Тишина и покой на пороге вечности кисти Василия Максимова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Тишина и покой на пороге вечности кисти Василия Максимова

Поделиться Поделиться

Внутренний мир — это тайна, открытая только Богу. Готовы ли мы к встрече с Ним? Героини картины Василия Максимова «Всё в прошлом» несмотря на почтенный возраст проживают каждый день в тихой радости, с Богом. И поддерживают друг друга.


«Всё в прошлом» Василий Максимов, 1889 г. Из собрания Третьяковской галереи

— Добрый день!

— Без сомнения, добрый! Такая замечательная погода на улице! Народ гуляет, все весёлые! А здесь, у вас в магазине, наоборот, очень тихо. И это тоже хорошо.

— Если честно, я больше люблю тишину и одиночество.

— О, в вашем возрасте это большая редкость!

— Я просто выгляжу молодо, а на самом деле мне уже тридцать два! И потом, я чувствую себя гораздо старше. Может, помните картину — там две печальные бабушки сидят на солнце возле деревянного дома? Я в них узнаю себя — та же усталость от прожитых лет.

— Наверное, вы говорите про картину Василия Максимова «Всё в прошлом»? Сейчас попробую найти её в интернете... Вот, взгляните — она?

— Да, да — та самая!

— Признаюсь, мне трудно уловить сходство между вами и героинями полотна. Мы видим здесь старенькую дворянку и её столь же пожилую служанку. Им обеим далеко не тридцать два, а, пожалуй, больше восьмидесяти. В весенний солнечный день старушки сидят в тени сиреневого куста, барыня — в кресле с подушками, её компаньонка — на ступеньке крыльца. И они не унывают под тяжестью лет.

— А как вы определили, что бабушки не унывают?

— Посмотрите, как тщательно одета помещица — на ней белоснежный кружевной чепец, платье с пышным бантом, бархатная накидка, отделанная мехом. Наряд служанки скромный, но чистый и добротный. Человек, которому жизнь не мила, как правило, не тратит силы на заботу о внешнем виде.

— Богатому человеку на это не требуется много сил. Заплатил, и всё за тебя сделали: постирали, отбелили, погладили.

— Но дворянка с картины Василия Максимова вовсе не богата. Об этом говорит особняк с заколоченными окнами на заднем плане. Можно предположить, что там героиня жила в роскоши до 1861 года, то есть, до отмены крепостного права. После крестьянской реформы дворянская усадьба, как и многие другие в России, утратила былой лоск, разорилась. Барыня перебралась в скромный флигель, а из всей челяди с ней осталась одна верная служанка. И, полагаю, что старушки на закате жизни стали друг другу опорой.

— И всё-таки название картины — «Всё в прошлом», звучит, как грозный приговор для них.

— Это приговор скорее помещичьему укладу, безвозвратно утраченному после отмены крепостного права. Картина написана в 1889 году. Можно предположить, что двадцать восемь лет после реформы были непростыми и для барыни, и для её служанки. Но эти женщины не потеряли себя на крутом вираже истории. Они научились служить друг другу — одна трудом, вторая — остатками имения. И стараются наполнять быт нехитрыми радостями: пьют чай из самовара на крылечке, вдыхают аромат сирени.

— Какая может быть радость, если жизнь подходит к завершению?

— Бог создал человека для вечности, короткая земная жизнь предваряет новую, бесконечную. Какой она будет, зависит от того, что ты возьмешь с собой за предельную черту, любовь или злобу.

— А с чем подошли к завершению жизни героини картины «Всё в прошлом»?

— Внутренний мир каждого из нас — это сокровенная тайна, которая открыта только Богу. Только Ему ведомо, как накануне перехода в иной мир человеческая душа ищет возможности стать чище, анализирует пройденный путь, скорбит о совершенных ошибках, благодарит за радости. И женщины на картине Василия Максимова «Всё в прошлом» погружены в себя. Если у вас будет возможность, посмотрите подлинник картины в Третьяковской галерее. Когда стоишь перед ним, то буквально слышишь тишину, в которой душа готовится предстать перед Создателем.


Все выпуски программы Свидание с шедевром

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем