
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Общая философская дохристианская греческая традиция полагала, что человеческое тело, которое подвержено неизбежному разрушению, является источником наших страданий. С этим невозможно спорить, тело, действительно, доставляет нам очень много дискомфорта, оно болеет, оно испытывает чувство голода, оно мерзнет и перегревается, о нем необходимо постоянно заботиться, а в конечном итоге оно умирает, что, конечно, тоже, мягко говоря, не самый приятный процесс. А истинная родина — на небесах, туда человек может вернуться, лишь покинув тленное земное тело в виде какой-то духовной субстанции, которую греческие философы иногда называли душой. Это учение нам прекрасно знакомо, многие христиане склонны полагать, что это и есть библейское учение о человеке. На самом же деле такое представление о человеке и его составляющих не является библейским, оно принадлежит греческой дохристианской философии. Не удивительно, что если многие наши современники имеют такие представления о душе и теле человека, то адресаты апостола Павла — греки, которые лишь недавно узнали о Христе — тем более размышляли схожим образом. Тогда как апостол Павел понимает противопоставление земного дома, который неизбежно разрушится, и жилища от Бога на небесах не как соотнесенность тела и души, а как противопоставление ветхого человека и нового, созданного Богом в единении с Воскресшим Господом Иисусом Христом. Апостол пишет не о бессмертной душе, которая отделена от тленного тела, а о новом теле, нетленном и вечном, о теле воскресения, теле славы, именно это новое тело — и есть нерукотворный храм, который создан не человеком, а Богом. Земная жизнь закончится — это бесспорно и очевидно, но для умершего христианина приуготовлено новое существование, новое тело. Поэтому суть нашей борьбы состоит не с телом как таковым, а с искажениями, внесенными грехопадением. Цель же состоит в том, чтобы не избавиться от тела, а облечься в новое, которое свободно от последствий грехопадения. Блаженный Августин выразил эту мысль такими словами: «Хотя мы и отягощаемся тленным телом, но поскольку знаем, что причиной отягощения служит не природа или сущность тела, а повреждение его, то желаем не совлечься тела, а облечься его бессмертием. Ибо оно и тогда будет, но поскольку не будет тленным, не будет отягощать». О том же самом в качестве комментария на эти слова апостола Павла писали и другие святые учителя Церкви, к примеру, преподобный Ефрем Сирин: «Знаем, что та земная храмина обитания нашего, то есть наше тело, разрушена будет, ибо домостроение на небесах имеем, то есть славу, которую утратил Адам, нерукотворную (храмину), как тело, не на некое только время имеющую продолжаться для нас, как у Адама, но храмина та находится на небесах, то есть небесная, которая останется у нас во веки веков».
Отдых для души. Галкина Виктория

Я очень устала от городской суеты: шум машин, торопящиеся привести посылку вовремя курьеры, спешащие на работу люди. В какой-то момент, я пришла домой и поняла: надо что-то менять. Только не ясно, что. Чувствовала внутри эмоциональное опустошение, отсутствие сил. Решила пойти в местный храм, помолиться. Обычно я не хожу туда, потому что езжу на службы к духовнику в другой город, но, когда нет времени или возможности ехать далеко, иду молиться в церковь рядом с домом.
Зашла в храм. Там — спокойствие и тишина. Только где-то над головой слышны напевы, словно ангельские. Я остановилась и заслушалась. Голоса доносились так тихо, что едва улавливались слова молитв. Оказалось, что это хор репетировал песнопения для предстоящей службы. Мелодии действительно были необычными, я впервые слышала такие гласы.
— Как хорошо! — подумала я.
Осмотрелась вокруг: прихожанки, перешёптываясь, убирали воск с подсвечников, протирали иконы, собирали букеты. Вроде, тоже суетились, но почему так спокойно и радостно было за этим наблюдать?
Я решила предложить свою помощь, подошла к одной из женщин и спросила:
— Добрый день, могу я вам помочь?
— Здравствуй, конечно, нам помощь никогда не помешает. Бери тряпочку и пойдем со мной, очень даже славно, что ты пришла. Как звать-то? — поинтересовалась она
— Ника — ответила я и направилась за женщиной.
Мне объяснили, что необходимо сделать, и я приступила к уборке. Как же мне понравился этот процесс! В повседневной жизни я не обращала внимание на детали икон, а когда начала протирать каждую, заметила много нового. Смогла прочитать все надписи, рассмотреть одежды, фон и лики, которые излучали добро и свет. С каждой минутой я чувствовала, как внутри меня воцаряется спокойствие и умиротворение, как радостно и легко становится на душе. Казалось, уже и не было усталости и плохого настроения, все улетучилось, стоило мне прийти в храм.
— Господи, благодарю тебя, за эту возможность прикоснуться к святым угодникам, послушать пение и просто отдохнуть — молилась я.
Уходя, чувствовала заряд энергии. Душа парила, я улыбалась, напевала запомнившийся мотив молитвы, мысленно благодарила Бога.
Конечно, я не перестала уставать от городского шума, но зато теперь точно знаю, куда идти, чтобы сохранять мир в душе. Иоан Златоуст говорил: «Церковь есть духовная лечебница, и приходящие в нее должны получать средства для исцеления, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда».
Автор: Галкина Виктория
Все выпуски программы Частное мнение
8 апреля. О важности воспитания молодого поколения в православной вере

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля.
По окончании богослужения он обратился к пастве с первосвятительским словом, в котором говорил о важности воспитания молодого поколения в православной вере.
Мы, православные люди, каждый на своем месте, должны еще больше работать для того, чтобы вера укреплялась в жизни народа. Родители должны воспитывать в православной вере детей, не стесняясь и ничего не боясь! За детей ответите перед Богом. Вырастите безбожников — может сами будете в храм ходить! А Господь спросит: «А дети твои где? Почему они не с тобой?» То же самое и внуки. Не стесняйтесь, бабушки. Мы знаем силу бабушек, которая способна сокрушить многое. Включайтесь в воспитание ваших внуков! Тем более сейчас так просто: и на телевидении есть религиозные передачи, книг множество издается, проповедь беспрепятственно произносится в храмах. Но вот еще раз хочу сказать: кому больше дано, с того больше и спросится. И вот с нашего поколения может спроситься. В первую очередь за сохранение веры в нашем народе, за воспитание в этой вере следующих поколений наших русских людей. Поэтому, принимая милость Божию, воспринимая ее как действительно дар народу нашему, Церкви нашей, мы в ответ на этот дар должны укреплять свою собственную веру и воспитывать в этой вере наших детей и внуков.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 апреля. Об Архангеле Гаврииле как вестнике Божьем

Сегодня 8 апреля. Собор Архангела Гавриила.
Об Архангеле Гаврииле как вестнике Божьем — священник Николай Дубинин.
Он является Пречистой Деве и сообщает ей, что она станет Матерью Сына Божьего. И невозможно не заметить тот трепет благоговения и заботу со стороны предстателя воинств небесных, который, явившись Деве, успокаивает. Первое, что он говорит: «Не бойся, Мария»! Вот эта забота трепетная, чтобы не напугать человека своим явлением, трогает сердце. И вторым сразу же призывом, это призыв радоваться. Вот нам всем очень важно помнить, что силы небесные не нацелены на запугивание, на устрашение рода человеческого. То, как Архангел говорит с Пречистой Девой, говорит и о той любви к роду человеческому, которую имеют святые воинства небесные.
Все выпуски программы Актуальная тема