Каждую субботу во время вечерней службы в храмах поют особые песнопения — степенные антифоны. В древние времена они исполнялись поочерёдно двумя хорами, стоящими друг напротив друга. Хоры буквально отвечали друг другу звуком на звук. Отсюда и название «антифон» — в переводе с греческого «звук напротив». Степенные — потому что являются своеобразными ответами на степенные псалмы, которые древние евреи называли «песнями ступеней» или «песнями восхождения». Их пели ветхозаветные священники при восхождении на ступени Иерусалимского храма.
В девятом веке после Рождества Христова праведный монах Феодор Студит из Константинополя составил припевы на песни ступеней, которые вошли в церковный устав, как степенные антифоны. Или просто — степенны.
Всего степенных антифонов восемь — в соответствии с церковной системой восьми гласов. Они отличаются между собой мелодией и текстом, сменяют друг друга от недели к неделе и так и именуются: «Степенна первого гласа», «степенна второго гласа» и так далее до восьми.
Мне хотелось бы рассказать о степенном антифоне первого гласа. Текст его является своеобразным ответом на 119-й псалом царя Давида — один из тех, которые как раз называют песнями восхождения. Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. Первая часть молитвы звучит так: «Во время несчастий моих услышь мою скорбь, взываю к Тебе, Господи. Живущим в уединении людям, как находящимся вне суетного мира, постоянно присуще стремление к Божеству». На церковнославянском языке первая часть песнопения звучит так: «Внегда скорбети ми, услыши моя болезни, Господи, Тебе зову. Пустынным непрестанное Божественное желание бывает, мира сущим суетнаго кроме».
Давайте послушаем первый фрагмент песнопения.
После слов «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» песнопение завершается такими строчками: «Святому Духу приличествует честь и слава, как — Отцу и вместе Сыну: поэтому воспоём Троице единовластной». На церковнославянском языке это звучит так: «Святому Духу честь и слава, якоже Отцу подобает, купно же и Сыну: сего ради да поем Троице единодержавие!».
Послушаем второй фрагмент песнопения.
Строки антифона первого гласа призывают к тому, чтобы мы не отчаивались, встречая скорби. Чтобы воспринимали их как возможность духовного возрастания. Ведь именно в трудные времена человек чаще прибегает к молитве. Фрагмент, в котором упоминаются «живущие в уединении люди», указывает и на монашескую жизнь, и на то, что и мирянам лучше избегать мирской суеты и стремиться к тишине мыслей, чтобы быть ближе к Богу.
Последняя строчка песнопения воспевает Святую Троицу, дающую нам благодать, вдохновение и радость подниматься вверх по ступеням лестницы добродетелей.
Получается, что степенные антифоны — своего рода мостики между Ветхим и Новым заветами. Потому что соединяют в себе мудрость псалмопевца Давида и надежду на спасение, дарованную нам Господом Иисусом Христом.
Предлагаю послушать степенный антифон первого гласа полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 158 зач., XV, 1-11.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Люди, знакомые с вероучением Церкви, знают, что в нём есть сложные темы, которые обсуждались не одно столетие. Одни из них могут показаться сугубо теоретическими, другие явно касались практики жизни, как частной, так и общественной. Однако среди них была тема, которая самым непосредственным образом соединяла теоретическое и практическое, помогая увидеть земное и временное в свете вечности. Очень ярко и в то же время лаконично эта тема раскрывается апостолом Павлом в отрывке из 15-й главы первого послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 15.
1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
5 и что явился Кифе, потом двенадцати;
6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;
8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
Недавно я переписывался с очередным мошенником, который представился руководителем одного из синодальных учреждений. С первых слов я понял, с кем имею дело, но решил какое-то время поговорить, чтобы понять, какой схемой человек попробует воспользоваться в этот раз. Впрочем, в какой-то момент, я спросил его, неужели он не понимает, что его поступок является грехом, на что он ответил с усмешкой: конечно, нет, ведь Бога нет и можно делать что угодно. На этом переписка была окончена.
Идея о том, что грех становится возможным, если Бога нет, не нова. Её, как известно, высказал, пусть и в другой форме, один из героев Достоевского. Другое дело, что обратной стороной неверия в Бога, становится неверие в бессмертие человека. Дело не только в том, что люди не верят в подведение итогов их жизни, в Божий суд и что-нибудь подобное. Эти люди не видят своей жизни в перспективе вечности, но поступают так, как удобно здесь и сейчас. И если в прежние времена даже люди неверующие переживали о своём честном имени, о том, какими их запомнят, в наши дни понятие чести даже для многих живых становится чем-то отжившим, что уж говорить о мёртвых.
В первом послании к коринфянам апостол Павел говорит о самых разных аспектах церковной жизни: о том, что бывшие язычники и бывшие иудеи не должны друг перед другом превозноситься, о том, что смертные грехи недопустимы для того, кто называет себя учеником Христовым. Апостол говорит о жизни Церкви как евхаристической общине, в которой богатые не должны пренебрегать бедными, говорит о дарах духовных... Но практически завершая послание, он возвращается к тому, что было главным во всей его проповеди, к тому, вокруг чего вся она выстроена, к воскресению Христа.
Несомненно, многие неверующие люди готовы вести себя нравственно, ведь даже эта обычная жизнь не проходит в одно мгновенье, и её тоже надо прожить. Другое дело, что в свете идеи воскресения и вечной жизни каждый наш поступок, злой и добрый, обретает особенное значение. Поступая так или иначе, мы формируем себя для вечности, либо искажая замысел Божий о нас, либо раскрывая Его во всей полноте.
Обратившись к сегодняшнему тексту апостола Павла, мы видим, как много сделал для нас Господь! Он — Творец мира, родился на земле, жил, умер и воскрес ради нашего спасения. Мы называем себя верующими людьми и христианами, но одного названия мало. Реальность нашей веры проявляется в том, что мы отказываемся от греха и выбираем праведность, потому что живём перед лицом вечности.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Навещать детей в больницах и помогать проекту «Творческое партнёрство»
«Творческое партнёрство» — это общественная организация, которая находится в Москве. Её участники — команда опытных специалистов — арт-терапевтов. Они занимаются реабилитацией тяжелобольных детей при помощи творчества, игры и больничной клоунады.
Сказкотерапевт Малена Шарма навещает в одной из столичных больниц маленьких онкопациентов. К подопечным она выходит в роли сказочной феи. Девушка играет с детьми, сочиняет с ними сказки и через это помогает им преодолеть страхи.
«Время от времени у меня возникают очень серьёзные задачи, — рассказывает Малена. — Моей подопечной, Вике, после сложной операции нужно было начинать ходить, но она категорически отказывалась вставать на ножку, боялась боли. Родители и врачи не могли её уговорить. Мне важно было ей помочь победить страх. Вместе с Викой мы стали сочинять сказочные образы, которые могли бы стать нашими помощниками, — продолжает сказкотерапевт. — Девочка сразу включилась в игру воображения. Мы придумали туфельку с крыльями, чтобы поддерживать больную ногу, и конфеты храбрости. Когда Вика делала шаг и начинала бояться, я предлагала ей использовать воображаемых помощников. Тогда страх уходил и она двигалась дальше. А потом вдруг обнаружила, что идёт уже долго, а боли нет».
Вы можете стать частью дружной команды проекта «Творческое партнёрство» и также, как Малена, раскрашивать больничные будни детей, привнося в их жизнь радость. Больше информации об этом вы найдёте на странице общественной организации «Творческое партнёрство». Там же есть возможность поддержать проект финансово. Собранные средства пойдут на покупку материалов для занятий с детьми.
Узнать больше про волонтёрство: https://art-p.ru/help/volunteering/
Помочь: https://art-p.ru/help/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«12-е воскресенье по Пятидесятнице. Рождество Богородицы». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 12-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти иконы Богородицы «Неопалимая купина», преподобного Макария Оптинского, о воспоминании чуда Архистратига Михаила в Хонех и о празднике Рождества Пресвятой Богородицы.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица