
Фото: PxHere
В 1899-м году знаменитый русский геолог и почвовед, профессор минералогии Василий Докучаев опубликовал свою работу «К учению о почвенных зонах природы». Научный труд он посвятил супруге — Анне Егоровне Докучаевой. В предисловии Василий Васильевич писал, что жена на протяжении многих лет поддерживала его и помогала — «и советом, и делом, с любовью и нередко с забвением личных интересов».
Василий Докучаев и Анна Синклер — такую фамилию будущая супруга учёного носила в девичестве — встретились в 1879-м году в Петербурге. Анна Егоровна, выпускница Екатерининского института, служила тогда начальницей частного женского пансиона на Васильевском острове. Ещё со студенческих лет Анна интересовалась естествознанием, и как только возглавила пансион, решила ввести эту дисциплину в программу учебного заведения. Она обратилась на кафедру естественных наук Санкт-Петербургского университета с просьбой прислать преподавателя. Через несколько дней на пороге пансиона появился молодой человек — высокого роста, синеглазый, с густой окладистой бородой. Это был сотрудник университетского кабинета минералогии, приват-доцент Василий Васильевич Докучаев. Сын священника, в своё время он окончил духовную семинарию. Однако, оставаясь глубоко верующим человеком, выбрал в итоге научную стезю. Его лекции по географии и астрономии оказались такими живыми и увлекательными, что Анна Егоровна и сама не пропускала ни одной. Она приходила в класс и тихонько садилась позади всех, стараясь не отвлекать учителя. Скоро между молодыми людьми возникло глубокое взаимное чувство. Общие интересы только подкрепляли его. Спустя год, в 1880-м, Анна Егоровна и Василий Васильевич поженились.
Молодожёны поселились в просторной квартире на 1-й линии Васильевского острова, всего в 15-ти минутах ходьбы от Университета, где Василий Васильевич преподавал курс минералогии и кристаллографии. С первых же дней Анна Егоровна стала помогать мужу в его работе. Переводила статьи из зарубежных журналов, вела личный архив учёного. В 1888-м году Василий Васильевич, уже будучи профессором минералогии, отправился в Полтавскую губернию — в экспедицию по изучению местных почв. Вместе с ним поехала и Анна Егоровна. Она не только облегчила мужу быт в походных условиях, но и активно помогала ему в исследованиях. Составляла описания почвенных образцов, формировала и систематизировала коллекции. По возвращении в Петербург Василий Васильевич опубликовал материалы экспедиции с подписью: «Обработано А.Е. Докучаевой». Впрочем, своё участие в научной деятельности супруга Анна Егоровна никогда не стремилась афишировать. Для окружающих она оставалась радушной и приветливой хозяйкой большого дома, где часто собирались коллеги и студенты Василия Васильевича. Анна Егоровна, по воспоминаниям современников, неизменно была душой таких встреч. Она накрывала на стол, играла для гостей на фортепиано.
Между тем, исследовательская и научная деятельность Василия Васильевича была настолько напряжённой, что здоровье начало подводить учёного. В 1895-м году ему пришлось надолго лечь в больницу. В те дни Анна Егоровна писала родным: «Я целыми днями горячо молюсь о здоровье моего безгранично любимого друга и мужа». Она обратилась к самому Иоанну Кронштадтскому, прося его помолиться о супруге, и отец Иоанн просьбу исполнил. В апреле 1896-го Докучаев в письме сообщал друзьям: «Теперь благодаря самоотверженному уходу моей дорогой Анюты, мое здоровье, видимо, вне опасности». Увы, через год, в феврале 1897-го года, не стало самой Анны Егоровны Докучаевой. Учёный пережил любимую супругу на семь лет. «Жене я обязан всем, что есть хорошего в моей жизни», — говорил он.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер