У нас в гостях были режиссер мультфильма «Серафима» Вадим Свешников и продюсер Игорь Мещан.
Мы говорили с нашими гостями о работе над мультфильмом и о том, как сегодня через кино и анимацию можно раскрывать для зрителей христианские смыслы и показывать красоту веры.
Ведущая: Анна Леонтьева
Анна Леонтьева
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. С вами Анна Леонтьева. И у нас в гостях Игорь Мещан, продюсер и Вадим Свешников, режиссер. Добрый вечер, дорогие.
И. Мещан и В. Свешников
— Добрый вечер.
Анна Леонтьева
— Спешим обрадовать наших и юных, и взрослых радиослушателей, что 9 октября выходит в прокат анимационный фильм «Серафима», о котором мы сегодня тоже поговорим, поговорим вообще о православном кино. Наверное, уже мало кто из наших радиослушателей не знает, что я мечтаю написать сценарий, вернее мечтаю научиться писать сценарий, вот и взяла небольшие уроки у Александра Митты. И из этих уроков я поняла, что снимать православное кино — это не такой вот дидактический способ показать какую-то хорошую, правильную жизнь, а это такой же, к этому должен быть такой же художественный подход и такие же законы жанра, как и обычно просто талантливое, яркое и увлекающее кино. Я посмотрела мультфильм, который продюсировал, да, Игорь.
И. Мещан
— Да, да.
Анна Леонтьева
— И, вот эту первую «Серафиму», которая вышла 10 лет назад. Я всем рекомендую, если кто-то не смотрел этот анимационный фильм. Это удивительная история про девочку Серафиму, которая в годы войны и в общем-то отчасти безбожные годы хранит свою веру. Но, дело даже не в том, на сколько глубока тема, а как смотрится фильм. Он смотрится на одном дыхании. Я недосмотрела его до конца, у меня еще сегодня вечером предстоит, ну хорошо, что я поставила будильник, который мне напомнил, что мне нужно ехать на работу. Потому, что оторваться совершенно невозможно. Очень тонкая художественная, очень такая своеобразная анимация у этого фильма.
И. Мещан
— Ань, давайте поговорим тогда вот про тот фильм, который вы упомянули для начала, чтобы как-то перейти уже к другим каким-то темам.
Анна Леонтьева
— Да. Просто, если.
И. Мещан
— У нас есть тема «Православное кино», и я вам хочу сказать, не знаю, что скажет Вадим по этому поводу, но вы как-то очень точно подметили, но не до конца сформулировали. Бывает либо кино, либо не кино. А православие — это тема. Понимаете, нельзя делать, не бывает православного кино и всего остального кино. Бывает: либо это кино, которое ты смотришь, и оно интересно, либо это какие-то экзерсисы на тему там любую: православие, не православие, не знаю, погружение в пучину там, еще что-то такое, да. То есть я считаю, это как бизнес. Не бывает бизнеса православного, не бывает бизнеса католического, не бывает это самое. Бывает либо бизнес, либо не бизнес. Вот так и с кино: либо бывает хорошее, интересное, профессионально сделанное кино на любую тему, либо это уже не кино, а это какое-то аматорство, которое мы просто эксплуатируем какую-то тему горячую для того, чтобы это смотрели. Но, это не кино. Вот я не знаю, у Вадима тут больше опыта, мне кажется, он должен сказать по этому поводу.
Анна Леонтьева
— А можно слово «аматорство», я его не знаю. Прошу прощение за свое невежество.
И. Мещан
— Аматорство — это непрофессионализм. Это, ну то есть актер- аматор, да, или этот самый.
В. Свешников
— Дилетант
И. Мещан
— Дилетант, понимаете, это другими словами. Ну может из слушателей кто-то и знает на Радио ВЕРА. Но, если вы нас будете почаще приглашать, мы будем разные новые слова употреблять.
Анна Леонтьева
— Да, да, да, да, это очень важно — узнавать новые слова.
И. Мещан
— Да. Вадим, скажи про кино, потому что у тебя больше опыта. И Вадим не только режиссер, но и продюсер тоже сам, поэтому.
В. Свешников
— Ну да, я соглашусь полностью с тобой. Но, что бы я мог добавить, что это анимационное кино. Можно было бы всю эту историю снять полностью в виде игрового фильма, с актерами, все. Но, мы акцентировали внимание, это не акцентировали внимание, а все-таки хотели привлечь внимание больше молодой аудитории.
Анна Леонтьева
— Да, да, да, да, я хотела сказать.
В. Свешников
-Семейной. И анимация в этом плане является ну более распространенной, более доступной и более осязаемой, семейная аудитория. Поэтому мы взяли за технику анимацию. Использовали мы технологию Motion Capture — захват движения опять же, в виду того, что анимационное кино наше не, не предполагает собой изменения каких-то форм, когда растягивается, смешно падает, рука вытянулась там, или голова в неестественную форму куда-то загнулась. Таких у нас гэгов действия нет, у нас полностью игровое кино, которое, анимационное кино, которое могло, можно было бы сыграть, как и художественный фильм.
Анна Леонтьева
— Да, да, совершенно.
В. Свешников
— Что касается непосредственно опять же темы: православная — не православная, это кино об общечеловеческих ценностях, прежде всего. Там основное все, что заложено — это то, что человек, как человек должен жить, как человек должен воспринимать: что такое хорошо, что такое плохо, где человек ищет поддержку, где он ее находит. И Церковь — это один из институтов, я так понимаю, если, если что, вы меня поправите, который.
И. Мещан
— Поправим, поправим.
В. Свешников
— Который помогает человеку обрести какое-то спокойствие, обрести какую-то в себе уверенность, об, обрести какую-то в себе любовь, если ему ее не хватает.
И. Мещан
— Совершенно верно. И это бы, я бы, знаете, как дополнил, что Церковь, почему у нас крест, вот если вы посмотрите на крест, это как система координат, да. То есть, условно говоря, ты приходишь в церковь, есть вот эта система координат, в которой ты двигаешься и в которой ты живешь, и в которую ты погружаешься, и тогда тебе гораздо яснее, как поступать в той или иной степени. Ну и главное, что у нас в вере, как вы знаете на Радио ВЕРА, это главное — любовь. Все остальное без этого как-то распадается. И у нас фильм в том числе и о любви: любви и к Богу, любви друг к другу, любви к родителям, любви к братьям, сестрам и вообще ко всем, и ко всему миру. К животным, например.
Анна Леонтьева
— Это мы сейчас говорим про все еще первую «Серафиму»?
И. Мещан
— Нет, нет, мы говорим.
Анна Леонтьева
— Или мы уже перешли к новой «Серафиме». Которая выйдет?
И. Мещан
— Мы уже перешли, мы перешли. Мы в целом говорим, мы, мы говорим в целом про кино. И мы в целом говорим про то, что у нас, то, что вышло 10 лет назад, а сейчас это вышла новая история, которая называется просто «Серафима». И она сделана вот в том виде, это по факту, то, что сказал Вадим, это детское кино, это детское кино. Помните, раньше был такой жанр детского кино, да.
Анна Леонтьева
— Да, да.
И. Мещан
— Там типа «Спросите черепаху», еще чего-то там, «Троки во вселенной» какие-нибудь там, вот то, что мы с детства помним, да.
Анна Леонтьева
— Ну те же «Красная шапочка» и «Буратино» — это тоже детское кино.
И. Мещан
— Это тоже детское кино, да.
Анна Леонтьева
— При чем очень яркое и талантливое.
И. Мещан
— Талантливое детское кино. Вот, к сожалению, у нас детского кино не так много сейчас выходит.
Анна Леонтьева
— Сейчас, ага. Кстати, да.
И. Мещан
— А на такие темы, которые мы поднимаем, такие духовные, не чисто приключенческие, да, а еще с какими-то смыслами, то, я думаю, его выходит еще меньше. Поэтому в этом плане мы достаточно уникальны, скажем так, не побоюсь этого слова.
Анна Леонтьева
— Это стояла как задача: вот привлечь вот такую юную аудиторию?
В. Свешников
— Ну разумеется мы хотим, чтобы наш проект смотрело как можно больше зрителей. Это задача любого продюсера и любого режиссера. Кроме того, если посмотреть «Необыкновенное приключение Серафимы» и посмотреть новый проект «Серафима», сразу видно по визуальному ряду, что мы сделали фильм более ярким, более красочным. И здесь нам оправдание наше кое-что: это уже немножко другой период времени, это уже послевоенные годы. Это время, когда уже война осталась позади, поэтому мы добавили красок, добавили ярость, яркости, добавили настроения. То, что мы двигаемся во что-то прекрасное, во что-то лучшее. Поэтому у нас фильм получился более такой.
И. Мещан
— Радостный.
В. Свешников
— Ну еще одно слово — мейнстримом.
И. Мещан
— Мейнстримом, да.
Анна Леонтьева
— Ну то есть я, да, вот «Необыкновенные приключения Серафимы», он такой пастельный. А по презентации я поняла, что этот фильм более такой яркий и концентрированный.
И. Мещан
— Яркий, и он больше такой приключенческий, более детский, более с таким движением, более с какими-то там смешными эпизодами. Понимаете. И это, мне кажется, это прекрасно.
Анна Леонтьева
— Он более детский, да?
И. Мещан
— Он рассчитан на более широкую, мне кажется, аудиторию, чем первая «Серафима». Первая «Серафима» была такая ультроправославная история, да, если вы так ее посмотрели, да. А вот наш фильм, он на более широкую аудиторию, да. На аудиторию семейную, в которой каждый там человек найдет для себя что-то совершенно понятное: любовь мамы, я не знаю там, помощь другу, еще что-то такое, да. То есть это совершенно нормально и совершенно хорошо.
Анна Леонтьева
— Я, знаете, вот не удержусь от такого вопроса. Вот вывести образ святого Серафима Саровского вот в анимационном виде, вот это дерзновение, ли это, вот как вы это ощущали?
И. Мещан
— Я вам скажу, наоборот это смирение.
Анна Леонтьева
— Смирение?
И. Мещан
— Да. Потому, что, а как вы хотите, чтобы кто сыграл Серафима Саровского?
Анна Леонтьева
— Ну да, сыграть вообще нереально.
И. Мещан
— Да, ну во-первых
, как сыграть это, да. Нарисовать.
В. Свешников
— Иконописец пишет образ святого, все равно они же отличаются. Все равно есть несколько видов. Мы, когда создавали опыт, образ для втор, второй, для Серафима, мы тоже брали же за основу несколько вариантов, да. Есть общепринятые, наиболее распространенные иконы, и вот художник сделал вот такой образ. Он немного отличается от того Серафима, которого мы видим в первой части. Ну то есть это немного, это рука мастера, это рука художника, он все равно пишет. Он же не фотографию пишет. И у нас все-таки это не фотографическая икона, это же не фотография. Поэтому не думаю, что здесь является какое-то у нас.
И. Мещан
— Нет, ну я имею в виду, ты знаешь, что, я имею в виду. Что, когда мы придумывали этот проект и сейчас сделали, да, он предопределенно, вернее, он был предопределен как анимационный проект. Почему? Потому, что вот вы возьмите, представьте кто сыграет Серафима Саровского, который есть в мультфильме в нашем, да и в нашем фильме, кто сыграет? У нас с первой «Серафимой» был даже гигантский вопрос: кто озвучит. Потому, что это же тоже у нас из ныне живущих людей никто не слышал, как говорит Серафим Саровский. И ни в каких летописях не скажут, что: у него был высокий голос, низкий, с хрипотцой, не с хрипотцой.
Анна Леонтьева
— Да, кстати, вот, угу, задача.
И. Мещан
— Понимаете, это же тоже, это же тоже большой вопрос, да: кто озвучит его.
Анна Леонтьева
И- И как вы решили его??
И. Мещан
— Ну мы думали, мы подбирали.
В. Свешников
— Сохранили тембр первого Серафима Саровского. Когда Михайлов, замечательный актер озвучивал.
И. Мещан
— Александр Михайлов.
В. Свешников
— И считаем, считаем, что, ну если брать характеристику такую, то это голос теплый. Это голос, не, не даром всегда Серафим Саровский говорил, что: «Радость моя.». И кажется, что такие слова произносить каким-то.
И. Мещан
— Жестким.
В. Свешников
— Жестким, грубо, грубо говоря, оно неуместно.
Анна Леонтьева
— Не ну вообще странно пред, предположить, что у Серафима Саровского жесткий голос был.
В. Свешников
— Да, да. Поэтому, поэтому актеру ставилась задача говорить проникновенно, но так, чтобы человек, располагающе. Чтобы, когда человек это слышал, чтобы человек тянулся. Чтобы на человека не давил голос этот, не пуг, не, не отталкивал, а наоборот хотелось.
И. Мещан
— Привлекал.
В. Свешников
— Хотелось привлекать.
Анна Леонтьева
— Давайте немножечко еще вот вернемся к теме вообще православного кино. Вот Игорь сказал про то, что не бывает православного бизнеса и не православного бизнеса. Я бы тут, наверное, немножечко пооппонировала. В каком смысле? Я недавно вот уже упоминала на Радио ВЕРА, прочитала с радостью и интересом интервью моего покойного, к сожалению, мужа, известного в Москве бизнесмена. Он пи, давал интервью просто про смысл бизнеса. Я помню, ну мы делали брендинг, ребрендинг крупных и средних компаний, и например, муж никогда бы не взялся за ребрендинг какой-нибудь табачной продукции. И как бы вообще в этом интервью он рассказывает о том, что бизнес для того, чтобы быть успешным, должен иметь некую сверхзадачу. Ну для. Он говорит так интервью.
И. Мещан
— Например?
Анна Леонтьева
— Для, для него это была, ну то есть.
И. Мещан
— Ну пример, приведите пример, какая сверхзадача у бизнеса?
Анна Леонтьева
— Это значит, что как бы каждая компания, как вот объясняет, я даже хотела бы сейчас, не найду просто это интервью.
И. Мещан
— Не важно.
Анна Леонтьева
— Имеет свое какое-то лицо и идет в каком-то определенном направлении. И это должен знать каждый член команды: вот от уборщицы до президента компании. Поэтому мы брали интервью у всех. Кто как-то задействован в этой деятельности.
И. Мещан
— Ну это к бизнесу не имеет отношения.
Анна Леонтьева
— Ну это.
И. Мещан
— Это имеет отношение к компании.
Анна Леонтьева
— К компании, да.
И. Мещан
— К стилистике компании, к позиции компании к, не знаю, к внутрикорпоративным каким-то правилам. Но, к бизнесу это не имеет отношения. Потому, что бизнес — это деньги ради денег, ничего другого. Если вы скажите, что бизнес не ради денег, значит это не бизнес.
Анна Леонтьева
— Я сейчас объясню.
И. Мещан
— Это может быть все, что угодно: благотворительность там, помощь людям. И так далее. Вопрос второй: как вы используете эти деньги потом. Но, это к бизнесу не имеет отношения. Если вы продаете рубли по 75 копеек — это не бизнес, даже если вы по, помогаете кому-то, понимаете. Мы же говорим по определениям.
Анна Леонтьева
— Напомню, что сегодня с нами и с вами Игорь Мещан, продюсер и Вадим Свешников, режиссер. А что я имею в виду. Значит, смотрите, тоже уже упоминала на радио, ну простите, просто вот меня спросили, я не могу не ответить.
И. Мещан
— Ну конечно, да, да, да, говорите.
Анна Леонтьева
— Пытались делать ребрендинг компании, которая производила косметику. Мы все попробовали эту косметику, и я не могу сказать, что: вот это лучшее, что мы пробовали в своей жизни. Вот. Но, президент компании очень хотел как бы быстрого результата: чтобы быстро сделали брендинг и быстро по, пошло дело, ну то есть бизнес, да, дело. И вот все наши вот эти попытки: там какой-то вот смысл найти. Да, вот какое-то, внутренний смысл вот этой косметики, они наталкивались на такое холодное отношение. И нам говорилось так: Ну смотрите, — простите, дорогие радиослушатели, — вот баба и вот тюбик. Вот просто ну вот нужно, чтобы (смеются). Вот. И, и мы так долго обсуждали: почему у нас не идет, почему не идет вот с этой компанией. А потом мы поняли: между бабой, извините, и тюбиком должна быть любовь. Вот как, как бы нету вот этой, не было вот этой любви.
И. Мещан
— С чьей стороны? Со стороны тюбика?
Анна Леонтьева
— Со стороны, нет, к, к женщине, любовь к этой женщине, которая должна. То есть вот это вот ну не удалось просто вот, ну не пошло это дело.
И. Мещан
— Ну это к бизнесу не имеет отношения, ну согласитесь.
Анна Леонтьева
— Ну имеет, потому что бизнес не пошел.
И. Мещан
— У него не пошел бизнес?
Анна Леонтьева
— Не пошел.
И. Мещан
— Он на, нанял, значит, не тех маркетологов.
Анна Леонтьева
— (смеется) Ладно, хорошо.
И. Мещан
— Это не к вам относится. Я просто говорю, что давайте, давайте вернемся к кинобизнесу все-таки, да.
Анна Леонтьева
— Давайте, конечно. Просто тут что-то так.
И. Мещан
— Давайте про православное кино. Понимаете, вот давайте вот этот тезис, что: может быть либо кино, либо не кино, да. Понимаете, когда вы смотрите талантливый фильм на любую тему — это талантливое кино, правильно сделанное. Кино и драматургия, вот Вадик меня поправит, если я неправ, или, или дополнит, оно делается по определенным, очень жестким нормам. Помимо авторского кино, скажем так, да. Авторское кино, вы знаете, можно лошадиную голову показывать в телевизоре раз в день на полчаса, и точно соберутся фанаты, которые будут смотреть, как она фыркает, будут что-то как-то предсказывать, в каком она настроении, и так далее и так далее. Это авторское.
Анна Леонтьева
— Ну если хорошую рекламу дать.
И. Мещан
— Давайте мы про авторское не будем. Даже если, да даже не давать, все равно соберутся рано или поздно. Главное- постоянно. Вот. А вот в православном кино, понимаете, вот проблема в том, что мы пытаемся плохое кино выдать, если мы берем православную тему, за хорошее. Вот того не должно быть. а у нас такие вещи сплошь и рядом. Мы делаем плохое кино и говорим: А что же вы хотите, это ж православное кино, вот не все понимают. Хорошее кино понимают все. Поэтому давайте делать хорошее кино. Вот главный посыл, да. И если ы умеете делать хорошее кино, то возьмите православные темы. Они не могут быть отвлеченными от жизни, да, они все равно про любовь. Если мы говорим, что наша вера про любовь, если Бог — это любовь, значит у нас любое православное кино должно быть про любовь. Ну и сделайте хорошее, красивое кино про любовь. И будет тогда хорошее, красивое кино. И не надо оправдываться тем, что: это православное кино, извините, ну мы такие сиволапые. Мы вот там криворукие, мы не умеем. Ну мы же православие двигаем. Двигайте православие талантливо. Вот это важно. Мне кажется, Вадим, тут.
В. Свешников
— Ну здесь я не могу ничего, не поспорить, не добавить. Какое кино, естественно. У нас это классическое кино, классическая схема при написании сценария по... трехактная система, если брать, уже «линейкой» рассказывать все это. И нет, это не экспериментальный какой-то проект. Что раннее, что такого не делали. Есть, безусловно, проекты.
Анна Леонтьева
— Не, ну то есть кино по всем законам кино, которые существуют.
В. Свешников
— Да, естественно, все это есть. Естественно, все это присутствует: все развитие, все, как положено, и все стоит на своих местах поминутно. Вот. И.
И. Мещан
— То есть это профессионально сделанный проект, да, это профессионально сделанное кино.
Анна Леонтьева
— С приключениями, с падениями, взлетами, которые.
И. Мещан
— Конечно, конечно.
Анна Леонтьева
— В первой «Приключения Серафимы» необыкновенные.
И. Мещан
— Ну вы знаете, это на, начало, вводная часть, основная и заключение, да, как нас учили в школах писать сочинения.
Анна Леонтьева
— Сочинения.
И. Мещан
— Это примерно вот так, если плюс- минус, это так и есть.
Анна Леонтьева
— Ну в школах не говорили про поворотные пункты и перипетии.
И. Мещан
— Слушайте, это новые термины для меня: поворотные пункты и перипетии. Для Вадика может нет.
Анна Леонтьева
— Ну мы просто, знаете, изначально думали, что, когда вот начинаешь учиться развивать в себе сюжетное мышление. Вот для чего я пошла, не, не, может быть я никогда не напишу сценарий, может быть я для этого не создана, я пишу там рассказы. Но, то, что я пишу в рассказах, это, ну это не сценарий, это не кино, да, это все, как, как бы совершенно по-другому.
И. Мещан
— Проза немножко мягче все-таки относится к структуре.
Анна Леонтьева
— Да, да, да, да.
И. Мещан
— Чем драматургия.
В. Свешников
— И у главного героя в прозе у вас может не быть конкретной цели. Ц вас может, арка персонажа вам в прозе необязательна совершенно.
Анна Леонтьева
— Конечно, конечно.
В. Свешников
— Вы просто рассказываете так. Это проблема экранизации книг зачастую. Мне приносят популярную книгу, и мне нужно ее экранизировать. И автор говорит: «Ну как же вы! Это же самая красивая сцена!». Потому, что эта сцена не двигает сюжет. Потому, что эта сцена пустая, она ничего не дает для фильма, поэтому я ее убрал. Ну и потом хорошая позиция у автора: если фильм вышел. То это только от того, что книга была гениальной. А если он не вышел, то это из-за того, что сценарист и режиссер все испортил.
И. Мещан
— Зарубили все.
Анна Леонтьева
— Да, да, да.
. Мещан
— Ну это простой пример: есть книга Марио Пьюзо «Крестный отец», по которой сделали два фильма. Первая и вторая часть, она четко по книге. Но, там часть очень существенных вещей просто убрано. Их не существует. И поэтому, когда ты читаешь книгу — это одно произведение, когда ты смотришь кино — это совершенно другое. Поэтому мы делаем кино и вот стараемся его показать.
Анна Леонтьева
— Ну мне учитель сказал, что: «Отряхните всю литературу и получится как бы кино.». Но, изначально воображение не работает в эту сторону, понимаете. То есть вы, я разговариваю уже с профессионалами, экспертами, я пытаюсь понять, изначально у тебя создаются очень дурацкие истории, когда ты начинаешь думать: что вот давайте хотя бы короткометражку какую-нибудь придумаем, но, чтобы она была со смыслом, да. И в тоже время ты слушаешь своих коллег, которые ну со светской стороны и очень поражаешься, что они употребляют, например какие-то такие сюжеты, которые вот, ну я, честно говоря, в эфире Радио ВЕРА не хотела бы даже рассказывать, ну вот когда, знаете, я, когда учила детей журналистике, я говорила, что: Давайте очень сверять всякие популярные слова из Писания, которые выдернуты из контекста. То есть на магазине там написано: «Не хлебом единым.» там, и нарисован там хлеб с маслом и колбасой, и вот всякие вот такие вещи, которые нужно открыть сначала, изучить, почитать, ну чтобы не прослыть невежей. Вот. И тоже самое, когда выясняется, что люди вообще не в теме, вот даже вот на уровне, простите, я не, не, абсолютно не наезжаю на своих коллег, просто это общая такая тенденция, не в теме библейских сюжетов, просто на уровне как бы, ну как мне казалось, там культурных людей. Потому, что очень часто мы, я задумываюсь: почему люди не хотят прочитать для общего развития, для культурного развития Евангелие. Это тоненькая в общем-то книжечка, и на ней основаны все сюжеты там христианской литературы, там кинематографа, картин, и так далее, живописи, и так далее. Но, что-то препятствует вот изучению вот этого вопроса.
И. Мещан
— Ну смотрите, во-первых, нет такой темы: что такое культурный человек.
Анна Леонтьева
— Так.
И. Мещан
— Культурный человек, это вы считаете, что.
Анна Леонтьева
— Сейчас вы опровергнете все мои вообще представления.
И. Мещан
— Нет, ну что вы. Ну во-первых, христианская культура, да, и разная другая культура, да, если мы говорим о библейской и о христианской, это немножко разные вещи. ну да, вот если Евангелие тоненькая, то Ветхий Завет.
Анна Леонтьева
— Толстенькая.
И. Мещан
— Толстенький, да, и на эту тему очень много тоже вещей, которые написаны с искусством, с ренессансом, с Возрождением там всяким, и так далее, и так далее, да, вот. Поэтому что входит в понятие «культурный человек»? У нас, к сожалению, культурный человек — слишком легковесное утверждение, да, образованный человек. А где у нас изучают библеистику, скажите, в школе, в институте, где? А зачем нашему человеку чего-то там узнавать? Ну вот объясните мне, какая у нее цель? Для того, чтобы быть кем? Библеистом. Для кого, для чего, вот как в жизни это помогает? Вот, если бы ваши дети не ходили, например в храм из семьи, где бы они узнали про это? Нигде.
Анна Леонтьева
— Нигде.
И. Мещан
— Потому, что это не часть нашей жизни.
Анна Леонтьева
— Не часть нашей образования, культуры и вообще. То есть это вообще выведено за скобки. Я помню.
И. Мещан
— Конечно.
Анна Леонтьева
— Как моя по, подруга решила за, ну она не церковный человек, решила за пост прочитать Ветхий Завет. И она пришла с круглыми глазами и говорит: «Что-то вообще непонятно ничего.». То есть.
И. Мещан
— Ну хотя бы Бытие бы прочитала за пост, и то ничего.
Анна Леонтьева
— Нет, про, просто, понимаете, это.
И. Мещан
— Там много тоже всего.
Анна Леонтьева
— Это то, чего, что очень сложно читать без объяснений.
И. Мещан
— Слушайте, в этом должна быть потребность. Понимаете, в этом должна быть потребность. А потребность формирует общество, да. То есть, если мы говорим, что потребность есть в хорошем кино, тогда есть хорошее кино. Если есть потребность в дешевом кино, в массовом кино, тогда есть массовое кино. То есть любая индустрия отвечает на запросы. Почему? Потому, что опять же это про бизнес. Она отвечает на запросы. Вы сделайте все, что угодно, но, если это никому неинтересно, ну, ну будет там 20 человек, которым это интересно, понимаете. Поэтому вопрос в чем. А вот, говоря о православном кино, давайте сделаем такую простую вещь: а для кого? Аудитория православного кино, скажите, кто?
Анна Леонтьева
— Вот к этому очень важному вопросу мы вернемся ровно через минуту. Напомню, подвесим этот вопрос, эту интригу, напомню, что сегодня с нами Игорь Мещан, продюсер и Вадим Свешников, режиссер. У микрофона Анна Леонтьева. Не переключайтесь.
Анна Леонтьева
— Продолжается «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. С нами, и с вами Игорь Мещан, продюсер и Вадим Свешников, режиссер. У микрофона Анна Леонтьева. Давайте, в первой части нашей программы, Игорь, вы поставили вопрос, можно его повторить: для чего?
И. Мещан
— Какая аудитория у православного кино?
Анна Леонтьева
— Какая аудитория у православного кино?
И. Мещан
— Для кого делается, как вы говорите, православное кино?
Анна Леонтьева
— Хороший вопрос. Вот когда я приступала вот к этой вот мысли: что когда-нибудь напишу, какую-нибудь такую на христианскую тему сценарий, я представляла, я всегда вообще, когда что-то делаю, представляю себе своих взрослых детей, которые выросли в Церкви, которые.
И. Мещан
— Ну они сейчас в Церкви?
Анна Леонтьева
— Нет, сейчас они не в Церкви. Они в духовном, как они говорят, ну как проще говорить.
И. Мещан
— Поиске.
Анна Леонтьева
— Как, в поиске, да.
И. Мещан
— А почему? Как они это объясняют, скажите?
Анна Леонтьева
— Они это не объясняют. И было бы, знаете, здорово, если бы так вот.
И. Мещан
— Они говорят: Мама, спасибо, мы все поняли.
Анна Леонтьева
— Да, сейчас мы сами.
И. Мещан
— Оставайтесь, мы дальше пошли, да.
Анна Леонтьева
— Да, да, да, сейчас мы сами. Вот. И я вижу, что они испытывают уважение к моей вере, да и.
И. Мещан
— Они к вам, прежде всего уважение испытывают.
Анна Леонтьева
— Ну, конечно. Ну они, нет, я просто вот вижу, как они ведут себя в церкви, да. И ну это вообще-то наша вера.
И. Мещан
— Ну они ходят? Вы же сказали, что они ходят. Или не ходят?
Анна Леонтьева
— Нет, они не ходят в церковь, да. Я вот честна совершенно как бы.
И. Мещан
— Ну а что в этом такого.
Анна Леонтьева
— Они классные, они добрые, они воспитанные, но они не посещают литургию. Было какое-то время, когда еще там хотя бы на Пасху там и на Рождество. Сейчас вот, так сказать, идет.
И. Мещан
— Ну они милосердные, добрые, хорошие люди.
Анна Леонтьева
— Да. И дети, знаете, как интересно они относятся, они ну, они, наверное, хотят, что, чтобы я ходила в церковь, у них от этого некая уверенность какая-то вот, ну тыл закрыт. И.
И. Мещан
— Ну кино они смотрят, скажите? Давайте к кино вернемся.
Анна Леонтьева
— И вот, да, я, я ушла в детей, да, потому что это же, я, когда что-то хочу сделать, я вот представляю себе, что вот мои дети это посмотрят, да и что-то у них там произойдет. И изначально я себе, я как-то вот в эти синопсисы пыталась какие-то дидактические такие мотивы вплести, да. И так очень все это тяжело вот идет, чтобы была история, чтобы она, ну понятно, что вот она из жизни должна быть лучше всего, изначально, да подсмотрена. Вот. И вот довольно быстро я поняла, что это не работает. Что вот эти мои иконы и лампады, ну условно говоря, они н работают.
И. Мещан
— Ну Ань, ну слушайте, я, Ань, я вам скажу, вот Вадик подтвердит.
Анна Леонтьева
— Так.
И. Мещан
— Проблема в чем? Вы знаете, почему я не стал сценаристом? Потому, что я много лет назад прочитал фразу: «Можешь не писать — не пиши.», понимаете.
Анна Леонтьева
— Ну да.
И. Мещан
— Мне кажется, это универсальный совет. Понимаете, не надо искусственно ничего придумывать, понимаете. Вот, мне кажется, Толстой, вот я был недавно в Ясной Поляне.
Анна Леонтьева
— То есть вы считаете, что с этим рождаются, да?
И. Мещан
— Мне кажется, это, с одной стороны, большой труд. А главное — в этой основе лежит талант, понимаете. И талант не только в таком узком смысле, да, а талант в таком широком смысле. То есть один человек — организатор, это талант, другой человек- исполнитель, это тоже талант.
Анна Леонтьева
— Да, да.
И. Мещан
— Третий- писатель, это талант, да. Есть люди — повара, потрясающие совершенно, и это тоже талант. Мы же ему не говорим: А что ты не пишешь рассказы? Ты же ходишь там в храм, ну вот надо типа просвещать, какую-то апостольскую миссию нести. А он просто хорошо готовит. И все знают, что он ходит в храм, и говорят: Вот какой прекрасный человек. Поэтому вопрос же не в том, что мы должны нести. Знаете, меня всегда радовал вопрос прекрасный, прости, Вадик, что мы тебе не даем сказать что-нибудь профессиональное про кино.
Анна Леонтьева
— А я сейчас спрошу. У меня к Вадиму как раз очень большой вопрос.
И. Мещан
— Смотрите, я, я вам хочу сказать, вот смотрите. Меня всегда радует вопрос наш православный, я уже давно как бы в этом живу: что нам делать с молодежью? Ну мне кажется, более бредового вопроса быть не может.
Анна Леонтьева
— Почему?
И. Мещан
— Ну а что нам с ними делать? Живите по Евангелию сами, и молодежь будет видеть, как вы живете, да. Что сказано в Евангелии: «И по тому узнают, что вы Мои ученики, что будет любовь между вами.». Все. Там не сказано: пишите рассказы, назидайте детей, еще что-то такое. Вы сами ведите себя по-евангельски, и тогда все остальное, да. Есть еще одна фраза: «Не бойся малое стадо, ищите прежде Царствие Божие и правды его, и остальное вам дадут.». Поэтому вот, вот вы о чем вопрос. А мы все пытаемся как-то искусственно там куда-то кого-то двигать, куда-то их собирать, читать им какие-то лекции. там еще что-то такое. Понимаете, любовь, ничего более.
Анна Леонтьева
— Я, я, это высокая мысль, и я совершенно с ней согласна.
И. Мещан
— Это не высокая, это очень прагматичная, практическая мысль.
Анна Леонтьева
— Вернее, это высокая планка, да.
И. Мещан
— Ну слушайте, у нас эту планку никто, по-моему, не перепрыгнул еще.
Анна Леонтьева
— ну я поэтому и говорю, что она высокая.
И. Мещан
— Только святые люди, о которых мы снимаем кино, делаем детское кино. Святые люди.
Анна Леонтьева
— Да.
И, Мещан
— Знаете, как один владыка сказал: «Почему этот самый, почему Серафим Саровский святой? Потому, что он думал, делал и говорил одно и тоже.», понимаете. То есть у него вот этого промежутка не было. Он как верил, так и говорил и так и делал. А мы же, мы же немножко не так. Мы говорим одно, делаем другое, а делаем совершенно третье. Вот давайте с себя начнем, да. Вот делайте, думайте, и так далее, и так далее, и так далее. Тогда будет все хорошо.
Анна Леонтьева
-На эту тему вспомнила один очень такой трогательный эпизод, но хотела сначала, Вадим, вот спросить у вас. А вы тоже считаете, что сценаристами ну рождаются, ими не становятся? Просто вот так, из профессиональной, так сказать, сферы.
В. Свешников
— Сложно сказать. В принципе, в принципе сценарист — это тоже, это ремесло, и вы можете быть ремесленником. Вы можете знать, как строится сценарий, вас научат писать диалоги, вам, конечно, лучше прочитать книги, и тогда все будет. Но, не факт, что вы добьетесь в этой профессии какого-то призвания. Вы можете быть врачом, мы знаем прекрасно, у нас есть прекрасные врачи, которые стали замечательными писателями. То есть это не связано. Да, вы должны знать школу, вы должны знать структуру, ну это, это база, это азы.
И. Мещан
— Чехов, например. да.
Анна Леонтьева
— Да, да. Ну Чехов уж сразу, да, приходит.
В. Свешников
— Конечно. Но, мы же все прекрасно должны понимать, что вся школа, вся структурная часть может занимать просто легкий курс. Вас, ликбез проведут, все расскажут. Дальше есть наитие и есть да, то, что вы, просто проще всего начать с того, что вы пишете то, о чем знаете. Если ваша жизнь часто менялась, вот у меня в жизни было так, допустим: я много поменял направлений деятельности, все, поэтому я очень много могу написать, потому что я был и там, и там, и там. И я пишу, не придумывая, вспоминая какие-то нюансы.
И. Мещан
— Обрабатывая жизнь.
В. Свешников
— Да, какие-то моменты. А когда, конечно, ребенок, который закончил школу, закончил пусть даже ВГИК, и он сразу же берет, не знаю, там все же они, все мечтают, что будут они экранизировать, что-то, типа «Андрея Рублева» они хотят все снять. Но, вопрос: откуда такая глубинная духовность должна быть для того, чтобы браться за такой материал. Напиши сначала и расскажи свою историю о школе, о своей семье, о своей собаке, в конце концов, которая для тебя была самым дорогим другом там, к примеру. И зритель тоже поймет, что ты пишешь то, о чем знаешь, потому что он почувствует, он же чувствует тоже самое. Он скажет, что: да, да, точно, это вот так оно и было. И другой вопрос: когда философией будет заниматься ребенок, который ну еще ничего в жизни не видел. Ну вот он сейчас будет рассказывать.
И. Мещан
— Опыт, жизненный опыт.
В. Свешников
— Да, жизненный опыт. Или рассказать о том, как в траншее сидит и о чем думает солдат. Ну ты пойди, там посиди сначала, потом узнаете.
И. Мещан
— Потом это все обдумай.
В. Свешников
— Да, да, да, естественно. Это, а просто так никто с траншеи писать не бросился.
И. Мещан
— Ну слушай, великие фильмы о войне Великой Отечественной вышли через 20 — 30 лет.
В. Свешников
— Да.
Анна Леонтьева
— Да.
И. Мещан
— После.
Анна Леонтьева
— Когда все это переварено было.
И. Мещан
— Не во время, да. Ну возьмите там «Белорусский вокзал», к примеру, да. Там ни одного выстрела, ни одного этого самого. При этом сидят какие-то среднего возраста люди и вспоминают о войне, все. И это выносит мозг просто.
Анна Леонтьева
— Да.
И. Мещан
— Потому, что это талантливо. И Вадик не сказал, что еще нужен талант определенный иметь, чтобы это написать. Мало жизненного опыта, Вадим, все равно. И ремесленных навыков. Все равно должен быть талант.
В. Свешников
— Ну слушайте, да, это как в любой деятельности, в любой сфере деятельности. Слушайте, если вы спортсмен и вы — талантливый человек, вы на таланте выйдете первое время. Но, если вы не работаете, то ваш талант очень быстро уйдет.
И. Мещан
— Тут надо пахать.
В. Свешников
— А тот пахарь, который был с меньшим талантом, но не бросил, он продолжает идти к своей цели, он вас задвинет. В принципе в кинематографе будет также. Вы можете быть талантливым и можете сгореть через 1 или 2 проекта. Все, вам больше нечего сказать. Вы сами, самоедство и ну все. А человек, который живет, который примечает, который изучает, который растет и развивается, он может еще... не факт, что он уже сделал свою карьеру, что он уже высказался. Возможно, у него впереди еще высказывание...
И. Мещан
— Да, 100 процентов.
В. Свешников
— Которое закроет все «гештальты» его...
И. Мещан
— Да, да, да. ну я читал тут, я читал дневники Чехова, его эти самые, да. Он же, он же принимал, как врач, он вставал там полпятого утра, и он даже писал, что говорит: «Я не могу писать на полный желудок. Поэтому я, — говорит, — утром пью только кофей и потом в час дня бульон.». И уже только там к часам пяти он заканчивал писать. Он заставлял себя, он сидел за столом. И он пишет: «Сегодня писалось легко. Вчера вообще не могу, не мог писать.». Но, он это повторял. То есть он это делал, делал, делал. И так далее. То есть тут труд, о чем говорит Вадик — это, конечно, невероятная совершенно составляющая этого успеха. Понятно, что ты, если графоман, ты можешь сидеть там без таланта, да.
В. Свешников
— Ну классно. Зато ты не выгораешь. Твой, твой мозг пуст.
И. Мещан
— Зато ты не выгораешь.
Анна Леонтьева
— Да, да, да.
И. Мещан
— Да, понимаете. То есть это есть графомания. Ну, если ты талантливый человек, то ты его должен умножать. Это мы опять возвращаемся к Евангельским историям. То есть тебе дали талант, значит ты его должен не закапывать в землю, не выбрасывать, не хранить, а развивать. Тогда это все будет. То есть тут очень такая сложная конструкция. Понимаете. Как и у нас в кино, да: и в сценарии, и в том фильме, который мы в том числе сегодня обсуждаем.
Анна Леонтьева
— Напомню, что сегодня с нами, и с вами Игорь Мещан, продюсер и Вадим Свешников, режиссер. Вот то, что Игорь рассказал про основы, так сказать, христианской жизни, что: это отношение друг к другу, это любовь, с этим не поспоришь вообще ни в одном месте. И, но, тем не менее давайте перейдем к вашему анимационному фильму «Серафима», который вы все-таки создали для молодежи. Вот бы, были какие-то задачи: чтобы его посмотрело как можно более широкий круг молодежи, и может быть что-то вот зацепило, и что-то они узнали?
В. Свешников
— Ну это общая такая, обширное понимание — задача. Что такое задача? Мы постарались разговаривать с молодежью их языком.
Анна Леонтьева
— Ну да.
В. Свешников
— Мы брали истории, какие-то сюжетные ходы, которые в принципе знакомы каждому из зрителей должны быть. Каждый из потенциальных зрителей был в подобной ситуации, или в нечто похожем. Возможно, не сам, а кто-то из близких. Поэтому это должно быть ему понятно, близко, опять же тавтологией занимаюсь. Поэтому сказать, что мы разработали какую-то систему: как нужно достучаться, опять же, да нет, нет. Мы просто рассказали историю. Мы сделали историю, рассказали ее. Мы заложили туда, естественно, образ Серафима Саровского. Мы использовали, естественно, мудрые изречения, которые он говорил. Мы их интерпретировали немного там, чтобы это было, ну в более доступной, обыденной форме речь чтобы была, как можно более простой. Если мне не изменяет память, то вроде бы, говорят, Серафим Саровский именно этим и славился, что говорил довольно просто.
И. Мещан
— Ну давайте так, в, от, от Серафима Саровского не осталось ни одной строчки дневников.
Анна Леонтьева
— Только воспоминания.
И. Мещан
— То есть все, что передается, его какие-то слова, это передают монахини из поколения в поколение. Какие-то были записки, какие-то тетрадки, которые записывали за ним, и так далее, и так далее. И везде речь очень простая и очень доходчивая. Понимаете, это как к любому духовнику и близкому, ну давайте скажем, что Серафим Саровский был в нынешнем нашем понимании старцем, да, к которому приходило много людей за утешением за каким-то, и так далее, и так далее. И я вам хочу сказать, что по большому счету он утешал сами, самим своим присутствием. Самой своей жизнью, да, потому что от него исходила такая любовь, что человек обновлялся, человек это чувствовал. И у нас в фильме это есть. Мы не будем спойлерить, но именно эта любовь. Он вроде бы ничего такого не говорит, но его само появление. Оно влияет на всех, понимаете. Вот так мы интригу повесим. Поэтому посмотрите. Я думаю, что вам всем понравится.
Анна Леонтьева
— Кто зритель этого фильма? Кому приходить?
И. Мещан
— Всем.
Анна Леонтьева
— Всем. А ста, мал.
И. Мещан
— Слушайте, в первую очередь это семейная аудитория, это люди с детьми. это могут быть подростки. Это могут быть, не знаю, взрослые люди, да. Не важно. Это такое детское кино, ориентированное на детскую, семейную, подростковую и юношескую аудиторию. Для них там все понятно.
В. Свешников
— Если брать, если брать ядро аудитории, я подойду продюсерски, тогда вам скажу, что это будет где-то, наверно, с 10- 12 лет непосредственно само. Непосредственно и до этого возраста детей они все прекрасно поймут и ничего в этом крамольного не увидят, и все там хорошо. И дети, более взрослые, более старших возрастов могут посмотреть это кино. Просто нужно понимать, что главные герои — это дети, которым 12 лет, ну вот исходя из этого, просто. И опять же, и опять же технология производства, мы использовали анимацию — мультфильм, мультипликацию. Это для кого делается, как правило?
Анна Леонтьева
— Взрослые очень любят мультфильмы смотреть.
В. Свешников
— Конечно, любят. Конечно, любят и взрослые анимационные фильмы.
Анна Леонтьева
— Это вообще отдельное удовольствие.
В. Свешников
— Именно поэтому мы так и сделали. Посчитали, что это.
И. Мещан
— Так и задумывали.
В. Свешников
— Да. Посчитали, что это наиболее универсальный способ, универсальная технология для того, чтобы завлечь зрителя.
Анна Леонтьева
— Слушайте, а будет спойлером, если мы ну вот синопсисы озвучим этого фильма, просто чтобы?
И. Мещан
— Ну во-первых, мы его не озвучим, потому что он длинный. А во-вторых, а синопсис в чем должен быть?
Анна Леонтьева
- Что за история.
И. Мещан
— Что история заключается о том, о том, о том и закончится тем-то, тем-то.
Анна Леонтьева
— Да.
И. Мещан
— Нет, мы это не озвучим.
Анна Леонтьева
— Нет, нет, нет, закончится не.
И. Мещан
— Нет, даже не, ну слушайте.
Анна Леонтьева
— Даже не надейтесь, да.
И. Мещан
— Слушайте, это, слушайте, мы можем озвучить, что действия происходят в Сарове, да, если, и это подростки, это дети, которые учатся в школе. Это Серафима, ее мама. Там появляется Серафим Саровский. Это такое послевоенное интересное, красивое время, в которое все было. очень было развивалось. Ну все равно это фильм о любви, об отношениях: об отношениях ко взрослым, об отношениях к детям, о вере и о многих других вещах, понятных для любой аудитории.
Анна Леонтьева
— Ну то есть это увлекательный тоже и приключенческий фильм, да, вот так можно сказать? Или? Как продюсер, да, Вадим.
В. Свешников
— Да.
И. Мещан
— И как ре, как, как автор сценария.
Анна Леонтьева
— Автор сценария.
В. Свешников
— Да, конечно. ну вообще история о мальчике, которому необходимо было, он был потерян немного в жизни. У него не было чувства дружбы близкой, у него не было чувства любви. Он оказался лишен. Мальчик — сирота. И в поисках именно этого чувства, которое, он даже не понимал четко: чего и что ему нужно. И только встретив девочку Серафиму он понял, что ему, чего ему не хватало, скажем так, в этой жизни, что помогло ему обрести себя. Это любовь, это дружба, которая изначально у него не заладилась в школе, ну потом переросла в крепкую дружбу уже внутри коллектива, скажем так.
И. Мещан
— это максимальный спойлер. Который мы хотели вам дать.
Анна Леонтьева
— Да, да. Я на самом деле не, не пытаюсь спойлеров из вас извлечь, а наоборот, мне кажется, что, если хоть какая-то вот завязочка будет, то людям будет более понятно.
И. Мещан
— Пусть приходят и смотрят. Будет все понятно абсолютно. Это правда. Потому, что, понимаете, вопрос в другом. Вопрос в том, что такого кино делается сейчас крайне мало, да. То есть это чтобы было и приключение, и смыслы, и любовь, и какие-то решения проблем своих, и какая-то, вот обретение там, не знаю, семьи, еще чего-то, это вот такого мало.
Анна Леонтьева
— Мало.
В. Свешников
— И ностальгия.
И. Мещан
— Да еще и с участием Серафима Саровского.
В. Свешников
— И ностальгия для родителей, которые помнят, кто такие пионеры.
И. Мещан
— Кто такие пионеры, да, например там, и так далее.
Анна Леонтьева
— Еще одна интрига.
И. Мещан
— Так что посмотрите, посмотрите.
Анна Леонтьева
— Ну вот мы с этого начали. Собственно, разговор, и я совершенно, вот обдумав, к концу уже нашей беседы, что действительно мало вот этого кино для детей, которого раньше было вот прям в обязательном порядке. При чем наши лучшие там актеры, композиторы, художники, они прям вкладывались в это детское кино, потому что это непрев, непревзойденный шедевр.
В. Свешников
— Ну давайте, ну давайте-ка я ПОоппонирую.
Анна Леонтьева
— Давайте-ка.
В. Свешников
— Вам просто кажется, что было его так много, потому что вы берете очень маленький отрезок времени, и вам кажется. Вы представьте, сколько лет занимался кинематограф именно созданием подобных фильмов, а потом разделите количество лет на количество проектов, и узнаете, что не так их было много.
Анна Леонтьева
— Не так много.
В. Свешников
— И сейчас, на сегодняшний день у нас есть тенденция к развитию именно детского кинематографа.
И. Мещан
— Есть госзаказ, условно говоря, на это.
В. Свешников
— В любом случае. Да, да, да.
Анна Леонтьева
— Слава Богу.
И. Мещан
— То есть государство оза, озаботилось этим, и поэтому есть, на это есть по, потенциальный заказ такой.
В. Свешников
— Это хорошо. Это, понимаете, это все равно, что, одно дело — на классном часе рассказывать: что такое хорошо, что такое плохо.
Анна Леонтьева
— Да, да, да.
В. Свешников
— Это нужно, это правильно. Но, оно не может быть только в школе. И учитель не всегда является самым главным ментором, школьный учитель, который вот достучится до ребенка. Это должно идти с разных направлений. Это должно идти, прежде всего из семьи, это должно идти из школы и это должно быть в кинематографе.
Анна Леонтьева
— Абсолютно, да.
В. Свешников
— В музыке. Это должно быть просто миром. Это должно быть, как экосистема. На ребенка должно проецироваться то, что, как человек должен жить, как нужно себя вести, понимаете. И тут ну наша вера, она нам в большую помощь просто как бы. Она, как создана для этого.
Анна Леонтьева
— Слушайте, а у меня еще такой момент, я заметила. Вот я в детстве, я помню, очень не любила фильм, мультфильмы с этими куклами, да, которые двигаются, потому что они какие-то были совсем простенькие, вот. И потом, а потом появились фильмы Диснеевские анимационные, да, которые вот такие яркие, красивые. Там мимика, там такие.
В. Свешников
— Я вам.
И. Мещан
-Диснеевские фильмы с 30-х годов появились.
В. Свешников
— Я, я, и там было очень много.
Анна Леонтьева
— Да. В нашей жизни появились потом.
В. Свешников
— И там было очень много работников — выходцев из царской России, из Советского Союза.
И. Мещан
— Конечно.
В. Свешников
— И мы делали точно такого же качества мультфильмы в Советском Союзе. Просто они были более затратные, более долгие, ну долго все. А кукольная анимация, она немножко авторская. И она на самом деле, просто может быть де, ребенку тяжелее его смотреть.
Анна Леонтьева
— Тяжелее, однозначно.
В. Свешников
— Но, зато это такое авторское высказывание. Ты свободен, ты можешь делать это как бы неспеша и именно сделать то, что ты хочешь вот рассказать, показать. И знаете, это все со временем приходит. Когда ты маленький, да, вот при Советском Союзе еще кукольный мультфильм... не знаю, ну «Ну, погоди», к примеру. А со временем сейчас смотришь какие-нибудь старые мультфильмы кукольные и по-другому их воспринимаешь, и думаешь.
Анна Леонтьева
— Ну это у вас ностальгия такая.
И. Мещан
— Крокодила Гену, например.
В. Свешников
— Сколько, сколько. Ну это еще тоже мейнстримовские, а там есть прекрасные мультфильмы там по Бажову, по сказкам, про, мультфильм про Догаду. Это очень и весело, и.
Анна Леонтьева
— Кукольные?
В. Свешников
— Да.
Анна Леонтьева
-А. Что-то я такие.
В. Свешников
-Это очень и весело, и смешно, мудрость там закап, зак.
И. Мещан
— Закопался.
В. Свешников
— Заложен, закопан. Вот. Так что нет, анимационные проекты тоже прекрасны. И сейчас есть, кстати, тенденция к возвращению и есть анимационные проекты полнометражные, которые делаются. И это сложно. Потому, что сделать руками, проще компьютерно сейчас нарисовать, чем сделать просто руками анимацию. Это штучный товар. Это так, как снимать на пленку или снимать на «цифру». На «цифру» проще. Отличается ли картинка? Да.
И. Мещан
— Да, конечно.
Анна Леонтьева
— Да.
В. Свешников
— И ничем вы как, пока что вы фильтр на цифровую камеру не наденете такой, как. Будет эффект как на пленке, но это не пленка. Она так не передаст. Она не живет.
И. Мещан
— Да, даже мне говорили художники, вот иконописцы, что ты когда фотографируешь на цифровую камеру, ты потом натуральный цвет такой не подберешь, потому что он все равно чуть-чуть искажается.
В. Свешников
— Да, да. Нет, и плановость: то, как свет вытягивает передний план, задний план, все. «Цифра» не так считывает. Мы, кстати.
И. Мещан
— «Цифра» более плоско считывает.
В. Свешников
— Кстати, кстати, мы для производства мультфильма использовали очень много искусственный интеллект, который сейчас. Но, опять же, как все переживают по поводу искусственного интеллекта, ребят, это всего лишь инструмент, он не заменяет. Вы не можете дать команду «PRINT» и уйти, а он сам сделает.
И. Мещан
— А он сам сделает.
В. Свешников
— Так не будет идти. Но, тем не менее это развитие, это будущее, от него никуда не уйти. Поэтому да, мы использовали искусственный интеллект вообще для генерации каких-то локаций, например.
Анна Леонтьева
— Я почему вспомнила про эти мультики своего детства, потому что я вот смотрю сейчас анимационные наши фильмы, они такого высочайшего, ну сказать, высочайшего качества, наверно, как-то будет плоско.
И. Мещан
— Ну технологии ушли.
В. Свешников
— Просто технологии.
Анна Леонтьева
— Они, они там другие, они такие художественные, да.
И. Мещан
— Технологии ушли.
В. Свешников
— Слушайте, да, так мы вспомним телегу и посмотрим, что сейчас, хотел сказать: какой великий у нас автопром и не мог быстренько вспомнить какой-нибудь великий автопром.
И. Мещан
— Не, просто, да, абстрактно скажем: и самолет, да.
В. Свешников
— Да, да. И, и на самом деле.
И. Мещан
— Телегу и самолет, вот и все.
В. Свешников
-На, на самом деле, знаете, я плотно анимацией занимаюсь где-то с 2006 или там 4-го года, уже не помню. Я помню, как мы первые компьютерные мультфильмы пытались сделать, но это неописуемо: то, как мы это делали руками, то, сколько они весили, как это было тяжело, какие были программы, все такие кондовые. И то, как сейчас все это упрощается. Ну это просто прогресс. Просто все меняется.
И. Мещан
— Ну это все равно инструмент.
В. Свешников
— Ну конечно, конечно.
И. Мещан
— Это инструмент. В этот инструмент надо что-то вложить. Тогда это будет получаться. А иначе это не получится. Иначе останется один инструмент.
Анна Леонтьева
— Но, Игорь, все-таки вы согласны, что какая-то сверхзадача такая духовная стоит перед православным режиссером, продюсером, аниматором, не знаю?
И. Мещан
— Смотрите, это то, что говорил Вадим. Тут ничего нового, вы просто чуть-чуть по-другому сформулировали. Почему? Потому, что вы должны писать или делать про то, что вы знаете, во-первых. Во-вторых, про то, что вам интересно. Вот если вам интересно про это делать, то в любом случае ваш интерес, ваш подход и ваше все, оно будет принято. А если вы сидите и искусственно придумываете какие-то сверхсмыслы в какой-то истории. То это ну, ну слушайте, зритель же не дурак, они же все это чувствуют. Если есть вот это чувства, если есть в этом любовь, значит эта любовь, она ощущается другими людьми. А если этого нет, то тоже не ощущается. Был один известнейший проект анимационный, на который там, по-моему, по тем временам, лет 10 назад, потратили, по-моему, миллиард. И он ничего не собрал в прокате. Даже я помню своих детей, которые пришли и ровно через 10 минут. При этом все летало, технологически было просто хайп, ну просто вообще. И у меня дети пришли, посмотрели 5 минут и сказали: «Слушай, мы не поймем, о чем кино. Пойдем. И мы вышли просто, просто вышли из кинотеатра.
Анна Леонтьева
— То есть это было очень красиво, технологично.
И. Мещан
— Это было технологично, красиво, но смысла в этом не было никакого. Просто эта технология поглотила все смыслы и всякие вот эти штуки. Не буду говорить какой проект, но это было, и я думаю, Вадим. Ну примерно представляет, о чем я говорю. Вот. Просто неинтересно. Да, оно все летает, кричит и там какие-то эффекты, ну не о чем.
Анна Леонтьева
— Ну это же сплошь и рядом бывает, что очень красиво.
И. Мещан
— Нет, это не всегда бывает.
Анна Леонтьева
— Или, например очень много приключений, ну совсем неинтересно.
И. Мещан
— Слушайте, это для нас с вами, уже для нашего поколения, для нас все меньше и меньше чего-то интересного остается. Понимаете. А для них, понимаете, это как объект, субъективное ощущение жизни. Знаете, почему жизнь, когда тебе, когда ты старше становишься, летит все быстрее и быстрее? Все очень просто. Когда ребенку 3 года, год — это треть жизни.
Анна Леонтьева
— Точно.
И. Мещан
— А когда ребенку 50 лет, год — это одна пятидесятая жизни. Поэтому.
Анна Леонтьева
— Какая печальная математика.
И. Мещан
— Поэтому субъективно, субъективно у тебя время ускоряется. То есть представляете там трехлетнего ребенка. Вот, Вадик, сколько у тебя младшему?
В. Свешников
— Три.
И. Мещан
— Три, вот как раз, да, трехлетнего ребенка. Он, за эти 3 года он, ну помните эту великую детскую фразу: «Лето — это маленькая жизнь.», понимаете. А сейчас что лето: фить, тепло стало и уже Новый год, понимаете, и все. Это вот, это субъективно. Поэтому вот надо делать какие-то проекты, которые дают вот эту вот легкость, вот это ощущение сопричастности, то, что мы хотим сделать, да. И надо делать те проекты, которые тебе интересны, и тогда они будут интересны другим. А если ты просто вот чего-то там ваяешь, лишь бы чего-то навоять, или пытаешься искусственно создать какую-то там бра, абракадабру. Которая потом развалиться, нет. Нужно делать то, что у тебя в душе.
Анна Леонтьева
— Я, знаете, хотела напоследок поделиться. Я прожила месяц в городе, где не было интернета, и я прочитала очень много книг, и даже такое вот, каких-то невероятно толстых. И я первый раз подумала, что читать книги — это не ровняется прям вот сплошная польза. Вот я перечитала Достоевского, и я взлетела. Я перечитала там других авторов, и ничего не произошло, кроме того, что я их просто прочитала. Хотя они очень талантливы.
В. Свешников
— А возможно это вы просто были в моменте. Человек, который находится в глубокой депрессии, представляете, он берет и читает Достоевского. Как, как вы, как вы думаете, до чего это дойдет?
И. Мещан
— Человек в глубокой депрессии не должен ездить на метро. Это мое глубокое убеждение. Знаете почему? Потому, что вы выходите, а там написано: «Выхода нет» (смеются). Надо писать: выход не здесь
Анна Леонтьева
— Ну ладно, это, это свои мысли.
В. Свешников
— Ищите выход в другом месте.
Анна Леонтьева
— Я все-таки напоследок, ищите выход в другом месте.
И. Мещан
— Да.
Анна Леонтьева
— Хорошо. Ну это отдельная, наверно, действительно дискуссия о том, какие книги вот прямо возвышают, а какие неполезно читать во время депрессии, о которой я знаю очень много. Давайте я тогда поблагодарю вас и напомню нашим радиослушателям, что с 9 октября выходит в прокат анимационный фильм «Серафима». И вот продюсер этого фильма Игорь Мещан и режиссер Вадим Свешников сегодня были с нами и с вами. Так довольно горячая дискуссия состоялась, и мы очень много интересного узнали про анимационный и вообще кинематограф. Спасибо вам большое.
И. Мещан
-Спасибо.
В. Свешников
— Спасибо.
И. Мещан
— Всего вам доброго. Приходите в кино.
В. Свешников
— Все в кино.
Анна Леонтьева
— Все в кино.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «26-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Николай Конюхов
- «Любовь к ближним и к себе». Протоиерей Константин Харитонов
- «Как формировалось христианское богословие». Петр Михайлов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей

Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении святой Екатерины Александрийской для всемирного православия

Сегодня 7 декабря. День памяти великомученицы Екатерины Александрийской, пострадавшей за Христа в начале четвёртого века.
О значении святой для всемирного православия — священник Стахий Колотвин.
Все выпуски программы Актуальная тема











