
— Только один раз схожу к ней. Ненадолго. Всего на пару минут.
— Зачем тебе это, Манодж? Только зря расстроишься.
— Да нет. Я и так всё помню. Хочу увидеть её ещё раз.
Манодж, или Ману, как зовут его близкие, — герой индийского кинофильма «Встреча под дождём». Фрагмент из него мы сейчас услышали. Ману надеется встретиться с Ниру — девушкой, которая когда-то давно была его невестой. Но вышла замуж за другого — богатого и предприимчивого. Прошло семнадцать лет, а Ману так и не смог её забыть...
Киноленту в 2004 году снял режиссёр Ритупарно Гхош, известный своим новаторским подходом к кинематографу. Фильм заметили за пределами Индии — о нём писала мировая пресса, он был номинирован на премию Хрустальный глобус кинофестиваля в Карловых Варах. А у себя на родине получил Национальную кинопремию как лучший фильм года.
Любопытно, что в этой картине мы не увидим многих традиционных для индийского кино приёмов. Герои не поют и не танцуют. С экрана не выплёскивается буйство цветов, красок и эмоций. Зато какие эмоции испытывает зритель! Несмотря на то, что на протяжении всей киноленты, по сути, происходит одно и то же: двое разговаривают в полутёмной комнате, пока за окном идёт проливной дождь. Но режиссёру Ритупарно Гхошу удалось снять этот долгий разговор так, что оторваться от него просто невозможно. Не случайно картину «Встреча под дождём» назвали жемчужиной камерного кино. Именно так отозвался о фильме американский журнал «Вэрайети». И на фоне почти не меняющихся декораций, духовная и психологическая прорисовка героев получилась настолько тонкой, что в какой-то момент начинает казаться, будто читаешь их мысли. И не только слушаешь, затаив дыхание, о чём они говорят, но и знаешь то, о чём они молчат! И всё равно удивляешься, когда Ману вдруг начинает рассказывать Ниру о том, как роскошно он живёт.
— Ты не узнала бы наш дом.
— Почему? Всё так изменилось?
— Это теперь шестиэтажный дом. Мне принадлежат два этажа.
— На втором этаже живёт мама. У неё все удобства есть. Ванная и всё такое. Даже домашний храм.
Разумеется, на самом деле у Ману нет никакого шестиэтажного дома. У него в кармане лишь 12 тысяч рупий, которые он взял в долг у друзей, чтобы встать на ноги после потери работы. Но зачем же он обманывает Ниру? А она? Говорит ли она ему правду, рассказывая, что богатый муж пропадает в зарубежных командировках? Что хозяйством занимаются слуги, которых сейчас просто нет дома? До самого финала картины разговор между героями будет держать зрителя в напряжении, а развязка окажется неожиданной.
Интересно, что картину «Встреча под дождём» режиссёр Ритупарно Гхош снял по мотивам известного рассказа писателя О. Генри «Дары волхвов» — настоящего гимна любви, воспевающего готовность пожертвовать ради любимого человека последним, самым дорогим, что у тебя есть. Конечно, сюжет и детали рассказа в фильме переиначены. Но суть осталась неизменной. И постепенно мы начинаем понимать, что рассказы героев о богатстве — это совсем не желание похвастаться, а... сострадание, стремление оградить любимого человека от своих настоящих проблем. Но любовь прозорлива и милосердна. И торжество этого милосердия режиссёр Ритупарно Гхош во всей полноте раскрывает перед зрителями в финале своей картины «Встреча под дождём».
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.