— Только один раз схожу к ней. Ненадолго. Всего на пару минут.
— Зачем тебе это, Манодж? Только зря расстроишься.
— Да нет. Я и так всё помню. Хочу увидеть её ещё раз.
Манодж, или Ману, как зовут его близкие, — герой индийского кинофильма «Встреча под дождём». Фрагмент из него мы сейчас услышали. Ману надеется встретиться с Ниру — девушкой, которая когда-то давно была его невестой. Но вышла замуж за другого — богатого и предприимчивого. Прошло семнадцать лет, а Ману так и не смог её забыть...
Киноленту в 2004 году снял режиссёр Ритупарно Гхош, известный своим новаторским подходом к кинематографу. Фильм заметили за пределами Индии — о нём писала мировая пресса, он был номинирован на премию Хрустальный глобус кинофестиваля в Карловых Варах. А у себя на родине получил Национальную кинопремию как лучший фильм года.
Любопытно, что в этой картине мы не увидим многих традиционных для индийского кино приёмов. Герои не поют и не танцуют. С экрана не выплёскивается буйство цветов, красок и эмоций. Зато какие эмоции испытывает зритель! Несмотря на то, что на протяжении всей киноленты, по сути, происходит одно и то же: двое разговаривают в полутёмной комнате, пока за окном идёт проливной дождь. Но режиссёру Ритупарно Гхошу удалось снять этот долгий разговор так, что оторваться от него просто невозможно. Не случайно картину «Встреча под дождём» назвали жемчужиной камерного кино. Именно так отозвался о фильме американский журнал «Вэрайети». И на фоне почти не меняющихся декораций, духовная и психологическая прорисовка героев получилась настолько тонкой, что в какой-то момент начинает казаться, будто читаешь их мысли. И не только слушаешь, затаив дыхание, о чём они говорят, но и знаешь то, о чём они молчат! И всё равно удивляешься, когда Ману вдруг начинает рассказывать Ниру о том, как роскошно он живёт.
— Ты не узнала бы наш дом.
— Почему? Всё так изменилось?
— Это теперь шестиэтажный дом. Мне принадлежат два этажа.
— На втором этаже живёт мама. У неё все удобства есть. Ванная и всё такое. Даже домашний храм.
Разумеется, на самом деле у Ману нет никакого шестиэтажного дома. У него в кармане лишь 12 тысяч рупий, которые он взял в долг у друзей, чтобы встать на ноги после потери работы. Но зачем же он обманывает Ниру? А она? Говорит ли она ему правду, рассказывая, что богатый муж пропадает в зарубежных командировках? Что хозяйством занимаются слуги, которых сейчас просто нет дома? До самого финала картины разговор между героями будет держать зрителя в напряжении, а развязка окажется неожиданной.
Интересно, что картину «Встреча под дождём» режиссёр Ритупарно Гхош снял по мотивам известного рассказа писателя О. Генри «Дары волхвов» — настоящего гимна любви, воспевающего готовность пожертвовать ради любимого человека последним, самым дорогим, что у тебя есть. Конечно, сюжет и детали рассказа в фильме переиначены. Но суть осталась неизменной. И постепенно мы начинаем понимать, что рассказы героев о богатстве — это совсем не желание похвастаться, а... сострадание, стремление оградить любимого человека от своих настоящих проблем. Но любовь прозорлива и милосердна. И торжество этого милосердия режиссёр Ритупарно Гхош во всей полноте раскрывает перед зрителями в финале своей картины «Встреча под дождём».
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди