Тот памятный летний день 2011 года для жителя Челябинской области Владимира Ершова начинался обыкновенно, а закончился сказочно: Владимир сумел спасти совершенно незнакомого человека, попавшего в беду.
Один из своих отпускных дней Ершов решил посвятить покупкам. Выйдя из очередного магазина и выезжая со стоянки, Владимир заметил в пыли на дороге папку. Сначала решил, что сам стал жертвой ограбления:
Владимир Ершов:
«Я думал, моя. Потому что у меня была точно такая же. И в машине ноутбук. Думал, может, всё это вытащили, папку выбросили за ненадобностью. Остановился, подобрал её».
Увидев содержимое папки, Владимир ахнул. В аккуратно сложенных пачках лежало полмиллиона рублей. Понятно, что разбрасываться такими деньгами никто не стал бы, а значит, папку потеряли, — понял Владимир. Установить имя её хозяина было несложно: в одном из отделений оказались чековая книжка и документы фермера, который именно в этот день взял кредит на развитие своего крестьянского хозяйства. Как выяснилось позже, рассеянный бизнесмен обронил папку, едва выйдя из банка.
Узнав адрес мужчины, Владимир вместе со своим другом, отправился возвращать находку, от которой зависела судьба человека. Фермер, уже подсчитавший, какую сумму ему придётся возвращать государству и пребывающий поэтому в полном отчаянии, чуть не потерял сознание, когда неизвестный благодетель протянул ему папку. Владимир и тут пришёл на помощь:
Владимир Ершов:
«Сразу сел на стул. Чуть ли не отхаживать надо было его. Товарищ-то ему: „Давай, — говорит, — беги в магазин“. Он побежал, купил коньяка, коробку конфет. Ну вручил и я поехал. Я торопился».
О себе Владимир говорит, что за всю свою жизнь больше ста рублей не находил. Кстати, полмиллиона — это зарплата Ершова за два года. Но у него и мысли не возникло присвоить себе чужое:
Владимир Ершов:
«Ну не мои деньги, чего? Я понимаю, конечно, я их не украл. Но тем не менее, если бы там не было никаких документов, указывающих на принадлежность кому-то, ну, может, другое дело».
Жена Владимира поступку мужа только обрадовалась. Ей, правда, не понравилось, что об этом случае узнала пресса, и Владимира стали осаждать журналисты. Ведь, супруги стараются жить по евангельскому правилу: «Когда творишь добро, не труби перед собою...».
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова