«Всероссийский фестиваль „Мой свет — музыка“». Сорея Яншина, Дмитрий Андреев - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Всероссийский фестиваль „Мой свет — музыка“». Сорея Яншина, Дмитрий Андреев

* Поделиться

У нас в гостях были заместитель директора по учебно-воспитательной работе Детской музыкальной школы имени Р.М. Глиэра Сорея Яншина и начальник концертного отдела школы имени Р.М. Глиэра Дмитрий Андреев.

Мы говорили о значении занятий музыкой для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также о всероссийском музыкальном фестивале для таких детей и подростков «Мой свет — музыка».

Ведущий: Алексей Пичугин


А. Пичугин:

— Дорогие слушатели, здравствуйте, «Светлый вечер» на светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин, я рад вас приветствовать и с удовольствием представляю наших гостей. Ближайший час, эту часть «Светлого вечера» здесь, в нашей студии, проведут Сорея Хайдаровна Яншина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Детской музыкальной школы имени Рейнгольда Морицевича Глиэра. Здравствуйте.

С. Яншина:

— Здравствуйте.

А. Пичугин:

— И также здесь, в нашей студии, сегодня Дмитрий Романович Андреев, начальник концертного отдела Детской музыкальной школы имени Глиэра. Здравствуйте.

Д. Андреев:

— Здравствуйте, Алексей. Здравствуйте, дорогие радиослушатели.

А. Пичугин:

— Мы собираемся здесь сегодня, чтобы рассказать вам про очень интересное, важное событие — музыкальный фестиваль, называется «Мой свет — музыка». Он далеко не в первый раз проходит, это уже 7-й будет по счету фестиваль, в конце февраля, то есть совсем скоро, в конце зимы, 20–26 февраля в Москве он пройдет. Но так как фестиваль уже 7-й по счету, это фестиваль для детей с ограниченными возможностями здоровья, я думаю, что наши гости сейчас расскажут немного, в первую очередь начнем мы с истории. Сорея Хайдаровна, Дмитрий Романович, не знаю, кто из вас начнет, про историю фестиваля. Все-таки 7-й, а встречаемся мы с вами здесь, в этой студии, впервые.

С. Яншина:

— Ну да, спасибо. Действительно работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в нашей школе ведется уже очень давно, и уже много поколений преподавателей, детей сменилось, и те дети, которые у нас учились, они уже стали сами музыкантами. И музыкантами с именем, и лауреатами международных конкурсов, и сами сейчас занимаются и педагогической работой, и как бы делают все возможное для того, чтобы было больше возможностей у детей с ограниченными возможностями здоровья. Ну в частности, например, для слепых детей было больше возможностей понять, почувствовать музыку и была возможность больше играть и познавать музыкальные произведения. Потому что так сложилось, что не очень много, например, нотной литературы для детей, которые слепые или незрячие, которые читают именно по Брайлю. Поэтому наши выпускники сейчас занимаются...

А. Пичугин:

— А как это происходит? Это очень сложно для людей, которые незнакомы с технологией, объяснить. Мы все привыкли, что есть нотная партитура, она у музыканта где-то специально на пюпитре или там специальной подставке находится, он играет на инструменте, глядя в партитуру. А если речь идет о незрячем человеке, как он это делает?

С. Яншина:

— Незрячие музыканты, они пользуются музыкальным Брайлем, нотным Брайлем. Есть Брайль, который азбучный, текстовый Брайль, литературный, если можно так выразиться, и есть специальный нотный Брайль. И вот с помощью него, это достаточно сложная очень система, это каждый знак, ну вот такая система шеститочия, это достаточно сложная система. Потому что, если это выстраивается нотный Брайль для двух рук, вот или даже какая-то более сложная партитура, то есть это, в общем, достаточно трудоемко, и для детей нужно приложить немало усилий для того, чтобы его узнать, познать. Поэтому так.

Д. Андреев:

— Да, и хотел бы немножко пояснить радиослушателям, которые незнакомы с этой системой. Для меня очень интересным было открытие, что человек, который читает текст по Брайлю, нотный текст, он должен его сразу учить наизусть. То есть если музыкант зрячий может несколько раз сыграть по нотам, или вообще сыграть целое произведение по нотам, абсолютно его не разучивая, допустим, на концерте прочитать с листа, к примеру...

А. Пичугин:

— То есть для людей, которые не связаны с музыкой, вот я, например, у меня, к сожалению, не сложились отношения с музыкой в плане даже музыкальной школы, когда-то хотя я даже туда ходил. Я все время работаю с текстом, то есть мне это как диктору, если дадут незнакомый текст, велика вероятность, что я его там, исходя из опыта, просто с первого раза, сидя перед микрофоном, прочитаю, даже не видя его никогда. Так же и музыкант: ему положили ноты, даже если он с этими нотами незнаком, он исполнит, глядя в них. Вот сразу я тоже подумал, что для незрячих людей вариант только заучивать.

Д. Андреев:

— Да, они сразу разбирают сложный текст, и при этом делают небыстро, но выучивают сразу наизусть. Это самый, наверное, адекватный способ, и этим и отличается, скажем, разучивание текста. То есть продвижение у незрячего музыканта по тексту медленнее, но тем не менее сразу наизусть — это главное отличие и главная особенность.

А. Пичугин:

— Очень сложно.

Д. Андреев:

— И, может быть, даже это очень интересная особенность, которая даже в чем-то помогает музыкантам незрячим, потому что они, конечно, по-другому воспринимают немножко текст. И медленнее разбирая текст, они быстрее, может быть, выучивают наизусть. Такой парадокс.

С. Яншина:

— Быстрее его анализируют.

Д. Андреев:

— Да.

А. Пичугин:

— Да, анализ еще ведь. Для нас, людей в музыке непросвещенных, мы все время забываем, что есть еще и анализ. Итак, фестиваль, еще раз, VII Всероссийский открытый фестиваль «Мой свет — музыка». Мы сразу оговоримся, что фестиваль открытый и поэтому на ряд выступлений можно спокойно прийти, ну и в первую очередь, конечно, на гала-концерт, который пройдет...

С. Яншина:

— 26 февраля в Российской государственной специализированной академии искусств.

А. Пичугин:

— Где она находится?

С. Яншина:

— Ну это метро «Студенческая».

А. Пичугин:

— Но адрес можно найти, чуть попозже мы его назовем. Итак, с чем вы за это время, за эти годы — вот мы перед эфиром обсуждали, что на самом деле история, она не на семь лет растянулась, то есть 7-й фестиваль — это не раз в год, это достаточно длительная история, с 2008 года идущая. А еще вы говорили, что до этого 14 лет уже были разные пробы, попытки провести мероприятия, работать с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, и вот все это привело уже в итоге к фестивалю только в 2009 году. А как, тоже мы давайте немножко в историю уйдем. Все это начиналось в 90-е годы? То есть 14 лет от 2008-го — это 94-й год, середина 90-х — непростое время. И непростое время для детских школ, музыкальных школ, кружков, секций. Я помню, как раз там чуть позже я сам ходил в различные секции, кружки и школы дополнительные, и что-то там еще по инерции работало с советского времени, а что-то находилось уже в таком, к сожалению, запустении.

С. Яншина:

— Ну да, все это начиналось достаточно уже как бы давно. И одним из первых педагогов была такая вот Татьяна Львовна Шустова, ну она сейчас живет и здравствует, она сама незрячий человек, преподаватель фортепиано. И она привела в школу Сергея (уже Николаевича теперь) Санаторова, который потом стал вот известным тенором, и он является лауреатом международных конкурсов, и он вот в нашей школе учился. И потом он тоже остался в нашей школе преподавать, и таким образом постепенно в нашу школу стали приходить дети, которые хотели бы получить именно вот начальное, но уже как бы профессиональное музыкальное образование. Потому что ну вот какие-то частные уроки, а здесь ребенок может себя больше показать, реализовать, и получить также и знания по сольфеджио, по музыкальной литературе, он может социализироваться, петь в хоре, он может играть в ансамбле — то есть он получает полноценное такое творческое общение человеческое, да, то есть идет его адаптация в коллективе с другими детьми, которые, например, зрячие или имеют там ограничений в здоровье. И тем самым вот так у нас расширялся круг таких учеников, и больше и больше вовлекалось преподавателей вот в этот процесс обучения. То есть и педагоги, которые никогда не занимались с незрячими детьми, с детьми, которые имеют ограничения в своем здоровье, они постепенно как бы вовлекались в эту работу, и вот на сегодняшний момент у нас целый такой достаточно большой в школе создался инклюзивный отдел. И очень большое количество людей уже, которые обучают и на скрипке, и на фортепиано, и вокалу академическому, и эстрадно-джазовому, они все вовлечены. Также вовлечены и преподаватели групповых дисциплин — то есть это и сольфеджио, и хор, и ансамбль.

А. Пичугин:

— А это справедливо внутри вашей школы как для учащихся — то есть есть инклюзивное образование для детей и подростков, у которых ограничения по здоровью вот такие, и для преподавателей? То есть у вас есть и преподаватели незрячие, с какими-то другими возможными нарушениями?

С. Яншина:

— Да, у нас тоже такое есть. У нас сейчас есть преподаватель, у которого, ну как бы он не совсем незрячий, но у которого тоже есть ограничения в здоровье, есть другой преподаватель, который инвалид, по другому здоровью. Поэтому вот у нас как бы создалась такая обстановка, ситуация, и такой вот отдел создался, где могут реализовывать себя и преподаватели, и дети. И вот в 2008 году школа, еще возвращаясь как бы в историю, она получила грант правительства Москвы, и вот в 2009 году, как вы уже сказали, был первый фестиваль. Но до этого эта работа постепенно шла, и нарабатывались какие-то вещи в различные моменты. И вот сейчас уже такая работа полномасштабная ведется, и у нас достаточно большой отдел детей, то есть детей, которые имеют вот какие-то моменты, ограничения в здоровье, какие-то ограниченные возможности здоровья, но которые могут получить внимание со стороны педагогов, получить образование. И, соответственно, тоже подбираются и определенные программы — то есть мы смотрим на возможности ребенка, это абсолютно индивидуальный подход. Есть дети, как раз так вот природа распорядилась, что, может быть, какое-то ограничение в здоровье по зрению, но зато ребенок очень активно, с большим желанием и талантливо развивается в плане музыкальном. И они совершенно могут спокойно, да, соответствовать той программе, например, предпрофессиональной, которой соответствуют дети, которые не имеют ограничений в здоровье. И также есть у нас, например, программы адаптированные, которые приспособлены под какие-то моменты со здоровьем у детей. Поэтому если они не могут что-то, в полном масштабе освоить эту профессиональную программу, то для них подбираются определенные часы, которые они могут освоить.

А. Пичугин:

— Напомним, что в гостях у светлого радио сегодня Сорея Яншина и Дмитрий Андреев, представители Детской музыкальной школы имени Глиэра. Кстати, школа наши фактически соседи, у них здесь, неподалеку от Ленинского проспекта, от «Октябрьской», да и школа музыкальная с другой стороны находится, на Якиманке, район «Гагаринский», Детская школа имени Глиэра в районе Якиманка. Ну, в общем, соседи и по-соседски так сегодня встречаемся. Но встречаемся по очень хорошему, я думаю, поводу. Мы хотели бы вам рассказать и пригласить, конечно же, тоже на фестиваль 7-й уже фестиваль для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Мой свет — музыка», который с 20 по 26 февраля будет проходить на разных площадках. А что будет на фестивале, как он будет организован, где будут проходить концерты, кто будет участвовать — давайте об этом подробнее поговорим.

Д. Андреев:

— Ну немножко про структуру я расскажу.

А. Пичугин:

— Да, про структуру.

Д. Андреев:

— Фестиваль «Мой свет — музыка» — это некоммерческий проект в сфере культуры, ориентированный на поддержку музыкального искусства, музыкального образования и музыкальной конкурсной и концертной практики детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в том числе. У нас, стоит сказать, какие категории детей с ограниченными возможностями здоровья могут принять участие — это и слепые, и слабовидящие, и глухие, поздно оглохшие, тяжелые нарушения речи, дети, которые имеют нарушения опорно-двигательного аппарата — ДЦП, аутизм, задержка психического развития, умственная отсталость и просто инвалиды, которые также требуют дополнительного внимания.

А. Пичугин:

— То есть мы можем сказать, что в данном случае музыка выступает для ряда вот эти категорий заболеваний, которые вы перечислили, еще и как возможность реабилитации, реабилитации через музыку?

Д. Андреев:

— Конечно, социализация, реабилитация. Это уникальное творческое пространство, которое организовано благодаря нашим партнерам, ну прежде всего, конечно, инициатива идет нашей музыкальной школы, но одни бы мы не справились никогда. Поэтому мы очень заранее благодарны тем организациям, партнерам, которые вместе с нами помогают делать этот большой праздник для детей. Потому что действительно праздник, если опять-таки вернуться к структуре фестиваля — это не только конкурсные прослушивания, которые мы устраиваем два-три дня и каждый может выступить, но, помимо конкурсных прослушиваний, мы еще организовываем экскурсии, которые имеют инклюзивную направленность и концерты, в которых опять могут принять участие абсолютно все желающие. То есть дети не только один раз приехали на фестиваль, сыграли конкурсную программу и ждут результата, они еще могут выступить на концерте, а может быть, даже и не на одном концерте в наших учреждениях-партнерах, музеях Москвы.

А. Пичугин:

— Но только Москвы.

Д. Андреев:

— Ну мы пока не вышли за рамки Москвы именно в концертной своей деятельности, потому что в Москве очень много интересных локаций, где можно играть.

А. Пичугин:

— Ну это правда, да.

Д. Андреев:

— Поэтому вполне возможно, что в будущем мы будем выезжать в другие города. Но тем не менее, помимо еще концертной деятельности, у нас и экскурсии, очень прекрасный гала-концерт, куда попадают, наверное, самые яркие номера.

А. Пичугин:

— Ну вот про гала-концерт мы поговорим чуть позднее. А в фестивале в целом участвуют молодые люди откуда? Это только Москва, только учащиеся вашей школы или разных школ Москвы? Или это такая всероссийская история?

Д. Андреев:

— Ну как видно из названия, история всероссийская, но сначала, конечно, все начиналось с Москвы, с Московской области. Но опять не было бы счастья, да несчастье помогло, да, если вспомнить пандемию, период, когда мы не могли собирать у себя в зале, допустим, участников очно, то многие школы в том числе, проводя фестивали и конкурсы, ввели дистанционный формат участия, то есть позволили оценивать выступления детей именно по видеозаписям. И, соответственно, этот формат успешно прижился, и вот в 21- м году нам пришлось провести 6-й фестиваль именно в таком формате, в дистанционном. И мы получили очень много заявок не только из Москвы и Московской области, но и из городов крупных — Петербург, Ленинградская область, Нижний Новгород, Омск, Томск, Самара, Саратов — я боюсь кого-то забыть, но тем не менее городов было очень много, мы посчитали, там порядка 60 городов участников у нас было. Естественно, мы подумали: ну какой же он московский, он уже не московский совершенно, он всероссийский. И мы, конечно, поменяли статус на всероссийский, тем более этому способствовала как раз география фестиваля. И дистанционно мы получили много очень заявок, это порядка трехсот участников, которые действительно показали свой талант. После этого мы подумали, что будет неправильно в период, когда уже у нас нет пандемии, оставлять только очный формат участия, потому что действительно не все дети, не все участники могут приехать к нам в Москву и выступить, и поэтому было принято решение оргкомитетом оставить два формата — дистанционный и очный, как было до там 2020 года. И поэтому данное решение сыграло опять-таки в пользу увеличения географии фестиваля, и теперь у нас дети имеют возможность и приехать в Москву, сыграть у нас — мы никому абсолютно не запрещаем из других регионов, мы только рады будем всех видеть. И, соответственно, детям из регионов, которые приехать не могут к нам. Тем самым у нас даже сейчас, если говорить о предварительных, скажем так, итогах заявочной кампании, то это уже порядка 180 заявок со всей России — это не только сольное исполнительство, это еще и дуэты и ансамбли, до 18 человек, то есть фактически предварительно можно говорить о 400–500 участниках уже.

А. Пичугин:

— А что вам это дает? Ну вот какое-то личное отношение к этому же наверняка есть, тем более что вы столько лет занимаетесь. Я понимаю, что, может быть, там вы позже присоединились, но все равно, это же все проходит через вас. И, соответственно, общаясь и с ребятами, и с их родителями, и организуя это мероприятие, у вас обязательно есть к этому личное отношение.

С. Яншина:

— Ну конечно, безусловно. Потому что я сама занимаюсь, вот я преподаватель-теоретик, преподаю сольфеджио, слушание музыки, музыкальную литературу, и у меня вот уже второй ребенок обучается по сольфеджио, который незрячий. И, естественно, что я сама прохожу через эту историю в занятиях, в непосредственном общении, и я всегда удивляюсь этим детям. И вот сейчас у меня есть ученица одна, она очень талантливый человек, замечательный просто, это и приятное общение, и человек старается очень, и собирается посвятить свою жизнь музыке. И я понимаю, что вот мне хочется как бы, да, рассказать о таких детях как можно большему количеству людей. Потому что чтобы о них узнали, о них услышали и те дети, которые, может быть, тоже где-то у них какие-то проблемы со здоровьем и им кажется, что они не могут, не верят в себя, чтобы они, увидев, услышав о таких возможностях, о том, что можно так развиваться, что можно чего-то достигать, чтобы они поверили в себя. И они преодолели себя, и чтобы они понимали, что у них все получится, и что не нужно терять надежду, что не нужно опускать руки. И это касается детей, у которых нет ограничений здоровья. Потому что иногда кажется ребенку, что вот все плохо, там какой-то преподаватель поругал, и все, я ни к чему не способен. И что вот какая-то лень, да, сейчас вот в современной молодежи, детей, какое-то такое отношение, может быть, незаинтересованное. И чтобы вот как-то взбодрить, заинтересовать детей, даже которые здоровы, чтобы они увидели, как же вот так: вот ребенок, который совершенно ничего не видит, он так прекрасно играет на рояле. Ребенок, который там аутист, он так волнуется, он выходит, он весь трясется. Он кладет руки на рояль — и рояль под ним совершенно замечательно звучит. Что вот эти дети на такое способны, что они смогли достичь таких результатов и вот так вот преодолеть себя в своей болезни. И также всегда хочется, чтобы узнали о преподавателях, которые работают с этими детьми, которые прикладывают к этому массу своих усилий, времени и пытаются все время найти какие-то варианты, выходы, да, как вот приспособиться к этому, чтобы понять, как с этими детьми работать. То есть и вот в связи с этим у нас первое мероприятие, которое будет на фестивале, это конференция. Конференция тоже всероссийская, и приезжают и директора, и замдиректора известных учебных учреждений со всей России. Это и специализированная школа для слепых города Армавира, это и Курский музыкальный колледж, и также эта конференция будет транслироваться, и где будут разбираться различные вопросы и показываться уроки.

А. Пичугин:

— А когда она будет?

С. Яншина:

— Она будет 20 февраля в нашей школе.

А. Пичугин:

— Да, но вы говорите, она будет транслироваться. Соответственно, те из наших слушателей... Вы знаете, ведь я все время апеллирую к нашим слушателям, знаете, почему это важно, нас слушают в очень большом количестве российских регионов. И я уверен, что нас слушают в семьях, где есть дети, у которых как раз вот те самые сложности, и они, может быть, незрячие и аутизм, и эти дети тянутся к музыке, и эти дети — я немного представляю себе вот этот мир инвалидов и понимаю, что если у человека что-то закрыто, то у него это во многом компенсируется через какие-то другие возможности восприятия мира. Я как-то вот связан всю жизнь с миром неслышащих людей и понимаю, что у них это открывается через краски, среди неслышащих людей множество замечательных художников, поэтов, писателей. Также вот среди незрячих я представляю, что много людей, которые прекрасно исполняют музыку, пишут музыку. Я уверен, что среди наших слушателей есть семьи, вот где эти как-то присутствуют проблемы. И вы говорите про конференцию, и наверное, даже не участие, а просто хотя бы посмотреть доклады, послушать доклады, познакомиться, пускай в заочной форме, с людьми, которые об этом говорят, было бы важно. То есть я так правильно понимаю, что к этой конференции хотя бы так можно присоединиться?

Д. Андреев:

— Да, она будет в открытом доступе. У нас до определенных событий, соответственно, очень активно мы стали развивать YouTube-канал нашей музыкальной школы — это не просто YouTube-канал, это целый виртуальный концертный зал. Мы одни, наверное, из первых в Москве — может быть, конечно, я не до конца владею информацией, но тем не менее я точно понимаю, что не все занимаются прямыми трансляциями с хорошим звучанием.

А. Пичугин:

— Да, ну вы про себя расскажите.

Д. Андреев:

— И мы как раз начали в рамках своей концертной деятельности музыкальной школы прямые трансляции и как раз опробовали возможность проведения прямых эфиров, в том числе и конференций. И как раз сейчас конференция пройдет на нашем YouTube-канале — это будут спикеры, которые будут в зале, будут спикеры, которые будут на интернет-площадках к нам присоединяться, будут показывать свою работу с детьми как очно, так и дистанционно. И конференция будет очень интересной, потому что действительно разные аспекты затронуты инклюзивного образования. Мы поговорим о том, что действительно у нас есть свои наработки, представители других учреждений привезут опять-таки свои знания, свой опыт, который будет очень интересно перенять абсолютно всем учреждениям, которые занимаются проблемой инклюзивного образования. И информацию, конечно, можно будет найти на нашем сайте официальном, мы выложим обязательно ссылку, по которой можно будет присоединиться. Ссылка для регистрации на конференцию уже открыта, сейчас уже можно пройти и, соответственно, рассказать о том, что вы хотите послушать.

А. Пичугин:

— Давайте сайт назовем: https://glier.music.mos.ru/ — пускай так сложно звучит, потому что у нас сейчас бюджетные образовательные учреждения, бюджетные государственные культурные учреждения, они практически все расположены на городском портале «Москва», Мос.ру и они к нему привязаны. Но вы можете просто в любом поисковике набрать: «Детская музыкальная школа имени Глиэра», и там первая же ссылка выдачи будет обязательно вести на сайт школы. Там можете найти и форму регистрации на конференцию и регистрации на гала-концерт. Я надеюсь, что она или уже появилась, или в ближайшее время появится, потому что это очень интересное событие — 26 февраля уже по итогам фестиваля пройдет гала-концерт, можно будет его посетить. Просто учтите, что зал, сам зал, он небольшой достаточно, вмещает, может быть, не более 500 человек, а то и меньше. Но я надеюсь, что вот если вы зарегистрируетесь, или позвоните в школу и сообщите — контакты тоже можно найти на сайте, — сообщите о своем желании прийти, то такая возможность будет. Я напомню, дорогие слушатели, что сегодня у нас в гостях Дмитрий Андреев, начальник концертного отдела Детской музыкальной школы имени Глиэра. Сорея Яншина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы имени Глиэра. Я Алексей Пичугин. И мы через минуту к нашему разговору вернемся.

А. Пичугин:

— Возвращаемся в студию светлого радио. Напомню, друзья, что у нас в гостях сегодня Сорея Яншина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Детской музыкальной школы имени Глиэра московской, Дмитрий Андреев, начальник концертного отдела школы. И мы говорим о фестивале «Мой свет — музыка» для детей и юношества с ограниченными возможностями здоровья, который пройдет с 20 по 26 февраля, уже совсем скоро, в Москве. 26-го состоится заключительный гала-концерт, где будут исполнены наиболее интересные номера, произведения прозвучат, которые представят молодые люди с ограниченными возможностями здоровья. И это очень важное событие, мы, конечно, с удовольствием присоединяемся к его поддержке. Да, давайте про гала-концерт теперь подробнее поговорим.

Д. Андреев:

— Ну я, наверное, начну, а вы упомянули слово «поддержка» — действительно стоит отметить, что музыкальная школа проводит фестиваль абсолютно за счет своих собственных средств, то есть мы не берем взносы с участников ни в коей мере, участие в фестивале абсолютно бесплатное. И благодаря активным стараниям директора нашей музыкальной школы, Арнольда Леопольдовича Штейнгауэра, у нас появилась возможность привлечения новых партнеров и друзей фестиваля. И мы не обошлись бы, наверное, без поддержки наших партнеров, о которых стоит сегодня сказать. Это благотворительная программа «Особый взгляд», это Академия культурных и образовательных инноваций, это всегда наши учреждения-партнеры, которые помогают, и в том числе вот, допустим, Российская государственная специализированная академия искусств, она помогает нам залом для гала-концерта, это очень здорово. И здесь стоит отметить тот факт, почему мы еще проводим гала-концерт и просим о том, чтобы он проходил в высшем учебном заведении. Потому что наш фестиваль своего рода является трансляцией того, как музыкант, юный музыкант, ребенок может сделать музыку своей профессией. То есть на нашем фестивале как раз представлены учреждения, которые могут предложить юному музыканту продолжить свое обучение дальше и выбрать музыку своей профессией. То есть фактически обучаясь в музыкальной школе, занимаясь музыкой и имея определенные успехи, можно поступить, к примеру, в Курский музыкальный колледж для слепых, получить там уже среднее профессиональное образование. И впоследствии поступить уже в вуз, в ту же Российскую специализированную академию, которая уже сможет дать уже юноше или девушке высшее образование. Тем самым мы показываем всю вертикаль музыкального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

А. Пичугин:

— А Российская специализированная академия искусств, о которой Дмитрий Андреев говорит, да, это такое достаточно интересное учебное заведение, которое находится, и там же гала-концерт будет проходить — Резервный проезд, 12, — это метро «Студенческая» или метро «Киевская», уж там тоже можно в интернете посмотреть, где точно. Там есть ряд факультетов — это факультет изобразительных искусств, музыкальный факультет, театральный факультет и межфакультетская кафедра гуманитарных дисциплин. Заведению уже немало лет, скоро как 40, в 90-м году оно было основано. Это такое структурное подразделение Всесоюзного центра творческой реабилитации инвалидов — то есть это вот как раз профильная история, о которой мы сегодня и говорим. Вы говорили про Курск, у нас в России только в Курске есть такое музыкальное заведение, да, специализированное?

С. Яншина:

— Ну да, он еще ведь открывался во времена Великой Отечественной войны, как учреждение для людей, которые потеряли зрение именно вот...

А. Пичугин:

— Во время войны.

С. Яншина:

— Во время войны, да. И поэтому вот оно такое самое, наверное, ну как бы старинное что ли.

А. Пичугин:

— Я просто никогда не знал, повода не было, ну вот спасибо. Мы, может быть, даже с удовольствием кого-нибудь пригласим из колледжа, чтобы подробнее поговорить про его деятельность, потому что, правда, это все очень важная история.

Д. Андреев:

— Стоит отметить, что есть специализированные заведения, а есть обычные в том числе музыкальные училища, которые занимаются в том числе инклюзивным образованием. Вот то есть мы как раз в рамках фестиваля хотим найти такие учреждения и подружить их между собой. Потому что зачастую участники фестиваля друг о друге просто не знают, учреждения-партнеры, может быть, слышали, но не имеют тесный контакт. Вот как раз мы на нашей платформе и конференции знакомим учреждения, знакомим участников, для того чтобы они после конференции смогли действительно найти друг друга, пообщаться и обменяться необходимым опытом уже вне этого нашего фестиваля. А наш фестиваль является всего лишь катализатором к этому необходимому общению.

А. Пичугин:

— Вот возвращаясь к фестивалю. Давайте все-таки немножко поподробнее расскажем о том, как вот он будет проходить, разделяясь на даты, отделы, на что можно прийти, на что сложно прийти, на что стоит обратить внимание. Может есть, какие-то секции, на которые опять же прийти вот так нельзя очно, но где-то будет сделана трансляция. Если в этом году будет нельзя на это направление подавать заявку — ну понятно, что уже нельзя, да, но будет следующий год, будет следующий фестиваль. Вот это очень важно проговорить подробно.

С. Яншина:

— Ну если говорить о самом вот уже о том, как будет проходить фестиваль, ну мы сказали о том, что 20-го числа будет конференция, да, на которую могут зарегистрироваться слушатели, прийти, и это не обязательно...

А. Пичугин:

— Посмотреть, да.

С. Яншина:

— Посмотреть, послушать, и это могут быть родители, это могут быть ребята, дети и преподаватели — то есть достаточно широкий круг людей, которых эта тема волнует. И как раз вот в продолжение уже нашего разговора тема конференции — это «Специфика формирования непрерывного инклюзивного творческого образования в современных условиях» — то есть школа, колледж, предуниверсариум, вуз — то есть это проблема, которая волнует всех, проблема дальнейшего образования детей с ограниченными возможностями здоровья и дальше их возможность социализации, как они могут себя потом реализовывать, уже и получив образование, и как на всех ступенях обучения, готовить детей к дальнейшему прохождению и поступлению в учебные учреждения. Ну следующий день у нас будет прослушивание, оно намечено в специализированном школе-интернате № 1, которая тоже является давними нашими партнерами, и директор этого интерната тоже всячески всегда нас поддерживает и помогает, это Иван Владимирович Вишнивецкий, и мы давно сотрудничаем с этим интернатом, с давних пор, вот начиная с самого первого фестиваля. И там тоже будет 21-го числа проходить прослушивание детей. И ну вот на следующий день, 22 февраля, будет прослушивание уже проходить в стенах нашей школы. В дальнейшем два дня, они рассчитаны до гала-концерта на то, чтобы участники фестиваля, дети, которые участвовали в прослушиваниях, могли сыграть на разных концертных площадках музеев, так сказать, и наших партнеров, и тех программах, которые предлагают наши партнеры. То есть ну вот по предыдущим фестивалям это у нас был...

Д. Андреев:

— Музей Сидура.

С. Яншина:

— Да, Музей Сидура, Еврейский музей, толерантности музей, на «Новослободской». И предоставлялись там, так сказать, концертные площадки, где дети играли, а затем были очень интересные экскурсии проводились для детей вот с ограниченными возможностями здоровья. То есть там вот именно эти моменты учитывались, когда если дети незрячие, то есть специальные были посвященные лекции и экскурсии проводились по экспонатам музея.

Д. Андреев:

— То есть экскурсии должны быть адаптированы непосредственно для детей с ограниченными возможностями здоровья, это важно. Потому что не во всех музеях это сейчас есть, но тем не менее многие уже стали в этом направлении активно работать. И действительно мы узнаем об интересных экспозициях, которые адаптированы как раз для детей с ограниченными возможностями здоровья. И если таковые имеются, естественно, мы идем на контакт, и музеи многие отвечают действительно положительно. Вот вопрос только, конечно, графика, чтобы все уместить и всем было удобно приехать, посетить, это отдельная история. И в этом нам очень помогает там та же программа «Особый взгляд», которая тоже является партнерами многих музеев.

А. Пичугин:

— А что за программа?

Д. Андреев:

— Программа, которая занимается непосредственно проблемой незрячих детей и людей, и, соответственно, они уже являются партнерами не первый раз нашего фестиваля. И всегда помогают не только тем, что предлагают из числа своих партнеров, скажем так, нам площадки концертные, локации, где уже проще вести диалог, да, не надо писать много писем, где просто можно приехать и поиграть. Они нам даже помогали тем, что музей Еврейской культуры и толерантности устроил нам сцену, привезли фортепиано, и мы сделали там очень красивый, хороший концерт. И после чего дети, конечно, посетили еще и экскурсию. И поэтому без наших партнеров ничего бы не получилось. Мы сейчас просто не можем назвать пока все музеи, которые мы хотим обойти, потому что еще...

А. Пичугин:

— Ну еще время осталось, да.

Д. Андреев:

— Остались договоренности, да, но тем не менее мы можем точно сказать, что программа будет интересной. И все дети и все юноши и девушки, которые примут участие в нашем фестивале, конечно же, будут, надеемся, приятно удивлены от творческой атмосферы, которая царит на нашем фестивале.

А. Пичугин:

— Давайте еще про школу поговорим. Потому что вы представляете руководство московской музыкальной детской школы, у нас из детских музыкальных школ ну я не помню, в мои программы, по-моему, не приходили гости, возможно, к коллегам, но это интересно. Расскажите про вашу школу и про того, чье имя она носит. Потому что Глиэра знают, конечно, но в основном знают в таких музыкальных кругах.

С. Яншина:

— Наша школа в этом году, вот в 23-м году будет отмечать 90-летний юбилей.

А. Пичугин:

— Ого.

С. Яншина:

— Да, то есть наша школа существует достаточно давно.

А. Пичугин:

— И сам Глиэр к ней имел отношение.

С. Яншина:

— Ну уже потомки, скажем так, Глиэра непосредственно имели к ней отношение.

А. Пичугин:

— Но просто он-то умер не 90 лет назад, а 60, поэтому...

С. Яншина:

— Да. Дело в том, что один из директоров школы, который проработал в школе 40 лет, это Александр Абрамович Шегаль, он как раз в свое время познакомился и с Глиэром, и с его семьей, и вот до сих пор продолжается у нас дружба, плотное общение с семьей Глиэра, с его правнуками. И общались с его внучкой Сэентой Викторовной Глиэр, и с ее сыном, Кириллом Новосельским. И сейчас правнуки Глиэра, они тоже учились в нашей музыкальной школе. Поэтому у нас вот такое достаточно тесное творческое общение. И вот школа имеет такую давнюю историю.

Д. Андреев:

— Ну Глиэр, стоит отметить, что имеет отношение не только к конкретной школе, да, он и ко всему музыкальному образованию.

А. Пичугин:

— Ну естественно.

Д. Андреев:

— Это великий композитор, которого мы чтим. Да, он умер в 56-м году, но тем не менее он внес неоценимый вклад в развитие музыкальной культуры, музыкального образования. Он же являлся долгое время председателем Совета композиторов, поэтому, конечно, мы очень счастливы, что нам посчастливилось носить имя именно Рейнгольда Глиэра. И более того скажу, что, может быть, не все знают, ну такой простой пример из жизни, где можно услышать музыку Рейнгольда Глиэра. Кто-то, может быть, кто увлекается музыкальным искусством, скажет, что это, конечно, балет «Медный всадник», который часто сейчас ставят последнее время в Петербурге. Но гораздо проще услышать музыку Глиэра на Московском вокзале в Санкт-Петербурге.

А. Пичугин:

— Да, когда поезд отправляется... Да, конечно, а я не знал.

Д. Андреев:

— «Красная стрела» когда прибывает, вас встречает музыка Рейнгольда Глиэра, которая легла, полностью фактически в основу гимна Санкт-Петербурга, то есть музыка из балета «Медный всадник».

А. Пичугин:

— Я на «Красной стреле» ездил последний раз в 95-м или 96-м году, но я в Петербурге, опять же на Московском вокзале, отправляясь в Москву, да, слышал неоднократно тоже.

Д. Андреев:

— Вы знаете, я хотел даже специально проверить недавно, пару лет назад буквально поехал специально, купил билет на «Красную стрелу». Действительно, музыка звучит. Ну мои пожелания, чтобы она, конечно, была погромче, но тем не менее кто вот внимательный слушатель, он может услышать именно эту музыку. И эта музыка легла также в основу гимна нашей музыкальной школы. Мы подумали, что это будет здорово, и действительно, у нашей школы родился гимн, который вобрал в себя вот все самое, наверное, интересное, что могло действительно быть полезным в веках, то есть мы увековечили эту музыку еще и в рамках нашей музыкальной школы.

А. Пичугин:

— А как к вам попадают?

Д. Андреев:

— Вы имеете в виду поступают в нашу музыкальную школу?

А. Пичугин:

— Да, с какого возраста, как отдать ребенка?

С. Яншина:

— Ну попасть к нам вообще-то можно даже в три года, потому что у нас есть как бы внебюджетное такое отделение, оно называется...

А. Пичугин:

— Музыкальный садик?

Д. Андреев:

— Не совсем садик, там нельзя прийти и оставить ребенка, как в садике. Его можно привести на занятие и потом забрать. Это такая творческая группа, называются эти занятия, ну вот именно в этой группе, называются «Щелкунчик», и там занимаются дети от трех до пяти лет. Они занимаются ну таким игровым сольфеджио, да, есть и занятия ритмикой, даже есть занятия гимнастикой — то есть они ходят с ковриками, то есть там все, в общем. И как бы по итогам года, даже полугодия, обязательно ставится детский музыкальный спектакль с участием детей, вот даже таких маленьких. У нас есть дошкольное отделение, группа эстетического развития тоже как бы. Вот есть группа эстетического развития «Щелкунчик», а есть просто дошкольное отделение, где дети уже как бы непосредственно готовятся к поступлению в школу — то есть это дети начинают, уже могут заниматься с четырех, пяти, шести лет, и там идут занятия по сольфеджио, по ритмике и хоровые занятия, по хору. А потом уже да, идет непосредственно поступление в саму школу на бюджетное отделение. Пожалуйста, приходите, поступайте — то есть это дети, начиная с шести с половиной лет. И совершенно такой широкий круг тех возможностей, которые школа предоставляет: это и занятия на фортепиано, на струнных инструментах — скрипка, арфа, виолончель, народные инструменты — то есть это аккордеон, баян, домра, гитара, балалайка. Также инструменты духовые, инструменты духового оркестра, ударные инструменты — то есть это флейта, кларнет, саксофон. Что я еще не сказала?

А. Пичугин:

— Ну все, вот как почти в любой музыкальной школе, есть такой классический набор инструментов, на которых обучают играть.

С. Яншина:

— Ну да.

Д. Андреев:

— Практически на всех учим инструментах, потому что у нас и существуют оркестры, в которых все инструменты задействованы, хоры все существуют.

С. Яншина:

— У нас есть хоровой отдел, вот отдельно он у нас вот второй год, как открылся, открыли хоровой отдел, где дети вот именно занимаются хоровым пением, у них идет хоровое сольфеджио. И мне кажется, замечательный уже складывается коллектив, замечательный педагог, они буквально участвуют у нас во всех концертах, и вот у них уже какой-то выработался свой стиль даже. Поэтому очень интересно на самом деле. И также у нас есть вокальный отдел, где можно учиться и народному пению, академическому вокалу, эстрадно-джазовому вокалу. Поэтому, в общем-то, возможностей достаточно много.

Д. Андреев:

— Ну вы знаете, лучше всего за нас будут говорить наши музыкальные успехи, то есть наши концерты, которые можно опять-таки посетить в очном формате. А мы выкладываем информацию на нашем официальном сайте, у нас есть Телеграм-канал, в котором тоже можете подписаться на Детскую музыкальную школу Глиэра, в котором есть афиши. Вот, к примеру, сейчас будет концерт нашего замечательного преподавателя, выпускника нашей музыкальной школы, а впоследствии и Московской государственной консерватории, Тихона Савельева, кому очень интересно фортепианное творчество, приходите. Концерт будет также в прямом эфире на нашей площадке виртуального концертного зала. И вот как раз на этой площадке вы можете посмотреть многие наших концерты — отчетные концерты отделений, преподавателей, гостей нашей музыкальной школы, которые часто проходят в прямом эфире, и запись остается на канале. И вот одна, наверное, из таких наших очень почетных гостей за последнее время, это была Екатерина Мечетина, которая приходила к нам, заслуженная артистка Российской Федерации, играла сольный концерт на нашем прекрасном рояле. А рояль у нас тоже отменный — это концертный большой рояль, который, модель, соответственно, тоже обслуживает конкурс Чайковского, вот из роялей предлагается конкурсантам. То есть, в принципе, мы предлагаем лучшие, наверное, условия для наших исполнителей, поэтому к нам приходят гости, которым действительно интересно у нас поиграть. И это все можно увидеть как раз в нашем виртуальном концертном зале для тех, кто не имеет возможности, может быть, приехать к нам на концерты лично. Так что можно проследить вообще историю концертов с 2020 года. Вот мы начали наши трансляции, по-моему, даже с конца 2019-го, и вот уже практически три года мы занимаемся тем, что транслируем наши музыкальные успехи. Вот это многим нравится, у нас достаточно большое количество просмотров наших концертов. И мы стараемся развиваться, и все время предлагаем лучший звук — это тоже является одним из наших проектов, нашей музыкальной школы, которая, конечно, занимается не только тем, что реализовывает предпрофессиональные дополнительные программы и общеразвивающие для наших детей, мы стараемся действительно и в школе создать максимально творческую атмосферу.

А. Пичугин:

— Я напомню, что у нас в гостях сегодня Сорея Яншина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Детской музыкальной школы имени Глиэра. И Дмитрий Андреев, начальник концертного отдела школы имени Глиэра. Мы говорим, в первую очередь мы сегодня говорим про замечательный фестиваль, который будет проходить с 20 по 26 февраля, он называется «Мой свет — музыка», для детей и юношества с ограниченными возможностями здоровья. Кстати, уже 7-й фестиваль. Сейчас мы к нему вернемся, Дмитрий, только вот вы еще про один проект начали рассказывать.

Д. Андреев:

— Да, я просто про школу все говорил, что у нас школа единственная в нашем районе, Якиманки, так уж нам повезло, и поэтому мы стараемся своей деятельностью охватить наш район, Якиманку. И у нас родился социальный культурный проект, опять-таки во время пандемии это все произошло, но тем не менее, слава Богу, что она закончилась, и мы вышли уже непосредственно на площадки наших учреждений-партнеров именно района. И у нас проходили концерты по разным направлениям этого проекта и, наверное, одной из главных задач проекта является не просто сыграть красивый, хороший концерт, но и вспомнить историю нашего уникального района, потому что буквально каждое здание, каждый кусочек земли, по которому мы ходим, он имеет большую, богатую историю.

А. Пичугин:

— Ну, к сожалению, район сильно порезали, причем порезали относительно недавно, всю Якиманку, там одну сторону снесли в 80-е годы, но тем не менее еще много всего осталось. И, правда, район очень важный, интересный, район стоит того, чтобы просто потратить время, прийти, какую-нибудь экскурсию, может быть, заказать.

Д. Андреев:

— Ну вот мы наших концертах рассказываем в том числе об интересных событиях района, вспоминаем историю, и все это делаем через призму музыкальных концертных номеров. Поэтому у нас интересно, приходите. Опять-таки все анонсы наших концертов можно будет увидеть на нашем сайте и также в Телеграм-канале, и еще у нас есть группа в ВК. Так что, пожалуйста, присоединяйтесь к нам, мы будем рады видеть вас на наших концертах.

А. Пичугин:

— Итак, давайте вернемся к фестивалю. Еще раз: с 20 по 26 февраля, ну наверное, все-таки в первую очередь мы слушателей приглашаем на гала-концерт. Если кто-то к нам только сейчас присоединился, не слушал программу с самого начала, фестиваль завершается 26 февраля большим гала-концертом, где прозвучат самые лучшие номера, будут исполнены произведения молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья. Все это пройдет в Российской специализированной академии искусств, она находится неподалеку от метро «Студенческая» или метро «Киевская» — это Резервный проезд, 12, в районе Дорогомилово. Ну да, ближе всего, наверное, метро «Студенческая». Там концертный зал, знаете, я посмотрел сейчас в интернете, он действительно, наверное, не очень большой, поскольку сама академия находится в старом типовом таком сталинском школьном здании. Я просто очень хорошо помню именно вот этот проект, поскольку именно в таком здании была моя школа. Я помню актовый зал — ну да, там, наверное, не 300 человек, конечно, побольше вмещается, но зал не очень большой. Поэтому действительно интересное событие, друзья, если вы заинтересовались, то спешите зарегистрироваться на сайте https://glier.music.mos.ru/ — это сайт музыкальной школы имени Глиэра. Там можно заполнить форму или обратиться по телефону музыкальной школы и сообщить о том, что вы хотите посетить этот концерт. Концерт бесплатный, но вот надо как-то зарегистрироваться, поскольку места, тоже их не очень много, а желающих много. Ну будет, как я понимаю, трансляция.

Д. Андреев:

— Трансляция обсуждается. Мы надеемся, что у нас получится ее провести, потому что это не наша площадка уже. Мы, конечно, имеем подобный опыт в том числе, но это связано с некоторыми техническими условиями. Надеюсь, они будут обеспечены, и нам удастся провести трансляцию не только нашей педагогической конференции, но и в том числе гала-концерта.

А. Пичугин:

— Я так понимаю, что очень важно для такой трансляции... Ну что там, сделать трансляцию — поставил вроде бы, как многие думают, камеру, телефон — вот трансляция. Но когда речь идет о музыке, в первую очередь о классической музыке, конечно, качество играет первостепенную роль.

Д. Андреев:

— Да, действительно очень интересный вопрос. Потому что мы начинали буквально с колен, но нам повезло, нам предоставили хорошую цифровую карту, с которой мы начали работать и, может быть, первые наши самые трансляции, они немножко носят такой опытный характер. Но впоследствии у нас появился замечательный звукорежиссер, который имеет работу на радио, на телевидении, и он нам поправил, скажем так, наши настройки все, и у нас зазвучало все по-другому — лучше, интересней и сочнее. Мы действительно делаем большой акцент на качестве звучания. Потому что не только для детей без ОВЗ, но и с ОВЗ, это очень-очень важно — дополнительное волнение о том, как звучат они, как звучит их инструмент, как их голос. Поэтому очень важно максимально сохранить все тембральные краски, все эмоциональные краски в том числе, которые передаются при живом исполнении. Поэтому мы трепетно относимся к качеству звучания.

А. Пичугин:

— Если нас сейчас слушают в разных регионах России люди, у которых есть знакомые, в семье подростки, дети с ограниченными возможностями здоровья, и которые тянутся к музыке, а может быть, учатся в музыкальной школе, а может быть, работают с педагогами и вот они заинтересовались, уже в этом фестивале они принять участие не смогут, но опять же будут следующие фестивали, куда они, наверное, могут попасть. Что нужно сделать и как, какая дорожная карта?

С. Яншина:

— Ну следующий фестиваль, я надеюсь, что он будет проходить ну вот ровно через год. И для этого нужно просто где-то, не знаю, там в декабре месяце, скажем, или в ноябре зайти на сайт нашей школы. И там уже будет информация о том, что да, будет проходить очередной фестиваль, где будут указано все — будет указано положение, где будут указан весь регламент проведения, да, как заполнить заявку, какую заполнить для этого форму, какие прикрепить документы. Поэтому здесь как бы алгоритм очень простой.

А. Пичугин:

— Но до Москвы нужно добраться самостоятельно.

С. Яншина:

— Да, до Москвы — пока у нас нет таких ресурсов, спонсоров, да, которым бы могли обеспечить нам вот эти вот моменты для детей, для участников. До Москвы пока добраться самим. Но если такой возможности нет, то есть форма дистанционного участия, которую мы рассматриваем наравне вот с формой очной. Ну, конечно, для таких детей это очень важно, вот именно даже очное участие, потому что они попадают совершенно в какую-то другую среду, они попадают вот в это общение, и в это некое такое волнение. Потому что одно дело — сделать просто запись, а другое — выйти на сцену, и у человека совершенно меняется внутреннее ощущение, внутренние психологические установки, меняется уровень самооценки у каждого человека и ребенка. Поэтому, наверное, это важно для социализации, для адаптации в дальнейшем.

А. Пичугин:

— Ну и это фестиваль, не конкурс. Соответственно, молодые люди получают просто грамоту участника фестиваля, да?

Д. Андреев:

— Ну не совсем так. Фестиваль — более просто широкое понятие, как мы его понимаем по крайней мере. Конкурс — это конкурс, действительно приходят дети, участвуют, получают звание лауреатов и так далее, и все. А фестиваль может включать в себя в том числе и конкурсные прослушивания, как у нас и происходит, то есть мы проводим фактически конкурс в рамках фестиваля, можно так это назвать. То есть дети участвуют, жюри у нас, естественно, есть компетентное, которое оценивают выступления участников, стараясь максимально разглядеть все стороны таланта участников и максимально всех действительно наградить, поощрить. Но тем не менее наш фестиваль шире, чем просто конкурс, поскольку, как мы уже говорили, у нас есть целая культурная программа, помимо прослушиваний — это экскурсии, это концертные выступления для детей, это и гала-концерт, это и педагогическая конференция. Поэтому назвать только конкурсом, это было бы неправильно.

С. Яншина:

— Ну вот можно еще добавлю. Дело в том, что вот такие фестивали, иногда кто-то высказывается против того, что вот именно собирать детей с ограниченными возможностями здоровья. Но они как раз и являются той вот отправной точкой, началом вот творческого пути ребенка, если он развивается в музыке, достигает каких-то своих высот, чтобы в дальнейшем можно было участвовать в фестивалях, так сказать, для всех остальных детей, у которых нет ограничения здоровья. То есть это такая для многих отправная точка, чтобы вот начать свое творческое развитие, свои выступления на сцене, и мы считаем, что это очень важно.

Д. Андреев:

— Ну, например, Саша Тюрина, правильно, из нашей музыкальной школы, она прекрасная пианистка, заканчивает нашу музыкальную школу. И она выступала и в нашем фестивале, и в том числе в фестивалях и конкурсах для детей без ОВЗ уже, на абсолютно равных условиях, и она занимает места очень высокие — первые, вторые, даже гран-при у нее бывали. И действительно человек, который слушает ее, если не будет, скажем так, приглядываться, он и не поймет, что человек не видит совершенно. Вот это действительно достижение преподавателя, и в том числе, может быть, есть некоторая заслуга нашего фестиваля в том, что ребенок раскрылся и действительно стал выступать на большой сцене.

А. Пичугин:

— Спасибо вам большое за этот разговор. Я напомню, что сегодня у нас в гостях были Сорея Яншина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Детской музыкальной школы имени Глиэра. Дмитрий Андреев, начальник концертного отдела школы имени Глиэра. И мы говорили про VII Всероссийский фестиваль «Мой свет — музыка», который с 20 по 26 февраля пройдет в Москве, и 26 числа завершится гала-концертом. Гала-концерт в свою очередь пройдет в Российской государственной специализированной академии искусств. Если вы хотите его посетить, а это будет очень интересное мероприятие, то надо будет зарегистрироваться в специальной форме на сайте школы имени Глиэра или позвонить, там указаны контакты, и тоже о себе как-то заявить. Спасибо вам большое.

С. Яншина:

— Спасибо.

Д. Андреев:

— Спасибо всем друзьям.

А. Пичугин:

— Надеемся, что фестиваль пройдет замечательно, мы с вами еще и в следующем году здесь встретимся, поговорим про — это 7-й, про 8-й фестиваль. До свидания.

Д. Андреев:

— Всего доброго.

С. Яншина:

— До свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем