Внутренний мир — это тайна, открытая только Богу. Готовы ли мы к встрече с Ним? Героини картины Василия Максимова «Всё в прошлом» несмотря на почтенный возраст проживают каждый день в тихой радости, с Богом. И поддерживают друг друга.

— Добрый день!
— Без сомнения, добрый! Такая замечательная погода на улице! Народ гуляет, все весёлые! А здесь, у вас в магазине, наоборот, очень тихо. И это тоже хорошо.
— Если честно, я больше люблю тишину и одиночество.
— О, в вашем возрасте это большая редкость!
— Я просто выгляжу молодо, а на самом деле мне уже тридцать два! И потом, я чувствую себя гораздо старше. Может, помните картину — там две печальные бабушки сидят на солнце возле деревянного дома? Я в них узнаю себя — та же усталость от прожитых лет.
— Наверное, вы говорите про картину Василия Максимова «Всё в прошлом»? Сейчас попробую найти её в интернете... Вот, взгляните — она?
— Да, да — та самая!
— Признаюсь, мне трудно уловить сходство между вами и героинями полотна. Мы видим здесь старенькую дворянку и её столь же пожилую служанку. Им обеим далеко не тридцать два, а, пожалуй, больше восьмидесяти. В весенний солнечный день старушки сидят в тени сиреневого куста, барыня — в кресле с подушками, её компаньонка — на ступеньке крыльца. И они не унывают под тяжестью лет.
— А как вы определили, что бабушки не унывают?
— Посмотрите, как тщательно одета помещица — на ней белоснежный кружевной чепец, платье с пышным бантом, бархатная накидка, отделанная мехом. Наряд служанки скромный, но чистый и добротный. Человек, которому жизнь не мила, как правило, не тратит силы на заботу о внешнем виде.
— Богатому человеку на это не требуется много сил. Заплатил, и всё за тебя сделали: постирали, отбелили, погладили.
— Но дворянка с картины Василия Максимова вовсе не богата. Об этом говорит особняк с заколоченными окнами на заднем плане. Можно предположить, что там героиня жила в роскоши до 1861 года, то есть, до отмены крепостного права. После крестьянской реформы дворянская усадьба, как и многие другие в России, утратила былой лоск, разорилась. Барыня перебралась в скромный флигель, а из всей челяди с ней осталась одна верная служанка. И, полагаю, что старушки на закате жизни стали друг другу опорой.
— И всё-таки название картины — «Всё в прошлом», звучит, как грозный приговор для них.
— Это приговор скорее помещичьему укладу, безвозвратно утраченному после отмены крепостного права. Картина написана в 1889 году. Можно предположить, что двадцать восемь лет после реформы были непростыми и для барыни, и для её служанки. Но эти женщины не потеряли себя на крутом вираже истории. Они научились служить друг другу — одна трудом, вторая — остатками имения. И стараются наполнять быт нехитрыми радостями: пьют чай из самовара на крылечке, вдыхают аромат сирени.
— Какая может быть радость, если жизнь подходит к завершению?
— Бог создал человека для вечности, короткая земная жизнь предваряет новую, бесконечную. Какой она будет, зависит от того, что ты возьмешь с собой за предельную черту, любовь или злобу.
— А с чем подошли к завершению жизни героини картины «Всё в прошлом»?
— Внутренний мир каждого из нас — это сокровенная тайна, которая открыта только Богу. Только Ему ведомо, как накануне перехода в иной мир человеческая душа ищет возможности стать чище, анализирует пройденный путь, скорбит о совершенных ошибках, благодарит за радости. И женщины на картине Василия Максимова «Всё в прошлом» погружены в себя. Если у вас будет возможность, посмотрите подлинник картины в Третьяковской галерее. Когда стоишь перед ним, то буквально слышишь тишину, в которой душа готовится предстать перед Создателем.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер