— Только один раз схожу к ней. Ненадолго. Всего на пару минут.
— Зачем тебе это, Манодж? Только зря расстроишься.
— Да нет. Я и так всё помню. Хочу увидеть её ещё раз.
Манодж, или Ману, как зовут его близкие, — герой индийского кинофильма «Встреча под дождём». Фрагмент из него мы сейчас услышали. Ману надеется встретиться с Ниру — девушкой, которая когда-то давно была его невестой. Но вышла замуж за другого — богатого и предприимчивого. Прошло семнадцать лет, а Ману так и не смог её забыть...
Киноленту в 2004 году снял режиссёр Ритупарно Гхош, известный своим новаторским подходом к кинематографу. Фильм заметили за пределами Индии — о нём писала мировая пресса, он был номинирован на премию Хрустальный глобус кинофестиваля в Карловых Варах. А у себя на родине получил Национальную кинопремию как лучший фильм года.
Любопытно, что в этой картине мы не увидим многих традиционных для индийского кино приёмов. Герои не поют и не танцуют. С экрана не выплёскивается буйство цветов, красок и эмоций. Зато какие эмоции испытывает зритель! Несмотря на то, что на протяжении всей киноленты, по сути, происходит одно и то же: двое разговаривают в полутёмной комнате, пока за окном идёт проливной дождь. Но режиссёру Ритупарно Гхошу удалось снять этот долгий разговор так, что оторваться от него просто невозможно. Не случайно картину «Встреча под дождём» назвали жемчужиной камерного кино. Именно так отозвался о фильме американский журнал «Вэрайети». И на фоне почти не меняющихся декораций, духовная и психологическая прорисовка героев получилась настолько тонкой, что в какой-то момент начинает казаться, будто читаешь их мысли. И не только слушаешь, затаив дыхание, о чём они говорят, но и знаешь то, о чём они молчат! И всё равно удивляешься, когда Ману вдруг начинает рассказывать Ниру о том, как роскошно он живёт.
— Ты не узнала бы наш дом.
— Почему? Всё так изменилось?
— Это теперь шестиэтажный дом. Мне принадлежат два этажа.
— На втором этаже живёт мама. У неё все удобства есть. Ванная и всё такое. Даже домашний храм.
Разумеется, на самом деле у Ману нет никакого шестиэтажного дома. У него в кармане лишь 12 тысяч рупий, которые он взял в долг у друзей, чтобы встать на ноги после потери работы. Но зачем же он обманывает Ниру? А она? Говорит ли она ему правду, рассказывая, что богатый муж пропадает в зарубежных командировках? Что хозяйством занимаются слуги, которых сейчас просто нет дома? До самого финала картины разговор между героями будет держать зрителя в напряжении, а развязка окажется неожиданной.
Интересно, что картину «Встреча под дождём» режиссёр Ритупарно Гхош снял по мотивам известного рассказа писателя О. Генри «Дары волхвов» — настоящего гимна любви, воспевающего готовность пожертвовать ради любимого человека последним, самым дорогим, что у тебя есть. Конечно, сюжет и детали рассказа в фильме переиначены. Но суть осталась неизменной. И постепенно мы начинаем понимать, что рассказы героев о богатстве — это совсем не желание похвастаться, а... сострадание, стремление оградить любимого человека от своих настоящих проблем. Но любовь прозорлива и милосердна. И торжество этого милосердия режиссёр Ритупарно Гхош во всей полноте раскрывает перед зрителями в финале своей картины «Встреча под дождём».
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











