«Внегда скорбети ми» (степенна, 1-й глас) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Внегда скорбети ми» (степенна, 1-й глас)

Поделиться Поделиться

Каждую субботу во время вечерней службы в храмах поют особые песнопения — степенные антифоны. В древние времена они исполнялись поочерёдно двумя хорами, стоящими друг напротив друга. Хоры буквально отвечали друг другу звуком на звук. Отсюда и название «антифон» — в переводе с греческого «звук напротив»Степенные — потому что являются своеобразными ответами на степенные псалмы, которые древние евреи называли «песнями ступеней» или «песнями восхождения». Их пели ветхозаветные священники при восхождении на ступени Иерусалимского храма.

В девятом веке после Рождества Христова праведный монах Феодор Студит из Константинополя составил припевы на песни ступеней, которые вошли в церковный устав, как степенные антифоны. Или просто — степенны.

Всего степенных антифонов восемь — в соответствии с церковной системой восьми гласов. Они отличаются между собой мелодией и текстом, сменяют друг друга от недели к неделе и так и именуются: «Степенна первого гласа»«степенна второго гласа» и так далее до восьми.

Мне хотелось бы рассказать о степенном антифоне первого гласа. Текст его является своеобразным ответом на 119-й псалом царя Давида — один из тех, которые как раз называют песнями восхождения. Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. Первая часть молитвы звучит так: «Во время несчастий моих услышь мою скорбь, взываю к Тебе, Господи. Живущим в уединении людям, как находящимся вне суетного мира, постоянно присуще стремление к Божеству». На церковнославянском языке первая часть песнопения звучит так: «Внегда скорбети ми, услыши моя болезни, Господи, Тебе зову. Пустынным непрестанное Божественное желание бывает, мира сущим суетнаго кроме».

Давайте послушаем первый фрагмент песнопения.

После слов «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» песнопение завершается такими строчками: «Святому Духу приличествует честь и слава, как — Отцу и вместе Сыну: поэтому воспоём Троице единовластной». На церковнославянском языке это звучит так: «Святому Духу честь и слава, якоже Отцу подобает, купно же и Сыну: сего ради да поем Троице единодержавие!».

Послушаем второй фрагмент песнопения.

Строки антифона первого гласа призывают к тому, чтобы мы не отчаивались, встречая скорби. Чтобы воспринимали их как возможность духовного возрастания. Ведь именно в трудные времена человек чаще прибегает к молитве. Фрагмент, в котором упоминаются «живущие в уединении люди», указывает и на монашескую жизнь, и на то, что и мирянам лучше избегать мирской суеты и стремиться к тишине мыслей, чтобы быть ближе к Богу.

Последняя строчка песнопения воспевает Святую Троицу, дающую нам благодать, вдохновение и радость подниматься вверх по ступеням лестницы добродетелей.

Получается, что степенные антифоны — своего рода мостики между Ветхим и Новым заветами. Потому что соединяют в себе мудрость псалмопевца Давида и надежду на спасение, дарованную нам Господом Иисусом Христом.

Предлагаю послушать степенный антифон первого гласа полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.

Автор: Алёна Рыпова


Все выпуски программы: Голоса и гласы

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем