2 Кор., 178 зач., V, 1-10.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Поверхностное прочтение сегодняшнего отрывка может создать у нас впечатление, что апостол говорит о жизни после смерти, к которой он стремится, тяготясь обычной человеческой жизнью. Однако на самом деле все не так, и в этом нашем поверхностном впечатлении выражается глубоко ошибочное восприятие темы смерти, ставшее практически всеобщим.
Как обычно люди воспроизводят христианское понимание смерти? Они говорят, что с христианской точки зрения земная жизнь плоха и настоящая жизнь — это жизнь души, которая начинается после смерти. «Но разве это не так?» — спросит кто-нибудь с удивлением. Ведь все верно, в чем же ошибка? А ошибка в том, что во всех подобных рассуждениях совершенно нет места воскресению нашего тела. По своей сути они скорее похожи на египетские или греческие, то есть языческие представления о душе и ее жизни после выхода из тела.
Но апостол Павел противопоставляет не материальное духовному, не живое мертвому, но греховное исцеленному и преображенному.
Так, он пишет: знаем, что земной наш дом разрушится и мы имеем от Бога жилище на небесах. Сперва так и представляется: апостол стремится в какое-то новое здание на небе, которое значительно лучше, чем все земные дома и постройки. Но вот в следующем стихе он говорит о желании облечься, то есть одеться в это новое жилище и сразу становится понятно, что под жилищем понимается не какой-то особенный дом для умершего праведника, потерявшего дом на земле... Речь о новом теле, которое дано верующему вместо немощного земного тела. И небесным оно называется не в силу географического нахождения на небесах, а в силу того, что способно жить по небесным Божиим законам, в отличие от нашего современного тела, которое подчинено законам земным и греховным. Понимая при этом, что сам факт воскресения мертвых не гарантирует человеку блаженной жизни, апостол предупреждает коринфян от легкомысленного ожидания смерти и воскресения, как будто бы все проблемы разрешатся сами собой. Он говорит: мы, конечно, ожидаем облечения в новое тело, но как бы нам и в нем не оказаться нагими, то есть не быть постыженными, не имеющими никаких добрых дел, не сохранившими христианского одеяния, которое мы получили во время крещения. В таком случае дело оказывается не столько в том, чтобы умереть и лишиться бремени тела... Павел — человек библейского воспитания и понимает, что материя не является злом, ведь ее сотворил благой Бог. Дело оказывается совсем в другом: его тяготит не тело, но греховное, страстное состояние тела, и он желает не столько совлечения с себя тела, то есть смерти, сколько облечения в новое состояние тела, победы в нем настоящей и подлинной жизни. Смерть оказывается результатом греховного состояния тела, но Бог сотворил нас для жизни, о чем свидетельствует Дух, которого Он посылает в наши сердца. Живя в греховном теле, христианин порой ощущает себя отстраненным от Бога и может в своем стремлении к Нему даже пожелать скорейшей смерти... Но апостол подчеркивает, что дело не в смерти, а в праведной жизни, в том, чтобы живя или умирая, всем стараться быть угодными Богу.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 224 зач., IV, 1-6.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как преодолеть ощущение одиночества, покинутости и отчуждённости от людей и от мира? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Ефессянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
5 один Господь, одна вера, одно крещение,
6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел делает особый акцент на теме единства. Всех верующих во Христа он призывает «сохранять единство духа в союзе мира». Это очень примечательный момент. Оказывается, не только от Бога зависит единство христиан. Не только от того, что Сам Спаситель основал Церковь и послал Своим ученикам Святого Духа, благодаря которому церковная общность существует уже более двух тысяч лет. Наше единство напрямую зависит от каждого из нас.
Напоминание апостола весьма актуально. Ведь одно из главных последствий грехопадения — это раздробленность. Первое, что произошло с прародителями после нарушения заповеди — взаимоотчуждение. Они осознали, что они нагие. То есть увидели друг в друге посторонних и закрылись одеждой. Точно так они начали прятаться и от Бога. Перед Его лицом они ощущали себя словно голыми. Стыд жёг их совесть. Точно так Каин убивает Авеля, отъединяется от своих родственников и убегает в другую страну, которая в Священном Писании называется земля Нод, то есть земля странствований, скитаний, отчуждения. Точно так он строит первый город, отгораживаясь от окружающего мира, который теперь воспринимает как враждебный. И так далее. Чем дальше развивалась история человечества, тем сильнее проявлялась рассеянность и раздробленность.
В наше время эта отчуждённость ощущается как нельзя более сильно. Вроде бы созданы все необходимые условия для того, чтобы покончить с обособленностью. Телефонная связь на высоте. Однако парадоксальным образом порой это только подчёркивает наше одиночество. Раньше я хотя бы мог жить мыслями о встрече с теми, кто мне дорог. Надеяться, что, увидев их, я изолью свою душу. Я мог с нетерпением ждать весточки от них. А теперь меня лишили и этой иллюзии. Ведь лёгкий и быстрый доступ ко всякому человеку во всяком месте показывает, что я не умею держать себя открытым. Меня не хватает надолго. Чем дольше человек на виду, тем быстрее он начинает меня утомлять. Со временем моё общение с близкими становится очень поверхностным.
Так работает грех. Он заставляет меня зацикливаться на себе. Он побуждает меня раздражаться по всякому пустяку на окружающих. Закрываться от самых родных. Думать, что никто меня не понимает, на самом деле никогда не понимал и не поймёт. Ведь я — это особый случай. Я не такой, как все. Это состояние внутренней изоляции — предвестник духовной смерти. Мы можем быть окружены людьми, находиться в шумной компании, участвовать в масштабных публичных проектах, но ощущать себя оторванными от этой жизни. Подобно Каину, мы начинаем воспринимать этот мир как опасное, враждебное место. Во всём и во всех видеть подвох и угрозу.
Сегодня апостол Павел намекает, что, если мы не увидим этот свой недуг и не будем делать осознанных шагов, чтобы его преодолеть, даже Божия благодать, которую нам подаёт Господь, не в силах будет в конечном счёте помочь. Священное Писание и церковная традиция подсказывают, какие это шаги. Я должен ежедневно понуждать себя исполнять заповеди Евангелия. Стараться ради Христа послужить окружающим людям. Быть готовым каждого, кто обращается ко мне, встретить открытым сердцем, по силам стремиться принести ему пользу. На пути к этой цели мне нужна поддержка. Должны быть единомышленники. Опытные товарищи, которым я могу открыться, излить свою душу. Поделиться с ними своими сомнениями, спросить совета. Хорошо, когда таким спутником становится духовно опытный человек. Союз таких людей, которые живо общаются друг с другом на духовные темы, делятся друг с другом опытом воплощения в своей жизни заповедей Евангелия, и есть община. Наконец, вместе с этими людьми мне необходимо приступать к церковным таинствам. Ведь именно в них Бог подаёт нам свой Дух. Этот Дух заполняет ту форму, которую мы приготовили для Него своими трудами. В ответ на наше усердие этот Дух выводит нас на свет, возвращает нас из нашего внутреннего изгнания, показывает, что мир не враждебное место, и сообщает нам подлинное единство.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы будущее для Даши стало возможным
15-летняя Даша Пономарёва — человек, который видит поводы для радости в каждом дне и на вопрос «как дела?», отвечает: «у меня всё отлично!» Она всегда откликается на чужую беду и старается поднять другим настроение. При этом уже больше года Даша переживает тяжёлую болезнь. У неё в крови образуются тромбы. Организм очень слаб, поэтому в основном она проводит дни дома и часто бывает в больницах. И всё же девушка не унывает и даже находит силы для творчества — пишет картины. Не так давно её работы размещали в выставочном зале в родном городе Острогожске Воронежской области. Кроме этого, Даша дистанционно учится в школе. В этом году она заканчивает 9-й класс. Школьные друзья её поддерживают — они созваниваются и переписываются, обсуждают планы на будущее и предстоящий выпускной. Жаль, что в общем альбоме с фотографиями класса Даши не будет. Но она всё равно попросила себе экземпляр. «Зато у меня останутся фотографии моих друзей на память», — говорит она.
Даша часто размышляет о своей возможной профессии и планирует связать жизнь с медициной. Она благодарна врачам, которые борются за её здоровье, и тоже хочет помогать людям.
Сейчас девушке необходимо лекарство, способное замедлить образование тромбов. С ним Даша будет чувствовать себя гораздо лучше. И, возможно, совсем скоро сможет увидеться с друзьями и вернуться к привычной жизни.
Прочитать полную историю Дарьи Пономарёвой из Воронежской области и поддержать её, можно на сайте фонда «ДоброСвет», в разделе «Нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«25-е воскресенье по Пятидесятнице». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Еф., IV, 1-6) и Евангельского (Лк., XVIII, 18-27) чтений в 25-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти пророка Аввакума, преподобного Саввы Сторожевского, великомученицы Варвары, святителя Николая Чудотворца, святителя Амвросия Медиоланского, мучеников 62-х иереев и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавших.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица