Картина Виктора Борисова-Мусатова «Реквием» посвящена художнице и поэтессе Надежде Юрьевне Станюкович, умершей на руках у художника. Мастер писал её мужу: «Смерть Надежды примирила меня со смертью вообще. В мою душу вливается спокойствие».

— Маргарита Константиновна, почему большинство шедевров изобразительного искусства написаны маслом? Хожу по Третьяковской галерее и убеждаюсь в этом.
— Ну, это слишком категоричное утверждение. Масло стало востребовано у художников только в пятнадцатом веке. До этого писали в основном темперой — красками на водной основе, эта техника оставила свой яркий след в искусстве. И с помощью акварели создано немало талантливых произведений. Чтобы не быть голословной, пойдём, я покажу тебе потрясающую акварельную работу. Вот, пожалуйста. Что скажешь?
— Виктор Борисов-Мусатов. «Реквием». Группа женщин в старинных платьях замерли на фоне усадьбы. Каменный замок и сад на заднем плане. Цвета неяркие — такую прозрачность, действительно, может дать только акварель. И вся картина как будто пронизана светом. Но почему у неё столь странное название? Ведь реквием — это католическое заупокойное богослужение. Здесь кроется какой-то аллегорический смысл?
— Картина «Реквием» — одновременно и метафора, показывающая соприкосновение реального и потустороннего миров, и биографическая зарисовка. Работа посвящена художнице и поэтессе Надежде Станюкович. Она умерла совсем молодой на руках у Борисова-Мусатова. На картине Надежда Юрьевна изображена в центре. Видите, в отличие от других, её фигура обесцвечена, и кажется, что она бесплотна.
— Борисов-Мусатов любил её?
— Он относился к ней как к воплощению душевной чистоты. Художник считал, что предназначение женщины — быть носительницей гармонии. Той внутренней красоты, что несёт на себе отпечаток Божественного присутствия. Борисов-Мусатов страдал оттого, что мирская суета как сорняк душит это качество в современницах. А Надежда Станюкович соответствовала высокому идеалу. Она была чуткой ко всему прекрасному, предельно искренней и добросердечной.
— Они поженились?
— Художник был счастливо женат на Елене Владимировне, в девичестве Александровой. И Надежда Юрьевна любила своего мужа, Владимира Станюковича. Борисов-Мусатов просто радовался дарованиям своей модели, как люди радуются цветам, радуге, водопаду. Кстати, супруга художника разделяла его теплое отношение к Надежде Станюкович, и это отразилось в работе «Реквием». Высокая женщина слева, с веером в руках — Елена Борисова-Мусатова. Видишь, она смотрит на главную героиню картины с нежностью и состраданием.
— Вы сказали, что Надежда умерла на руках у художника. Почему так получилось? Где был её муж?
— На фронте. В 1904 году Владимира Станюковича призвали на русско-японскую войну как военного врача. Надежда Юрьевна решила отправиться вместе с ним в качестве сестры милосердия. Супруг отговаривал её. А Виктор Борисов-Мусатов, идеалист и романтик, поддержал благородный порыв, когда Станюковичи обратились к нему за советом. Но на фронте нежная душа Надежды Юрьевны надломилась от вида страданий, порожденных человеческой жестокостью. Она тяжело заболела. Физическая измождённость осложнилась психическим расстройством — депрессией. Надежду Юрьевну переправили в Москву, где она угасла в клинике доктора Усольцева.
— Там её и навещал Борисов-Мусатов?
— Да. Присутствие художника утешало и укрепляло Надежду Юрьевну, помогало ей отряхнуть морок, отуманивающий разум. Глядя на её просветлевший облик, Виктор Борисов-Мусатов вдруг ясно осознал, что смерть — это не конец, не погружение в тление, а исход туда, где нет болезней и горя. Расставание горько, но оно не навсегда. За ним непременно последует встреча. Виктор писал Владимиру Станюковичу: «Смерть Надежды примирила меня со смертью вообще. В мою душу вливается спокойствие». Именно об этом художник хотел рассказать в своей картине «Реквием».
— Когда смотришь на картину «Реквием», слово «спокойствие» обретает особый смысл. Понимаешь его не как безмятежность или расслабленность, а наоборот — как сосредоточенность, стояние перед чем-то великим. Словно здесь, в Третьяковской галерее, вдруг зазвучала музыка Баха, напоминая нам о вечности.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер