
Фото: Piqsels
Вербным воскресением в русской церковной традиции принято называть воскресный день, предшествующий Пасхе. На самом деле, «вербное воскресенье» — народное название. Официально праздник именуется Входом Господним в Иерусалим. В этот день Православная Церковь вспоминает торжественное вхождение Иисуса Христа в Святой град Иерусалим. Как повествует Евангелие, все население израильской столицы радостно встречало Спасителя, держа в руках цветы и пальмовые ветви. В Православных Церквах греческой традиции праздник «Вход Господень в Иерусалим» принято называть пальмовым воскресеньем — в память о том, что именно пальмовыми ветвями приветствовали Христа жители Иерусалима. В русской традиции прижилось иное название, возникшее потому, что пальмы в нашей местности просто не растут. Вход Господень в Иерусалим в нашей Церкви стали называть вербным воскресением, так именно верба первой из растений расцветает весной в условиях нашего климата.
У православных румын сложилась своя самобытная традиция именования праздника Входа Господня в Иерусалим и его празднования. Начнем с названия. В Румынской Церкви принято именовать Вход Господень в Иерусалим не пальмовым и не вербным воскресением, а воскресением цветочным. На самом деле это наиболее точное название для данного праздника, полностью соответствующее богослужебным книгам. Там Вход Господень так и именуется — воскресеньем цветоносным. В Румынии до принятия христианства главным праздником весны считался день поклонения языческой богине Флоре, покровительнице растений и цветов. С приходом Православия древний праздник был забыт, а его название — «флории» или «флорииле», то есть «цветочный» — было присвоено христианскому торжеству в честь Входа Господня в Иерусалим.
Утром Цветочного воскресения большинство румын отправляются на богослужение и берут с собой в храм венки из цветов и веточек базилика. С цветами понятно — они являются символом праздника. С базиликом все тоже не сложно. Название «базилик» с греческого переводится как царский. В древности базилик считался растением императоров, а в румынской традиции стал символом Христа. Принесенными венками из цветов и базилика румынские прихожане украшают свои храмы. На праздничном богослужении в день Входа Господня в Иерусалим в Румынии также, как и у нас, принято освящать растения. У нас освящаются вербы. В румынской традиции святой водой принято кропить ивовые ветви, которые прихожанам обычно раздают прямо в храме. Вот почему православные румыны обязательно возвращаются с богослужения Цветочного воскресенья с небольшим ивовым букетиком. Ивами они украшают домашние иконы.
Есть еще одна румынская традиция, связанная с Цветочным воскресением. Вечером в день праздника многие румыны отправляются на кладбище, где приводят в порядок могилы своих умерших родственников. Православные румыны полагают, что к празднику Пасхи нужно проводить уборку не только в домах живых, но и в домах умерших. Чтобы не стыдно было встречать всем родом воскресшего Христа.
Все выпуски программы Вселенная православия
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 196 зач., XII, 20 - XIII, 2.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Случается, что человек, некоторое время поживший христианской жизнью и привыкший к церковной дисциплине, начинает судить других по той мере, которой достиг сам. Формально он знает, что главным в его отношении к окружающим должна быть любовь, но не всегда понимает, как на практике соединить любящее отношение с приверженностью к дисциплине? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12-й и 13-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
20 Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков,
21 чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.
Глава 13.
1 В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.
2 Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.
Любовь и приверженность дисциплине могут быть очень разными. Ведь одно дело влюблённость, другое родительское чувство, третье дружеское... Мы понимаем, что в них есть много общего, что позволяет называть эти явления «любовью», но в то же время прекрасно осознаём существующую между ними разницу. Похожим образом приверженность к дисциплине может быть связана со стремлением к порядку, а может быть проявлением жестокости и желания проявить власть. Но самое главное, что на эмоциональном уровне любовь и дисциплина кажутся людям вещами несовместимыми. Кому в голову не приходили мысли о родителях: «если они мне этого не разрешают, значит они меня не любят»? Речь может идти о чём угодно: в детстве о конфетах и мультфильмах, в подростковом возрасте о прогулках с друзьями или какой-нибудь покупке. И, конечно, подобные мысли посещают нас и во взрослой жизни: если кто-то с нами строг, значит за что-то невзлюбил, если по-настоящему любит — требования должны быть самыми мягкими.
Для общины Коринфа апостол Павел был отцом и основателем. Он очень любил своих учеников, о чём писал не раз. Однако в отрывке, который мы сегодня услышали, апостол выглядит скорее строгим, чем любящим. Ведь собираясь к ним уже третий раз, апостол пишет, что не пощадит тех, кто согрешил и не покаялся. Конечно, нужно понимать, что воспитательная мера у него была только одна: лишение церковного общения. Он не мог наказать ни физически, ни финансово, он мог только свидетельствовать перед лицом Церкви, что человек, выбравший грех, не может быть частью Тела Христова. Но было ли это свидетельство чем-то лёгким и простым для самого апостола? Очевидно, нет. Почему апостол и пишет, что опасается, как бы ему, прибыв в Коринф, не найти некоторых общинников погрязшими в раздорах, зависти, гневе, ссорах, гордости и прочих беспорядках. И тяжело это для него потому, что в своей любви к ученикам он практически ассоциирует себя с ними перед лицом Божиим, так что их унижение воспринимается им как своё собственное. Он радуется вместе с ними их духовным победам, но и плачет вместе с ними, когда они переживают падения. Апостол не отворачивается с брезгливостью от тех, кто согрешил, но переживает за них. В этом смысле его любовь безусловна и направлена как на праведников, так и на грешников. Он строг ко грешникам, но это отрезвляющая строгость, цель которой не оттолкнуть, но привести к покаянию и возвращению.
Стремясь подражать апостолу, будем в первую очередь требовательны к себе. О тех же, за кого чувствуем ответственность, будем в первую очередь молиться, чтобы Бог направил их ко спасению. А если и понадобиться указать кому-то на церковную норму, всеми силами постараемся, чтобы в наших словах слышалась братская любовь и забота.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Возможность готовить еду и мыться для семьи из отдалённого села Луганской области

Служба помощи «Милосердие Казань» — это проект Русской Православной Церкви. Служба приходит на выручку тем, кто находится в сложных обстоятельствах, в том числе жителям новых регионов России. Волонтёры проекта «Милосердие Казань» регулярно выезжают в бедствующие населённые пункты, ухаживают за одинокими стариками и не только, помогают в ремонте и уборке, узнают о том, что необходимо людям и стараются закрыть самые срочные просьбы.
Недавно к волонтёрам службы обратился священник Александр Беспалов из Луганской епархии с просьбой подержать семью из отдалённого села Райгородка. Туда редко ходят автобусы и добраться до него крайне сложно. В этом селе живут бабушка Ирина Фёдоровна, дочь Елена и внучка Александра. Их дом сильно обветшал и требует серьёзного ремонта. Тем не менее семья старается поддерживать внутри порядок и уют. Только это непросто, когда в помещении отсутствует тепло, вышла из строя бытовая техника и есть перебои с водой. Ирина Фёдоровна с дочкой и внучкой живут крайне скромно и решить все задачи самостоятельно не в силах. Обе женщины тяжело болеют, поэтому их основной доход — это пенсия, а девушка учится и получает стипендию в 1000 рублей.
Чтобы поддержать семью из отдалённого села в Луганской области служба «Милосердие Казань» открыла сбор на покупку газовой плиты, холодильника, водонагревателя и насосной станции, которая обеспечит нормальный напор воды. Больше узнать об этом и помочь можно на сайте: КазаньМилосердие.ру
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вера и сомнения». Епископ Переславский и Угличский Феоктист

У нас в студии был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о трудах митрополита Антония Сурожского, в частности о его размышлениях о вере, неверии, сомнении и встрече с Богом.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Все выпуски программы Светлый вечер