
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Поверхностное прочтение сегодняшнего отрывка может создать у нас впечатление, что апостол говорит о жизни после смерти, к которой он стремится, тяготясь обычной человеческой жизнью. Однако на самом деле все не так, и в этом нашем поверхностном впечатлении выражается глубоко ошибочное восприятие темы смерти, ставшее практически всеобщим.
Как обычно люди воспроизводят христианское понимание смерти? Они говорят, что с христианской точки зрения земная жизнь плоха и настоящая жизнь — это жизнь души, которая начинается после смерти. «Но разве это не так?» — спросит кто-нибудь с удивлением. Ведь все верно, в чем же ошибка? А ошибка в том, что во всех подобных рассуждениях совершенно нет места воскресению нашего тела. По своей сути они скорее похожи на египетские или греческие, то есть языческие представления о душе и ее жизни после выхода из тела.
Но апостол Павел противопоставляет не материальное духовному, не живое мертвому, но греховное исцеленному и преображенному.
Так, он пишет: знаем, что земной наш дом разрушится и мы имеем от Бога жилище на небесах. Сперва так и представляется: апостол стремится в какое-то новое здание на небе, которое значительно лучше, чем все земные дома и постройки. Но вот в следующем стихе он говорит о желании облечься, то есть одеться в это новое жилище и сразу становится понятно, что под жилищем понимается не какой-то особенный дом для умершего праведника, потерявшего дом на земле... Речь о новом теле, которое дано верующему вместо немощного земного тела. И небесным оно называется не в силу географического нахождения на небесах, а в силу того, что способно жить по небесным Божиим законам, в отличие от нашего современного тела, которое подчинено законам земным и греховным. Понимая при этом, что сам факт воскресения мертвых не гарантирует человеку блаженной жизни, апостол предупреждает коринфян от легкомысленного ожидания смерти и воскресения, как будто бы все проблемы разрешатся сами собой. Он говорит: мы, конечно, ожидаем облечения в новое тело, но как бы нам и в нем не оказаться нагими, то есть не быть постыженными, не имеющими никаких добрых дел, не сохранившими христианского одеяния, которое мы получили во время крещения. В таком случае дело оказывается не столько в том, чтобы умереть и лишиться бремени тела... Павел — человек библейского воспитания и понимает, что материя не является злом, ведь ее сотворил благой Бог. Дело оказывается совсем в другом: его тяготит не тело, но греховное, страстное состояние тела, и он желает не столько совлечения с себя тела, то есть смерти, сколько облечения в новое состояние тела, победы в нем настоящей и подлинной жизни. Смерть оказывается результатом греховного состояния тела, но Бог сотворил нас для жизни, о чем свидетельствует Дух, которого Он посылает в наши сердца. Живя в греховном теле, христианин порой ощущает себя отстраненным от Бога и может в своем стремлении к Нему даже пожелать скорейшей смерти... Но апостол подчеркивает, что дело не в смерти, а в праведной жизни, в том, чтобы живя или умирая, всем стараться быть угодными Богу.
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.