«Вера и творчество». Руслан Силин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Вера и творчество». Руслан Силин

* Поделиться

У нас в гостях был автор и исполнитель светских и духовных песен Руслан Силин.

Мы говорили о музыкальном творчестве нашего гостя, о том, как оно связано с верой, а также о феномене современной духовной поэзии в контексте авторской песни.

Ведущая: Алла Митрофанова


А. Митрофанова

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Дорогие друзья, здравствуйте! Меня зовут Алла Митрофанова и ближайший час, он будет у нас музыкальным, с нами проведет Руслан Силин, автор, исполнитель современных духовных и светских песен. Руслан, здравствуйте.

Р. Силин

— Добрый вечер, уважаемые радиослушатели, здравствуйте, Алла. Очень приятно находиться у вас в гостях, в гостях у каждого радиослушателя в частности.

А. Митрофанова

— Как вы это точно заметили, действительно, Радио ВЕРА так ненавязчиво приходит в гости к своим радиослушателям. 23 сентября в Санкт-Петербурге в Духовно-просветительском центре Александро-Невской лавры в 18 часов у вас будет концерт. Собственно, это, как сейчас принято говорить, инфоповод для нашей с вами встречи, поскольку в Петербурге мы вещаем, и хорошо, что так, жители этого города могут, или даже, может быть, те, кто там в гостях или приедут в эти дни в Петербург, это уже совсем скоро, могут к вам на концерт попасть, и, собственно, сегодняшняя наша с вами встреча для того, чтобы слушатели лучше познакомились с вашим творчеством. Вообще, мне кажется, что автор, исполнитель, а вы много песен исполняете под гитару, это ваш такой фирменный стиль, сегодня это такой, это очень важный жанр, и может быть, гораздо более сокровенный даже, что ли, чем, пожалуй, даже в то время, когда бардовская песня переживала пик своей популярности. Вот расскажите, пожалуйста, что такое сегодня авторская песня, что значит она для вас?

Р. Силин

— Вообще, на сегодняшний день, мне кажется, это очень редкий, а значит, очень ценный жанр, потому что, устав от большого количества информации, от дикого ритма сегодняшней жизни — успокоиться, приземлиться, сесть и сосредоточиться помогают не очень многие вещи, в частности, такая вещь, как авторская песня. Я бы не сказал, что это прямо совсем уж бардовский стиль, это современная авторская песня в таком мейнстрим формате, потому что люди, которые пытаются работать в этом жанре, они большую часть сосредотачивают на смысле, на эмоциях, на восприятии, на том, чтобы посмотреть вглубь себя. Это маленькие рассказы, знаете, как у Чехова, маленькие рассказы, которые можно смотреть, слушать, эмоционально воспринимать и отдыхать вообще от бешеного потока жизни. Я стараюсь в этом жанре работать честно, смело и принципиально, именно поэтому это подкупает слушателя, это заставляет слушателя внимательно, сосредоточенно слышать каждое слово и воспринимать каждую эмоцию. Знаете, во времена хрущевской «оттепели» был такой наставник у молодых художников, который говорил им: «Ребята, вы не пишите красками, вы не пишите мазками, вы пишите эмоциями, пишите чувствами, тогда картина будет живая». Каждая песня, которую я делаю, я стараюсь сделать ее живой, чтобы она самостоятельно жила и приносила пользу большому количеству людей. В частности, вот песня «Молитва», которую знает практически, наверное каждый, с кем бы я ни разговаривал, среди своих знакомых, огромное количество друзей, все знают эту песню.

А. Митрофанова

— Мы послушаем ее сегодня обязательно. Мне кажется, что вот это направление, оно, собственно, названием песни заявлено — «Молитва», это наверное не то, чтобы духовное песнопение, но это духовная поэзия, верно я понимаю?

Р. Силин

— Да, совершенно верно. Многие считают, что это каноническое произведение, кто-то говорит, что это песня старого монаха, как только ее не называли. На самом деле нет, это современное духовное произведение, музыкально-поэтическое произведение.

А. Митрофанова

— Вот это, пожалуй, наверное, новое слово в развитии авторской песни нашего времени, атрибут или примета какая-то, поскольку мне кажется, что люди, которые у истоков этого жанра стоят: Галич, Окуджава, Высоцкий, кого к ним еще можно отнести... Ланцберг и целый ряд других удивительных авторов, они впрямую, конечно, духовных песен не писали, хотя, думаю, что были людьми, ощущающими вот эту вертикаль смыслов в их жизни и связь нашего измерения с тем, что больше любого измерения, какое ни возьми, и впрямую об этом говорить было нельзя, но через целый ряд их произведений эта связь, мне кажется, она очень чувствуется. Сейчас об этом можно впрямую высказываться таким образом. И, вы знаете, я простой потребитель в данном случае, мне кажется, что это бывает очень непросто — прямое высказывание на духовную тему, что иногда в художественном образе это получается сделать доходчивее, что ли, чем разговор напрямую. Как вы для себя эту задачу решаете, или, может быть, для вас она вообще как задача не стоит, а просто вот вы как дышите, так и пишете, так и поете?

Р. Силин

— Вы совершенно верно заметили, это действительно новаторская форма современной музыкальной поэзии. Ну, во всяком случае, я объективно стараюсь смотреть на свои собственные произведения и наблюдать за реакцией слушателя. Действительно, это новаторские вещи, потому что они не повторяют старых форматов, они выходят за рамки форматов, которые были раньше, и предлагают слушателю нечто новое услышать на простых инструментах, грубо говоря, когда есть голоса и гитара, и поэзия. Я бы не сказал, что я прямо такой уж духовный поэт, большинство песен у меня светские, но они все с очень глубоким моральным заделом, они с очень глубокой мыслью, с душевной мыслью, а духовные произведения мне нравится писать, потому что я сам человек воцерковленный, и я пытаюсь таким образом сам тоже разобраться в том, что же со мной происходит. Мы с командой второй раз уже приезжаем на Валаам, привозим новую программу, которая называется «Ветер над водой», там очень много новых песен, она гармонично сложена. И я заметил такую тенденцию, когда мы играли программу на Валааме, буквально два месяца назад: пошел дождик, люди не разошлись, они пришли в беседку, сели и до конца дослушали в полной тишине, потому что, во-первых, это сам Валаам вообще создает атмосферу такого магнетизма, такого волшебства, такого божественного, и сама программа «Ветер над водой», она построена так, что одна песня плавно вытекает в другую и превращается в некий такой большой длинный рассказ. И еще я заметил такую вещь: очень много молодых семей слушают эту программу, потому что действительно, это новаторское произведение, а во-вторых, люди хотят услышать что-то для себя ценное, что волнует, что волнует душу, грустно или радостно, но что-то, что волнует.

А. Митрофанова

— Вот по поводу программы на Валааме, конечно, хотела бы подробнее с вами поговорить и расспросить вас. «Ветер над водой», тут ассоциативный ряд сразу «дым над водой», да, возникает? А у вас «Ветер над водой». Что это за фестиваль, не фестиваль, концерт, не концерт? Как это выглядит? Под открытым небом это все происходит или в помещении? Кто, собственно, ваши гости? Вы уже упомянули, что много семейных людей, целыми семьями приходят послушают эту программу. Скорее всего, это не только местные жители, но и гости, паломники, может быть, которые там оказываются. Расскажите об атмосфере, расскажите о том, как это все происходит у вас.

Р. Силин

— В самом центре Валаама, возле центрального собора, есть большое поле, которое организаторы превратили в певческое поле, они его так и назвали. Они поставили большую кованую беседку и устраивают там время от времени концерты, приглашая музыкантов, ну, развлекать-не развлекать, но, так сказать, интересно проводить досуг вместе с туристами, с трудниками, с монахами.

А. Митрофанова

— Монахи тоже в этом принимают участие?

Р. Силин

— Как зрители, как слушатели, да. Иногда выступают тоже на этой площадке. Нас приглашают уже второй раз, год назад мы были на Валааме, мы как раз презентовали альбом «Девять», который посвящен девяти святым. В этот раз нас пригласили еще раз, мы привезли новую программу, в которую были включены песни из альбома «Девять». Очень много было светских песен, как раз «Ветер над водой» программа там прозвучала, полтора часа она длилась. Атмосфера была удивительная. Вы представляете себе, что такое Валаам — это вода, это соборы, это сосны, это синее небо, лето, тишина... И тихо-тихо льется нежная музыка. Я уже рассказывал: собрались зрители, сели вокруг беседки, я начал играть песни, пошел дождик, но никто не захотел уходить, все собрались в беседку вокруг меня, и мне пришлось отрабатывать программу уже в этой беседке...

А. Митрофанова

— Отрабатывать. (смеется) Ну, мне кажется, что так вы самокритично, я думаю, что не отрабатывали вы, а нравилось вам это происходящее.

Р. Силин

— Безусловно, нравилось, да.

А. Митрофанова

— Послушаем песню, которая называется «Молитва». Какого года она? Несколько слов буквально скажите о ней.

Р. Силин

— В 2007 году я ее написал для того, чтобы она приняла участие в международном православном фестивале современной православной песни, который проходил в храме Христа Спасителя, она заняла первое место, потом ушла в интернет. А еще предыстория такая: перед тем, как эту песню исполнять, я отправил ее слушать как раз валаамским монахам, первый раз я с ними познакомился. Они сказали, что все в порядке, там все канонически верно, благословили ее, и она начала жить своей жизнью и буквально через полгода уже там 8 или 10 миллионов прослушиваний она в интернете собрала.

А. Митрофанова

— Слушайте, ну не каждый автор вот так вот возьмет и фактически на экспертизу отправит собственное творение, это вообще-то...

Р. Силин

— Это смелый поступок, но это честно. Это было честно.

А. Митрофанова

— Песня «Молитва» Руслана Силина в эфире Радио ВЕРА.

Звучит песня

А. Митрофанова

— Руслан Силин, автор-исполнитель современных духовных и светских песен, сегодня проводит с нами и с вами этот «Светлый вечер». Руслан, ну вот песня «Молитва», которая у нас сейчас в эфире прозвучала, это же практически акафист.

Р. Силин

— Ну, у нее много разных названий. Я уже говорил, что люди представляют ее и как песню старого монаха, и каноническое произведение, и песня, которая вдруг родилась из ниоткуда. Очень многие думают, что у этой песни нет автора, а автор на самом деле — современник, он живет и прекрасно пока себя чувствует. Эту песню исполняют на городских мероприятиях, в храмах, детские хоры, взрослые хоры, она звучит в различных документальных, художественных фильмах просто потому, что многие думают, что это действительно каноническое произведение и не имеет автора.

А. Митрофанова

— Ну, это свидетельствует об успехе песни. Я помню, с подобным феноменом сталкивались авторы песни про коня: «Выйду ночью в поле с конем» — Александр Шаганов и Игорь Матвиенко, потому что долгое время людям казалось, что песня народная, а на самом деле она авторская. Ну, потом интернет когда стал развиваться, уже многие узнали о том, что у нее есть свои, скажем так, «отцы». А вообще это, наверное, для автора, с одной стороны, можно сказать, удар по самолюбию, ведь хочется, чтобы имя автора знали, а с другой стороны, что может быть большей наградой, чем песня, ушедшая в народ? Если вы говорите, вашу песню исполняют везде-везде и думают, что она родилась сама собой — это значит, что она с какими-то очень важными корнями, что ли, соотносится?

Р. Силин

— Да, но я на самом деле в этом отношении человек совершенно не ревнивый, мне очень приятно, что песня живет своей жизнью. Я получаю огромное количество писем, в которых люди пишут, что она помогла им в чем-то, в какой-то жизненной ситуации, очень много писем, мне и рассказывают люди, пишут, что мы ее слушаем, и мама слушала, и папа слушает, и в болезни, и в каких-то неурядицах все это происходит. Я счастлив за то, что она живет своей жизнью, помогает людям как-то воспрять, почувствовать новые свежие силы, прийти к Богу, прийти в церковь, выйти из неофитства и стать воцерковленными людьми. Я рад за нее.

А. Митрофанова

— У вас целый альбом, вы уже упомянули его название — «Девять», который посвящен, насколько понимаю, тоже вашим духовным размышлениям, не знаю, насколько духовным поиском, но во всяком случае духовным размышлением, потому что связан он с девятью святыми. Расскажите, что это за явление?

Р. Силин

— Я размышлял об истории жизни святых людей, мне было интересно окунуться в атмосферу того времени. Это не столько размышления, сколько такой просветительский, песенно-просветительский жанр — рассказать кусочек истории жизни того или иного святого, а в музыкальном плане попытаться воссоздать атмосферу того времени. Если Сергий Радонежский, то это спокойный штиль, если Василий Блаженный, то это шумная Москва, и в музыкальной форме я попытался как раз почувствовать кожей это время, то, что святой испытывал, и какой-то исторический факт обрисовать в песне. Поэтому альбом получился не столько, может быть, посвященный духовным поискам, сколько констатации фактов: исторических, душевных, человеческих фактов.

А. Митрофанова

— Реконструкция атмосферы — это работа, труд, творчество, которое требует полного погружения от автора. Вы говорите о шумной Москве времен Василия Блаженного — по сравнению с той Москвой, в которой мы с вами сейчас, хоть мы и в тихой студии сидим, на тихой набережной, но буквально несколько шагов сделать в сторону, и мы окажемся в таком водовороте, который Москве времен Василия Блаженного, наверное, даже бы и не снился, и люди бы, наверное, решили, что мы живем в сумасшедшем доме. Чтобы нам из нашего времени понять их атмосферу, нужно, я думаю, поднять очень много и исторических трудов, и монографий, и летописей, первоисточников, собственно говоря. Как вы работаете над таким тонким историческим материалом?

Р. Силин

— Я, на самом деле, к этой задаче подхожу проще. Песня — это ведь не диссертация, тем более популярные песни, которые понятны многим людям, они представляют из себя произведения, которые легко должны восприниматься. Безусловно, я большое количество литературы пересматривал, перечитывал, но, обладая определенной долей фантазии, мог себе представить, погрузить себя в эпицентр тех событий и представить, как оно могло, в принципе, бы быть, и благодаря вот этим фантазиям я попытался все это вынести в музыкально-поэтическую форму. Альбом получился действительно разношерстный, песни там все очень разные, но, как мне кажется, они так или иначе образ, лик того или иного святого как-то подчеркивают. Была такая забавная ситуация: меня пригласил к себе священник играть онлайн-концерт. А это, кстати, очень интересная тема тоже — онлайн-концерты.

А. Митрофанова

— Это в пандемию, наверное, было?

Р. Силин

— Нет, это уже было после. Онлайн-концерты — это наша придумка. Мы сотрудничали с группой «Священник нашего времени» и с группой «Батюшка онлайн», как раз проводили на этих площадках онлайн-концерты, это тоже было новаторское предприятие, собирали большое количество зрителей, от 30 до 150 тысяч в момент трансляции. И на Валааме, когда мы играли концерт два месяца назад, тоже мы вели онлайн-трансляцию по всему миру, там 150 тысяч человек посмотрело ее, позволили мы окунуться в атмосферу самого Валаама и послушать песни красивые, ощутить атмосферу хорошего летнего праздника. И пригласил священник играть онлайн-концерт у него дома, потому что мне было удобно делать, а они отмечали день рождения его, и на первом этаже сидели, трапезничали, а на втором этаже я играл онлайн-концерт, а они в прямом эфире его смотрели на первом этаже. И когда мы сидели еще внизу перед трансляцией, один из священников сказал: «Эх, что же мы все, хочется спеть что-то за столом, такое интересное, что-то новое, застольное, раздольное, русское, глубокое, а поем одно и то же». Я эту фразу запомнил и когда играл онлайн-концерт наверху, перед тем, как спеть песню «Николай Угодник», я сказал в прямом эфире: «Вот, батюшка, я вам дарю новую застольную песню, которая, в принципе, очень гармонично может вписаться в атмосферу хорошего, душевного, застольного праздника».

А. Митрофанова

— Ну что, в таком случае, я думаю, пришло время послушать песню о святителе Николае. Называется она в альбоме прямо так: «Николай Угодник», именем святого. Песня «Николай Угодник», Руслан Силин, на Радио ВЕРА.

Звучит песня

А. Митрофанова

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается, дорогие друзья! Еще раз вас приветствую, я Алла Митрофанова и напоминаю, что в гостях у нас сегодня Руслан Силин, автор-исполнитель современных духовных и светских песен. И говорим мы, собственно, о творчестве Руслана, о двух основных направлениях, как вы сами себя и характеризуете: автор-исполнитель духовных и светских песен. И вот сегодня у нас в эфире в основном песни духовного содержания, я так понимаю, прозвучат, потому что еще будут песни о двух святых из альбома, который называется «Девять» или «с альбома», как правильно у вас в музыкальном мире говорить? Простите, у меня музыкального образования нет, поэтому я могу допускать такие ошибки. И вы, рассказывая историю песни «Николай Угодник», упомянули застолье. Не то, чтобы провожу свое исследование, но вот мне интересно говорить с людьми, которые к музыкальному миру имеют прямое отношение или даже глубоко в него погружены — как вы думаете, умеем ли мы сегодня петь за столом? Насколько вот эта культура застольного пения сегодня жива и насколько нам это вообще дается? Поющий мы сегодня народ или нет?

Р. Силин

— В меньшей степени. Это, скорее всего, зависит от желания что-то этим сказать, потому что петь одно и то же можно бесконечно, а петь что-то новое, душеполезное, интересное, на это способны не каждые. И потом, застолья бывают разные. Бывают такие застолья, я присутствовал при таких застольях, когда люди собираются, действительно, просто попеть. Петь, создать атмосферу вибрации такой, которая настраивает людей, придаёт им силы, вдохновляет людей на новые подвиги, рождает новые мысли, рождает новые идеи, объединяет, скрепляет, это очень редко. В основном это, конечно, застолье в самом таком примитивном, что ли, его виде.

А. Митрофанова

— Думаю, что кто-то из наших слушателей в Грузии бывал, а может быть, и многие бывали. Я была всего раз и впечатления, конечно, у меня грандиозные от этого путешествия, во многом даже, знаете, потому что каких людей мы видели вокруг. Вот этой зимой буквально мы сидели с нашей подругой из Тбилиси в маленьком городке, и совершенно неожиданно вокруг нас люди начали петь. Знаете, это была веранда абсолютно пустого кафе. Мы спрашиваем: «Кто это поёт?» Она говорит: «Это местные». У меня было ощущение, что я слышу, как минимум, ансамбль «Браво Метехи», а оказалось, это просто два друга собрались вечерком, поужинали и вышли на балкон попеть. Снизу, поскольку речь идёт о горной местности, дома, расположенные уровнем чуть пониже, тоже люди вышли на балкон и начали им подпевать. И вся долина, понимаете, она преобразилась. На меня это произвело такое колоссальное впечатление! Я тогда задалась вопросом: как же?.. Я говорю: они где-то учились? Нет. Они с этим выросли, они в этой песенной культуре выросли, сформировались. И грузины не единственный поющий народ. И говорят, мы когда-то были поющим народом.

Р. Силин

— Да, вы знаете, вот в этом отношении как раз и хочется всё это возрождать, хочется писать такие песни, которые будут записываться на подкорку, которые будут передаваться из поколения в поколение, которые разбудят нашу генетическую память. Мы же тоже это умели делать, мы это прекрасно делаем при желании. Был такой замечательный опыт, я наблюдал: песню «Молитва» исполняли люди на вокзале спонтанно, в хорошей акустике, пришли на вокзал и начали её петь, по голосам.

А. Митрофанова

— Это одна из форм современного такого...

Р. Силин

— Флэшмоба.

А. Митрофанова

— Флэшмоба, да. Пытаюсь найти русский аналог, нам тут, знаете, иногда пишут, что «вот, что это вы за словечки в эфире употребляете». Я просто не знаю, как это явление на современном русском языке обозначается.

Р. Силин

— И вот это мероприятие, на самом деле, меня и очень многих, потому что там действительно, очень многие люди посмотрели, миллионы людей посмотрело это событие, меня оно вдохновляет, вдохновляет на создание подобных произведений, которые люди захотят петь так, как вы рассказывали, делают наши братья во Христе — грузинские люди. Мне кажется, что в этом направлении тоже имеет смысл работать, потому что это объединяет и людей, и нацию, и души, и сердца. И вообще песня, она строить и жить помогает, а хорошая, красивая, душевная, глубокая, содержательная песня, она помогает еще и жить духовной жизнью, стараться жить духовной жизнью.

А. Митрофанова

— А вот этот генетический код, о котором вы сказали, что он из себя представляет, как вам кажется?

Р. Силин

— Память. Память о предках. Сегодня очень много раздражителей современных, которые затмевают желание разбираться в себе, посмотреть вглубь себя, посмотреть вглубь собственных мыслей, собственной души, собственного сердца, открыть исторические книги, почувствовать связь времен, постараться жить так же, как жили люди. Ведь человек, по сути своей, не меняется, ну, две руки, две ноги, одна голова, все остальное его окружение видоизменяется, и соответственно, ментальность, ощущение времени тоже меняются. Такие вещи, как доброта, мудрость, совесть, милосердие, они не имеют современной формы, они всегда остаются одними и теми же.

А. Митрофанова

— А вы думаете, в 19-м, 17-м, 16-м веке как-то в этом смысле принципиально иначе люди жили, чем сейчас? Добрее были и милосерднее, или в 14-м, в 12-м?

Р. Силин

— Нет, нет, я не про это. Я имею в виду, что доброта, милосердие, любовь, отношение друг к другу, отношение к близкому человеку, оно всегда одинаковое, просто сейчас меньше на это обращают внимание, наверное. Человек, который приходит, например, слушать программу «Ветер над водой», опять же, я просто наблюдаю за реакцией людей, я смотрю, что мы эту программу и в московском центре «Фавор» играли, и на Валааме играли, и в филармониях играли, я просто вижу реакцию людей: они сидят тихо, без движения, как бы оцепенев. И послевкусие, которое появляется после прослушивания этих песен, после прослушивания этой программы, оно людей немножко отрезвляет, что ли, от современного ритма жизни, от современных ощущений, от современных эмоций, и это правильно, и это хорошо, и я считаю, что таким образом задача, часть задачи выполнена.

А. Митрофанова

— Предлагаю тогда снова к музыке обратиться и послушать одну из песен с альбома, который называется «Девять», о преподобном Сергии Радонежском.

Звучит песня

А. Митрофанова

— Руслан Силин, автор-исполнитель современных духовных и светских песен, проводит с нами и с вами этот «Светлый вечер». Руслан, ну вот уже неоднократно вы упомянули о важности, ну не то чтобы выпадения из ритма, а попадания, может быть, в свой собственный ритм, отключение себя от сумасшедшего колеса, которое вращается вокруг нас, и мы, как следствие, вращаемся вместе с ним. Я думаю, что действительно, для того, чтобы почувствовать в жизни не только горизонтальное измерение, но и вертикаль, очень важно уметь остановиться. Поделитесь, пожалуйста, опытом, как останавливаетесь вы? Каким образом вы настраиваетесь на тот лад, который в песнях воспроизводите?

Р. Силин

— Во-первых, это посещение храмов, это литургия, это участие в Таинствах, это всегда успокаивает, это всегда умиротворяет. С другой стороны, я не стараюсь бежать так, как бегут другие. Да, я сажусь сочинять произведение, как хожу на работу, я не жду вдохновения...

А. Митрофанова

— Вы как Гумилёв.

Р. Силин

— Это уже не ремесленничество, конечно, но это уже стойкая привычка: садишься за стол и настраиваешь себя на то, что нужно написать новое произведение, и оно пишется.

А. Митрофанова

— Но это цех поэтов, это вот их такой прямо отличительный был знак, они так работали, почему, собственно, и назвали объединение своё «Цех поэтов», что не надо ждать вдохновения, правда. Ну, это вот пушкинский подход: «минута — и стихи, пальцы просятся к перу, перо к бумаге». У Гумилёва подход был иным: что это работа, в первую очередь, и садись, пиши, потом что-то отсеется, что-то останется, но самодисциплина, конечно, такая железная. Хотя у Пушкина тоже самодисциплина была виртуозная просто, я бы сказала, но подход немножечко другой. Почему такой путь вы избрали? Вариантов-то много самых разных.

Р. Силин

— Во-первых, я пробовал себя в различных, так сказать, жанрах человеческой жизнедеятельности, что-то получалось, что-то нет, что-то в большей степени, что-то нет, но Господь так или иначе вёл меня по этому пути, я всегда старался сочинять, всегда хотел сочинять, всегда у меня это получалось, и я понял для себя, что это призвание, от которого отказаться уже невозможно. Тем более что, наблюдая за реакцией людей, которым это важно, которым это не просто нравится, а которым это важно, для которых это жизненно необходимая, может быть, какая-то вещь, которую они переживают, которая им помогает жить, преодолевать те или иные трудности, радоваться тем или иным радостям. Я понял для себя, что это действительно призвание, с которым нужно жить и которое нужно всячески выпестовывать из себя.

А. Митрофанова

— А на кого вы ориентируетесь? Есть ли какие-то для вас... не образцы, понятно, но, может быть, маркеры, авторы, которые вам созвучны, опыт которых вам близок, которые как-то глубоко с вами совпадают?

Р. Силин

— Я прослушиваю, просматриваю и прочитываю огромное количество разной информации, кого-то конкретно выделить я не могу. Где-то, может, промелькнет какая-то фраза или какая-то мелодическая форма, которая вдохновит, заставит мыслить, заставит мысль, душу, сердце работать в этом направлении, где-то, может быть, оно частично промелькнет. Потом, творческий процесс, он достаточно такой интимный, он в одиночестве, в сосредоточении. Обладая богатой фантазией, какими-то определенными способностями, когда у тебя все получается, ты понимаешь, что делаешь все верно, делаешь все правильно, и это тоже вдохновляет, когда все получается.

А. Митрофанова

— А муки творчества незнакомы вам?

Р. Силин

— Знакомы, конечно, да. Я могу сочинить произведение, а потом несколько дней ходить и размышлять по поводу одного слова, которое никак не вписывается, не вставляется как пазл в это произведение. И потом, как человеку глубоко эмоциональному, мне очень важно, чтобы сквозила эмоция какая-то, чтобы, прослушивая произведение, я сам испытывал то, что испытывает человек, находящийся в эпицентре событий этой песни, чтобы это передавалось слушателю. Это, знаете, как на футбольных или на хоккейных матчах спортивных: люди приходят для того, чтобы почувствовать взрыв энергии, адреналина, чтобы почувствовать эмоции, волнение. Вот мне хочется, чтобы слушатель также приходил на концерты и слушал песни, слушал эти маленькие рассказы, читал эти маленькие книги и испытывал сильные эмоции, и тогда жизнь будет совершенно другими красками разукрашиваться. Послевкусие от концертов после программы «Ветер над водой» он действительно очень разный у людей, кто-то задумывается, кто-то смеется, но никто равнодушным не уходит, ни разу не видел такого.

А. Митрофанова

— 23 сентября в духовно-просветительском центре Александро-Невской лавры будет у вас концерт. Что ждет ваших зрителей?

Р. Силин

— Очень давно я готовился к этому концерту, сочинял специально новые песни, может быть, даже в таком питерском стиле песни.

А. Митрофанова

— Питерский стиль? Поясните, пожалуйста, как вы его понимаете?

Р. Силин

— Мне очень нравится на концертах рассказывать какие-то предыстории перед той или иной песней, просто чтобы человека окунуть в определенную атмосферу и чтобы при прослушивании песни она гармонично вписывалась в его внутренний видеоряд. И перед несколькими песнями я рассказываю такую историю: представьте себе, что питерский такой промозглый вечер, дождик, вы сидите в кафе, пахнет кофе, где-то гремят кружки, где-то тихо играет радио, и человек выходит на сцену, и звучит песня «Белые коты». И эта песня очень гармонично вписывается в эту атмосферу питерского вечера, такого дождливого, такого промозглого.

А. Митрофанова

— И коты вписываются?

Р. Силин

— И коты вписываются, безусловно.

А. Митрофанова

— Я думаю, что за котов все голосуют.

Р. Силин

— Там просто своя история. У каждой песни своя есть история, но я условно называю эти песни «питерские». Я специально написал для этой программы, мы ее и в Москве показывали, и на Валааме показывали, но вот в Александро-Невской лавре, вообще это очень авторитетная площадка, очень торжественно, очень трогательно на ней выступать. Я думаю, что это будет весьма знаковое событие. Я постараюсь сделать все честно, интересно и порадовать зрителя, слушателя красивыми произведениями, программой «Ветер надо водой».

А. Митрофанова

— И духовные, и светские песни там будут представлены?

Р. Силин

— Да, безусловно. В большинстве случаев там светские песни представлены, несколько духовных, потому что они должны присутствовать в светском концерте, как мне кажется, в этом есть определенный смысл и для артиста, и для слушателя, потому что они не выбиваются за рамки современной авторской песни, они, наоборот, очень гармонично дополняют духовные, светские истории. Например, песня «Матрона Московская», она современная, она мейнстрим, это вещь, которую слушает молодежь.

А. Митрофанова

— Вот, кстати говоря, этой песней мы и завершим сегодняшний разговор. Руслан Силин, автор-исполнитель современных духовных и светских песен, был сегодня в программе «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. 23 сентября в 18.00 в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре в «Святодуховском» просветительском центре будет концерт Руслана. И, собственно, для тех, кто не сможет туда попасть, песни из этого концерта и вообще из творчества Руслана сегодня звучат в нашем эфире, и песня о Матроне Московской нашу программу завершает. Спасибо вам большое, что пришли сегодня к нам и поделились вашими размышлениями.

Р. Силин

— Спасибо большое за то, что пригласили в эту уютную студию, в эту уютную атмосферу мира, любви, благодати всем радиослушателям и всем работникам Радио ВЕРА.

А. Митрофанова

— Как бы нам всем этого хотелось...

Звучит песня


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем