2 Кор., 179 зач., V, 10-15.
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
11 Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.
12 Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что́ сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем.
13 Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас.
14 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Священное Писание свидетельствует, что мир, в котором мы живем, находится вовсе не в том состоянии, в котором он был задуман и создан Богом. Сам человек тоже не таков, каким он был изначала. Источник искажения — грехопадение первых людей, после вкушения ими плодов с древа познания добра и зла в мир вошла смерть со всем множеством ее производных. Так быть не должно и что-то надо с этим делать.
Но что именно нужно делать? Библейский ответ таков: Бог, согласно обетованию книги Бытия, в определенный момент истории пошлет Примирителя (см. Быт. 49:10), то есть того, что сможет устранить неполадки в испорченных отношения Бога и человека, вызванных волеизъявлением первых людей. Речь идет о Христе. Он должен прийти и примирить Бога и человечество. Христиане убеждены, что Христос уже пришел, что Он пострадал, был распят, воскрес и вознесся, мы утверждаем, что акт примирения уже свершился.
До этого момента говорить о примирении довольно просто. А вот дальше начинаются сложности. Каким образом Христос это сделал? В чем смысл Его Смерти и Воскресения? Что изменилось после них? Как увидеть и как определить эти изменения? Ведь если они столь же всеобъемлющие, как и грехопадение, то их, как кажется, нельзя было бы не заметить вне зависимости от согласия или не согласия с христианством. Но для всех очевидно, что мир в своих базовых характеристиках остался прежним: все те же конфликты, все те же страдания, все та же смерть.
Апостол Павел в сегодняшнем отрывке дает один из возможных ответов на эти вопросы. Он делает попытку объяснить каким образом произошло примирения Бога с человеком и что из этого следует. Он пишет: «любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли». Смерть — следствие грехопадения. Умирать должны все. Но при этом смерть — штука очень странная. Можно оставаться живым, но при этом быть мертвым. Речь не идет о смерти души от множества грехов. Имеется в виду нечто иное: многие люди пережили или переживают смерть своих близких, зачастую эти переживания страшней самой смерти. Нет тех слов, которые могли бы описать горе родителей, потерявших своих детей. Или отсутствие смысла жить от потери супруги или супруга после полувека совместной жизни. Биологическая жизнь продолжается, но назвать это продолжение жизнью в собственном смысле слова нельзя. Это не жизнь, это что-то другое, значительно более близкое к смерти, чем к жизни. Жить после смерти любимого человека получается далеко не у всех, об этом сказано и написано много. Апостол Павел своими словами продолжает эту же линию рассуждений — он пишет о смерти Того, Кого, по его мнению, мы должны любить больше, чем кого бы то ни было еще. Он имеет в виду умершего Воплощенного Бога. Это та трагедия, после которой смысл жизни утрачивается. Получается, что смерть Христа — смерть для всех тех, кто Его любит. То есть для всех верующих в Него.
Апостол продолжает свою мысль: «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего». Христовы ученики пережили смерть Учителя. Пережили утрату собственной жизни. Но Он воскрес. Жизнь вернулась. Правда, уже совершенно иная. Близкой аналогией может быть возвращение к жизни трагически погибших детей. Да, увы, такого не происходит. Но если представить, что такое чудо случилось, то какой станет жизнь их родителей? Очевидно, что ценность и наполненность каждой секунды кардинально изменятся. Именно это и подразумевает апостол Павел: Христос умер и Христос воскрес, примирение же с Богом заключается в том, чтобы пройти через ужас смерти Возлюбившего нас Бога, очиститься от всего временного и наносного, встретить Воскресшего, и после этого жить уже не для себя, а для Него. Апостолы и все святые на примере собственной жизни доказали, что это возможно. Дай Бог, чтобы это получилось и у нас.
Не откладывайте. Наталья Сазонова
Недавно читала книгу о докторе Гаазе.
За бескорыстную помощь вся Москва 19 века называла его «святым доктором». Я задумалась над его призывом: «Спешите делать добро».
«Делать добро» — здесь всё понятно, но почему «спешите»? Разве можно не успеть?! Можно...
Живёт человек. И всю жизнь только для себя живёт, только о себе заботится. А к концу этой жизни понимает, что бесполезно прожил. Пустая она. Потому что ничего-то в ней для других сделать не успел.
Только не успеть, точнее, опоздать, можно не только к концу жизни, но и пока живёшь. Пока есть силы, и есть потребность и есть случай.
Как-то в интернете наткнулась на документальный фильм о пожизненно заключённых. Осуждённые рассказывали о себе; за что сидят, о чём сейчас думают, о чём сожалеют или... не сожалеют. Меня потрясло интервью с одним заключённым. Мужчина сорока лет, двадцать из них уже отсидел. На вопрос журналиста о чём он сожалеет, ответил: «Знаете, я в тюрьме Евангелие впервые прочёл. Переосмыслил многое в своей жизни. Столько бы мог людям пользы и добра сделать. И никто меня в этом не ограничивал, а не сделал ... А сейчас есть у меня на то и силы и желание, но ограничений много. Столько сделать нужного людям, как на свободе бы мог, в тюрьме не удаётся. Стараюсь, но знаю, что мог бы больше. Вот о чём сожалею».
