В мае 1816 года в маленьком тверском селе Колебакино случилось большое событие. На постоянное жительство в своё родовое имение приехал колебакинский барин — дворянин Владимир Михайлович Давыдов. Давненько не бывал он в родных краях. Впрочем, на то были веские причины: Давыдов 15 лет верой и правдой служил в Императорском флоте, и только теперь ушёл в отставку — в чине капитана-лейтенанта и с орденом святого Георгия на груди. За эти годы многое повидал. Сразу после окончания Петербургского Морского кадетского корпуса отправился в море — на корабле, который назывался «Святой Пётр», ходил из Кронштадта к берегам Корфу и бороздил Адриатику. В 1807-м началась война с турками, и Давыдов на флагмане «Твёрдый» самоотверженно сражался при штурме крепости Тенедос. За мужество и отвагу, проявленные в бою, он и получил Святого Георгия — высшую награду в Российской Империи. Отечественную войну 1812 года Владимир Михайлович прошёл на фрегате «Архипелаг» — до самого освобождения Европы в 1814-м патрулировал берега Франции, Англии и Голландии. Словом, моряк Владимир Давыдов служил Отечеству доблестно и храбро.
Но долгие годы в море позади, теперь он на суше. Чем заняться на покое? Над этим вопросом Владимир Михайлович долго не раздумывал. Расспросил своих крестьян, как им живётся, чего не хватает. Оказалось — школы! За Давыдовым дело не стало. Скоро в Колебакино появились сразу две школы. Одна — для взрослых, другая для детей. Учебные пособия, мебель для классов — всё до мелочей Владимир Михайлович закупил на собственные средства. И, прекрасно образованный, сам стал преподавателем. Поначалу — единственным на две школы. Но трудился с такой самоотдачей и рвением, что очень скоро штат педагогов пополнили выпускники его же школ. Кстати, за парту вместе с крестьянскими детьми охотно садились и отпрыски окрестных дворян-помещиков, желающих в будущем поступить в Морской корпус. Ближайшие гимназии и училища были в Петербурге — далеко. А Давыдов в своих школах преподавал все необходимые для подготовки к поступлению дисциплины — арифметику, геометрию, географию, астрономию, историю. Ни с крестьян, ни с барчуков Владимир Михайлович за обучение не брал ни копейки. Наоборот, сам с готовностью помогал деньгами, если возникала в том нужда.
Выпускники давыдовских школ показывали на экзаменах в Морской корпус блестящие результаты. На этот факт обратил внимание министр народного просвещения Платон Ширинский-Шихматов. И предложил Давыдову работу в министерстве. Но Владимир Михайлович отказался. Ни престиж должности, ни размер жалования не смогли перевесить его искреннюю любовь к своим крестьянам и ученикам. Помимо учёбы, Давыдов организовывал для них полезный и увлекательный досуг. В Колебакино появился хор и оркестр духовой музыки. А самое главное — всем своим крепостным крестьянам он даровал вольные и наделил их землёй.
В 1866 году о благотворительной деятельности Владимира Михайловича написал журнал «Странник» — издание для православного духовенства. Сам же герой публикации к тому времени, увы, уже семнадцать лет как скончался. Но о нём не забыли. В начале ХХ века информация о Давыдове появилась в шестом томе знаменитого «Русского биографического словаря»: «Он заботился о своих воспитанниках, как отец, и не жалел для них ничего, оставаясь верным делу просвещения до последних дней».
Все выпуски программы Жизнь как служение
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







