У нас в гостях были научный руководитель проекта благотворительного календаря «От Пасхи до Пасхи», кандидат богословия, преподаватель Православного Свято-Тихоновского университета Георгий Бежанидзе и директор по развитию календаря «От Пасхи до Пасхи» Илья Рыбаков.
Мы говорили с нашими гостями о значении Ветхого Завета, о том, каким образом он способствует пониманию и осмыслению Завета Нового — и как благодаря календарю наших гостей можно познакомиться с ключевыми событиями ветхозаветного периода.
Ведущий: Константин Мацан
К. Мацан
– Светлый вечер на Радио ВЕРА. Здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона Константин Мацан. И уже стало хорошей традицией Великим постом, предваряя будущие события, говорить о замечательном издании, которое наверняка многим нашим слушателям знакомо и у многих, наверное, прямо сейчас стоит на столах – это календарь «От Пасхи до Пасхи», такое замечательное издание. А у нас сегодня в гостях люди, которые имеют непосредственное отношение к изданию этого календаря – у нас в гостях Илья Ильич Рыбаков, директор по развитию благотворительного проекта календаря «От Пасхи до Пасхи». Добрый вечер.
И. Рыбаков
– Здравствуйте.
К. Мацан
– И Георгий Вениаминович Бежанидзе, научный руководитель проекта календаря «От Пасхи до Пасхи», кандидат богословия, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Добрый вечер.
Г. Бежанидзе
– Здравствуйте, дорогие друзья.
К. Мацан
– В этом составе мы в студии радиостанции ВЕРА встречаемся уже не первый год. С моим коллегой Алексеем Пичугиным вы недавно беседовали. Может быть, два года назад тоже со мной – мы в том же составе встречались. Традиция, повторюсь, прекрасная, и каждый раз я напоминаю, календарь посвящен разным темам, вы выбираете тему на год. Ну вот перед тем, как сказать о том, какая тема в этом году, давайте скажем, что уже началась раздача календарей. Илья Ильич, где можно получить?
И. Рыбаков
– Ну да, уже можно получить новый календарь «От Пасхи до Пасхи», который посвящен Ветхому Завету.
К. Мацан
– Вот тему обозначили.
И. Рыбаков
– Да, и такая очень красивая обложка, пророка Илии. И его можно получить в редакции календаря «От Пасхи до Пасхи» – на улице Станиславского, дом 4, строение 1. Ну ориентировочно – это рядом у нас храм святителя Мартина Исповедника и такой большой комплекс, банк «Реалист». И вот банк «Реалист» любезно предоставляет нам помещение для осуществления раздачи новых календарей и тоже участвует в этом благотворительном проекте таким образом.
К. Мацан
– Итак, это тема Священного Писания Ветхого Завета. Георгий Вениаминович, а почему такая тема выбрана?
Г. Бежанидзе
– Ну действительно, мы исследовали разные темы – и церковная история, и патристика. И вот решили приступить к такой весьма сложной, как мне кажется, теме Священного Писания Ветхого Завета. Почему она сложная, потому что Ветхий Завет – это книга сложная для восприятия, для понимания и, конечно же, ее тоже надо читать обязательно, но читать именно в свете Нового Завета, чтобы не соблазниться. Поэтому, как нам показалось, вот сейчас необходимо раскрыть и эту тему для наших дорогих друзей, читателей, и мы решили эту тему раскрыть в настоящем календаре.
К. Мацан
– А чем можно соблазниться в Ветхом Завете? Казалось бы, Библия – книга богодухновенная. В чем здесь главная проблема для читателя современного?
Г. Бежанидзе
– Ну я думаю, главная проблема это в той, в кавычках, конечно, «жестокости», да, которая в Ветхом Завете присутствует, когда Бог повелевает убивать целые народы, когда совершается потоп, и таким образом гибнет практически все человечество кроме Ноя. Когда Бог повелевает совершать жертвоприношения, именно кровавые жертвоприношения, жертвоприношения животных, которых закалывали. И вообще очень много таких пророчеств в Ветхом Завете, которые нуждаются в разъяснении и толковании святоотеческом. Поэтому, как мне кажется, таких мест все-таки в Ветхом Завете достаточно много. И даже если вот человек начинает читать Священное Писание не с Нового Завета, а с Ветхого Завета, ему кажется, что ветхозаветный Бог, может быть, Он какой-то иной, не такой, как Господь Иисус Христос. И даже были такие ереси, в общем-то, которые отвергали Ветхий Завет. Поэтому, как мне кажется, эта Книга, она такая очень важная, очень интересная. Ну или, например, вот есть такая Книга – Песнь Песней. И там изображается даже, в общем-то, интимная жизнь возлюбленных. А почему эта Книга в Священном Писании, для чего она там, что она обозначает? Вот этих вопросов может быть очень много, когда мы читаем Священное Писание Ветхого Завета.
К. Мацан
– Илья Ильич, мы еще вернемся обязательно подробно к содержанию, к Ветхому Завету, к содержанию календаря я имею в виду. Ну вот я неслучайно сказал, что, может быть, у наших слушателей прямо сейчас где-нибудь на столе этот календарь стоит – проект популярный и издание оказалось популярным. Вы вообще, когда задумывали эту историю с календарями, вот вы много лет уже в ней существуете, вы на такой отклик рассчитывали?
И. Рыбаков
– Ну история этого проекта, значит, этого благотворительного проекта, она берет начало с 2008 года. И делалось это как такой внутренний подарок для сотрудников банка на Пасху, вот такой уникальный календарик подарить. И постепенно этот проект перерос, так сказать, вот в этот, не побоюсь этого слова, самый популярный православный календарь у нас в стране, потому что тираж его в 150 тысяч экземпляров печатается. И мы опять же призываем всех неравнодушных людей, что мы можем увеличивать тираж и еще больше, потому что, может быть, для всей России как бы и мало. Но это для этого надо привлекать новых благотворителей. Те, которые уже есть, они вот осуществляют каждый год, уже 17-й год издание этого уникального, авторского календаря. Потому что каждый календарь – это как отдельная книга пишется. Вот в этом году будет на тему Ветхого Завета. Прошлый год, который заканчивается, он был посвящен патерикам, соборам. И вот как бы вот все 17 лет вот этот календарь развивался и увеличивался в тираже.
К. Мацан
– А сколько людей работают над проектом?
И. Рыбаков
– Вот Георгий Вениаминович знает, наверное.
К. Мацан
– Такая работа, столько авторов текста, вряд ли это один человек может сделать, такую работу. Георгий Вениаминович.
Г. Бежанидзе
– Ну у нас работает до десяти авторов и иногда бывает и побольше, и в основном это специалисты как раз по библеистике. Но здесь, понимаете, не каждый специалист по библеистике сможет написать текст, который был бы доступен и понятен – чтобы он не был слишком научным, чтобы он не был слишком таким заумным, да, который было бы неинтересно читать. Тут важно, чтобы человек обладал хотя бы минимальным и литературным талантом. Вот таких людей, конечно, найти достаточно сложно, но мы все-таки стараемся искать таких людей и привлекать их.
К. Мацан
– Ну давайте тогда расскажем о структуре календаря. То есть 365 дней в году, на каждый день приходится что в календаре, что касается Ветхого Завета?
Г. Бежанидзе
– Ну надо сказать, что сам жанр календаря, он непросто сочетается с тематикой единой. Потому что календарь – это даты, на которые приходятся разные святые, и эти святые совсем не обязательно связаны с Ветхим Заветом. Есть, конечно, памяти пророков, памяти ветхозаветных святых, но таких памятей не так много в календаре. И в основном святые подвижники, мученики, преподобные, святители, которых много на страницах календаря, они имеют если только косвенное отношение к Ветхому Завету. Поэтому вот так вот соединить и жанр календаря, чтобы на каждый день была привязка к дню, то есть к памяти святых в этот день или к богослужебному дню, к праздникам, посвященным Пресвятой Богородице, Господу Иисусу Христу – это не так просто. И мы, например, отошли вот от такого принципа – можно было бы взять и разъяснять, например, те чтения, которые полагаются на этот день. Ну, например, Великим постом у нас будет каждый день в седмичные дни читаться паремия из ветхозаветных книг, но, как мне кажется, если и можно это делать, то очень ограниченно, потому что тогда календарь будет слишком специфическим. И мы стараемся делать так: то есть в первую очередь мы учитываем памяти святых, связанных с ветхозаветным циклом. Далее есть статьи, посвященные Ветхому Завету, на обороте преимущественно, которые вообще не имеют никакой привязки к богослужебному дню. И есть святые, которые имеют привязку к богослужебному дню, но не имеют отношения к ветхозаветной тематике. В основном вот такие статьи расположены на лицевой стороне календаря, а на обороте – статьи, которые могут и не иметь привязки к богослужебному дню. Ну и есть такие так называемые пограничные статьи, которые посвящены святым, которые прямого отношения не имеют к Ветхому Завету, но тем не менее какой-то эпизод из их жизни интересный связан с Ветхим Заветом, либо, если это святители, то в их словах, в их толкованиях есть такие интересные места, экзегеза Священного Писания Ветхого Завета, которые тоже мы приводим. И таким образом вот связываем и день календарный, и тему Ветхого Завета.
К. Мацан
– У нас сегодня в гостях Илья Рыбаков, директор по развитию благотворительного проекта календаря «От Пасхи до Пасхи» и Георгий Бежанидзе, научный руководитель проекта календаря «От Пасхи до Пасхи», кандидат богословия, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Я напомню, что в этом году календарь посвящен Священному Писанию Ветхого Завета. И вот, Илья Ильич, вы уже сказали о том, что большой тираж – 150 тысяч экземпляров. То есть у авторского коллектива, у всех авторов проекта этого благотворительного календаря есть возможность обратиться к большой достаточно аудиторией с письменным словом. А письменное слово, как известно, более весомо, чем устное – мы видим текст, мы его читаем, перечитываем, он как бы перед глазами у нас остается, в отличие от слова, которое прозвучало и улетело. И я думаю, почти уверен, что среди тех, к кому эти календари в руки в принципе попадают, есть люди нецерковные. Ну или те, кого мы называем немножко таким медийным термином – условно православные или мало православные, – то есть те люди, которые себя, может быть, считают православными и, может быть, даже крещены в детстве, по традиции, но которые в церковную жизнь не погружены. А может быть, смотрят с пиететом и уважением на Церковь, но все же со стороны. А вот календарь – удобная вещь, и заодно что-то почитать интересно. То есть перед вами аудитория, в том числе и нецерковная, но, скажем так, лояльная при этом этой тематике, не отвергающая ее с порога. То есть у вас есть возможность в данном случае что-то сказать людям о Ветхом Завете, какой-то создать в том числе, ну если угодно, облик этой Книги, Библии для людей, которые, может быть, впервые что-то узнают о ней такой существенное из этого календаря. Вот что бы вам важно было сказать? Я вижу вот у вас, Георгий Вениаминович, закладочки есть в календаре – вы какие-то вещи отметили, видимо, как важные. Вот что важное вам бы хотелось, чтобы у человека в сердце, в памяти осталось после знакомства с той работой, которую ваш коллектив провел над этим календарем?
Г. Бежанидзе
– Ну я думаю в основном разрушить какие-то такие сложившиеся мифологемы о Ветхом Завете, и сложившиеся вот в связи с такой западной либеральной, либерально-демократической, я бы даже сказал, историографией, которая в какой-то мере проникала и в Россию. Потому что у нас всегда что-то любят такое иностранное, западное. Сейчас, может быть, в меньшей степени, но тем не менее такое влечение западничества у нас было. И вот одно из таких мест – это понятие о ветхозаветной теократии.
К. Мацан
– Так.
Г. Бежанидзе
– Дело в том, что есть в Книге Царств такое интересное место, где израильтяне, евреи, просят царя себе, и через пророка Самуила Господь им отвечает – он был и пророком, и судией в это время, – Господь им отвечает, что они отвергли таким образом не его как судью, захотели изменить власть, а даже Самого Бога. И вот еще декабристы написали такой вот «катехизис» Муравьева-Апостола, ну «катехизис» в кавычках, и там написали, что вот, Бог отвергает царскую власть, поэтому он оправдывает революцию, поэтому вот все под знамена, так сказать, наших тайных обществ. Но на самом деле все совсем не так. И святые отцы разъясняют это место следующим образом. Они пишут о том, что теократия – это богоправление. И Бог действительно действовал Сам через избранных людей – вождей, судей. Но когда власть судей сменилась властью царя, то теократия отнюдь не прекратилась. Что, собственно, тогда осудил Бог? Он осудил, Бог, недоверие к Своему промыслу. Он осудил желание иудеев иметь царя подобно языческим народам, а не того царя, которого поставит Бог. Но сама царская власть, указывают святые отцы, была освящена Самим Богом, и теократия отнюдь не прекратилась, а продолжалась. Наоборот, власть царя, в отличие от власти судей, стала самодержавной – то есть более крепкой и более устойчивой. И, продолжают дальше святые отцы, в частности святитель Филарет Московский, например, что и в Новом Завете теократия в лице императорской власти, царской власти не прекратилась и, наоборот, она стала более соответствовать божественным установлениям именно новозаветной Церкви. И надо сказать, что святые отцы древности, например, преподобный Ефрем Сирин, он пишет, что вот царство и священство уподобляется двум столпам, Иахину и Воазу – это у столпов, которые были в Иерусалимском храме, были даже свои имена. Вот это были одни из двух таких наименованных столпов, которые воздвиг Соломон в Иерусалимском храме. И вот эти два столпа были перенесены в Святую Кафолическую Церковь, и она вот сияет истинным учением Спасителя и Жизнодавца Христа, то есть царская власть, она необходима и для Церкви. И преподобный Ефрем пишет, что императоры должны установить мир и гармонию в христианском обществе, в рамках которой священство возносит молитвы и дает милостивые отпущение грехов, а цари управляют эти христианским обществом.
К. Мацан
– Действительно, важная такая тема, она, что называется, очень резонирует с какими-то современными дискуссиями, обсуждениями проблемы власти. Илья Ильич, а вот для вас как для, скажем так, продюсера этого проекта, есть задача, чтобы календарь в своем послании, скажем так, вот в своем месседже был вот как-то актуален и в какой-то степени на злобу дня?
И. Рыбаков
– Ну по поводу продюсера – это сильно сказано. Я просто продвигаю этот благотворительный проект и рассказываю о нем. А темы календаря, например, тема нашего календаря, она была в 2009–2010 годах посвящена как раз библейской истории в гравюрах. Там был, значит, выпущен такой календарь, уже такого же образца, но там были гравюры и, значит, французского художника Гюстав Доре, и немецкий был иллюстратор Юлиус Шнорр. И вот весь календарь был и в этих гравюрах, которые используются для Ветхого Завета при издании, и вот самые популярные. И к этой теме Ветхого Завета, видите, мы вернулись только спустя 14 лет, то есть вот насколько разнообразные темы календаря.
К. Мацан
– У нас сегодня в гостях представители благотворительного проекта календарь «От Пасхи до Пасхи». Илья Рыбаков, директор по развитию этого проекта и Георгий Бежанидзе, научный руководитель этого проекта, кандидат богословия, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Мы скоро вернемся к нашему разговору. Не переключайтесь.
К. Мацан
– «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Еще раз здравствуйте, уважаемые друзья. В студии Константин Мацан. Передо мной на столе в студии лежит календарь «От Пасхи до Пасхи» – наверняка вам известное издание. И вот новый, в этом году выпущенный календарь, на 2024–2025 годы, посвящен он в этом году Священной истории Ветхого Завета, и уже вот с первой седмицы Великого поста идет раздача этих календарей, и она будет продолжаться. А у нас сегодня в гостях директор по развитию этого проекта Илья Ильич Рыбаков, и научный руководитель проекта Георгий Вениаминович Бежанидзе. Мы продолжаем говорить не только о самом календаре, но и о тематике Ветхого Завета. Вот вы сказали в начале программы, Георгий Вениаминович, что мы, читая, должны читать Ветхий Завет сквозь призму Нового. Но известно, что это работает и в другую сторону – Ветхий Завет тоже комментирует в свою очередь Новый Завет. И мы, может быть, каких-то важных смыслов и в Новом Завете не уловим, если не будем знать истории Ветхого Завета. Можете какие-то, может быть, примеры привести. Если большая часть церковного народа все-таки знакома с текстом Нового Завета, он читается постоянно за богослужениями, Ветхий Завет тоже читают, но, может быть, за счет его объема не так уж в деталях помнят. Вот что важного мы, может быть, не уловим в Новом Завете, если не будем иметь в виду историю Ветхого?
Г. Бежанидзе
– Да, действительно таких примеров можно привести множество. Ну вот по поводу изображения креста. Мы вот все видим на храмах, на куполах храмов изображения крестов и внизу такой знак, изображающий полумесяц. И что он означает, да? Тут есть, конечно, разные толкования. Есть такое мнение, что означает некие рога – то есть процветший крест, как жезл Ааронов, да, вот он тоже процвел, мы знаем из Книг Ветхого Завета, и так как жезл этот означал крест, то его процветание, то есть там побеги появились и, так сказать, расцвел, вот означает действительно, собственно, крест. Но есть и другое толкование, что этот полумесяц действительно изображает луну. И Солнце правды, – это тоже цитата из Ветхого Завета, из Книги Малахии, – и Христос, Солнце правды, конечно же. Ну а что тогда символизирует луна? У пророка Аввакума есть такие замечательные слова: «воздвижеся солнце и луна ста в чине своем». Солнце – это Христос, безусловно, а луна – это Церковь. И в песнопениях Великой субботы, например, есть такие слова: «Заходиши под землю, Спасе, Солнце правды: темже Рождшая Тя луна от печалей затмевается, вида Твоего лишаема». Здесь луна это и Пресвятая Богородица, но и Церковь тоже, потому что Церковь лишается своего Главы, Который претерпел страшную, позорную смерть на кресте. И здесь мы видим действительно разъяснение очень важное из Ветхого Завета. Ну и вообще вот образы Церкви у пророка Исаии многочисленны – это и виноградник, виноград, лоза, Христос тоже называет Церковь виноградом, жена, и наконец гора дома Господня. Вот этот образ – гора дома Господня, – приобретает такой всемирный масштаб. Будет поставлена эта гора, пишет пророк Исаия, «во главу гор и возвысится над холмами», и туда потекут все народы, «и скажут: придите, и взыдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима». Это все происходило в христианской Церкви. И вот этот образ – горы, он тоже некоторым вот образом, да, объясняет нам, что такое Церковь. И таких мест, в принципе, достаточно много. Ну вот, например, тоже интересное место приводит святитель Григорий Палама. Он пишет о Ветхом Завете и пишет о том, что не надо пренебрегать и телесным поклонением Господу Иисусу Христу во время молитвы. И он пишет, что ветхозаветные пророки и ветхозаветные святые, они часто принимали особое положение во время молитвы, например, вот становились на колени, и другие вот такие молитвенные позы предпринимали. И вот святитель Григорий Палама пишет, что этим тоже нельзя пренебрегать. И мы через обращение к ветхозаветным святым научимся быть внимательными и даже вот и к своей внешней форме, которую мы занимаем во время молитвы. Ну вот указывается, что совершеннейший боговидец Илия разрешил молитвы в многолетнюю засуху, прислонив голову к оленям своим – ну вот так вот, став в такую особую молитвенную позу. Поэтому вот действительно мы можем многому чему поучиться в Ветхом Завете.
К. Мацан
– Ну а вот та тема, с которой мы сегодня начали, вы сегодня начали, что современного читателя может поражать какая-то жестокость ветхозаветной истории. Эта жестокость сейчас становится камнем преткновения для читателей или даже, могу по своему опыту свидетельствовать, неким таким аргументом в руках скептиков, и атеистов, и критиков Церкви. Что нам важно понимать про Ветхий Завет, чтобы вот не соблазняться? Чтобы ну не то чтобы не смущаться, может быть, трудно не смутиться, если ты читаешь, как одно племя истребляет полностью другое племя. Но почему-то же это появилось в Ветхом Завете, книге, которая Церковью принята, в богодухновенной книге, какое этому можно предложить объяснение?
Г. Бежанидзе
– Однозначно все святые отцы, которые толковали вот эти сложные места Священного Писания – и древние святители, и святитель Иоанн Златоуст, и наши русские святители, они указывали на тот факт, что жизнь человеческая не имеет абсолютного значения для христианства. Именно не в смысле ветхозаветной религии, а именно христианства, что жизнь, она прежде всего ценна как жизнь вечная. И поэтому те события, которые случались – например, потоп, да, который потопил ветхозаветных людей, – эти события, они все равно были проявлением любви Божией. Почему, потому что к этим людям потом пришел пророк – пророк, которого тоже усекнули мечом, усекнул мечом царь Ирод, – это Иоанн Предтеча. И это было попущено Богом. Такая страшная, конечно, страшная, позорная казнь, когда его голову принесли на блюде во время пира, отдали эту голову блуднице. И вот такое поругание Иоанна Предтечи, учит нас Церковь, было промыслительно. Для чего? Для того, чтобы он сошел и проповедовал в том числе и даже прежде всего, наверное, тем людям, которые погибли во время потопа. И мы знаем, верим в то, что они, многие из них услышали эту проповедь и, имея в себе начатки покаяния, обратились и спаслись. Почему вот эта как бы казнь, да, она связана с покаянием? Дело в том, что внешние действия, пишут святые отцы, по отношению к человеку, они имеют для него особое значение, потому что человек состоит из души и из тела – то, что происходит с его телом, влияет на душу. И если тело его грешит, то душа тоже оскверняется. А если тело претерпевает какие-то страдания, то душа может и очиститься, лишь бы это все было связано со смирением и покаянием. То есть таким образом Господь дает шанс этим людям покаяться. И мы вот знаем историю двух разбойников, которые висели на кресте, и обоим этим разбойникам Господь дал возможность покаяться, но только один из них воспользовался этим. И вот святитель Иоанн Златоуст пишет, что благоразумный разбойник, он отличается от неблагоразумного тем, что он по факту признал свою вину, он сказал, что да, мы осуждены по правде и справедливо терпим вот это наказание, а Он, Христос, осужден безвинно. И когда он так вот смирился, осознал себя грешником, что он заслуженно несет это наказание, потому что он убийца сам был, сам был таким страшным человеком, но он понял, что вот мздовоздаяние настигло его тоже. А неразумный разбойник не понял, он хулил Бога, говорил, что если Ты Христос, сниди со креста, он не хотел сознаваться в том, что он заслужил такую страшную казнь. И вот за это смирение, пишет Иоанн Златоуст, Бог послал веру благоразумному разбойнику, он исповедал Христа, и Господь принял его в райские обители. Поэтому те, может быть, жестокости, которые мы встречаем в Ветхом Завете, мы должны понимать их в свете понимания обязательно Нового Завета. В свете Послания к Евреям, например, как пишут святые отцы. Потому что в Послании Евреям сказано, а какой завет, спрашивает апостол Павел, более жестокий, Новый или Ветхий? И отвечает, что нет, Новый Завет более жестокий, чем Ветхий, но почему? А вот почему, он отвечает, потому что за преступление в Ветхом Завете действительно побивали камнями, но что означает эта временная смерть перед той смертью, которая полагается в Новом Завете – смертью вечной, смертью бесконечной. И, продолжает апостол, какое страшное будет наказание для того, кто попрал Кровь Нового Завета, и уже не будет для него никакой возможности для спасения, если на Страшном суде он будет осужден. Поэтому вот эти события Ветхого Завета надо так воспринимать. И современные иудеи, они, к сожалению, не понимают уже Ветхий Завет. Я приведу элементарный пример, который вот мы тоже здесь, в календаре, указываем, этот пример связан с постановлением Ветхого Завета о том, что нельзя варить ягненка в молоке его матери. Как понимают это современные иудеи? Они понимают это чисто обрядово, плотски – они просто не едят молочную пищу вместе с мясной, и все. Но это далеко не так. И ветхозаветный закон говорит совсем о другом, он говорит о том, что нельзя убивать и ягненка, и сына, и мать одновременно – это жестоко. И вот даже такую жестокость по отношению к животным, ветхий закон, вот он запрещал.
К. Мацан
– У нас сегодня в гостях в программе «Светлый вечер» директор по развитию благотворительного проекта календаря «От Пасхи до Пасхи» Илья Ильич Рыбаков и научный руководитель этого проекта Георгий Вениаминович Бежанидзе, кандидат богословия, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Илья Ильич, вот что-то вы хотели сказать.
И. Рыбаков
– Ну я хотел еще раз напомнить условия нашей благотворительной программы, которая связана с новым календарем «От Пасхи до Пасхи». Мы так же, как и все прошлые года, всем кто приходит к нам в редакцию – улица Станиславского, дом 4, строение 1, – дарим один календарь в подарок. А остальные календари мы уже отдаем по себестоимости, по символической себестоимости – 350 рублей. В этом году себестоимость одного календаря составила 350 рублей. И мы всех приглашаем, конечно, к нам в редакцию получить свой подарок на Пасху, но и также тоже поучаствовать в этом нашем благотворительном проекте, чтобы сделать и от себя подарок на Пасху для родных, близких, друзей, знакомых. У нас очень много вот наши православные друзья, которые берут и тысячу, и пять тысяч календарей уже для своих сотрудников, для своих фирм и уже сами от себя делают подарки на Пасху. И вот есть такая, так сказать, организация «Ситилинк», которая оказывает нам каждый год благотворительность в виде бесплатной доставки наших календарей во всех пункты, где у них – это около тысячи пунктов по всей стране. И мы можем в Москве, у нас в редакции, за 350 рублей приобрести один календарь, и также мы можем за 350 рублей приобрести календарь во Владивостоке, например, – то есть будет бесплатная доставка, и просто человек приходит в этот пункт выдачи и за себестоимость. Но уже, к сожалению, не получает подарок. Подарок только в Москве, только в редакции. Так что приходите, ждем и будем рады. Потому что, конечно же, эта себестоимость, она чисто символическая. Мы переживаем такие, так сказать, всплески проблем, связанных с полиграфией, и поэтому как бы чисто символически. Вот в прошлом году было 300 рублей, в этом году 350. Но реальная себестоимость, конечно, она больше. В эту себестоимость не входят там и редакционные затраты, и дизайнерские, и другие затраты. Это так, чисто символически. И еще хотел сказать, у нас половина нашего тиража из 150 тысяч, она раздается благотворительно на социальные нужды, так сказать, – в епархии, в храмы, в приходы и вот дарится просто. А остальную часть мы реализовываем по себестоимости, и этот наш благотворительный проект, он изначально убыточный.
К. Мацан
– Как и любой благотворительный проект. Планово убыточный. Ну наверное, когда мы говорим планово убыточный, мы имеем в виду, ну и слово «убыточный», оно предполагает, что у людей была цель получить выгоду, но они ее не достигли. Но у вас же нет цели заработать на этом календаре, поэтому только как метафору мы можем это использовать.
И. Рыбаков
– И нас очень умиляют вот эти крупные организации, которые как могут оказывают благотворительность. Например, бесплатная доставка по всей России – я считаю, что это очень-очень достойно и очень большая помощь людям, которые не всегда могут потратить много денег на подарки.
К. Мацан
– Ну вот передо мной открыт календарь именно на 9 мая, День Победы. Мы уже сказали, что и это событие тоже в календарь вошло. А в чем еще для вас, как для авторов проекта, смысл того, что в календаре «От Пасхи до Пасхи» появилась отдельная страничка, посвященная Дню Победы? Помимо того, что тоже, как и в 45-м году, в этом году на Светлую седмицу приходится этот праздник.
Г. Бежанидзе
– Ну здесь мы приводим слова Святейшего Патриарха Алексия (Симанского), который сказал в связи с победой в своем слове на День Победы в 1945 году: «Слава и благодарение Богу! Мир на земле Российской и, благодаря соединенным усилиям союзных правительств и воинств, – мир на землях многих». И вот эти слова, они имеют параллель со словами и действиями пророка Моисея, которому на Синае было явлено чудо Неопалимой Купины. И ему было дано откровение о грядущем освобождении его народа из Египетского рабства, откровение об исходе и о Пасхе. То есть вот это освобождение от немецкого рабства, египетского рабства, да. Что такое египетское рабство? Это не только рабство внешнее, но это рабство и внутреннее. И, конечно, вот этот не немецкий, а фашистский, нацистский режим, он культивировал зло – зло как норму, зло как ориентир для жизни вот всей вот этой вот нацистской империи. И именно поэтому мы можем говорить, что хотя в советское время были гонения на Церковь, безусловно, но тем не менее правда в этой войне была на стороне нашего русского народа, который освободил весь мир. По факту весь мир он освободил от этого египетского рабства, рабства нацистского, не менее, а может быть даже и более страшного, чем рабство египетское. И эта параллель, вот она очевидна, потому что День Победы по факту пришелся на Пасху в 1945 году. И хотя это отчасти, так сказать, умалчивалось, потому что все-таки советское государство оставалось атеистическим, но тем не менее верующие люди, они прекрасно понимали, кто стоял за победой русского воинства – это Сам Господь, русские святые, Пресвятая Богородица. И наша вера православная, которая победила это зло.
К. Мацан
– Ну что же, спасибо огромное за нашу сегодняшнюю беседу. Мы, напомню, сегодня говорили о календаре «От Пасхи до Пасхи», об этом благотворительном проекте. И я напомню, что уже сейчас, на первой седмице Великого поста, началась раздача этих календарей. Приходите за подарком. Давайте, Илья Ильич, еще раз адрес скажем, куда за подарком приходить.
И. Рыбаков
– Мы вас ждем по адресу: улица Станиславского, дом 4, строение 1. И вы можете на нашем сайте сделать свой заказ, и уже с номером заказа вы приходите и получаете свой подарок. И там же, когда вы заказываете, можете обозначить, сколько вы хотите еще приобрести календарей по себестоимости. И мы работаем над привлечением и новых благотворителей, и меценатов, которые бы нам помогли бы увеличить наш тираж, чтобы на праздник святой Пасхи как можно больше людей получили вот этот уникальный календарь, который уже 17-й год выпускается коллективом единомышленников. И вы спрашивали, сколько нас человек – ну десять человек писателей. А на самом деле вот есть у нас сестра Татьяна, которая находится по телефону +7 (903) 723-00-00 – это всем известный телефон, он на всех календарях пишется. Но мало, может быть, кто знает, что там, значит, этим телефоном заведует Татьяна, которая координатор распространения этих календарей по всей нашей необъятной родине.
К. Мацан
– Спасибо большое. Илья Ильич Рыбаков, директор по развитию благотворительного проекта календаря «От Пасхи до Пасхи», и Георгий Вениаминович Бежанидзе, научный руководитель этого проекта, кандидат богословия, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, были сегодня с вами в программе «Светлый вечер».
Г. Бежанидзе
– До свидания, дорогие друзья.
И. Рыбаков
– До свидания.
К. Мацан
– Спасибо огромное. У микрофона был Константин Мацан. До свидания.
Все выпуски программы Светлый вечер
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России