— Как же я тебе благодарна, Андрюша, что навестил нас! Я давно так не отдыхала! Мы с тобой и по Твери погуляли, и на катере покатались. Теперь вот в картинную галерею выбрались.
— И тебе спасибо, Алла! Так приятно было вспомнить детство, когда мы по три летних месяца у бабушки в деревне гостили.
— Семеро двоюродных братьев-сестёр нас собиралось у неё— весело было! И за ягодами в лес сбегаем, и в пруду искупаемся. А заброшенную барскую усадьбу помнишь? О вот, кстати, особнячок похож на неё!
— На картине Василия Причетникова? Что-то общее действительно есть! Только едва ли можно сравнивать скромную усадьбу провинциальных помещиков с пышным имением князя Куракина. Летний домик, который тебе напомнил нашу деревню — лишь второстепенная деталь огромного паркового ансамбля. А основной барский дом — вон, видишь, на заднем плане картины — трёхэтажный дворец с колоннами. В нём было восемьдесят комнат, богато украшенных картинами и скульптурами.
— Неплохая дача!
— Слово не совсем подходящее. Усадьба в Саратовской губернии служила для Александра Борисовича Куракина одновременно местом ссылки и убежищем. Князь попал в немилость у Екатерины Второй, императрица выслала его в родовое имение Борисоглебское. Опальный вельможа преобразил небольшое сельцо́ и дал ему новое название — Надеждино.
— А зачем князю в уединении огромные хоромы?
— А никакого уединения не было. В Надеждине постоянно проживало больше полусотни человек, не считая гостей. Александр Борисович, будучи человеком милосердным и хлебосольным, дал работу многим обедневшим дворянам и хорошо им платил. В имении были должности секретаря, медика, капельмейстера, библиотекаря, различных смотрителей и управителей. А Василий Причетников три года служил личным художником князя —проживал в имении и писал его виды. Работа, которую мы видим — одна из бесконечного ряда пейзажей Надеждина.
— Причетникова князь Куракин тоже нанял из милости?
— Не думаю. Василий Причетников жил в Надеждине после 1795 года — в это время он уже имел звание академика живописи, поездил по миру, был востребован — то есть, не бедствовал. Его могли привлекать красивейшие панорамы Надеждина, художественный вкус хозяина, свободная обстановка в имении.
— Как это — свободная обстановка?
— Князь Куракин старался, чтобы каждый в его имении чувствовал себя непринужденно. К примеру, сам он никогда не ужинал, но обязательно накрывал стол в девять вечера и призывал всех непременно садиться за трапезу и хозяйничать, не смущаясь его отсутствием.
— Да, можно сказать, шведский стол, all inclusive. Прямо захотелось поехать в это Надеждино, представить, как в этой усадьбе люди жили. Только уцелело ли там что-нибудь?
— Как тебе сказать. Дворец стоит в руинах. Частично сохранились флигели. Но в августе 2020 года я смотрел передачу на канале «Культура» — частный инвестор взялся восстановить усадьбу и сделать её туристическим объектом. Очень хочу верить, что старинное имение вновь станет таким же прекрасным, как на картине Василия Причетникова. А ещё больше мне хочется, чтобы в нашей стране укреплялись традиции гостеприимства, благотворительности, меценатства. Чтобы состоятельные граждане воспринимали свое богатство как поручение от Бога служить своим соотечественникам.
«Картину Василия Причетникова „Летний дом в имении Куракиных Надеждино“ можно увидеть в Тверской областной картинной галерее».
Храм Александра Невского — Челябинск
В самом сердце Челябинска, на улице Алое поле стоит величественный храм во имя благоверного князя Александра Невского. История его основания связана с трагическими событиями 1881 года. Тогда в марте погиб от рук террористов царь Александр Второй. Тот, кто отменил крепостное право и получил в народе имя Освободитель. Памяти императора в Челябинске поставили часовню. Средства на её строительство выделил владелец первой городской типографии Александр Кутырёв.
В 1894 году горожане решили перестроить Александровскую часовню в церковь. Немалое пожертвование на благое дело внёс царь Николай Второй. Автором проекта храма стал ректор «Императорской академии художеств», академик архитектуры Александр Померанцев. По его чертежам на месте скромной часовни возвели церковь из красного кирпича, увенчанную тринадцатью куполами. Внутреннее пространство расписали иконописцы челябинской мастерской Василия Ощепкова. Они украсили стены и купол росписями по эскизам художника Виктора Васнецова. 3 декабря 1911 года в храме Александра Невского состоялось первое богослужение.
Проект Александра Померанцева кроме центрального алтаря предусматривал ещё два боковых придела. Левый оборудовали в 1915 году и освятили во имя Николая Чудотворца. Обустроить правый помешала революция 1917-го. Безбожники не только закрыли челябинский храм Александра Невского, но и попытались его взорвать. Здание устояло. Тогда власти приказали замазать святые лики на стенах и приспособили строение для различных хозяйственных нужд. В разное время в нём размещались склад, архив, станция юных техников и шахматная школа.
В 1981 году в истории Александро-Невской церкви открылась особая страница. Советские архитекторы отреставрировали здание в соответствии с дореволюционными фотографиями и чертежами. С одним лишь отличием — церковные маковки увенчали не кресты, а шпили. В помещении установили орган. В течение многих лет здесь проходили концерты камерной музыки.
А в 2010 году здание вернули православным, и под старинными сводами вновь зазвучала молитва. На куполах засияли кресты. В ходе реставрации под слоем штукатурки были обнаружены, а затем и восстановлены фрески начала двадцатого века.
Сейчас в храме Александра Невского ежедневно совершаются богослужения. При церкви работают изостудия для детей и взрослых и клуб общения на английском языке. Прихожане навещают воспитанников детского дома «Аистёнок», пациентов детской туберкулезной больницы и учеников школы-интерната № 13. Всякий нуждающийся найдёт поддержку в Александро-Невской церкви. И челябинцы знают об этом.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Богородско-Уфимской иконы Божией Матери — Уфа
В начале семнадцатого века в пределах современной Уфы, столицы Башкортостана, возникло село Новая Слобода. Царское правительство расселило здесь, на берегах полноводной реки Уфимки, крепостных крестьян. Вокруг на сотни километров простирались дремучие леса. В 1621 году в эти леса от ложного обвинения бежал житель Новой Слободы по имени Стефан, которого осудили на публичную порку.
Вскоре он шёл по глухому лесу и внезапно услышал откуда-то сверху дивный женский голос: «Стефан, воротись в село!». Мужчина поднял глаза и увидел в воздухе икону Божией Матери. Крестьянин вернулся в Новую Слободу и рассказал о необычайном происшествии односельчанам. Люди все вместе отправились в лес и увидели парящий над землёй образ. Православные на коленях стали молиться Божией Матери. Икона плавно опустилась на руки Стефану — так Небесная Заступница показала, что он невиновен.
Для святыни в Новой Слободе построили церковь. Храм освятили в честь Казанской иконы Божией Матери — именно ей по иконографии соответствовал обретённый образ. Село получило название Богородское и сюда потянулись паломники. На месте явления святыни забил родник, вода которого обладала целительными свойствами.
В семнадцатом столетии прославленный образ Богородицы перенесли в Уфу, в кафедральный собор Воскресения Христова. Здесь икона получила название Богородско-Уфимская. Ей посвятили новую каменную церковь в селе Богородском. Храм построили в 1877 году после того, как старый, деревянный, сгорел дотла во время пожара. Из Уфы в село Богородское ежегодно совершался крестный ход с чудотворной святыней. Так продолжалось до революции 1917 года.
Новые власти закрыли и обезобразили Богородско-Уфимскую церковь. Храм лишился куполов и колокольни, а под его сводами разместили школу-интернат. Родник с целебной водой безбожники залили бетоном. Чудотворная икона исчезла. Вскоре село Богородское вошло в состав Уфы и утратило своё историческое название. Его сначала переименовали в Моторное, а затем нарекли Инорс. Аббревитатура расшифровывается как «Институт норм строительства» — по проектам этой организации застраивалась здешняя территория в середине двадцатого века.
Несмотря на печальные перемены, верующие не теряли надежду, что когда-нибудь в Богородско-Уфимской церкви вновь зазвучит молитва. И их чаяния сбылись — в 1990 году храм вернули православным. Здание восстановили и отреставрировали. Под его сводами ежедневно совершаются богослужения. Помолиться в Богородско-Уфимскую церковь приходят не только жители микрорайона Инорс города Уфы — к месту явления чудотворного образа Богородицы приезжают верующие со всех уголков России.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Геническ, Херсонская область)
Геническ раскинулся на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Город и полуостров связаны не только географически, но и исторически. Символом этого единства можно назвать храм Рождества Богородицы, что стоит в Геническе в пятистах метрах от морского берега. Он был основан в начале девятнадцатого века как подворье монастыря Стефана Сурожского, расположенного в Крыму, в урочище Кизилташ между Судаком и Феодосией.
Идея открыть в Геническе монашескую обитель принадлежала местному благочестивому жителю по имени Созонтий Иванович. Фамилия этого человека неизвестна, хотя сведений о нём сохранилось довольно много. Офицер, участник Русско-турецкой войны, выйдя в отставку, посвятил себя аскетическим подвигам во славу Божию — почти не имел имущества, пребывал в молитве и паломничал по монастырям. Любил бывать и в Кизилташской обители святителя Стефана Сурожского.
В начале 1904 года Созонтий Иванович пришёл на собрание депутатов городской управы Геническа и попросил участок земли для будущего монастырского подворья. Из уважения к военным заслугам старца градоначальники выполнили его просьбу. Получив в имение заросшую бурьяном пустошь, подвижник поселился в келье-землянке и стал собирать средства на строительство храма. Видя бескорыстное стремление Созонтия Ивановича угодить Богу, люди откликнулись на его призыв. 21 сентября 1904 года в основание церкви был заложен первый камень.
Строительство продолжалось несколько лет. Созонтий Иванович принимал в нём деятельное участие. Уцелела фотография подвижника, возле ещё недостроенного храма. Снимок 1907 года сохранил образ доброго старичка в ветхой шинели. Созонтий Иванович почил 1 июня 1908 года. Он был похоронен в склепе при церкви, которая уже сияла куполами. В 1910-м храм освятили в честь праздника Рождества Богородицы.
Как и мечтал старец, церковь в Геническе стала подворьем Кизилташского монастыря. Территорию вокруг обители насельники превратили в оазис. Здесь журчали фонтаны, благоухали розы, а по песчаным дорожкам прогуливались павлины. В храме Рождества Богородицы ежедневно совершались богослужения.
После революции 1917-го на подворье в Геническе находили приют священники, гонимые безбожниками. В тридцатых годах власти добрались и до этой обители. Хозяйство разорили, братские корпуса уничтожили. Уцелел только храм Рождества Богородицы. В нём размещался сначала склад, а затем спортивный зал. Вновь действующей церковь стала в 1989-ом. Православные вернули старинному зданию былое благообразие. Сегодня голубые стены и купола видны издалека со стороны побережья. В них словно отражаются небесная синь и просторы Азовского моря.
Все выпуски программы ПроСтранствия







