Виктор Борисов-Мусатов. «Реквием» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Виктор Борисов-Мусатов. «Реквием»

* Поделиться

— Маргарита Константиновна, почему большинство шедевров изобразительного искусства написаны маслом? Хожу по Третьяковской галерее и убеждаюсь в этом.

— Ну, это слишком категоричное утверждение. Масло стало востребовано у художников только в пятнадцатом веке. До этого писали в основном темперой — красками на водной основе, эта техника оставила свой яркий след в искусстве. И с помощью акварели создано немало талантливых произведений. Чтобы не быть голословной, пойдём, я покажу тебе потрясающую акварельную работу. (Шаги). Вот, пожалуйста. Что скажешь?

— Виктор Борисов-Мусатов. «Реквием». Группа женщин в старинных платьях замерли на фоне усадьбы. Каменный замок и сад на заднем плане. Цвета неяркие — такую прозрачность, действительно, может дать только акварель. И вся картина как будто пронизана светом. Но почему у неё столь странное название? Ведь реквием — это католическое заупокойное богослужение. Здесь кроется какой-то аллегорический смысл?

— Картина «Реквием» — одновременно и метафора, показывающая соприкосновение реального и потустороннего миров, и биографическая зарисовка. Работа посвящена художнице и поэтессе Надежде Станюкович. Она умерла совсем молодой на руках у Борисова-Мусатова. На картине Надежда Юрьевна изображена в центре. Видите, в отличие от других, её фигура обесцвечена, и кажется, что она бесплотна.

— Борисов-Мусатов любил её?

— Он относился к ней как к воплощению душевной чистоты. Художник считал, что предназначение женщины — быть носительницей гармонии. Той внутренней красоты, что несёт на себе отпечаток Божественного присутствия. Борисов-Мусатов страдал оттого, что мирская суета как сорняк душит это качество в современницах. А Надежда Станюкович соответствовала высокому идеалу. Она была чуткой ко всему прекрасному, предельно искренней и добросердечной.

— Они поженились?

— Художник был счастливо женат на Елене Владимировне, в девичестве Александровой. И Надежда Юрьевна любила своего мужа, Владимира Станюковича. Борисов-Мусатов просто радовался дарованиям своей модели, как люди радуются цветам, радуге, водопаду. Кстати, супруга художника разделяла его теплое отношение к Надежде Станюкович, и это отразилось в работе «Реквием». Высокая женщина слева, с веером в руках — Елена Борисова-Мусатова. Видишь, она смотрит на главную героиню картины с нежностью и состраданием.

— Вы сказали, что Надежда умерла на руках у художника. Почему так получилось? Где был её муж?

— На фронте. В 1904 году Владимира Станюковича призвали на русско-японскую войну как военного врача. Надежда Юрьевна решила отправиться вместе с ним в качестве сестры милосердия. Супруг отговаривал её. А Виктор Борисов-Мусатов, идеалист и романтик, поддержал благородный порыв, когда Станюковичи обратились к нему за советом. Но на фронте нежная душа Надежды Юрьевны надломилась от вида страданий, порожденных человеческой жестокостью. Она тяжело заболела. Физическая измождённость осложнилась психическим расстройством — депрессией. Надежду Юрьевну переправили в Москву, где она угасла в клинике доктора Усольцева.

— Там её и навещал Борисов-Мусатов?

— Да. Присутствие художника утешало и укрепляло Надежду Юрьевну, помогало ей отряхнуть морок, отуманивающий разум. Глядя на её просветлевший облик, Виктор Борисов-Мусатов вдруг ясно осознал, что смерть — это не конец, не погружение в тление, а исход туда, где нет болезней и горя. Расставание горько, но оно не навсегда. За ним непременно последует встреча. Виктор писал Владимиру Станюковичу: «Смерть Надежды примирила меня со смертью вообще. В мою душу вливается спокойствие». Именно об этом художник хотел рассказать в своей картине «Реквием».

— Когда смотришь на картину «Реквием», слово «спокойствие» обретает особый смысл. Понимаешь его не как безмятежность или расслабленность, а наоборот — как сосредоточенность, стояние перед чем-то великим. Словно здесь, в Третьяковской галерее, вдруг зазвучала музыка Баха, напоминая нам о вечности.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем