Внутренний мир — это тайна, открытая только Богу. Готовы ли мы к встрече с Ним? Героини картины Василия Максимова «Всё в прошлом» несмотря на почтенный возраст проживают каждый день в тихой радости, с Богом. И поддерживают друг друга.
— Добрый день!
— Без сомнения, добрый! Такая замечательная погода на улице! Народ гуляет, все весёлые! А здесь, у вас в магазине, наоборот, очень тихо. И это тоже хорошо.
— Если честно, я больше люблю тишину и одиночество.
— О, в вашем возрасте это большая редкость!
— Я просто выгляжу молодо, а на самом деле мне уже тридцать два! И потом, я чувствую себя гораздо старше. Может, помните картину — там две печальные бабушки сидят на солнце возле деревянного дома? Я в них узнаю себя — та же усталость от прожитых лет.
— Наверное, вы говорите про картину Василия Максимова «Всё в прошлом»? Сейчас попробую найти её в интернете... Вот, взгляните — она?
— Да, да — та самая!
— Признаюсь, мне трудно уловить сходство между вами и героинями полотна. Мы видим здесь старенькую дворянку и её столь же пожилую служанку. Им обеим далеко не тридцать два, а, пожалуй, больше восьмидесяти. В весенний солнечный день старушки сидят в тени сиреневого куста, барыня — в кресле с подушками, её компаньонка — на ступеньке крыльца. И они не унывают под тяжестью лет.
— А как вы определили, что бабушки не унывают?
— Посмотрите, как тщательно одета помещица — на ней белоснежный кружевной чепец, платье с пышным бантом, бархатная накидка, отделанная мехом. Наряд служанки скромный, но чистый и добротный. Человек, которому жизнь не мила, как правило, не тратит силы на заботу о внешнем виде.
— Богатому человеку на это не требуется много сил. Заплатил, и всё за тебя сделали: постирали, отбелили, погладили.
— Но дворянка с картины Василия Максимова вовсе не богата. Об этом говорит особняк с заколоченными окнами на заднем плане. Можно предположить, что там героиня жила в роскоши до 1861 года, то есть, до отмены крепостного права. После крестьянской реформы дворянская усадьба, как и многие другие в России, утратила былой лоск, разорилась. Барыня перебралась в скромный флигель, а из всей челяди с ней осталась одна верная служанка. И, полагаю, что старушки на закате жизни стали друг другу опорой.
— И всё-таки название картины — «Всё в прошлом», звучит, как грозный приговор для них.
— Это приговор скорее помещичьему укладу, безвозвратно утраченному после отмены крепостного права. Картина написана в 1889 году. Можно предположить, что двадцать восемь лет после реформы были непростыми и для барыни, и для её служанки. Но эти женщины не потеряли себя на крутом вираже истории. Они научились служить друг другу — одна трудом, вторая — остатками имения. И стараются наполнять быт нехитрыми радостями: пьют чай из самовара на крылечке, вдыхают аромат сирени.
— Какая может быть радость, если жизнь подходит к завершению?
— Бог создал человека для вечности, короткая земная жизнь предваряет новую, бесконечную. Какой она будет, зависит от того, что ты возьмешь с собой за предельную черту, любовь или злобу.
— А с чем подошли к завершению жизни героини картины «Всё в прошлом»?
— Внутренний мир каждого из нас — это сокровенная тайна, которая открыта только Богу. Только Ему ведомо, как накануне перехода в иной мир человеческая душа ищет возможности стать чище, анализирует пройденный путь, скорбит о совершенных ошибках, благодарит за радости. И женщины на картине Василия Максимова «Всё в прошлом» погружены в себя. Если у вас будет возможность, посмотрите подлинник картины в Третьяковской галерее. Когда стоишь перед ним, то буквально слышишь тишину, в которой душа готовится предстать перед Создателем.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Воспитание девочек». Жанна Трифонова
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
У нас в студии была Вице-президент Международной и Российской Макаренковской Ассоциации по международным отношениям Жанна Трифонова.
Разговор шел об особенностях воспитания девочек, на что особенно важно обращать внимание и как помочь девочке сохранить женственность и чистоту в современном мире.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Прихожане и захожане. Наталья Махмудова
Лет пять назад я услышала в храме слово «захожане». Признаться, мне понравилось это определение людей, которые иногда заходят в храм, например свечку поставить, но сами не знают, ни кому ставить, ни как молиться. Мне показалось, что это остроумно, точно подмечено.
Через некоторое время Великим постом проходило в нашем храме соборование. Людей много пришло. Среди них и совершенно незнакомые лица встречались. Во время первого помазывания священник остановился около мужчины средних лет. Простой такой мужчина, тихий. Выяснилось, что он без нательного креста. Священник велел ему из лавки принести крестик. В этот момент я услышала, как бабушки рядом говорили между собой: «Захожанин». Кивали головами и рассматривали виновника задержки. И я тоже подумала: «Вот, идут на соборование, без креста. Если без креста, зачем соборование? Не понимают даже, наверное, что здесь происходит».
Принесли крест, мужчина надел. Всё пошло своим чередом. Когда я от своих мыслей вернулась к молитве, хор пел покаянные слова: «Помилуй нас, Боже. Помилуй нас, Владыко. Помилуй нас, Святый». От осознания того, что я сделала, заплакала: о чем думаю вместо того, чтобы молиться? Забыла, где нахожусь. В момент таинства я не просто отвлеклась, а осуждала ближнего! Господь человека в храм привел, а я, ничего про него не зная, плохо о нём подумала.
Попросила у Бога прощения. Помолилась за этого мужчину. Думаю, ведь он мог бы и уйти, не собороваться, обидеться. Видела я такое, когда из храма с раздражением уходили. А мужчина все косые взгляды вытерпел. Значит, надо ему здесь быть.
Я задумалась о смысле всей этой истории. Захожане и прихожане. Откуда это протипоставление? Заходить — это иногда и на короткое время. А прийти, значит достигнуть какого-то места. Ну вот я — прихожанка храма. Места я достигла, в храм хожу. А в храме что я делаю? Непрестанно молюсь? Нет, отвлекаюсь. И от того, что я догматические основы веры знаю, молитвы и жития святых, автоматически лучше я не делаюсь, если не веду духовной работы над собой, если не стремлюсь жить по заповедям.
А первая заповедь в отношении к людям: «Возлюби ближнего». Кого же я люблю? Таких же, как я, прихожан. А остальных? Почему же я делю людей в храме на своих и чужих? Как же так получилось в моем сознании? Ведь пришла в храм из совершенно светской мирской среды. Так же зашла когда-то и осталась.
У меня много близких, которые на богослужения не ходят. Я же не общаюсь с ними свысока, не делаю им замечания. Почему же в храме иначе? Получается, прихожане воспринимают «не прихожан» как чужих и как бы охраняют церковь от мимолетных посещений тех, кто, по нашему мнению, не умеет себя вести: во время службы протискиваются к подсвечникам, свечи ставят не так, как надо, да еще запрещают их поправлять, от женщин в брюках, без платка и так далее.
Не удивительно, что люди, заходящие в храм, иногда воспринимают служителей, прихожан как довольно неприятных людей. Знаю я и такие истории, когда прямо говорят: «Войдешь в церковь и тут же к тебе кто-то пристает с замечаниями. Из-за них я и не хожу туда».
Не хочу сказать, что они во всем правы. И, конечно, не имею в виду людей, которые намеренно кощунствуют в храме. Я вот о чем: Это Господь людей приводит в храм, а моя задача сделать всё, чтобы не отвернуть их. Если я не могу им помочь, то не нужно хотя бы мешать.
Каждый раз при появлении в храме нового человека, который может и что-то не так делает, необходимо напоминать себе о том, что очень страшно неосторожным словом или поступком стать препятствием на пути человека к Богу. Приходите, дорогие захожане, в храмы почаще и оставайтесь в нём. Давайте, по заповеди, возлюбим друг друга и помолимся друг о друге.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
14 декабря. О важности догматов в Церкви
В 1-й главе Послания апостола Павла к галатам сказано: «Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово».
О важности догматов в Церкви — протоиерей Василий Гелеван.
Догматическое учение церкви — это организм. Здесь все стройно, сложено и связано между собой. В истории церкви всегда будут люди, которые хотят приспособить вероучение к своему убеждению, хотят совратить на церковнославянском языке превратители, извратить евангельское Христово благовестие. Не существует другого Евангелия. Есть только люди, искажающие благую весть, а она одна.
Догматические формулировки церковных соборов появлялись в ответ на возникавшие искажения, то есть те или иные еретические учения. Ересь искажает евангельскую истину, а догматика как раз опирается на Евангелие. Христианское учение проистекает из Евангелия, из того, что сам Христос о себе сказал. Это совершенно конкретные формулировки. Например, что он Сын Божий, что он Господь, Судья. Все богословие церкви христоцентрично, и малейшее искажение истины уводит фокус от Христа, уводит душу от спасительной веры.
Выходит, что чистая вера — это вера в евангельскую правду, и вечная участь человека зависит от того, разделяет он или нет вероучения Церкви Христовой.
Все выпуски программы Актуальная тема