Вознесенский монастырь в Иркутске. Он же Монастырь Вознесения Господня и Иннокентия, епи́скопа Иркутского.
Собственно, монастыря-то и нет. Был – и нет. Осталась лишь одна церковь. Ну да обо всем по порядку.
Основал монастырь в 1669 году старец Герасим, пришедший сюда со строителями иркутского острога. Он спустился на 5 верст вниз по течению Ангары и облюбовал место, где на невысоком холме и началось строительство монастыря. Первою построили деревянную церковь Вознесения Господня, отчего монастырь получил название Вознесенского. Дальше настал черед келий и ограды, немногим позже монастырь не избежал довольно обычной для тех времен судьбы деревянных строений – он сгорел.
Но в 1678 году и церковь, и кельи и ограда были построены вновь. А еще спустя несколько лет построили церковь во имя Тихвинской Божией Матери.
Монастырь рос и развивался, в том числе и за счет богатых угодий и появляющихся монастырских вотчин.
В 1764 году Екатерина II установила штаты для российских православных монастырей, по которым Вознесенский мужской монастырь был отнесен к третьему классу. То есть монастырь лишился почти всех своих вотчин и земель, а на его ежегодное содержание из казны выделялось лишь 806 руб. 30 коп. А через 9 лет, в 1783-м году пожар уничтожил почти все здания. Так бы и захирел монастырь, но Указом Святейшего Синода не тронутое тлением и огнем тело давно умершего первого епископа Иркутского и Нерчинского Иннокентия Кульчицкого признается вятыми мощами и они торжественно переносятся в Вознесенскую церковь монастыря.
Монастырь повышает статус и отстраивается заново, уже в камне. В 1883 году обитель именуется уже Иркутским Вознесенским Святого Иннокентия первоклассным общежительным мужским монастырем.
Монастырь набирает популярность. В одном только 1913 году его посетили 8.544 паломника разного чина и звания.
Все увы, закончилось в 30-е годы прошлого века. И от монастыря осталась лишь Успенская церковь – редчайший пример храма, встроенного в монастырскую ограду. Причем не как надвратная церковь, а именно как часть монастырских стен.
И – в заключение. Успенская церковь действует. И есть серьезные планы возрождения монастыря.
Антон Чехов «Три сестры» — «Искусное притворство»

Фото: Piqsels
Самообман бывает очень искусным. Особенно, когда обманываемся мы насчёт своих собственных душевных качеств. Антон Павлович Чехов в пьесе «Три сестры» дал иллюстрацию подобному душевному камуфляжу.
Главные героини пьесы — сёстры Ирина, Маша и Ольга, тонкие, умные, чуткие девушки, живут мечтой уехать из провинциального городка в Москву. Их брат Андрей недавно женился на Наташе, которая исподволь старается выжить сестёр из дома. Казалось бы, всё просто. Сёстры — хорошие, Наташа — плохая. Но вот один из эпизодов пьесы «Три сестры» побуждает задуматься.
Старая няня Анфиса, устав, присаживается. Наташа гневно кричит: «При мне не смей сидеть! Встань! Ступай отсюда!» Няня выходит, Ольга взволнованно говорит: «Наташа, ты сейчас так грубо обошлась с няней. Пойми, милая... я не переношу этого. Подобное отношение угнетает меня, я заболеваю...». Няню Ольга упоминает лишь вскользь. Монолог — весь про саму Ольгу, про её переживания. Но, возможно, трагедия трёх сестёр заключается не в том, что им не удаётся уехать в Москву? Не скрываются ли под их тонкой душевностью самые обыкновенные чёрствость и душевная глухота? А если преодолеть эту чёрствость, то может и свой родной провинциальный городок покажется раем?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема







