
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
2 Кор., 188 зач., IX, 6-11.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Европейский континент в первом веке по Рождестве Христовом представлял собой регион, мало похожий на современную Европу. В ту далёкую эпоху наибольшим значением и влиянием обладали южные приморские города. Например, Коринф, христианской общине которого апостол Павел в своё время направил целых два обширных послания. Отрывок из 9-й главы второго послания к Коринфянам читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 9.
6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,
9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
Город Коринф, расположившись на перешейке между Эгейским и Ионическим морями, контролировал всю морскую и сухопутную торговлю региона. Многие жители Коринфа довольно быстро приобрели себе финансовое состояние, используя выгодное географическое положение этого античного полиса. Как известно, большие деньги могут привести человека к большим порокам. Коринфяне не стали здесь исключением, так как активно и увлечённо тратили заработанное на различные греховные увеселения.
Впрочем, всё изменилось в середине первого века, когда в Коринфе фактически вынужденно оказался апостол Павел. Апостол, планировавший остаться в порочном (как он оправданно полагал) городе на одну ночь, в итоге остался здесь по велению Духа Божия на полтора года и ежедневно проповедовал коринфянам учение Христа. Удивительно, но именно в Коринфе Павла, как нигде, с радостью слушали и евреи, и язычники. Покинув Коринф, апостол оставил после себя большую общину христиан. Павел очень надеялся, что его труды в Коринфе не пропадут даром, а потому заботился о местной церкви и написал коринфским христианам два послания. Отрывок из второго послания апостола Павла к Коринфянам мы только что слышали.
Второе послание к Коринфянам было написано апостолом Павлом в непростых обстоятельствах, когда ему вынужденно пришлось покинуть другой город — Эфес (из-за бунта, который устроили против него язычники). Павел из Эфеса отправился на север Греции в регион под названием Македония. Древняя Македония, по которой путешествовал апостол, до сих пор входит в состав Греции и известна также как родина Александра Македонского. Македонцы, узнав о дальнейших дорожных планах Павла, собрали для него денежные пожертвования для христиан Иерусалима, которые находились в бедственной ситуации из-за гонений иудеев.
Македонцы, которые сами богатыми людьми не были, тем не менее, проявили удивительную щедрость, о которой упоминает Павел в послании к Коринфянам. Делает он это умышленно — христиане Коринфа, безусловно, имели много достоинств, но печально славились своей скупостью. Будучи торговцами, коринфяне привыкли быть прижимистыми в плане денег и не спешили со своими финансами расставаться. Во всяком случае, когда речь не шла о тратах на себя любимых. А потому коринфяне не слишком стремились помогать бедствовавшим христианам Иерусалима.
Апостол Павел призывает христиан Коринфа уподобиться примеру их братьев по вере из Македонии, которые за свою щедрость получили от Бога и материальное благополучие, и духовные дары. Призыв святого апостола был услышан — пристыженным коринфянам, в итоге, удалось побороть своё греховное отношение к деньгам и стать щедрыми благотворителями для бедных христианских общин.
Прозвучавший отрывок из второго послания апостола Павла к Коринфянам, конечно же, имеет значение и для наших дней. Время идёт, но по-прежнему существуют люди, которым по разным причинам нужна помощь, финансовая в том числе. Потому призыв апостола Павла помогать нуждающимся адресован также и современным православным христианам, которые не должны замыкаться на собственном благополучии, но помнить о тех, кому они чем-то могут помочь. Ведь в ряде случаев цена помощи иногда измеряется стоимостью какой-нибудь чашки кофе в небольшом кафе. И то, что для зажиточного человека является пустяковой тратой, для бедного может стать суммой для дневного пропитания.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер