языке нашего богослужения называется Неделей о Мытаре и фарисее, с этого дня начинаются подготовительные недели к Великому посту. А название — «Неделя о Мытаре и фарисее» — взято из соответствующей евангельской притчи, которая сегодня читается за литургией. Этому чтению непосредственно предшествует апостольское чтение. Вполне естественно, что оно также связано с основной темой сегодняшнего дня: с темой праведности. Что такое праведность? Как она реализуется на практике? Каковы видимые последствия праведности?
По мнению фарисеев, которых обличает евангельская притча Христа Спасителя, праведность состоит в скрупулёзном исполнении внешних религиозных предписаний: когда и как молиться, когда и чем питаться, какую одежду носить и так далее. Если человек тщательно исполняет эти предписания, то он может быть спокоен: Бог его благословит и устроит его жизнь самым наилучшим образом. Это просто, это понятно, это популярно. А если что-то в жизни человека идет не так, если он страдает, то значит, что он в чем-то виноват, что у него есть какие-то грехи, от которых необходимо очиститься. Надо с горечью признать: схожие воззрения весьма живучи, многие из христиан воспринимают христианство точно также — как способ достижения благоденствия здесь и сейчас. Впрочем, это неудивительно: мы плохо знаем Новый Завет и потому некоторые крайне важные слова Христа нам либо вовсе не знакомы, либо они ускользают от нашего внимания. Например, вот эти слова Христа из Евангелия от Иоанна: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Господь совершенно ясно говорит, что любой, кто решит пойти за Ним, будет жить в скорби. Апостолы пошли, проверили и, действительно, погрузились в скорбь, которая была выражена в виде самых разных испытаний. О чем и пишет в нынешнем отрывке апостол Павел. Здесь же он повторяет и пересказывает слова Христа: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Почему так происходит?
Во-первых, потому что любой христианин в таинстве крещения пи свидетелях декларирует свои намерения на борьбу со злом, но не с каким-то абстрактным злом, а со злом персонифицированным — с отцом лжи и греха диаволом. По сути, он вызывает это существо на бой. А существо откликается и принимает брошенный вызов.
Во-вторых, Бог нам ничего не должен. Он абсолютно свободен. К свободе же Он призывает и всех тех, кто найдет в себе мужество последовать за Ним. А разве свободна та любовь, которую нужно покупать? Пока человек находится в тех отношениях, которые выражены как «Ты — мне, я — Тебе», о свободе не может быть и речи.
4 июня. О гонениях на христиан

В 15-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше».
О причинах неприятия Христа и христиан — священник Алексий Дудин.
Как часто человеку бывает непонятно, почему не слышат его слова, почему те добрые дела, которые он творит, не хотят принять другие люди, почему они неблагодарны за то добро, которое человек даёт им. И вот Господь даёт ответ на этот вопрос. Если не слушают люди Бога, то тем более они не будут слушать тех людей, которые пытаются дать что-то доброе и донести Божьи идеи и Божью любовь, потому что Господь обладает большим авторитетом. Потому что если люди не слушают самого Бога, то тем более они не будут слушать священника.
Если люди не выполняют Божьи заповеди, то как они будут слушать своих родителей, как они будут уважать своё начальство? Это невозможно, потому что человек прежде всего нацелен на то, чтобы получить пользу для себя самого. А если эта польза не имеет перед собой желания послужить Богу через служение ближнему, тогда непонятно, почему я должен кого-то слушать, почему я должен ущемлять свою свободную волю и терять ту свободу, которая в современной цивилизации кажется высшей ценностью. Действительно, Господь отдал свою свободу для того, чтобы спасти нас, придя здесь на землю и добровольно претерпев мучения. И мы тоже должны научиться жертвовать хотя бы частью своей свободы для того, чтобы сотворить не то, что нам хочется, а то, что действительно нужно в этот момент.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июня. О духовном смысле праздника

Сегодня 4 июня. Память II Вселенского Собора.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Святой император Феодосий Великий весной 381 года пригласил на Собор 150 епископов восточных провинций Римской империи, которыми он правил. Владыки из Сирии, Азии, Фракии, Египта и Македонии собрались в Константинополе.
Святитель Мелетий Антиохийский, председательствовавший в самом начале Собора, отошёл ко Господу, и вторым председателем Собора стал святитель Григорий Богослов. Отцы Второго Вселенского Собора решали вопросы об избрании предстоятелей в Антиохии и Константинополе, но главным было совсем не это.
Отцы Собора утвердили тот самый Символ веры, который мы до сих пор исполняем на каждой Божественной литургии, как подтверждение нашего единства со Вселенской Церковью и правильного исповедания святой православной веры.
Как принято говорить, важность того, что совершили отцы Собора, переоценить невозможно. И, конечно, именно в нашей особой благодарности святителям и состоит особый духовный смысл сегодняшнего праздника. Их устами Святой Дух почти семнадцать веков назад сформулировал отточенные слова верного, полного и непротиворечивого исповедания, заключающего в себя всю полноту учения Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви. И нам остаётся лишь придерживаться этого исповедания, наполняя им каждый день своей жизни.
Святые Отцы, молите Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июня. О подвиге Преподобного Додо Гареджийского

Сегодня 4 июня. День памяти Преподобного Додо Гареджийского, отошедшего ко Господу в 623 году.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Древо познаётся по плодам, и поэтому плоды любого наставника духовной жизни познаются по его ученикам.
Почему мы, например, на Руси так почитаем преподобного Сергия Радонежского? Не только за его собственные подвижнические труды, но и потому, что он стал родоначальником множества монастырей, которые основали его ученики, и как вот такие искорки от костра согревали всё новых и новых людей теплотою евангельского благовестия аскетической жизни.
Точно так же и преподобный Давид Гареджийский дал целую поросль преподобных отцов, самый знаменитый из которых — Додо Гареджийский. Преподобный Додо Гареджийский был человек знатного рода, человек, который мог достигать светских успехов, прийти к власти, мог ввести войска в бой, но он выбрал отшельническую жизнь. Тем не менее, его детское воспитание аристократическое не прошло даром. Почему преподобный Давид, когда отправлялся на Святую Землю, именно ему поручил управление своей обителью? Потому что навыки к управлению были у этого человека с детства воспитаны, но в то же время он был лишён той гордости, которая зачастую приводила грузинских князей к междоусобицам, вследствие чего так тяжело было отбить постоянные нападения внешних врагов.
Поэтому мы, дорогие братья и сестры, должны обязательно помолиться этому великому, но ещё мало известному на Руси святому, чтобы совместить в себе таланты различные, которые даёт нам Господь, и в то же время совместить великое смирение.
Все выпуски программы Актуальная тема