Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Поделиться Поделиться

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел

2 Кор., 178 зач., V, 1-10.

Глава 5.

Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.

2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;

3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.

4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.

5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.

6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,

7 ибо мы ходим верою, а не видением,

8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.

9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;

10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Поверхностное прочтение сегодняшнего отрывка может создать у нас впечатление, что апостол говорит о жизни после смерти, к которой он стремится, тяготясь обычной человеческой жизнью. Однако на самом деле все не так, и в этом нашем поверхностном впечатлении выражается глубоко ошибочное восприятие темы смерти, ставшее практически всеобщим.

Как обычно люди воспроизводят христианское понимание смерти? Они говорят, что с христианской точки зрения земная жизнь плоха и настоящая жизнь — это жизнь души, которая начинается после смерти. «Но разве это не так?» — спросит кто-нибудь с удивлением. Ведь все верно, в чем же ошибка? А ошибка в том, что во всех подобных рассуждениях совершенно нет места воскресению нашего тела. По своей сути они скорее похожи на египетские или греческие, то есть языческие представления о душе и ее жизни после выхода из тела.

Но апостол Павел противопоставляет не материальное духовному, не живое мертвому, но греховное исцеленному и преображенному.

Так, он пишет: знаем, что земной наш дом разрушится и мы имеем от Бога жилище на небесах. Сперва так и представляется: апостол стремится в какое-то новое здание на небе, которое значительно лучше, чем все земные дома и постройки. Но вот в следующем стихе он говорит о желании облечься, то есть одеться в это новое жилище и сразу становится понятно, что под жилищем понимается не какой-то особенный дом для умершего праведника, потерявшего дом на земле... Речь о новом теле, которое дано верующему вместо немощного земного тела. И небесным оно называется не в силу географического нахождения на небесах, а в силу того, что способно жить по небесным Божиим законам, в отличие от нашего современного тела, которое подчинено законам земным и греховным. Понимая при этом, что сам факт воскресения мертвых не гарантирует человеку блаженной жизни, апостол предупреждает коринфян от легкомысленного ожидания смерти и воскресения, как будто бы все проблемы разрешатся сами собой. Он говорит: мы, конечно, ожидаем облечения в новое тело, но как бы нам и в нем не оказаться нагими, то есть не быть постыженными, не имеющими никаких добрых дел, не сохранившими христианского одеяния, которое мы получили во время крещения. В таком случае дело оказывается не столько в том, чтобы умереть и лишиться бремени тела... Павел — человек библейского воспитания и понимает, что материя не является злом, ведь ее сотворил благой Бог. Дело оказывается совсем в другом: его тяготит не тело, но греховное, страстное состояние тела, и он желает не столько совлечения с себя тела, то есть смерти, сколько облечения в новое состояние тела, победы в нем настоящей и подлинной жизни. Смерть оказывается результатом греховного состояния тела, но Бог сотворил нас для жизни, о чем свидетельствует Дух, которого Он посылает в наши сердца. Живя в греховном теле, христианин порой ощущает себя отстраненным от Бога и может в своем стремлении к Нему даже пожелать скорейшей смерти... Но апостол подчеркивает, что дело не в смерти, а в праведной жизни, в том, чтобы живя или умирая, всем стараться быть угодными Богу.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем