Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Хорошо в Краснодаре! Поздняя осень, а тут — тепло да зелено. После музея обязательно прогуляемся.
— Конечно, время у нас будет. Дела ждут меня только после обеда.
— Спасибо, Андрей, что позвал меня с собой. Смена обстановки мне не помешает. Кстати, я тоже хочу тебя кое-куда пригласить, когда вернёмся домой. У внука в школе будет утренник. Приходи посмотреть.
— Непременно приду! А что за утренник, расскажи-ка.
— Исторический! В честь Дня народного единства. Мы с ним специально разучили стихотворение Бориса Садовского про Минина и Пожарского — «Хвала тебе, великодушный Минин! \С тобою князь Пожарский в вихре сеч. \ Им спасена Московская держава...
— ...От Минина приняв народный меч, \ Он дал Руси спасенье. Слава! Слава!..»
— Всё-то ты, Андрей, знаешь!
— Ты, безусловно, преувеличиваешь. Но, я теперь точно знаю, какую картину нам с тобой обязательно нужно сегодня увидеть здесь, в Краснодарском художественном музее.
— Правда? И какую же?
— Полотно Василия Савинского «Нижегородское посольство у князя Дмитрия Пожарского». Пойдём, я покажу его тебе. Оно находится прямо за углом, в зале художников-передвижников... Ну вот, полотно перед нами!
— Великолепная картина! Какие краски, переходы от света к тени, какое изысканное, тонкое письмо! Чувствуется рука и опыт большого мастера.
— А между тем, Василий Евмениевич Савинский написал полотно, будучи только ещё выпускником Академии художеств, в 1882-м году. Это его дипломная работа. Но ты прав — выполнена она мастерски. За эту картину молодой живописец получил золотую медаль.
— Заслужил! Ты посмотри только, как филигранно выписаны лица, одежда, движения персонажей. А их на полотне, между прочим, немало. Четыре центральных фигуры, и на втором плане — не меньше шести! Андрей, а кто эти люди и зачем они пришли к Пожарскому?
— Давай, Виктор, вспомним с тобой школьный курс истории. Действие картины происходит в 1611-м году. Этот период принято называть Смутным временем. В России тогда пришли к власти иноземцы и самозванцы. Страну раздирали на части заговоры, перевороты, бунты.
— Да-да! Лжедмитрий Первый, он же — Гришка Отрепьев, польский королевич Сигизмунд... Что и говорить, тяжёлое было время для святой Руси.
— Но русский народ хотел спасти своё Отечество. Формировалось народное ополчение. В 1611-м году нижегородский купец Козьма Минин собрал по всей стране людей, готовых выступить в Москву и сразиться с интервентами. Минин хотел, чтобы повёл народ на битву князь Дмитрий Пожарский — храбрый и опытный воин.
— С этим предложением к Пожарскому и отправилось посольство от Минина?
— Да, именно. И на полотне Василия Савинского мы видим тех, кто приехал к князю: это и бояре, и простые горожане. А возглавил их наместник Вознесенского Печерского монастыря Феодосий.
— На картине он, смиренно опустив голову, что-то говорит Пожарскому. Кстати, а почему художник изобразил Пожарского таким бледным и измождённым?
— Живописец отразил историческую правду. В то время, когда к нему приехали послы от Минина, Пожарский восстанавливался в своей вотчине, селе Юрино под Нижним Новгородом, после недавнего тяжёлого ранения. Он был тогда ещё очень слаб.
— И всё равно согласился повести ополчение на Москву?!
— Согласился. Василий Савинский запечатлел на своей картине момент, когда князь в ответ на просьбу послов произнёс: «Скажите пославшим вас, что я рад за православную веру страдать до смерти».
— Князь исполнил свой святой долг перед Родиной и Богом. А рядом с Пожарским я вижу фигуру женщины, юноши и мальчика. По всей видимости, это его семья. Вероятно, нелегко ему было оставить их...
— Да, картина наполнена одновременно и торжеством, и драматизмом. Это сочетание художник воплотил с помощью игры света и тени: фигуры послов ярко освещены, тогда как силуэты членов его семьи находятся в полумраке.
— Андрей, а какую икону благоговейно держит в руках один из послов? Я вижу, что на ней — Богородица, но, полагаю, это какой-то конкретный Её образ?
— Казанский. С чудотворной Казанской иконой Божьей Матери ополченцы двинулись на Москву и в октябре 1612-го года прогнали чужаков с земли Русской.
— Как же славно, Андрей, что мы с тобой вспомнили героические страницы нашей истории!
— Давай скажем за это спасибо художнику Василию Евмениевичу Савинскому и его полотну «Нижегородское посольство у князя Дмитрия Пожарского»!
Картину Василия Савинского «Нижегородское посольство у князя Дмитрия Пожарского» можно увидеть в Краснодарском краевом художественном музее имени Фёдора Коваленко.
Все выпуски программы: Краски России
«Церковь, Предание, Отчизна. Мысли и наставления афонского старца Паисия Святогорца»

Преподобный Паисий Святогорец, афонский монах и один из наиболее почитаемых старцев ХХ века, большую часть жизни провёл вдали от мира. Однако духовно он постоянно находился вместе с людьми, разделял их беды и невзгоды. К старцу обращались не только с личными проблемами. Многие из тех, кто посещал его келью на Святой горе Афон, часто делились своими переживаниями по поводу каких-либо житейских, политических или церковных вопросов. Всё это преподобный Паисий рассматривал исключительно в духовной плоскости. Его взгляды на некоторые общественные проблемы кратко сформулированы в небольшой по объёму книге «Церковь, Предание, Отчизна. Мысли и наставления афонского старца Паисия Святогорца».
Преподобный Паисий был твёрд и непреклонен, когда речь заходила о Православной Церкви. Он говорил: «Всё, что имеет Церковь, очищено, подобно дистиллированной воде. Спасение людей осуществляется в Церкви». Старец и на человека смотрел, как на часть единого Тела Христова — Православной Церкви. С детства отец Паисий впитал любовь и глубокое уважение к церковному преданию, к установлениям святых отцов Церкви. В беседах с духовными чадами он часто говорил о том, как когда-то жили и подвизались они, и как живём сегодня мы. Преподобный Паисий говорил: «Мы должны сравнивать себя со святыми, чтобы видеть, продолжаем ли мы их дело».
Любовь к Церкви для старца являлась неотделимой от любви к Отечеству. Отец Паисий часто повторял: «Отечество — это большая семья». Он хотел, чтобы христиане были патриотами своей Родины. Духовными советами старец помогал многим государственным служащим. В книге «Церковь, Предание, Отчизна» говорится о том, как к нему на Афон приезжали высокопоставленные политики. И старец просил их, чтобы они направили действия на благо Родины и Церкви. Сам преподобный Паисий Святогорец в юности защищал родную землю — во время гражданской войны в Греции 1946-1949 годов он служил в разведке радистом. А став монахом, помогал Отечеству молитвой. И побуждал к этому других. Он часто повторял: «Давайте будем молиться, чтобы Бог просвещал тех, кто занимает в государстве ответственные должности, потому что такие люди могут сделать много добра».
Мудрые мысли и наставления афонского старца Паисия Святогорца помогут нам глубже понять духовную суть многого, что происходит вокруг нас в мире. И что в любой ситуации у человека есть твёрдые, незыблемые опоры — Церковь, Предание, Отчизна.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Наталья Мелёхина. «Животинки из Паутинки»

Есть в Вологодской области деревенька Полтинино. Местные жители ласково называют её «Полтинка». Но из-за их своеобразного северного говора слышится: «Паутинка». В Полтинке-Паутинке родилась и выросла писательница Наталья Мелёхина. Одну из своих книг о родной деревне она так и назвала — «Животинки из Паутинки».
Уже из названия становится понятно, что речь в книге пойдёт о братьях наших меньших. По признанию самого автора, родился этот сборник рассказов из постов в социальных сетях. Наталья Мелёхина любила наблюдать за животными в деревне; на своей интернет-страничке она писала о птицах, ежах, зайцах, собаках и кошках. Читателям эти короткие, добрые зарисовки нравились, и они стали просить писательницу, чтобы она собрала их в отдельную книгу. Наталья так и сделала. Книга получилась небольшая, наполненная радостью от того, что живёшь на земле и каждый день видишь родные места. Как пишет сама Наталья Мелёхина: «Нет в моей деревне ничего особенного, кроме красоты, незаметно и щедро разли́той Богом везде и всюду».
«Животинки из Паутинки», о которых рассказывает автор — неотъемлемая частичка этой красоты Божьего мира. Собака Вега — лайка-сладкоежка, любительница малинового пирога, приготовленного в русской печи. Ёж Иванович — частый гость клубничных грядок, настолько привыкший к людям, что спокойно лакомится спелыми ягодами прямо у них на глазах. Воробьишка Тишка, проживающий во дворе возле колодца, с которым семья писательницы по-братски делится завтраками.
В мире животных, который рисует на страницах своей книги Наталья Мелёхина, много такого, к чему стоит присмотреться и человеку. Например, героиня рассказа «Лесные гости», зайчиха, кормит не только своих, но и чужих зайчат. «Нам есть чему у зайцев поучиться, не делить детей на своих и чужих в час нужды», — делает вывод писательница. Её увлекательные истории со смыслом, зарисовки с натуры и ностальгические лирические миниатюры полны жизнеутверждающей радости и тёплого юмора.
Вторая часть сборника «Животинки из Паутинки» называется «Дашкины рассказы». Их героиню, девочку Дашу из деревни Полтинино, Наталья Мелёхина, по собственному признанию, наделила многими своими чертами. Даша заботится о зверях и птицах. Под окнами своего дома она устраивает птичью столовую. Любит ходить по грибы, рыбачить с отцом в бурной горной речке, а по вечерам слушать бабушкины сказки. В красоте окружающего мира она чувствует незримое присутствие Бога. В течении ручья, благоухании цветов, в бабушкиных иконах, в небе, на земле и в самой себе.
Книга Натальи Мелёхиной «Животинки из Паутинки» — это тепло деревенского дома, где зимой в печке потрескивают дрова, а на столе дымится каравай свежего хлеба. Это дар видеть руку Творца в каждой травинке, каждой малой птице. И понимать, что каждая жизнь — чудо.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) и его семья

Фото: Mihail Tregubov / Unsplash
В семье крестьян Сидоренко из краснодарского села Екатериновка ожидалось прибавление. Супруги Николай Гордеевич и Александра Васильевна горячо молились о том, чтобы Господь даровал им здорового ребёнка. В праздник Святой Живоначальной Троицы, 3 июня 1928 года, малыш появился на свет. Господь послал родителям сына.
На восьмой день после рождения мальчика окрестили и нарекли Виталием. Александра Васильевна удивлялась спокойному, тихому младенцу. Плакал он очень редко, и почти всегда улыбался, лёжа в маленькой деревянной кроватке, которую смастерил для Виталия отец. Однажды поздним вечером мать убаюкивала малыша, напевая колыбельную, и не заметила, как уснула. Из дрёмы её вывело прекрасное пение. Оно звучало прямо над кроваткой младенца. Невидимые голоса славили Бога, и под эти звуки Виталий мирно спал. Впоследствии, вспоминая об этом случае, Александра Васильевна говорила: «то ангелы баюкали моё дитя». Чудесный случай убедил родителей мальчика в том, что Господь уготовил ребёнку особый путь.
Подрастая, Виталий только подтверждал это предположение. Уже в пятилетнем возрасте он начал строго соблюдать все православные посты. Время тогда и без того было голодное. На столе у Сидоренко обычно стояла картофельная похлёбка да ржаной хлеб. Виталий брал себе корочку, а от похлёбки отказывался. Николай Гордеевич и Александра Васильевна переживали за сына. Но мальчик рос здоровым и весёлым. Впрочем, он любил уединение. Порой, когда Виталий долго не появлялся дома, родителям приходилось отправляться на поиски сына. Часто его находили на берегу реки, в зарослях камыша, погружённого в глубокую молитву.
Когда Виталию исполнилось 8 лет, родители отдали его в сельскую школу. Едва научившись грамоте, мальчик взял у матери Евангелие. Он не расставался с ним — носил Священное Писание с собой в класс и на переменках читал ребятам. Николай Гордеевич и Александра Васильевна были верующими людьми, однако время тогда наступило безбожное, и за открытую проповедь могли даже арестовать. Опасаясь за сына, родители пытались спрятать от него Евангелие. Но Виталий снова и снова находил его. И это было единственным его непослушанием. В девятилетнем возрасте Виталий стал помогать отцу и матери — на каникулах подрабатывал в колхозе пастухом. Шёл 1937 год, — процветали доносы, шли аресты. Тем летом Николай Гордеевич принёс домой с колхозного поля пару початков кукурузы. Кто-то увидел, пожаловался, и Сидоренко осудили на 6 лет — по статье «Хищение государственного имущества». Из мест заключения в 1942 году он отправился прямиком на фронт — шла Великая Отечественная война. Вскоре почтальон принёс в дом Сидоренко похоронку... Теперь Виталий стал главой семьи. Он старался помогать матери. Понимал, как трудно ей без отца, и всем сердцем жалел. А душа его неудержимо стремилась к Богу. Он уже давно и твёрдо решил стать монахом. Так сбылась материнская молитва о том, чтобы сын избрал в жизни путь служения Богу. В 1948 году 20-летний Виталий Сидоренко стал послушником Глинской пустыни — монастыря близ украинского города Сумы.
Впоследствии он принял монашеский постриг, много странствовал с проповедями. Люди почитали отца Виталия как подвижника веры и мудрого духовного наставника. Часто в беседах старец Виталий (Сидоренко) с любовью рассказывал о своих родителях. И в наставлениях учил всегда почитать отца и мать, слушаться их и любить.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен