— Как же я тебе благодарна, Андрюша, что навестил нас! Я давно так не отдыхала! Мы с тобой и по Твери погуляли, и на катере покатались. Теперь вот в картинную галерею выбрались.
— И тебе спасибо, Алла! Так приятно было вспомнить детство, когда мы по три летних месяца у бабушки в деревне гостили.
— Семеро двоюродных братьев-сестёр нас собиралось у неё— весело было! И за ягодами в лес сбегаем, и в пруду искупаемся. А заброшенную барскую усадьбу помнишь? О вот, кстати, особнячок похож на неё!
— На картине Василия Причетникова? Что-то общее действительно есть! Только едва ли можно сравнивать скромную усадьбу провинциальных помещиков с пышным имением князя Куракина. Летний домик, который тебе напомнил нашу деревню — лишь второстепенная деталь огромного паркового ансамбля. А основной барский дом — вон, видишь, на заднем плане картины — трёхэтажный дворец с колоннами. В нём было восемьдесят комнат, богато украшенных картинами и скульптурами.
— Неплохая дача!
— Слово не совсем подходящее. Усадьба в Саратовской губернии служила для Александра Борисовича Куракина одновременно местом ссылки и убежищем. Князь попал в немилость у Екатерины Второй, императрица выслала его в родовое имение Борисоглебское. Опальный вельможа преобразил небольшое сельцо́ и дал ему новое название — Надеждино.
— А зачем князю в уединении огромные хоромы?
— А никакого уединения не было. В Надеждине постоянно проживало больше полусотни человек, не считая гостей. Александр Борисович, будучи человеком милосердным и хлебосольным, дал работу многим обедневшим дворянам и хорошо им платил. В имении были должности секретаря, медика, капельмейстера, библиотекаря, различных смотрителей и управителей. А Василий Причетников три года служил личным художником князя —проживал в имении и писал его виды. Работа, которую мы видим — одна из бесконечного ряда пейзажей Надеждина.
— Причетникова князь Куракин тоже нанял из милости?
— Не думаю. Василий Причетников жил в Надеждине после 1795 года — в это время он уже имел звание академика живописи, поездил по миру, был востребован — то есть, не бедствовал. Его могли привлекать красивейшие панорамы Надеждина, художественный вкус хозяина, свободная обстановка в имении.
— Как это — свободная обстановка?
— Князь Куракин старался, чтобы каждый в его имении чувствовал себя непринужденно. К примеру, сам он никогда не ужинал, но обязательно накрывал стол в девять вечера и призывал всех непременно садиться за трапезу и хозяйничать, не смущаясь его отсутствием.
— Да, можно сказать, шведский стол, all inclusive. Прямо захотелось поехать в это Надеждино, представить, как в этой усадьбе люди жили. Только уцелело ли там что-нибудь?
— Как тебе сказать. Дворец стоит в руинах. Частично сохранились флигели. Но в августе 2020 года я смотрел передачу на канале «Культура» — частный инвестор взялся восстановить усадьбу и сделать её туристическим объектом. Очень хочу верить, что старинное имение вновь станет таким же прекрасным, как на картине Василия Причетникова. А ещё больше мне хочется, чтобы в нашей стране укреплялись традиции гостеприимства, благотворительности, меценатства. Чтобы состоятельные граждане воспринимали свое богатство как поручение от Бога служить своим соотечественникам.
«Картину Василия Причетникова „Летний дом в имении Куракиных Надеждино“ можно увидеть в Тверской областной картинной галерее».
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В современном языке слово «святое», или «святыня», давно перестало ассоциироваться с религией. Святыней человек может назвать что-то очень для себя дорогое и важное. Иногда употребление этого слова даже не предполагает какого-то трепета, речь может идти просто о том, без чего нельзя обойтись. Например, кто-то может сказать: «Для меня выходные — это святое». Но что же такое «святыня» в изначальном своём смысле и как это слово понимается в христианстве? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Как известно, понимание любого текста зависит от того, в какой перспективе он читается. Иногда что-то важное можно понять, если обратиться к контексту главы, иногда к контексту всей евангельской истории. Однако отрывок, который мы только что услышали, обретает особенное звучание в контексте праздника Покрова Пресвятой Богородицы, который мы празднуем сегодня.
Обращаясь к своим ученикам и желая объяснить им разницу Ветхого и Нового заветов, апостол Павел говорит об устройстве ветхозаветной скинии и о богослужении, которое было с нею связано. Он напоминает, что в ней было два особенных помещения: святое и святое святых, в котором хранилась главная святыня всего народа: Ковчег Завета, содержащий сосуд с манной небесной, расцветший жезл Аарона и скрижали завета, полученные Моисеем от Бога на Синае. В описании, данном апостолом Павлом, очень хорошо заметно классическое религиозное отношение к святыне. Мир оказывается разделён на профанное и сакральное, человеческое и божественное, и второе сокрыто от первого, спрятано от потребительского отношения, от грубого использования, от всего временного и в итоге смертного. Чтобы стать ближе к Святому необходимо было приготовиться и очиститься. Войти в Святое Святых мог вообще только первосвященник один раз в году. Через святыню людям открывалась божественная благодать, напоминающая о Боге, но Сам Бог был от них сокрыт. Да, в Ковчеге Завета хранились знаки Его милости — манна, которая помогла выжить в пустыне, жезл Ааронов как символ избранности левитов (колена рода священников) и скрижали Завета, содержащие заповеди, соблюдение которых помогало человеку оставаться в союзе с Богом. Но при этом само понятие святыни в Ветхом Завете указывает на недосягаемость Бога, который Свят и в этом смысле совершенно отделён от мира.
Почему же текст апостола Павла о ветхозаветных святынях читается в богородичный праздник? Потому что Бог, Который был совершенно отделён и воспринимался как бесконечно далёкий, получает через Деву Марию человеческую плоть и во всей полноте и реальности входит в нашу жизнь. Неслучайно и святыни, которые упоминает апостол, в Церковном Предании становятся символами Матери Божией. Она стала истинным сосудом с манной, потому что Христос — наша истинная пища, Она — жезл Аарона, потому что из Неё иссохшему миру воссияла новая жизнь, Она — скрижали Завета, потому что подлинно слагала слова Божии в Своём сердце.
Как же изменилось восприятие святыни в Новом Завете по сравнению с Ветхим? Неверно сказать, что традиционное понимание святыни не сохранилось. Как в Евангелиях, так и в иных новозаветных текстах упоминаются вещи и явления, освящённые благодатью. Однако Новый Завет предполагает и новое понимание святыни, радикально отличное от всего прежнего, ведь Тот, Кто единственно Свят по природе, от Кого происходит само понятие святыни, входит в наш мир и становится человеком, открывая каждому из нас путь к святости.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Волонтёры в помощь людям с ментальными нарушениями
Оксана Артеменко из Мурманска — куратор в проекте «Особые встречи». Он создан фондом Андрея Первозванного для поддержки людей с особенностями развития и расстройствами в ментальной сфере. Оксана и волонтёры из разных городов с помощью видеосвязи устраивают для подопечных из социальных учреждений онлайн-встречи. Дают им возможность общаться, осваивать важные для жизни навыки, творчески выражать себя, дистанционно бывать на экскурсиях, мастер-классах и других событиях. Также участники проекта навещают подопечных лично.
Оксана помогает особенным людям уже давно. В Мурманске женщина проводит для детей и взрослых с умственными нарушениями творческие, развивающие занятия. «К сожалению, многие не хотят с ними работать — не видят смысла. Да, они другие, но у них есть свои способности — кто-то вышивает, кто-то разбирается в технике и так далее. И, конечно, каждый просто нуждается в поддержке, добром слове и участии ближних», — говорит женщина.
О проекте «Особые встречи» Оксана узнала из соцсетей — увидела объявление о наборе добровольцев и откликнулась. Сегодня она организует дистанционные и живые встречи подопечных и волонтёров. «По видео связи мы разговариваем, вместе путешествуем и не только. Также с командой проекта мы навещаем детей и взрослых лично. В прошлом году сделали сюрприз для жителей интернатов в Московской области. Они были несказанно рады увидеть нас вне экрана. Мы вместе пели, танцевали, играли. Очень тёплые воспоминания», — делится Оксана Артеменко.
Присоединяйтесь к волонтёрскому проекту «Особые встречи» и наполняйте жизнь особенных людей творчеством и радостью. Узнать об этом больше можно в группе «Особые встречи» в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/vstrechafap
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Андрей Платонович Платонов». Елена Антонова
У нас в студии была старший научный сотрудник Института мировой литературы, кандидат филологических наук Елена Антонова.
Разговор шел о судьбе и творчестве писателя, журналиста, военного корреспондента Андрея Платоновича Платонова и о том, как в его произведениях отразилась история первой половины 20-го века.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Андрей Платонович Платонов». Елена Антонова
- «Генерал Константин Константинович Мамонтов (Мамантов)». Константин Залесский
- «Поэт Николай Тряпкин». Анастасия Чернова
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов