
В семье небогатого московского купца Бергмана, владельца маленькой бакалейной лавочки, начинался новый день. Дочь торговца, девятилетняя Валентина, помогала матери стирать бельё. Разговаривать за работой было не принято. В комнате слышался только плеск воды, да с улицы через открытое окно доносился городской шум. И вдруг полилась мелодия! Мама тихонько затянула песенку на немецком: ах, мой милый Августин... Валентина улыбнулась. Она так любила, когда мать пела! Жаль только, что случалось это очень редко. «Семья моя была совсем не музыкальная», — вспоминала впоследствии Валентина Семёновна Серова — первая русская женщина-композитор, которая всю свою жизнь посвятила музыкальному просвещению народа.
В отличие от родителей и сестёр, Валя с детства полюбила музыку. Услышав единственный раз какую-либо мелодию, запоминала её до последней ноты и могла напеть по памяти. Родители решили пригласить к дочери учителя музыки. Прослушав девочку, тот с восхищением заявил, что у Валентины абсолютный слух. Валя стала брать уроки вокала и игры на фортепиано. И преуспела настолько, что в 1862 году выиграла стипендию Русского музыкального общества на обучение в Петербургской Императорской консерватории.
Там Валентина познакомилась с будущим мужем — композитором и музыковедом Александром Серовым, автором оперы «Юдифь» на известный ветхозаветный сюжет, которая в те годы с большим успехом шла в Мариинском театре. Именно супруг заложил в сердце Валентины мысль о том, что необходимо нести музыкальное искусство в народ. Первой ласточкой стала газета «Музыка и театр», в которой супруги рассказывали о композиторах и их произведениях, доступным языком разбирали наиболее известные сочинения. Серовы не только издавали 16-полосную газету за собственный счёт, но и сами писали для неё все статьи. Детище просуществовало недолго: вскоре муж Валентины Семёновны тяжело заболел и в 1871 году скончался от сердечного приступа. Осталась незаконченной его опера по драме Александра Островского «Не так живи, как хочется». В память о супруге Валентина решила её завершить. Через некоторое время после публикации партитуры, Серова получила письмо из Тверской губернии. Некто по фамилии Юрьев писал, что поставил её оперу... в деревне. С участием крестьян и при большом стечении сельской публики. «Так я впервые узнала, что даются спектакли для народа; вся душевная жизнь моя заколыхалась от этого известия», — вспоминала Валентина Семёновна.
В 1880 году Серова приехала в деревню Судосево Новгородской губернии. Слух о её появлении быстро пронёсся по округе. Когда Валентина Семёновна объявила о том, что приглашает всех желающих петь в хоре, народ с любопытством и охотой к ней потянулся. В письме к сыну, уже известному в ту пору художнику, она сообщала: «Хоры мои блестяще идут. Поем мы Глинку, Чайковского и народные песни. Что за благодетельное влияние это производит на поющих — я выразить не умею». Ей часто говорили: мол, зачем вам всё это? Крестьянин не поймёт ничего. Но Валентина Семёновна видела, как тянутся к музыке сельские жители. Под открытым небом, на сцене, сколоченной из грубых досок, они самозабвенно играли «Хованщину», «Князя Игоря», «Жизнь за царя».
А однажды в деревню пришёл неурожай. В голодную зиму 1891 года Серова среди своих столичных знакомых открыла сбор в пользу голодающих. На эти средства в Судосево она организовала бесплатную столовую и аптеку. Со всей округи в село стекались люди за едой и лекарствами. И благодарили Валентину Семёновну за то, что не оставила их в беде. Её сын, художник Валентин Александрович Серов, вспоминал: «Маму тут все уважительно зовут мамашей. Очень ей верят и слушаются».
Когда тяжёлые времена миновали, в Судосево снова зазвучала музыка. В общей сложности около пятидесяти лет своей жизни Валентина Серова отдала духовному просвещению через искусство. В 1913 году петербургская газета «Русская молва» писала: «Горячая любовь и глубокая вера Валентины Семёновны в музыкальные способности русского народа победила все трудности и нашла живой отклик в душах людей».
Все выпуски программы Жизнь как служение
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема