2 Кор., 180 зач., V, 15-21.

2 Кор., 180 зач., V, 15-21.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
16 Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.
17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
18 Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, 19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людямпреступлений их, и дал нам слово примирения.
20 Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.
21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Существуют разные виды мировозрений: мифологическое, религиозное, научное и другие. Кто-то их противопоставляет, кто-то понимает, что наука и религия не противоречат друг другу, но смотрят на один и тот же мир под разными углами зрения.
Научное открытие может изменить картину мира ученого, он может сказать: теперь у меня новое представление о той части мироздания, которое я исследую. Похожий эффект произвело христианство, появившееся в Римской империи. К сожалению, языческий взгляд на Бога, как на тирана, очень распространен, так как импонирует падшему человеку... И все же, как трава через асфальт, христианский взгляд на Бога находил и находит себе дорогу. Начало этому узнаванию и откровению было положено во времена Авраама, потом был Боговидец Моисей и другие пророки... Наконец, мы можем увидеть, как то же откровение продолжилось в Иисусе Христе. И как Исайе или Иезекиилю приходилось обличать народ, так иногда и Христу приходилось бороться с неверными взглядами апостолов, с тем, что они не хотели усвоить подлинный Евангельский дух.
В истории религиозных идей очень большую роль играла идея жертвоприношений. Любому язычнику было понятно, как можно «умереть для бога». Причем умереть не только животному, но и человеку. Христианство приносит в мир радикально иную идею: Бог умирает для людей и за людей. Это было не просто одно из мировоззрений, оно действительно было чем-то совершенно новым.
Но вот какой интересный нюанс! Как человек, живущий обыденной бытовой жизнью, может совершенно не знать мировоззрения научного, не знать процессов, которые существуют в мире физическом или биологическом и просто принимать все это как данность... Так и человек религиозный, может не заметить того поразительного религиозного поворота, которое принесло в мир христианство. И если изменений научного мировоззрения сложно не заметить, так как благодаря им изменятся жизнь вокруг нас... изменения религиозные происходят внутри самого человека, это изменения его духа.
Апостол пишет, что христиане не знают никого по плоти. Эту фразу сложно понять, но имеется ввиду: изменение взгляда на вещи. Раньше мы смотрели на все с плотской точки зрения... Даже на Христа смотрели как на мирского царя — но теперь все новое. Новое мировоззрение, новая точка зрения, не человеческая, но божественная. Взгляд Бога на суть вещей, который открывается нам через Христа.
Откуда же это новое происходит? Что это? Самовнушение? Аутотренинг? Конечно, нет! Инициатива в этих отношениях принадлежит Богу, который примиряет нас с Собою. Это очень важно расслышать: не Он примиряется с нами, как будто бы Он был на нас рассержен, но Сам примиряет нас с Собою, как тех, кто во грехе, ушел от Него. Он не желает смерти человека, не смотрит на его преступления, но Сам готов пойти на смерть, чтобы открыть нам путь, к новой жизни.
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема











