2 Тим., 295 зач., III, 1-9.
Глава 3.
1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,
7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.
8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.
9 Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В том отрывке, который только что прозвучал, апостол Павел изображает картину последних времен человеческой истории. По его словам, главный признак этой эпохи — тотальное развращение нравов. В своем небольшом слове апостол даже выстраивает своеобразную иерархию порока.
Примечательно то, что список дурных качеств, которыми будет одержим человек, открывает грех самолюбия. Эта не случайно. Самолюбие является причиной всех зол и своеобразным фундаментом для подавляющего большинства духовных заболеваний. Некогда именно оно подтолкнуло первых людей нарушить заповедь Бога в раю. Вместо того, чтобы жить для Творца, они захотели жить автономно, по сути, каждый ради себя. На этом вся их райская жизнь и закончилась. Человек обособился не только от Бога, но и от окружающего мира, который теперь стал враждебен по отношению к нему, и от подобного себе. Человечество находится в состоянии непрекращающейся тяжбы с Небом, миром живой и неживой природы, с самим собой. И ход истории свидетельствует о том, что эта болезнь только прогрессирует.
Самолюбие неизбежно порождает ряд других пороков. Сребролюбие, так как необходимы средства, чтобы обеспечить себе комфорт. Гордость и надменность, так как самолюбивый человек неизбежно начинает бахвалиться собой, презирать окружающих и превозноситься над ними. Все это в свою очередь является причиной злословия ближних, непрекращающихся конфликтов даже с самыми родными людьми, такими как родители, причиной неблагодарности, недружелюбия и так далее. В той степени, в какой человек подспудно или открыто стремится утвердить свое собственное «я», все это присутствует в его жизни. И вот в чем парадокс. Чем сильнее мы ублажаем самих себя, в надежде стать счастливыми, обрести полноту жизни, тем несчастнее мы становимся, тем глубже наше страдание.
Подобное состояние души апостол Павел называет противлением Истине. Иными словами, противлением Богу и тому закону, по которому Он призывает нас жить. Сущность этого закона прекрасно выражена в Евангелии: человек должен забыть свое «я» ради другого человека. Ф.М. Достоевский в одном из своих произведений прекрасно перефразировал эту мысль: «высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего Я, — это как бы уничтожить это Я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастье». Человеческая природа устроена Богом так, что лишь в том случае, если мы без остатка посвящаем себя Творцу и тем, кто нас окружает, наша душа оживает, она начинает полноценно дышать. И мы словно возвращаемся в то место, которое некогда из-за своего самолюбия потерял первый человек.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.