Я услышала эти слова и вспомнила:
«Спишите делать добро!» Оказывается, такую возможность можно навсегда потерять. Я и не задумывалась над этим.
А недавно поняла ещё один смысл призыва «святого доктора».
Возвращаюсь с работы. Около моего подъезда, на лавочке — бездомный. Так вот сидя, и уснул. Грязный, одет в лохмотья. Рядом с ним — пакет, в нём пол батона хлеба. Сразу захотелось его накормить чем-нибудь горячим. Поднялась в квартиру, глянула в окно; человек не ушёл, лежит, спит. Ну и решила: перекушу быстро, успею. Не обедала, есть хочется. Разогрела еду, поела. А бездомный на лавке всё спит. Стала и ему поесть разогревать. Потом в кладовой одежду подходящую нашла. Всё собрала в сумку и спустилась на улицу. Вышла... а на лавке никого нет! Я туда-сюда; нигде бездомного не видно. Ведь только что был! Две ближайшие помойки обежала — нет нигде! Так и не нашла его. Поплелась со своей сумкой обратно. Ну как же так?! И тут, как ответ, снова вспомнила: «спешите делать добро».
Спешите — значит не откладывайте! Я уверена: Бог через других людей поможет этому человеку, а я свою возможность помочь потеряла. Спешите делать добро!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Томас Эдисон и его мать
«Меня сделала моя мать. Она искренне верила в меня», — говорил американский изобретатель Томас Эдисон. Он называл мать своим добрым гением и всегда вспоминал о ней с любовью и нежностью.
11 февраля 1847 года в городке Майлан штата Огайо у торговца зерном Сэмюэля Эдисона и его жены Нэнси родился сын. Мальчика назвали Томасом. Он рос здоровым и жизнерадостным. Едва научившись ходить, малыш всюду следовал за матерью. Отец был в постоянных разъездах по торговым делам, и воспитанием ребёнка занималась Нэнси. Всё время мать и сын проводили вместе. Знакомые и соседи Эдисонов поражались тому, как сильно мальчик был похож на мать. У него были такие же глубокие, внимательные серые глаза. Да и характер точь-в точь материнский — общительный, добрый, открытый.
Стремлением к знаниям Томас тоже пошёл в мать. Нэнси с детства очень хотела стать учительницей, и её отец, приходской священник, дал дочери прекрасное воспитание и образование. До замужества она несколько лет работала в школе. Терпеливо и обстоятельно Нэнси отвечала на все вопросы любознательного сына. А их было множество. Почему птицы летают? Почему на небе облака? Почему горит огонь? Томас с радостью и упоением постигал окружающий мир.
Когда мальчику исполнилось семь лет, он пошёл в школу. Томас ждал этого дня с нетерпением. Но учителям не пришёлся по нраву его любознательный характер. Они называли Томаса неусидчивым и часто наказывали. Так прошло около двух месяцев, и однажды мальчик вернулся из школы с запиской от преподавателя. Нэнси развернула сложенный вдвое листок. На лицо её набежала тень, глаза наполнились слезами... Но она быстро взяла в себя в руки. С любовью глядя на сына, мать прочла записку вслух: «Миссис Эдисон! Ваш сын — гений. Эта школа слишком мала для него, здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами».
И Томас стал учиться дома. Нэнси, у которой за плечами был богатый преподавательский опыт, удивительным образом удавалось совмещать хлопоты по хозяйству с ежедневными занятиями строго по расписанию. Под её терпеливым руководством сын очень быстро научился читать и писать. Мать учила его арифметике, истории, географии и физике и всем остальным основным дисциплинам. Когда Томасу исполнилось всего 9 лет, они вместе прочли «Начала» — знаменитый фундаментальный труд Исаака Ньютона.
Миссис Эдисон скончалась в 1871 году, когда её сыну было 24 — он твёрдо стоял на ногах и уже заявил о себе как о талантливом изобретателе и инженере. А через несколько лет о Томасе Эдисоне заговорил весь мир. Благодаря его идеям в дома людей пришло электрическое освещение. Эдисон усовершенствовал телеграф, он изобрёл микрофон и фонограф, открыв эру звукозаписи.
Однажды, будучи уже на вершине своей изобретательской славы, Томас Эдисон решил разобрать старый семейный архив. Среди писем и документов ему попался сложенный вдвое листок, который показался мужчине знакомым. Томас развернул его и ахнул. Это была та самая записка, с которой много лет назад учитель отправил его из школы. Только слова в ней почему-то были совсем не те, что когда-то вслух прочла ему мать. «Миссис Эдисон! — писал учитель. — Ваш сын — умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Учите его самостоятельно дома». Томас отложил записку в сторону и заплакал.
...Как-то раз Эдисон общался с репортёрами. «Что помогло вам стать изобретателем?», — спросил один из них. И он ответил: «Не будь у меня такой матери, из меня, пожалуй, не вышло бы ничего путного. Только её безграничная вера в мои способности, любовь, соединенная с упорством, нежностью и добротой смогли сделать меня тем, кто я есть».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
26 апреля. О милосердии
В 31-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот».
О милосердии, — игумен Лука Степанов.