— Как же я тебе благодарна, Андрюша, что навестил нас! Я давно так не отдыхала! Мы с тобой и по Твери погуляли, и на катере покатались. Теперь вот в картинную галерею выбрались.
— И тебе спасибо, Алла! Так приятно было вспомнить детство, когда мы по три летних месяца у бабушки в деревне гостили.
— Семеро двоюродных братьев-сестёр нас собиралось у неё— весело было! И за ягодами в лес сбегаем, и в пруду искупаемся. А заброшенную барскую усадьбу помнишь? О вот, кстати, особнячок похож на неё!
— На картине Василия Причетникова? Что-то общее действительно есть! Только едва ли можно сравнивать скромную усадьбу провинциальных помещиков с пышным имением князя Куракина. Летний домик, который тебе напомнил нашу деревню — лишь второстепенная деталь огромного паркового ансамбля. А основной барский дом — вон, видишь, на заднем плане картины — трёхэтажный дворец с колоннами. В нём было восемьдесят комнат, богато украшенных картинами и скульптурами.
— Неплохая дача!
— Слово не совсем подходящее. Усадьба в Саратовской губернии служила для Александра Борисовича Куракина одновременно местом ссылки и убежищем. Князь попал в немилость у Екатерины Второй, императрица выслала его в родовое имение Борисоглебское. Опальный вельможа преобразил небольшое сельцо́ и дал ему новое название — Надеждино.
— А зачем князю в уединении огромные хоромы?
— А никакого уединения не было. В Надеждине постоянно проживало больше полусотни человек, не считая гостей. Александр Борисович, будучи человеком милосердным и хлебосольным, дал работу многим обедневшим дворянам и хорошо им платил. В имении были должности секретаря, медика, капельмейстера, библиотекаря, различных смотрителей и управителей. А Василий Причетников три года служил личным художником князя —проживал в имении и писал его виды. Работа, которую мы видим — одна из бесконечного ряда пейзажей Надеждина.
— Причетникова князь Куракин тоже нанял из милости?
— Не думаю. Василий Причетников жил в Надеждине после 1795 года — в это время он уже имел звание академика живописи, поездил по миру, был востребован — то есть, не бедствовал. Его могли привлекать красивейшие панорамы Надеждина, художественный вкус хозяина, свободная обстановка в имении.
— Как это — свободная обстановка?
— Князь Куракин старался, чтобы каждый в его имении чувствовал себя непринужденно. К примеру, сам он никогда не ужинал, но обязательно накрывал стол в девять вечера и призывал всех непременно садиться за трапезу и хозяйничать, не смущаясь его отсутствием.
— Да, можно сказать, шведский стол, all inclusive. Прямо захотелось поехать в это Надеждино, представить, как в этой усадьбе люди жили. Только уцелело ли там что-нибудь?
— Как тебе сказать. Дворец стоит в руинах. Частично сохранились флигели. Но в августе 2020 года я смотрел передачу на канале «Культура» — частный инвестор взялся восстановить усадьбу и сделать её туристическим объектом. Очень хочу верить, что старинное имение вновь станет таким же прекрасным, как на картине Василия Причетникова. А ещё больше мне хочется, чтобы в нашей стране укреплялись традиции гостеприимства, благотворительности, меценатства. Чтобы состоятельные граждане воспринимали свое богатство как поручение от Бога служить своим соотечественникам.
«Картину Василия Причетникова „Летний дом в имении Куракиных Надеждино“ можно увидеть в Тверской областной картинной галерее».
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.