
В 1892 году Владимир Филатов, сын врача-офтальмолога из города Симбирска, окончил гимназию. Собрался семейный совет, на котором предстояло выяснить, чем юноша планирует заниматься в жизни. Ведь увлечения у него были разнообразные. Володя любил живопись, музыку, поэзию. Однако родным уверенно заявил, что намерен пойти по стопам отца и стать глазным врачом. В сущности, это решение он принял ещё в детстве. Володя часто бывал в отцовской клинике. Видел слепых, которые шли, ощупывая дорогу белыми тросточками. Сердце мальчика наполнялось жалостью при мысли о том, что они никогда не смогут любоваться небом, цветущими майскими садами или осенним золотом деревьев.
В 1897 году Владимир окончил медицинский факультет Московского Императорского университета. В период обучения, приезжая домой на каникулы, он предпочитал не отдыхать, а работать — помогал отцу в больнице. Таким образом, ещё будучи студентом Филатов приобрёл большой практический опыт. И уже на 4 курсе получил место ординатора университетской глазной клиники. Тогда же он разработал и собственную теорию лечения бельма — помутнения роговицы глаза — путём трансплантации. А в 1908 году защитил докторскую диссертацию, которую посвятил своему отцу.
К тому времени Владимир Петрович уже несколько лет жил и практиковал в Одессе. Слава о молодом талантливом учёном быстро разнеслась по миру медицины. Его пригласили занять должность старшего лечащего врача в одесской клинике глазных болезней. Небольшое помещение, в котором тогда находилась больница, не вмещало всех желающих лечиться у Филатова. И доктор взялся за непростое дело расширения клиники. Лично обивал бюрократические пороги, хлопотал о каждой мелочи. И при этом успевал принимать больных, вести научную деятельность. Именно в Одессе Владимир Петрович воплотил в жизнь свою новаторскую методику — провёл первые успешные хирургические операции на роговице. Под его скальпелем совершалось чудо — люди обретали зрение.
Время тогда было переломное. Революция, Гражданская война. Но Филатов политикой не интересовался. И своих пациентов не разделял по социальному статусу или убеждениям. На соседних койках в его палате могли оказаться дворянин и пролетарий. Какая бы классовая борьба не разгоралась снаружи, в стенах больницы у Владимира Петровича неизменно царила мирная и доброжелательная атмосфера.
В 1936 году стараниями Филатова Одесская глазная клиника получила статус Института экспериментальной офтальмологии. Владимир Петрович стал его директором. А спустя пять лет за достижения в области пересадки роговицы получил Сталинскую премию. Распорядился он ей, по мнению некоторых коллег, весьма смело для того времени. Одну половину денег распределил по детским домам, а другую пожертвовал одесскому храму святого Димитрия Ростовского, прихожанином которого являлся.
Да, в годы гонения на церковь и веру Филатов оставался православным человеком, и не скрывал этого. В день операций он посещал Литургию, а после заказывал в храме благодарственный молебен. Это роднило его со знаменитым коллегой, Валентином Феликсовичем Войно-Ясенецким, тогда уже — архиепископом Симферопольским и Крымским Лукой. Они дружили и поддерживали переписку. В одном из своих писем владыка обращался к Филатову с такими словами: «Много даров благодати Духа Святого получили Вы, много добра принесли тысячам и тысячам слепых и больных людей, что весьма угодно Богу».
Владимир Петрович Филатов скончался в октябре 1956 года прямо в своём кабинете. Ему был 81 год. Накануне коллеги в очередной раз убеждали врача воспользоваться, наконец, правом на заслуженный отдых. Но Филатов возразил: «Мне нравится смотреть на морские закаты, я хотел бы их рисовать. Но как тогда меня найдут пациенты с плохим зрением? Я должен быть рядом с ними».
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело