— Как же я тебе благодарна, Андрюша, что навестил нас! Я давно так не отдыхала! Мы с тобой и по Твери погуляли, и на катере покатались. Теперь вот в картинную галерею выбрались.
— И тебе спасибо, Алла! Так приятно было вспомнить детство, когда мы по три летних месяца у бабушки в деревне гостили.
— Семеро двоюродных братьев-сестёр нас собиралось у неё— весело было! И за ягодами в лес сбегаем, и в пруду искупаемся. А заброшенную барскую усадьбу помнишь? О вот, кстати, особнячок похож на неё!
— На картине Василия Причетникова? Что-то общее действительно есть! Только едва ли можно сравнивать скромную усадьбу провинциальных помещиков с пышным имением князя Куракина. Летний домик, который тебе напомнил нашу деревню — лишь второстепенная деталь огромного паркового ансамбля. А основной барский дом — вон, видишь, на заднем плане картины — трёхэтажный дворец с колоннами. В нём было восемьдесят комнат, богато украшенных картинами и скульптурами.
— Неплохая дача!
— Слово не совсем подходящее. Усадьба в Саратовской губернии служила для Александра Борисовича Куракина одновременно местом ссылки и убежищем. Князь попал в немилость у Екатерины Второй, императрица выслала его в родовое имение Борисоглебское. Опальный вельможа преобразил небольшое сельцо́ и дал ему новое название — Надеждино.
— А зачем князю в уединении огромные хоромы?
— А никакого уединения не было. В Надеждине постоянно проживало больше полусотни человек, не считая гостей. Александр Борисович, будучи человеком милосердным и хлебосольным, дал работу многим обедневшим дворянам и хорошо им платил. В имении были должности секретаря, медика, капельмейстера, библиотекаря, различных смотрителей и управителей. А Василий Причетников три года служил личным художником князя —проживал в имении и писал его виды. Работа, которую мы видим — одна из бесконечного ряда пейзажей Надеждина.
— Причетникова князь Куракин тоже нанял из милости?
— Не думаю. Василий Причетников жил в Надеждине после 1795 года — в это время он уже имел звание академика живописи, поездил по миру, был востребован — то есть, не бедствовал. Его могли привлекать красивейшие панорамы Надеждина, художественный вкус хозяина, свободная обстановка в имении.
— Как это — свободная обстановка?
— Князь Куракин старался, чтобы каждый в его имении чувствовал себя непринужденно. К примеру, сам он никогда не ужинал, но обязательно накрывал стол в девять вечера и призывал всех непременно садиться за трапезу и хозяйничать, не смущаясь его отсутствием.
— Да, можно сказать, шведский стол, all inclusive. Прямо захотелось поехать в это Надеждино, представить, как в этой усадьбе люди жили. Только уцелело ли там что-нибудь?
— Как тебе сказать. Дворец стоит в руинах. Частично сохранились флигели. Но в августе 2020 года я смотрел передачу на канале «Культура» — частный инвестор взялся восстановить усадьбу и сделать её туристическим объектом. Очень хочу верить, что старинное имение вновь станет таким же прекрасным, как на картине Василия Причетникова. А ещё больше мне хочется, чтобы в нашей стране укреплялись традиции гостеприимства, благотворительности, меценатства. Чтобы состоятельные граждане воспринимали свое богатство как поручение от Бога служить своим соотечественникам.
«Картину Василия Причетникова „Летний дом в имении Куракиных Надеждино“ можно увидеть в Тверской областной картинной галерее».
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России