— Как же я тебе благодарна, Андрюша, что навестил нас! Я давно так не отдыхала! Мы с тобой и по Твери погуляли, и на катере покатались. Теперь вот в картинную галерею выбрались.
— И тебе спасибо, Алла! Так приятно было вспомнить детство, когда мы по три летних месяца у бабушки в деревне гостили.
— Семеро двоюродных братьев-сестёр нас собиралось у неё— весело было! И за ягодами в лес сбегаем, и в пруду искупаемся. А заброшенную барскую усадьбу помнишь? О вот, кстати, особнячок похож на неё!
— На картине Василия Причетникова? Что-то общее действительно есть! Только едва ли можно сравнивать скромную усадьбу провинциальных помещиков с пышным имением князя Куракина. Летний домик, который тебе напомнил нашу деревню — лишь второстепенная деталь огромного паркового ансамбля. А основной барский дом — вон, видишь, на заднем плане картины — трёхэтажный дворец с колоннами. В нём было восемьдесят комнат, богато украшенных картинами и скульптурами.
— Неплохая дача!
— Слово не совсем подходящее. Усадьба в Саратовской губернии служила для Александра Борисовича Куракина одновременно местом ссылки и убежищем. Князь попал в немилость у Екатерины Второй, императрица выслала его в родовое имение Борисоглебское. Опальный вельможа преобразил небольшое сельцо́ и дал ему новое название — Надеждино.
— А зачем князю в уединении огромные хоромы?
— А никакого уединения не было. В Надеждине постоянно проживало больше полусотни человек, не считая гостей. Александр Борисович, будучи человеком милосердным и хлебосольным, дал работу многим обедневшим дворянам и хорошо им платил. В имении были должности секретаря, медика, капельмейстера, библиотекаря, различных смотрителей и управителей. А Василий Причетников три года служил личным художником князя —проживал в имении и писал его виды. Работа, которую мы видим — одна из бесконечного ряда пейзажей Надеждина.
— Причетникова князь Куракин тоже нанял из милости?
— Не думаю. Василий Причетников жил в Надеждине после 1795 года — в это время он уже имел звание академика живописи, поездил по миру, был востребован — то есть, не бедствовал. Его могли привлекать красивейшие панорамы Надеждина, художественный вкус хозяина, свободная обстановка в имении.
— Как это — свободная обстановка?
— Князь Куракин старался, чтобы каждый в его имении чувствовал себя непринужденно. К примеру, сам он никогда не ужинал, но обязательно накрывал стол в девять вечера и призывал всех непременно садиться за трапезу и хозяйничать, не смущаясь его отсутствием.
— Да, можно сказать, шведский стол, all inclusive. Прямо захотелось поехать в это Надеждино, представить, как в этой усадьбе люди жили. Только уцелело ли там что-нибудь?
— Как тебе сказать. Дворец стоит в руинах. Частично сохранились флигели. Но в августе 2020 года я смотрел передачу на канале «Культура» — частный инвестор взялся восстановить усадьбу и сделать её туристическим объектом. Очень хочу верить, что старинное имение вновь станет таким же прекрасным, как на картине Василия Причетникова. А ещё больше мне хочется, чтобы в нашей стране укреплялись традиции гостеприимства, благотворительности, меценатства. Чтобы состоятельные граждане воспринимали свое богатство как поручение от Бога служить своим соотечественникам.
«Картину Василия Причетникова „Летний дом в имении Куракиных Надеждино“ можно увидеть в Тверской областной картинной галерее».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер