2 Кор., 169 зач., I, 12-20
Глава 1.
12 Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас.
13 И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете, 14 так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа.
15 И в этой уверенности я намеревался прийти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать, 16 и через вас пройти в Македонию, из Македонии же опять прийти к вам; а вы проводили бы меня в Иудею.
17 Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? Или, что я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то «да, да», то «нет, нет»?
18 Верен Бог, что слово наше к вам не было то «да», то «нет».
19 Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было "да«,- 20 ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем "аминь",- в славу Божию, через нас.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди прочего, коринфские христиане обвиняли апостола Павла в том, что его слова расходятся с его делами. Те люди, которых можно назвать лжеапостолами, возбуждали в Коринфе недоверие к основателю общины — Павлу. Судя по всему, в коринфской общине они нашли немало благодарных слушателей, иначе невозможно объяснить, почему откровенная клевета была воспринята за правду. Перед апостолом Павлом стояла очень непростая задача: ему необходимо было во втором послании в Коринф убедить своих адресатов в том, что он с ними предельно искренен, что у него нет никакого «двойного дна», нет стремления к личному обогащению за чей-либо счет, и что его проповедь — это проповедь Христова.
Если вдуматься и попытаться примерить эту историю на самих себя, то задача кажется невыполнимой: с одной стороны есть те, кто клевещет, они находятся в Коринфе, очевидно, это люди, обладающие весомым даром убеждения, с другой — есть письмо, пусть и довольно обширное, но письменная форма общения — это всегда заочный разговор, его вести значительно сложнее, чем лицом к лицу, особенно же трудно письменно убедить в своей правоте тех, кто уже настроен против, и в ком неустанно поддерживают мнение о неправоте автора письма. Но апостол Павел взялся за эту крайне непростую задачу.
Для начала он ссылается на свидетельство собственной совести и призывает коринфских христиан вспомнить о том, как он жил среди них, о чем он говорил и как себя вел. Вспомнить не позднейшие интерпретации его слов и действий противниками, а то, как оно было на самом деле. Здесь апостол использует замечательное выражение: «плотская мудрость». Ее он противопоставляет собственным «простоте и богоугодной искренности». Павел всеми силами избегал во время своей жизни и, особенно, во время пребывания в Коринфе каких-либо преимуществ, чести или славы, он не пытался достичь всего этого обманным путем и тайными махинациями, такой подход он называет «плотской мудростью». Для себя он избрал иной путь, и к нему же он призывает своих учеников, а вместе с ними и всех христиан: необходимо открыть себя для такого образа жизни, который отвечает искренности и любви Божией, проистекает из чистого сердца, которым только и можно узреть Бога. Такой образ жизни дает нам свидетельство чистой совести и даже, при всей необходимой сдержанности, дает нам право хвалиться, зная при этом, что истинная слава и похвала будет только в последнее Откровение Господа, то есть во время Его Второго Пришествия.
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых