Иудейский царь Иехония вступил на престол в тревожные, грозные годы. Ему едва исполнилось восемнадцать лет, когда его отец был убит во время осады Иерусалима войсками вавилонского правителя Навуходоносора. Но царствовать Иехонии довелось лишь три месяца и десять дней, затем он сдался на милость захватчика и был уведен в плен, как и десять тысяч его подданных. Об этих фактах рассказывает Четвертая книга Царств и еще одно библейское произведение – Паралипоменон, что в переводе означает Летописи, или Хроники.
Из Священного писания известно также, что в плену Иехония содержался тридцать семь лет. Когда же Навуходоносора сменил на вавилонском престоле его сын Евилмеродах, то иудейский царь получил свободу и полное обеспечение до конца своих дней. Однако, на родину он так и не вернулся. Вся жизнь Иехонии прошла в Вавилоне, там у него родилось семь сыновей, на чужбине он и скончался.
Историческая наука долгое время скептически воспринимала столь подробное описание событий, произошедших в конце шестого – начале пятого века до Рождества Христова, ученые рассматривали Библию лишь в качестве литературного памятника и не видели в ней достоверного источника информации. Так было вплоть до начала двадцатого века, когда немецкий археолог Роберт Кольдевей в буквальном смысле раскопал древний Вавилон!
Комментарий эксперта:
В 1897 году по поручению немецкого восточного общества Роберт Кольведей отправился для раскопок в Месопотамию, откуда возвратился с образцами находок и заявил, что им обнаружен библейский город Вавилон. Заручившись поддержкой кайзера Вильгельма Второго, энтузиаст продолжил поиски. Предполагалось, что раскопки займут пять лет, но они продлились до 1917 года. Однако, усилия были не напрасны: найденный Кольдевеем город действительно оказался Вавилоном. Безжизненные холмы с обрывистыми склонами, считавшиеся естественным рельефом, подарили исследователю археологические подтверждения существования в древности такого легендарного явления, как висячие сады Семирамиды.
Среди артефактов, обнаруженных на раскопках Вавилона, были множественные глиняные клинописные таблички, с указанием количества масла, ячменя и другого продовольствия, ежемесячно выдававшегося пленникам в Вавилоне. На четырех из них были перечислены продукты, предназначенные «для Яукина, царя земли Яхуд» - именно так вавилоняне называли иудейского царя Иехонию, а также «для пяти сыновей царя земли Яхуд»
Количество продуктов, предназначенных для стола плененного монарха, нельзя было назвать скудным, и ученые предположили, что речь идет о содержании, которое назначил для Иехонии освободивший его вавилонский правитель Евилмеродах. Однако, позднейшее, более детальное изучение находки позволило с высокой точностью провести датировку одной из табличек. Оказалось, что она относится к тринадцатому году правления Навуходоносора – плененному Иехонии на этот момент было двадцать четыре года. Эта подробность объясняет и тот факт, что в клинописном документе фигурируют не семь сыновей иудейского монарха, как указывает Библия, а только пять - очевидно, что два царевича родились позднее.
То есть, получается, что Вавилонский плен был не таким уж страшным для Иехонии и его близких? А в каком положении находились на чужбине прочие иудеи? Ответ на этот вопрос также предлагают вавилонские клинописные таблички.
Комментарий эксперта:
Большая часть глиняных клинописных табличек, во множестве обнаруженных немецкими археологами в начале двадцатого века на территории Ирака, распространилась по всему миру, оседая в запасниках музеев и частных коллекциях, и долгое время не получала должного внимания специалистов. По мере изучения эти артефакты открывали все новые подробности пребывания иудеев в вавилонском плену.В начале 2015 года на выставке, экспонированной в музее библейских стран в Иерусалиме, были представлены таблички из частной коллекции – главным образом, финансовые документы, свидетельствующие о том, что евреи в Вавилоне занимались ростовщичеством, торговали фруктами, которые вырастили сами и исправно платили налоги. Ученые получили подтверждения, что иудейская община в плену была необычайно крепкой и имела благотворное влияние на экономику Вавилона.
Археологические находки экспедиции Роберта Кольдевея не только подтвердили рассказ Четвертой книги Царств о судьбе иудейского царя Иехонии, но и заставили вспомнить о книге пророка Иеремии, написанной во времена Вавилонского плена. Пророк, обращаясь к насильственно переселенным соплеменникам, именем Бога призывал их строить дома, растить сады, рожать детей, держаться сплоченно, хранить свою веру и молиться за город, в котором живут. Тогда, обещал Иеремия, семьдесят лет плена будут мирными. И разве неудивительно, что исторические факты, ставшие исполнением пророчества, через два с половиной тысячелетия нашли подтверждение в виде финансовых документов, запечатленных клинописью на глиняных табличках?
Пётр Петровичев. «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом»
— Маргарита Константиновна, спасибо, что вы согласились отправиться со мной в этот небольшой древний храм на окраине Великого Новгорода. Я, признаться, так вдохновился историей этого места, что хотел поскорее здесь оказаться. Слава Богу, добрались! Так вот он какой — храм Спаса на Нередице 12-го века!
— Храм не действующий, как я вижу... Пока только стены восстановлены... и кое-где сохранились росписи. Но как здесь благодатно! И название какое красивое, летописное — «Спас на Нередице»... А что оно означает, Андрей Борисович?
— Место, где построена церковь, было на удалении от Новгорода, «не в ряду», то есть не в черте города. Отсюда и название церкви — На Нередице.
— А как вы о ней узнали?
— Я и раньше о ней слышал. А вот месяц назад я был в Ярославском художественном музее и там обратил внимание на одну любопытную работу — рисунок художника Петра Петровичева, который так и называется «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом».
— Интересно... А можно найти рисунок в интернете?
— Так я же распечатал его и взял с собой. Вот, посмотрите, пожалуйста. Казалось бы, небольшая зарисовка росписей храма, изображения святых, кое-где требующие реставрации... Буквально эскиз в красках.
— Какая искренняя, светлая работа! Синие, золотистые тона храмовых фресок. Они не яркие, приглушённые. Но будто высвечены солнечным светом, льющимся из окна.
— И обратите внимание, как правдиво художник передаёт пространство церкви. Видите, вот здесь в правом верхнем углу рисунка, кое-где фрески утрачены, но для мастера важно сохранить каждую деталь, не обновляя, не реставрируя её в своей работе.
— Но как я вижу, сейчас на стенах храма, в котором мы находимся, этих фресок нет...
— К сожалению. Картину «В церкви Спаса-Нередицы» Петровичев написал в 1911 году. А спустя 30 лет во время Великой Отечественной здесь, под Новгородом, шли ожесточённые бои. В 1941 году храм Спаса на Нередице был практически разрушен немецкой артиллерией. Но благодаря замечательным новгородским реставраторам в конце 50-х годов он начал возрождаться — и сегодня он почти полностью восстановлен.
— Но, как я понимаю, работы продолжаются до сих пор. Посмотрите, леса стоят, инструменты, специальное освещение...
— Да, здесь работают специалисты Новгородского музея-заповедника, частью которого является церковь. Они восстанавливают внутреннее покрытие стен.
— Как вы хорошо осведомлены, Андрей Борисович!
— Да, я подготовился перед поездкой. Мне удалось выяснить, что в хранилищах музея-заповедника находятся тысячи кусочков штукатурки с древними росписями. Их собирали вручную местные жители и реставраторы при разборе руин ещё в сороковых. Неспешно, по крупицам в реставрационной мастерской из этих осколков возрождаются образы святых, которые когда-то смотрели со стен храма.
— Это удаётся, в том числе, благодаря таким художникам, как Пётр Петровичев, который зафиксировал для истории часть стены с бесценными изображениями.
— Слава Богу, некоторые образы уже удалось восстановить. Давайте попробуем найти их на стенах храма. Вот, например, изображение новгородского князя Ярослава Владимировича, который основал церковь в 1198 году. На фреске показано, как он вручает макет храма сидящему на престоле Христу. А вот святой Тимофей, ученик апостола Павла. Посмотрите, какие светлые лики!
— Андрей Борисович, а что это за надписи нацарапаны на стене справа? Неумело, будто кто-то учился писать.
— Это древние граффити 12-13 века. Реставраторы считают, что в этой части храма был скрипторий, то есть место, где дети учились писать прямо на стенах.
— Посмотрите, вот здесь многократно повторяются начертания буквы Б — большие, с засечками, кое-где украшенные узорами.
— Полагаю, дети учились писать слово «Бог». А вот, посмотрите, на стене неумелой детской рукой начертан православный крест. А вот ещё один — побольше, с орнаментом!
— А здесь, глядите-ка, кто-то нарисовал фигурку богатыря с мечом! И вся стена исписана буквами, линиями, рисунками... Маленькое живое свидетельство того, как жили новгородцы семь веков назад.
— Хорошо бы удалось полностью восстановить фрески в этом храме. И, конечно, полноценно возродить богослужения... Давайте обязательно вернёмся сюда снова.
— Да, непременно приедем. И побываем в Ярославском художественном музее, где находится работа художника Петра Петровичева «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом», которая так вдохновила вас!
Картину Петра Петровичева «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом» можно увидеть в Ярославском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Исаак Левитан. «Одуванчики»
— Так вот почему вы так стремились в Чебоксары, в Чувашский художественный музей, Андрей Борисович! Здесь экспонируется полотно вашего любимого художника, Исаака Левитана!
— Вы проницательны, Маргарита Константиновна! Я действительно хотел увидеть своими глазами картину «Одуванчики». Посмотрите, сколько в ней очарования!
— И вместе с тем простоты! Цветы стоят в глиняном кувшине. Кроме белых, созревших бутонов, здесь и жёлтые медовые солнышки, и нераскрывшиеся головки.
— В букете нет тщательности, его как будто ребёнок собирал. Зато есть свежесть, которая особенно заметна на тёмном невзрачном фоне.
— «Одуванчики» великолепны! Даже не хочется называть этот шедевр натюрмортом. Термин переводится с французского как «мёртвая природа», а в произведении гениального мастера столько жизни!
— Да, такое вот парадоксальное явление — живой натюрморт. Левитан не так много работал в этом жанре. За всю жизнь он написал не больше трёх десятков картин с цветами. «Одуванчики» — одна из первых.
— Какой это год?
— Счастливое лето 1889-го года. Художник тогда жил в Плёсе на Волге, большую часть своего времени проводил на пленэрах. А возвращаясь по вечерам, собирал полевые букеты и рисовал их до поздней ночи. Через девять лет этот опыт пригодился Левитану для преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
— Он учил студентов писать натюрморты?
— В основном, конечно, пейзажи. Но после занятий на природе мастер непременно велел собирать цветы для этюдов. Один из учеников Левитана, Борис Липкин, вспоминал позднее, насколько это было потрясающе. Мастерская превращалась в подобие оранжереи. Левитан расставлял букеты в простых горшках и таких же вот глиняных кувшинах, как на картине «Одуванчики». И давал задачу сложную, как само искусство.
— Это какую же?
— Он говорил, что писать нужно так, чтобы от картины пахло не красками, а цветами.
— Сам Левитан умел это делать. Подходя к полотну «Одуванчики», почти физически ощущаешь горьковатый запах травы. А ещё невольно задерживаешь дыхание, чтобы невесомые соцветия не разлетелись самолётиками.
— Да, Исаак Ильич гениально показал хрупкое очарование одуванчиков. Смотришь и понимаешь, что через несколько секунд порыв сквозняка может растрепать незатейливый пучок. И осознаёшь неповторимость мига, который запечатлел художник.
— В этом особый талант Левитана! В каждом его полотне скрыт призыв ценить мгновения.
— И благодарить Творца, который их подарил нам. «Одуванчики» Левитана — свидетельство о том, насколько прекрасен мир, в котором мы живём. Здесь самые скромные полевые цветы достойны стать произведением искусства.
Картину Исаака Левитана «Одуванчики» можно увидеть в Чебоксарах, в Чувашском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Брянск. Преподобный благоверный князь Олег Брянский
Одним из небесных покровителей города Брянска считается благоверный князь Олег Романович. Святой родился в тринадцатом веке. Он был внуком Михаила Черниговского — великого Киевского князя, принявшего мученическую смерть в Золотой Орде за отказ поклониться идолам. Олег унаследовал от деда глубокую веру в Бога. Он щедро подавал милостыню, строил храмы. Из летописей известно, что в 1274 году благоверный князь вместе со своим отцом, Романом Брянским, участвовал в походе против Литвы. Что случилось с Олегом на поле сражения — доподлинно неизвестно. Но сразу после сражения он принял иноческий постриг в Брянском Петропавловском монастыре, который сам учредил. Князь провёл остаток дней в аскетических подвигах ради Христа и непрестанной молитве. Вскоре после кончины он был прославлен Церковью в лике преподобных. Мощи князя Олега хранятся в кафедральном Троицком соборе города Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM