Праздник Сретения Господня ещё называют встречей Ветхого и Нового Заветов. Но что же это значит?
Ветхий Завет - это не просто название части Священного Писания. Выражение происходит от древнееврейского термина, означавшего "старый договор", "прежнее соглашение". В библейском мире «завет» - это название для широко распространённого типа взаимоотношений. Две стороны соглашаются с чем-либо и торжественно произносят клятвы. Завет также мог носить характер односторонней присяги.
За тысячу триста лет до Рождества Христова Господь заключил на горе Синай завет с пророком Моисеем, а в его лице со всем народом Израиля. На них были наложены определенные обязательства, которые получили название Закона Моисея. Исполнявшие завет считались праведниками. Вершиной праведности, чистоты и смирения стала Пресвятая Богородица, от которой воплотился Сын Божий. Добровольная крестная смерть Христа искупила человеческие грехи. Так Бог заключил Новый Завет, но уже не с одним народом, а со всеми людьми. Новые отношения человека с Богом не носят характер обязанности, закона, но основаны на живых взаимоотношениях и любви.
Но в день Сретения Христос ещё не вышел на проповедь и не претерпел страдания на кресте. Его, беспомощного младенца, принесли в Иерусалимский храм, чтобы исполнить Закона Моисея. Он предписывал недавно родившей женщине принести благодарственную и очистительную жертву. Кроме того, мальчика-первенца надлежало посвятить Богу. Дева Мария не нуждалась в таком очищении, потому что зачатие Христа было непорочным. Но она со смирением исполнила Закон. Так Богородица и праведный Иосиф словно перевернули последнюю страницу Ветхого Завета.
Каждое мгновение этого события пронизано символизмом. Иосиф Обручник принёс в качестве искупительной жертвы Богу двух горлиц. В то же время самому Христу предстояло стать той жертвой, которая искупит грехи всех людей. Младенца по обычаю внесли в Иерусалимский храм, но в мистическом измерении это Сам Господь входит в свой дом.
У храма Деву Марию и Младенца Христа встретили последние праведники уходящей эпохи: Симеон и Анна. Спаситель явился им не столпом огня или облаком, извергающим молнии, а беззащитным ребёнком. В одном из песнопений праздника говорится как бы от лица Богомладенца Христа: "Не старец меня держит, а я держу его". Симеон взял на руки Младенца, но в сакральном смысле - наоборот - Сам Господь принял праведного старца, его бессмертную душу.
Симеон и Анна - благочестивый образованный человек и бедная вдова, искренне верующая женщина. Вместе с ними и через них словно все праведники и пророки Ветхого Завета смогли прикоснуться к Господу. «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискуплённое человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Так писал о Сретении святитель Феофан Затворник.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.