Второе послание к Тимофею святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

* Поделиться

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627

2 Тим., 295 зач., III, 1-9.

Глава 3.

1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.

2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,

3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,

4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,

5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.

К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,

7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.

8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.

Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В том отрывке, который только что прозвучал, апостол Павел изображает картину последних времен человеческой истории. По его словам, главный признак этой эпохи — тотальное развращение нравов. В своем небольшом слове апостол даже выстраивает своеобразную иерархию порока.

Примечательно то, что список дурных качеств, которыми будет одержим человек, открывает грех самолюбия. Эта не случайно. Самолюбие является причиной всех зол и своеобразным фундаментом для подавляющего большинства духовных заболеваний. Некогда именно оно подтолкнуло первых людей нарушить заповедь Бога в раю. Вместо того, чтобы жить для Творца, они захотели жить автономно, по сути, каждый ради себя. На этом вся их райская жизнь и закончилась. Человек обособился не только от Бога, но и от окружающего мира, который теперь стал враждебен по отношению к нему, и от подобного себе. Человечество находится в состоянии непрекращающейся тяжбы с Небом, миром живой и неживой природы, с самим собой. И ход истории свидетельствует о том, что эта болезнь только прогрессирует.

Самолюбие неизбежно порождает ряд других пороков. Сребролюбие, так как необходимы средства, чтобы обеспечить себе комфорт. Гордость и надменность, так как самолюбивый человек неизбежно начинает бахвалиться собой, презирать окружающих и превозноситься над ними. Все это в свою очередь является причиной злословия ближних, непрекращающихся конфликтов даже с самыми родными людьми, такими как родители, причиной неблагодарности, недружелюбия и так далее. В той степени, в какой человек подспудно или открыто стремится утвердить свое собственное «я», все это присутствует в его жизни. И вот в чем парадокс. Чем сильнее мы ублажаем самих себя, в надежде стать счастливыми, обрести полноту жизни, тем несчастнее мы становимся, тем глубже наше страдание.

Подобное состояние души апостол Павел называет противлением Истине. Иными словами, противлением Богу и тому закону, по которому Он призывает нас жить. Сущность этого закона прекрасно выражена в Евангелии: человек должен забыть свое «я» ради другого человека. Ф.М. Достоевский в одном из своих произведений прекрасно перефразировал эту мысль: «высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего Я, — это как бы уничтожить это Я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастье». Человеческая природа устроена Богом так, что лишь в том случае, если мы без остатка посвящаем себя Творцу и тем, кто нас окружает, наша душа оживает, она начинает полноценно дышать. И мы словно возвращаемся в то место, которое некогда из-за своего самолюбия потерял первый человек.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем