
Апостол Павел
2 Тим., 298 зач., IV, 5-8.
Глава 4.
5 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
6 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.
7 Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;
8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Не надо быть большим специалистом в исследовании Нового Завета, чтобы понять: этими словами апостол Павел прощается со своим учеником Тимофеем, прощается навсегда, он уходит, а Тимофей остается, эти слова — завещание апостола своему ученику. Павел уверен, что ему уготовлен «венец правды», он не боится смерти, он к ней готов и ждет ее с нетерпением, об этом он писал не только здесь, самые известные павловы слова на эту тему содержит в себе его Послание к Филиппийцам: «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1:21), там же апостол пишет и о том, что он имеет «желание разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1:23). Мы знаем, что Павел не ошибался относительно своей благой участи. Но вместе с этим возникает вопрос: для чего он писал о себе самом такие слова? Ведь это может показаться некоторым хвастовством и бахвальством, если постараться, то можно увидеть в словах апостола следствие греха. Этим вопросом задавались и древние толкователи. В том числе и святитель Иоанн Златоуст, он дал замечательный ответ: «Часто я, взяв в руки послание Апостола, и рассматривая это место, недоумевал, для чего Павел так превозносит себя: „подвигом добрым я подвизался“. Но теперь, кажется, по благодати Божией, я понял это. Для чего он говорит так? Он желает утешить скорбящего ученика, заповедуя ему быть бодрым, потому что он отходит к венцу, как сотворивший все, как достигший благого конца; радоваться, говорит, должно, а не скорбеть». Своими словами апостол Павел хочет взбодрить ученика и указать ему путь, ведущий к блаженной вечности.
Если у нас есть желание уподобиться апостолу Павлу, то стоит прислушаться к его словам, ведь он не скрывал того, что позволило ему писать о себе самом такие дерзновенные слова — «теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия».
Если ориентироваться на сегодняшний отрывок, то самые важные слова в нем те, в которых апостол утверждает, что «венец правды» готовится не только ему, «но и всем, возлюбившим явление Его». Здесь все понятно, благую вечную участь апостол Павел ставит в прямую зависимость от соотнесенности с Воплощенным Богом Господом нашим Иисусом Христом. Без Него, без любви к Нему надеяться на «венец правды» не приходится. А под «явлением» Христа апостол подразумевает не уже бывшее Пришествие, которое закончилось Смертью на Кресте, Воскресением и Вознесением, а другое, то, которое мы называем Втором Пришествием. «Венец правды» готовится тем, кто любит Христа и живет предвосхищением Его Второго Пришествия. Все тот же святитель Иоанн Златоуст по этому поводу сказал так: «Кто любит явление Его, тот будет делать все, чтобы прежде всемирного было к нему частное пришествие Христово». Чтобы достичь этого святитель Иоанн уже сейчас предлагает обратить самое пристальное внимание на свое нравственное состояние: «Будь же любомудрым ныне; пусть не будет у тебя духа гордости, чтобы он не поразил тебя и не низринул; пусть не будет у тебя тьмы и сердца каменного, чтобы не разбился об него корабль твой; пусть не будет в тебе никакого лукавства; подводные камни производят самые страшные кораблекрушения. Не питай в себе диких зверей, — разумею страсти, потому что они лютее диких зверей; не полагайся на вещи скоропреходящие, подобно текучей воде, чтобы тебе стоять твердо». Если устроить дом своей души таким образом, то состоится частное, как сказал святитель Иоанн, пришествие Христово, оно же даст уверенность в том, что такому человеку Господь готовит «венец правды».
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Мечтатель

Фото: Jeremy Stewardson / Unsplash
Жил-был на свете один мечтательный мальчик. Целыми днями он что-нибудь фантазировал, да матери сказки рассказывал, а никакая крестьянская работа ему в руки не давалась.
Однажды мать позвала его и говорит:
— Сынок, ты уже вырос, пора тебе самому зарабатывать себе на жизнь. Если не хочешь работать в поле, то ступай в город и найди там себе какое-нибудь дело.
Отправился парнишка в город на базар искать работу. Весь день ходил он мимо прилавков, а под вечер подошёл к нему незнакомый старичок и попросил:
— Помоги мне донести горшок с простоквашей до дома. Я заплачу тебе за это две медных монетки. Ну, так как, возьмёшься?
Поразмыслив, парень согласился. Это была маленькая сумма, однако всё же лучше, чем совсем ничего.
Поставив глиняный горшок на голову, по дороге он стал размышлять:
«Сегодня, получив две монетки, я не потрачу их, а куплю на них яйцо. Затем я положу яйцо в гнездо коршуна, что на дереве, которое растёт на заднем дворе моего дома. Через несколько дней из яйца вылупится цыплёнок, и я буду выращивать его. Когда курица станет взрослой, она начнёт нести яйца, и я буду собирать их и выводить из них цыплят. В конце концов, у меня будет несколько тысяч кур, и я начну на базаре торговать яйцами. На полученную прибыль я куплю несколько коров и буйволов, и заведу молочное хозяйство. Когда я буду обладать огромным богатством, все будут рады отдать мне в жёны своих дочерей, и я женюсь на дочери шаха. Однако куда я её приведу? Мне придётся выстроить для неё большой дворец. Он будет весь из мрамора, а комнаты я украшу драгоценными камнями. Люди будут приезжать со всех концов света только для того, чтобы увидеть мой дворец...»
Парень шёл по улице, поглощённый своими мыслями, и не заметил, как наступил на кожуру банана. Он поскользнулся и упал на дорогу. Глиняный горшок разбился вдребезги, и вся простокваша вылилась на землю.
— Посмотри, что ты наделал! Ты причинил мне большой урон, из-за тебя я лишился горшка с простоквашей! — рассердился его работодатель.
— И вы называете это уроном? Всего-то какой-то горшок! Вот я сейчас лишился всего своего огромного богатства: слуг, жены, великолепного дворца! — воскликнул парень.
Старик очень удивился, расспросил своего неловкого помощника, и вдруг заулыбался.
— Послушай, так ты мне как раз и нужен! Я служу домашним учителем в одном богатом доме, и каждую ночь дети просят, чтобы я им перед сном рассказывал сказки. Я вспомнил всё, что знал, но они просят новых, а без этого долго не хотят засыпать, и потом плохо учатся. Если ты согласишься каждый вечер рассказывать им свои небылицы, тебе будут щедро платить...
Всякие способности могут принести человеку счастье, если правильно их применить.
(по мотивам индийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки