
Много лет назад меня позвали поработать администратором в одном музыкальном коллективе. Недолго думая, я согласилась. С музыкантами я приятельствовала, восхищалась их талантом, и когда на освободившуюся должность они пригласили именно меня, конечно, обрадовалась.
Группа достаточно известная, и в своём воображении я уже распустила тщеславные павлиньи пёрышки: ура, вот и я буду причастной к её творчеству! Не представляя толком весь круг обязанностей администратора, я рисовала себя в роли всеобщей любимицы и этакой мамы-кормилицы, причём буквально: предстояли гастроли, а я представляла, какими вкусными пирогами собственного приготовления буду угощать музыкантов в дороге, в поезде, и какая у нас будет замечательная атмосфера в пути, и ещё как меня все будут благодарить.
Верх наивности, конечно. Ведь администратор группы должен обладать, прежде всего, организаторскими способностями и коммерческой жилкой. Ни тем, ни другим я не отличалась никогда. Но в тот момент меня это вообще не беспокоило: главное — пироги! С какой бы начинкой испечь? А тесто дрожжевое или, может быть, лучше на кефире?..
Накануне отъезда выяснилось, что мне вообще не до пирогов: я должна не только обеспечить группу железнодорожными билетами и местами в гостинице, но и продумать всю логистику по часам и километрам, а также просчитать коммерческую выгоду от выступления.
Но от идеи угощения членов коллектива ароматной выпечкой я не отказалась и за час до отъезда купила на вокзале какие-то плюшки. Чуть не на последние свои деньги, но на всех.
Поезд тронулся ночью, а утром я пошла по вагонам в поисках своих. Да, билеты я купила неудачно — мои музыканты оказались в разных вагонах. И той самой атмосферы в пути не вышло. Да и выпечку из моих рук они принимали на завтрак кто с удивлением, а кто и с неудовольствием, ведь люди хотели выспаться, а тут — здравствуйте, пришёл администратор с ватрушкой!
Мне до сих пор неловко это вспоминать. Ведь была навязчивой и не только заботой о других ведомой. Урок, впрочем, усвоила сразу: «не стоит поступать, руководствуясь тщеславными помыслами!» Даже если задуманное получится, ты всего лишь насладишься славой земной, кратковременной, и захочется её всё больше. К Богу не приблизишься, покой утратишь, и начнётся суета...
Но нет, Господь уберёг меня от этого. Карьера администратора закончилась, не начавшись. Даже обучиться делу я толком не успела: вскоре родила сына, а группа распалась.
И ещё один немаловажный штрих: с концертом мы в тот раз ехали не куда-нибудь, а в Верхотурье! Это жемчужина православной России, где величественно возвышается над горной рекой огромный старинный Свято-Николаевский монастырь!.. Но до того ли мне было, когда я бегала по зданию Дома культуры, что как раз напротив монастыря, в поисках невесть куда пропавшей педали от синтезатора? Суета, суета. Я тогда даже в храм не зашла...
Впрочем, в том монастыре я всё же побывала. Через 20 лет. И причастилась на службе у мощей Симеона Верхотурского — святого, который бежал от славы мирской, как от огня. Ведь, по словам святителя Василия Великого, «искание славы от людей — доказательство неверия и отчуждения от Бога».
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер